Избрание митрополита Алексия (Симанского) Патриархом Московским и всея Руси.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, со­ставленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего Первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюсти­телем Патриаршего Престола митрополита Ленинградского Алексия.

20 мая Местоблюститель направил письмо Председателю Совнарко­ма. «Нашу Православную Церковь, - говорится в этом письме, - по­стигло тяжелое испытание: скончался Патриарх Сергий, 18 лет управ­ляющий Русской Церковью. Вам хорошо известно, с какой мудростью он нес это трудное послушание; Вам известна и, его любовь к Родине, его патриотизм... С его кончиной Церковь наша осиротела. По заве­щанию почившего Патриарха мне судил Бог принять на себя долж­ность Патриаршего Местоблюстителя... В предстоящей мне деятельно­сти я буду неизменно и неуклонно руководиться теми принципами, которыми отмечена была церковная деятельность почившего Патриар­ха: следование канонам и установлениям церковным, с одной стороны, и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему – с другой».

Продолжалась Великая Отечественная война, и в своем первом по­слании к пастве новый глава Церкви призвал верующих усилить молитвы о победе: «Мы переживаем время, когда Господь дарует нам уте­шение видеть близость победы нашего оружия над врагом. усилим, братие, нашу молитву о небесной помощи нашему воинству; усилим нашу, хотя малую, как капля в море, но если она дается от искреннего сердца, - действенную помощь на нужды военные».

В послании, с которым митрополит Алексий обратился к Церкви 22 июня 1944 года, он писал: «Три года тому назад разбойничий на­тиск немецкого племени на наши священные пределы открыл новую эпоху славы нашего доблестного воинства и нашего исстари победо­носного оружия...». В конце послания говорится: «Мы же по-прежнему будем молиться, да падет пред силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных, и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победо­носных вождей и воинов, освобождающих нашу русскую землю, осе­няет в их победном шествии на Запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма эта молитва и это благословение Церкви». «Господь крепость людям Своим даст и во время, Им пред­ставленное, благословит люди Своя победою и миром. Аминь». По призыву Местоблюстителя в епархиях и приходах Русской Церкви на­чат был сбор пожертвований в фонд помощи детям и семьям воинов.

После кончины Патриарха Сергия внутренняя жизнь Русской Цер­кви нуждалась в дальнейшем устроении. Первостепенной по важности заботой Священноначалия было замещение вдовствующих кафедр, в особенности в освобожденных областях Украины, Белоруссии и При­балтики. За время местоблюстительства митрополитом Алексием было совершено 16 архиерейских хиротоний. В 1944 году во епископа Сим­феропольского был рукоположен бывший архимандрит Александро-Невской Лавры Иоасаф (Журманов), на Брестскую кафедру был на­значен воронежский протоиерей Алексей Павлович Образцов с пост­рижением его в монашество и наречением имени Паисий. На кафедру епископов Владимирских был назначен священник Н.С.Фестинатов, в постриге нареченный Онисимом. На Смоленскую кафедру Священно­началие поставило вдового протоиерея А.В.Смирнова, постриженного с именем Сергия.

Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей); ру­кополагались пресвитеры и диаконы. Мысль Патриарха Сергия о во­зобновлении духовного образования в России была наконец осуществ­лена. В Москве открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы.

С 21 по 23 ноября 1944 года в здании Московской Патриархии засе­дал Собор епископов, главной целью которого была подготовка Поместного Собора. С отчетным докладом выступил Патриарший Местоблюс­титель. В этом докладе он сформулировал основные принципы церков­ного управления, которыми руководствовался сам во все время своего служения: «Церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаем­ся переступать через рубеж правил церковных, коль скоро переступим однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти». Митрополит Алексий сделал также доклад о патриотической деятельности Русской Православной Церкви. Архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) по­святил свой доклад проекту «Положения об управлении Русской Право­славной Церковью». С сообщением о состоянии подготовки к открытию духовных школ выступил назначенный ректором Православного Бого­словского Института протоиерей Т.Д.Попов. Отчет о деятельности ре­дакции «Журнала Московской Патриархии» сделал ее ответственный се­кретарь протоиерей А.П.Смирнов. Собор заслушал также доклад управ­ляющего делами Московской Патриархии протоиерея Н.Ф.Колчицкого о порядке избрания и чине настолования Патриарха. Архиерейский Со­бор утвердил программу предстоящего Поместного Собора.

