Кончина патриарха Сергия (его биография).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

14 мая 1944 года Патриарх Сергий совершил в Ризоположенском храме хиротонию во епископа Можайского архимандрита Макария (Даева). Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Н.Ф.Колчицким вопросы, связанные с предстоящим засе­данием Синода. Святейший проснулся 15 мая в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов, впоследст­вии митрополит) вошел в спальню, он застал Святейшего бездыхан­ным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг.

18 мая 1944 года Патриарх Сергий был погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора. На отпевание Первосвятителя к собору стеклись многотысячные толпы православного народа. Храм был заполнен молящимися и оплакивающими почившего Патри­арха. Народ запрудил все пространство, примыкающее к собору. Чин погребения возглавил митрополит Московский Алексий. Ему сослужи­ли митрополиты Николай, Иоанн, 8 архиепископов и епископов и сонм пресвитеров.

В надгробном слове, произнесенном перед отпеванием, митрополит Алексий сказал: «В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба Святейшего Отца нашего и Патриарха и провожаем дух его «в путь всея земли». ...Церковь Православная скорбит об утрате его! Он весь принадлежит Церкви Божией. С самых юных лет он отдал ей все свои силы, все свои дарования и до конца был верен этому служению. ...Ко­гда Промысл Божий поставил его во главе православной русской паст­вы, тогда во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он подлинно стал Отцом и мудрым Кормчим для самих пастырей и архи­пастырей... На короткое время судил ему Господь воспринять высокое звание Патриарха Московского и всея Руси, главы Церкви Российской, как бы для того только, чтобы дать ему полноту славы церковной в воздаяние его великих заслуг церковных... Господь сподобил его вели­чайшего дара - тихой, безболезненной, мирной кончины и призвал его в дни, когда Церковь духовно празднует торжество жизни над смер­тью, когда она воспевает победную песнь: «Христос воскресе из мерт­вых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», и мы веруем, что земной подвиг его будет увенчан Господом нетленным вен­цом блаженства в вечных обителях».

Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье потомственного священника в 1867 году. Род Страгородских издревле принадлежал духовному сословию. При Екатерине II епископ Силь­вестр Страгородский занимал Крутицкую кафедру. Мать будущего Патриарха умерла в молодости, вскоре после рождения сына, и мальчик рос сиротой. Са­мые ранние воспоминания его связаны с Алексеевским женским монастырем, где его тетка - мать Евгения - была монахиней, а потом игуменией. На восьмом году мальчика отдали в приходское училище, а по окончании его – в Ни­жегородскую семинарию.

В 1886 году Иван Страгородский поступил в Петербургскую духовную ака­демию. На последнем курсе академии 30 января 1890 года принял постриг и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Сокурсник Патриарха архиепископ Варфоломей (Городцев) вспоминал: «Действительно яркой звездою... курса был Страгородский Иван Николаевич... Он с первых же дней заявил себя вни­мательным отношением к так называемым семестровым сочинениям, вдумчи­во прочитывал нужные книги, для чего часто посещал Публичную библиотеку, слушал лекции и на экзаменах давал блестящие ответы... Еще на третьем курсе он начал усердно изучать творения святых отцов Церкви и знакомиться с мис­тической литературой... Под влиянием отеческой и аскетической литературы в сердце Ивана Николаевича стало зреть и крепнуть желание принять монашес­тво, и он еще студентом решил поехать в Валаамский монастырь, чтобы опыт­но изведать подвижническую жизнь иноков этого строгого по уставу монасты­ря... Он... очень любил творения Тихона Задонского, Феофана Затворника... В беседах он и меня звал в монашество: «Оставь, - говорил он, - мертвых погре­бать своих мертвецов».

Кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах» он писал под руководством профессора А.Л.Катанского, и в 1880 году закон­чил академию первым из 47 кандидатов-магистрантов.

Ректору академии он подал прошение направить его на службу в Японскую Православную Миссию. В Японии он служил под началом святого равноапос­тольного Николая. Исключительные лингвистические способности миссионера (он превосходно знал греческий, латинский, еврейский и новые европейские языки) позволили ему за несколько месяцев овладеть японским. С осени 1891 года он уже преподавал догматическое богословие в семинарии на родном для учащихся языке.

Весной 1893 года иеромонах Сергий был переведен в Россию и назначен доцентом Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писа­ния. В том же году его переместили на должность инспектора Московской ду­ховной академии, а в 1894 году назначили настоятелем Русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита.

В 1895 году архимандрит Сергий защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». Основная мысль этой замечательной рабо­ты – о тождестве добродетели и блаженства, нравственного совершенства и спасения. Развивая православную сотериологию, архимандрит Сергий подвер­гает критике «юридическую доктрину» с ее понятием заслуги, получающей должное воздаяние в вечной жизни. По мысли автора диссертации, верно ис­толковавшего святоотеческое учение, спасение начинается в земной жизни и состоит в изменении тварной природы, совершаемом Божественной благода­тью, действующей в согласии с человеческой волей и приводящей в обожению тварного бытия. Сотериологические воззрения Патриарха Сергия оказали за­метное влияние на выдающегося догматиста нашего века В.Н.Лосского.

В 1899 году архимандрит Сергий был назначен ректором Петербургской духовной семинарии, вскоре после этого переведен в Петербургскую духовную академию, вначале инспектором, а в январе 1901 года назначен ректором.

25 февраля 1901 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лав­ры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского. Чин хиротонии возгла­вил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Редкий случай – на хиротонии присутствовал дедушка посвящаемого. При своем наречении во епископа архимандрит Сергий произнес речь, замечательную по провидческой глубине мысли: «Внешняя обстановка епископского служения, - сказал он, - может быть весьма разнообразна. Епископы могут быть в почете и богатстве, могут пользоваться обширными гражданскими правами и преимуществами, но могут быть и в полном бесправии, нищете и даже в гонении. Все это зависит от причин случайных и внешних, от государственного положения христианст­ва, от народных и общественных обычаев... С изменением этих внешних при­чин может измениться и внешняя обстановка. Но само епископское служение в его сущности, в том настроении, какое требуется от епископа, всегда и всю­ду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или в ничтожном Сасиме... Истинный пастырь постоянно, в ежедневном делании своем «душу свою полагает за овцы», отрекается от се­бя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать своей жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия своего стада». В должности ректора епископ Сергий был добрым и справедливым начальником, к студентам относился по-отечески. Всегда ров­ный, спокойный, он благотворно действовал на воспитанников своей ласковой приветливостью. Ученик Святейшего Патриарха по Петербургской академии, архиепископ Фотий (Тапиро) вспоминал: «Каждый вечер после учения в ака­демической церкви в присутствии Преосвященнейшего ректора владыки Сер­гия прочитывались молитвы на сон грядущий. После этого владыку окружала тесная семья студентов, и он долго и любовно беседовал с ними, назидая, на­учая, наставляя простыми и понятными словами, предупреждая юношей от увлечений и соблазнов столичного города, убеждая не сходить с церковного пу­ти и беззаветно отдать себя на служение Церкви Православной и родному на­роду. Студенты ценили эти отеческие беседы своего ректора и платили нели­цемерной преданностью и любовью».

Годы ректорства были не только временем административно-педагогичес­кой, но и научно-богословской деятельности. В периодической духовной печа­ти появился ряд статей епископа Сергия, главным образом посвященных раз­бору и критике инославных исповеданий, В последние годы ректорства епис­коп Сергий был назначен председателем Синодальной комиссии по старокато­лическому и антипапскому вопросам. Замечательной страницей в его архипас­тырской деятельности явилось председательство в «Религиозно-философских со­браниях», которые способствовали сближению православного духовенства с ре­лигиозно настроенной интеллигенцией. Во время русско-японской войны и на­чавшейся в ее разгар революции епископ Сергий говорил встревоженным сту­дентам: «Да, Российская империя может быть сметена надвигающимися собы­тиями, но Церковь погибнуть не может».