24 ноября состоялась встреча между Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Г.Г.Карповым и члена­ми Архиерейского Собора. Выступая на этой встрече, Карпов сказал: «Те явления, которые сейчас происходят в жизни Церкви, во взаимоот­ношениях между Церковью и государством, не представляют чего-то случайного, неожиданного, не носят временного характера, не являются тактическим маневром, как пытаются представить это дело некоторые недоброжелатели, или как это иногда выражается в обывательских рас­суждениях. Эти мероприятия вытекают из той тенденции, которая на­метилась еще до войны и которая получила свое развитие во время войны. Эти мероприятия... носят характер одобрения той позиции, ко­торую Церковь заняла в отношении Советского государства в последнее десятилетие перед войной и в особенности во время войны». Слова Г.Г.Карпова не были обманом, они выражали основной принцип новой религиозной политики государственной власти, которая продолжалась около 15 лет после войны. Изменение этой политики произошло уже при новом государственном руководстве. 18 лет после кончины Патри­арха Тихона Престол Московских Первосвятителей оставался вдовству­ющим. От кончины его преемника Патриарха Сергия до созыва нового Поместного избирательного Собора прошло всего 8 месяцев.

Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресе­ния в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) – митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян.

Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917–1918 годов по ав­торитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патри­арх. Каллистрат, представители Вселенского Патриарха – митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского – митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом.

После торжественного молебна Собор открыл его Председатель –Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поис­тине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничива­ем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Рус­ской Православной Церкви».

Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и из­брание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Па­триарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докла­дом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечес­твенной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которо­го сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института – профессор протоиерей Т.Д. Попов, профес­сор Г.П. Георгиевский.

Краткое «Положение», единогласно утвержденное Собором, заме­нило развернутые определения Собора 1917/1918 годов, касавшиеся от­дельных инстанций церковной власти. Новое «Положение» резко под­черкивало иерархический строй церковного управления, возвышая в сравнении с «Определениями» предыдущего Собора полномочия Пат­риарха, епархиальных архиереев и настоятелей приходов. Сроки созы­ва Поместных и Архиерейских Соборов «Положением» не регламенти­ровались. Созыв Поместного и Архиерейского Соборов предоставлялся Патриарху или Синоду под председательством Местоблюстителя. По Положению Собора 1945 года Местоблюститель Патриаршего Престо­ла не избирался, а им становился после кончины Патриарха старший по хиротонии постоянный член Синода. По 24 статье «Положения» епархиальный архиерей назначался указом Патриарха, само же избра­ние, о котором «Положение» умалчивает, совершалось на практике Синодом. Вместо епархиального собрания и епархиального совета, предусмотренных «Определениями» Поместного Собора 1917-1918 го­дов, по «Положению» при епархиальном архиерее мог состоять епар­хиальный совет «там, где таковой будет архиереем образован», - ины­ми словами, учреждение его предоставлялось усмотрению архиерея. В «Положении» ничего не говорится о благочиннических собраниях и о благочиннических советах, упразднялась и введенная на предыдущем Поместном Соборе выборность благочинных. Настоятель прихода, по «Положению», должен был стоять во главе приходского собрания, яв­ляясь председателем и приходского собрания, и приходского совета. Назначался он архиереем и был ответственным перед ним. На настоятеля возлагалось попечение не только о религиозно-нравственной жиз­ни общины, но и о ее хозяйственной деятельности, ответственность за правомерный расход приходских средств.

Второе и последнее заседание Поместного Собора состоялось 2 фев­раля. На нем управляющий делами Московской Патриархии протоие­рей Н.Ф.Колчицкий огласил телеграмму от Патриарха Константино­польского Вениамина: «Радостно приветствую начало деяний Священ­ного Избирательного Собора. Великая Церковь Христова благословля­ет, желает полного успеха. Да совершит Господь Бог святое дело Собо­ра для блага и славы сестры – Российской Церкви». Протоиерей А.К.Станиславский выступил с приветствием от лица членов предыду­щего Поместного Собора.