6 октября 1905 года епископ Сергий был назначен на самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Обста­новка в Финляндии была сложной. Финская интеллигенция стремилась насаж­дать среди православных карел финскую культуру и в Православной Церкви видела препятствие Для проведения «финизации». Архиепископ финляндский Сергий вынужден был обратиться к генерал-губернатору Финляндии с просьбой оградить православных карел от насильственной финизации. Много внимания он уделял развитию приходской жизни и школьному делу в своей епархии.

В 1911 году архиепископ Сергий был включен в состав Святейшего Сино­да. Он руководил важными синодальными учреждениями: был председателем Особого совещания по вопросам внутренней и внешней миссии, председате­лем Совещания по исправлению церковно-богослужебных книг, с 1912 года назначен председателем Предсоборного совещания, с 1913 года – председате­лем Учебного комитета.

После отречения императора Николая II архиепископ Сергий возглавил Синод нового состава и Предсоборный Совет. В 1917 году голосами клириков и мирян он был выбран на Владимирскую кафедру. На Поместном Соборе 1917 года архиепископа Сергия избрали членом Священного Синода, а после интронизации Патриарха Указом Святейшего он был возведен в сан митропо­лита. В годы гражданской войны митрополит Сергий подвергался неоднократ­ным арестам. Жизненный путь Патриарха Сергия омрачен эпизодом его при­соединения к обновленческому расколу в 1922 году, в чем он уже на следую­щий год принес слезное покаяние перед Святейшим Патриархом Тихоном.

В конце 1925 года он возглавил Русскую Церковь в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. На этом высоком посту ему, по словам М.Каллаша, «приходилось сталкиваться как с противодействием очень честных людей, так и с темными интригами церковных авантюристов. Если первые не понимали, не способны были вникнуть до конца в смысл мероприятий Главы Церкви, то вторые, движимые самыми корыстными побуждениями, заинтере­сованы были только в одном: использовать до конца во вред Патриаршей Цер­кви, с одной стороны, напряженную атмосферу революционной борьбы, а с другой – возбужденное событиями, сбитое с толку и панически настороженное настроение верующих. В атмосфере этого хаоса пришлось действовать святите­лю Сергию многие годы. Приходилось бороться с наиболее тягостным явлени­ем – демагогией отдельных представителей клира. И чем «возвышеннее» звуча­ли призывы самых искренних из них, но не способных понять, что они таким путем губят главное: единство и целостность Церкви, тем крепче должна была действовать власть Главы Церкви в смысле духовно-дисциплинарных меропри­ятий, сколь бы ни казались эти мероприятия взволнованным и не понимаю­щим положения дел группам верующих суровыми и несправедливыми». Про­являя твердость по отношению к упорствующим, святитель Сергий скорбел об их ожесточении и, главное, никогда не снимал вины с самого себя. Когда по­сле издания известной «Декларации 1927 года» часть епископата пошла на разрыв с ним, то при получении первого известия о разразившихся нестроени­ях он жестоко укорял себя: «Что я наделал! Что я наделал!».

В 1934 году, по предложению митрополита Алексия, Заместитель Место­блюстителя определением Патриаршего Синода был удостоен титула «Блажен­нейшего митрополита Московского и Коломенского».

Тяжкие скорби выпали на долю Главы Русской Церкви в страшные 30-е годы, когда православные пастыри разделили судьбу своего народа и подверга­лись жестоким преследованиям: в 1937 году был арестован и вскоре расстрелян келейник митрополита Сергия Афанасий, тогда же погибла и его сестра. Надежда оставалась только на Бога.

Когда до митрополита Сергия дошла весть о начале войны, он, помолив­шись, сказал находившимся возле него: «Господь милостив, и покров Пресвя­той Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет наше­му народу перенесть годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну нашей победой».

Проживая в Ульяновске и получая там вести из Москвы от митрополита Алексия, он говорил: «Вот нам-то хорошо здесь и покойно, а вот им-то там ка­ково, находясь в руках у смерти». Келейник Патриарха архимандрит Иоанн (Разумов) так вспоминал о его жизни в Ульяновске: «Владыко взял себе за пра­вило вставать в 5 часов утра, вычитывать положенное иноческое правило, посе­щать все церковные богослужения и ежедневно читать Святую Библию на трех языках. Это занятие Святейший называл «Библейский урок». В 9 часов легкий завтрак, после которого начинался прием посетителей... до обеда; в 3 часа скромный обед, после которого... небольшой отдых; немного отдохнув, Святей­ший внимательно разбирал почту. На письма он отвечал сам, ни одного письма не оставив без ответа. Покончив с корреспонденцией, Святейший принимался за газеты. Он всегда был в курсе всех политических событий. Затем приступал к вечернему правилу. Каждый день вычитывал дневные службы по Октоиху и Минеям, если сам лично не служил всенощного бдения в храме. Углубившись в молитву, Святейший часто забывал об ужине и, утомленный молитвенным по­двигом, спокойно ложился спать, чтобы подкрепить силы. Каждую ночь вставал в 3 часа и вычитывал «12 избранных псалмов» с поклонами. Так строго день за днем проходила светлая жизнь Ангела Русской Церкви».

После своей интронизации на Престол Московских Первосвятителей Пат­риарх Сергий произнес слово, в котором подчеркнул особую важность своего нового служения: «В моем положении по внешности как будто ничего не изме­нилось с получением Патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет не­су обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит допущенные ошибки. Теперь же, когда я облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божией правде, и вести людей к вечному спасению...».

Почитатель Патриарха Сергия В.Н.Лосский писал о нем после его кончи­ны: «До конца времен Церковь сохранит память великого святителя, наряду с другими именами, которые знает каждый христианин. Когда умер Василий Ве­ликий, его друг и сотрудник святитель Григорий Богослов мог сказать: «Все было велико в тебе, великий Василий, одно лишь было мало: всего только 8 лет ты был епископом Кесарии». То же можно сказать о почившем возглавителе Русской Церкви. Все было велико в жизни великого Сергия, который всего лишь несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан Патриарха Московского и всея Руси. Но как Патриарший Местоблюститель он почти 18 лет управлял Русской Церковью. Старый мир, мир византийских традиций, восходивших к Константину Великому, тот мир, который казался многим миром самого христианства, внезапно распался до основания, и на его месте возникал новый мир, вне христианства, но не вне Божией воли, опреде­ляющей исторические судьбы. Чтобы руководить церковной жизнью в столь исключительных условиях, в Москве – столице нового государства, в центре строящегося нового мира, надо было обладать непоколебимой верой в богоустановленность Церкви».

«Путь святителя Сергия на протяжении почти 20-летнего управле­ния им Русской Церковью был неизмеримо труден, - писал через два года после кончины Патриарха М.Каллаш, - но он все трудности пре­одолел, вынес все испытания. В его личности сочеталось богатство са­мых разнообразных дарований, обычно взаимно исключающих друг друга, и таких же душевных качеств. Он был и отвлеченный мысли­тель-богослов, духом устремленный к вечности Царствия Божия, и большой ученый с широкой и разнообразной эрудицией, с редкостным пониманием поворотных моментов человеческой истории. При плени­тельной доброте и мягкости души обладал он несокрушимой волей. Он не испытывал растерянности там, где многие и многие видели ужас последнего крушения. И потому оказался он на высоте в труднейшей роли не только руководителя, но и воссоздателя Русской Церкви...».

В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, со­ставленное в начале Великой Отечественной войны. В согласии с волей почившего Первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюсти­телем Патриаршего Престола митрополита Ленинградского Алексия.

 

Вопрос 45

Дата: 2019-11-01, просмотров: 185.