Важнейшим деянием второго заседания Собора явилось избрание Патриарха. Архиереи, облачившись в мантии, один за другим, начи­ная от младшего по хиротонии, подавали от себя и от лица клириков и мирян своих епархий голос за кандидата на Патриарший Престол. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. После пения «Тебе Бога хвалим» и возглашения многолетия избраннику Собора старший по хиротонии архиерей – архиепископ Астраханский Филипп (Ставицкий) сказал: «Теперь по древнерусскому православному обычаю прими от нас, дорогой избранник, наш земной поклон с горячим мо­литвенным пожеланием долгие годы украшать Христову Церковь, не­сти великий и ответственный подвиг свой бодро, мужественно, с ве­рой в воздаяние...».

Поместный Собор обратился с посланием к архипастырям, пасты­рям и верным чадам Русской Православной Церкви, в котором, наря­ду с радостными явлениями в церковной жизни, обратил внимание и на омрачающие ее недуги: нарушения богослужебного устава, вступле­ние христиан в гражданский брак без церковного благословения, не­хранение постов, причем не только мирянами, но и клириками, пре­небрежение освященным традицией говением перед причастием, паде­ние церковной дисциплины.

В обращении к христианам всего мира Поместный Собор призвал к единству в достижении победы над фашизмом. Война еще продол­жается, но «исход войны уже решен, и никто и ничто изменить его не может». Всем стало ясно, «чьи молитвы, подобно Авелевой жертве, вознеслись ко Господу, и чьи кощунственные призывы стелются по земле, как дым от костра братоубийцы Каина...». «Православная Рус­ская Церковь, Церковь великой страны, принявшей основной удар кровавого фашизма и в схватке с ним нанесшей ему смертельную ра­ну... обращается к вам, братья христиане, чтобы вместе с нами напрягли свои усилия к завершению священной борьбы». В заключении «Послания» говорится: «Поместный Собор шлет благословение трудя­щимся всего мира и вождям народов, которые пекутся о благосостоя­нии и улучшении жизни меньших братьев», - в такой форме Собор выразил свою озабоченность социальными проблемами.

Интронизация Патриарха состоялась 4 февраля 1945 года в кафед­ральном соборе Москвы. Митрополит Киевский Иоанн, вручая Патри­арху куколь, произнес слово: «Быть кормчим Русской Церкви в пере­живаемое нами время, в период великих мировых событий – это по­двиг исключительного значения. На твои рамена возлагается величай­шее бремя. Дай Бог, чтобы дух Святейшего Сергия, витающий в этом святом храме, почил на тебе обильно и помогал бы тебе быть истин­ным хранителем апостольских преданий и вести неуклонно корабль нашей Церкви по избранному почившим пути во славу Божию и во благо нашей дорогой Родины».

Вручая Патриарху жезл, митрополит Крутицкий Николай тоже на­помнил о преемственности Первосвятительского служения: «Русский верующий народ видит на тебе сияние света незабвенного старца Пат­риарха Сергия, благословившего тебя замещать его после кончины до избрания нового Патриарха: ведь ты в течение 18 лет разделял с ним бремя высшего управления Церковью, как любящий и любимый им, его старший по хиротонии в ряду других епископов сын. И мы верим, что Святейший Патриарх Сергий и ныне незримо благословляет тебя на твой высокий, ответственный путь служения Церкви».

На Божественной литургии, во время запричастного стиха, было ог­лашено первое послание Патриарха к чадам Русской Церкви: «Что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается? – Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину. Задачею его является со­хранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога. Цель его – спасать вверенные ему души. Подвиг его – жить во Христе и для мира быть распятым. Долг Патриарха – хранить неизменность и не­прикосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделе­ний и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «стра­хом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некий спасутся». Архипастырей Патриарх призвал быть истинными молитвенниками. «Если архипастыри имеют долг наблюдать за тем, чтобы порученные их попечению пастыри делали свое пастырское дело не как наемники, не радеющие о стаде, а как истинные пастыри, «го­товые душу свою положить за овцы своя...», то и пастыри... молитвен­ным настроением, неленостным исполнением своего долга, исканием «не гнусной корысти» (1 Пет. 5,2-3), а спасения своих пасомых, дол­жны подавать верующим добрый пример служения Христу и Его Церк­ви». Обращаясь к мирянам, Первосвятитель призвал их словами Апос­тола «поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4,1)... «Вы – утешение наше, ... если жизнь свою направляете по пути христи­анскому, если честно и совестливо несете свои обязанности – семейные, общественные, гражданские».

 

Вопрос 46

Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.