Избрание митрополита Сергия Патриархом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего го­сударства, необходимость всенародного единения для победы над вра­гом, патриотическая позиция Русской Церкви побудили Советское пра­вительство к изменению религиозной политики. Начали открываться приходы, закрытые в 30-е годы; многие из оставшихся в живых священ­нослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить слу­жение в храмах. Возобновились архиерейские хиротонии. В 1942 году были хиротонисаны предварительно постриженные в монахи вдовые протоиереи: Сергий Городцев (в монашестве и епископстве Варфоло­мей), Владимир Градусов (в монашестве Димитрий), Николай Чуков (епископ Григорий). В советской печати практически прекратилась ан­тирелигиозная полемика. Журналы, издаваемые «Союзом воинствующих безбожников», перестали выходить за недостатком бумаги, и даже сам Союз прекратил свое существование без его официального роспуска. Бы­ли закрыты и некоторые антирелигиозные музеи. Свидетельством при­знания патриотических заслуг духовенства со стороны Правительства явилось назначение митрополита Киевского Николая членом Чрезвычай­ной Государственной Комиссии по установлению и расследованию зло­деяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

31 августа 1943 года Глава Русской Церкви митрополит Сергий воз­вратился из Ульяновска в Москву, от которой к тому времени фронт откатился далеко на Запад. Вскоре в столицу прибыл и митрополит Ле­нинградский Алексий. 4 сентября митрополиты Сергий, Алексий и Ни­колай были приглашены в Кремль для встречи с Председателем Сов­наркома И.В.Сталиным. Состоялась беседа, в которой принял участие и заместитель Главы Правительства В.М.Молотов. Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. В одной из современных публикаций воспроизводится описание этой беседы, сде­ланное А.Э.Красновым-Левитиным, который о содержании ее мог уз­нать со слов митрополита Николая. «Митрополит (Сергий - В.Ц.) заго­ворил спокойно, слегка заикаясь, деловым тоном человека, привыкшего говорить о серьезных вещах с самыми высокопоставленными людьми. Когда Сталин был семинаристом, митрополит Сергий был уже в сане епископа, ректором Петербургской духовной академии. Митрополит указал на необходимость широкого открытия храмов, количество кото­рых совершенно не удовлетворяет религиозные потребности народа. Он также заявил о необходимости созыва Собора и выборов Патриарха. Наконец, он заявил о необходимости широкого открытия духовных учебных заведений, так как у Церкви отсутствуют кадры священнослу­жителей. Здесь Сталин неожиданно прервал молчание: «А почему у вас нет кадров?» - спросил он, вынув изо рта трубку и в упор глядя на сво­их собеседников. Алексий и Николай смутились..., всем было известно, что кадры «перебиты» в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. Старик ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Сою­за». Довольная усмешка тронула уста диктатора. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы... Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор диктатора с митрополитом при­нял непринужденный характер. Затем после чаепития началась деловая беседа, затянувшаяся до трех часов ночи. В ней, помимо Сталина и Мо-лотова, участвовали также технические эксперты. Беседу эту можно на­звать в полном смысле этого слова исторической... В тот момент, после десятилетий террора, направленного против Церкви, новый порядок являлся, несомненно, прогрессивным шагом, так как означал возмож­ность легального существования Православной Церкви. В конце беседы престарелый, больной митрополит был страшно утомлен... Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: «Владыко! Это все, что я могу в настоящее время для Вас сделать». И с этими словами простился с иерархами. Архиерейский Собор состоялся 4 дня .спустя после беседы в Кремле – 8 сентября 1943 года В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архи­епископы – Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов), Уфимский Стефан (Проценко), Саратов­ский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Галицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Киров­ский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градусов). Некоторые из них доставлены были в Москву из лагерей и ссылок.

Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотичес­ком служении Церкви в Великую Отечественную войну. Первоочеред­ным делом Собора было избрание Патриарха. Слово взял митрополит Алексий: «Уже давно среди нас, епископов, - сказал он, - зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной Русской Церкви – Святейшим Патриар­хом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности Патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегча­ется для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полно­мочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит се­бе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя», Предложение было встречено единодушным одобрением.

В ответ на свое избрание митрополит Сергий сказал: «Это избрание меня Патриархом будет продолжением того служения, которое пало на меня много лет назад, но теперь оно делается более ответственным, потому что сопровождается такой необычайной почетностью, которая требует и необычайного исполнения этого служения. Я благодарю за то, что вы остановились на мне и вручаете мне продолжение служения в новом звании. Прошу у всех молитв и всяческого содействия».

Собор архиереев избрал Священный Синод Русской Православной Церкви, членами которого стали митрополиты Ленинградский Алек­сий и Киевский Николай, архиепископы Куйбышевский Алексий, Горьковский Сергий, Красноярский Лука, Ярославский Иоанн. Собор вынес также постановление с осуждением коллаборационистов: «Вся­кий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сто­рону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучен­ным, а епископ или клирик – лишенным сана».

19 сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. В слове, произнесенном на торжестве интронизации, архиепископ Са­ратовский Григорий сказал: «Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого Патриар­ший Престол был избран святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но недолго судил Господь Святителю Тихону пра­вить Русской Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хра­нит Свою Церковь: не стало на Патриаршей кафедре Патриарха, но пре­емственно стали управлять ею Местоблюстители Патриаршего Престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Цер­ковь по-прежнему осталась Патриаршей. Не пошли русские православные люди за обновленцами, григорианами, иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавили властолюбивые епископы и их приспешники, но пошли туда, где правил Православной Церковью Местоблюститель Престола Патриарха Тихона – сначала митро­полит Петр, а потом до последних дней Блаженнейший митрополит Сер­гий. Тяжелый крест выпал на долю митрополита Сергия, скорбен был его путь, которым пришлось идти ему – второму Местоблюстителю: и еписко­пы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он – глубоко убежденный православный кано­нист – твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государст­ва работы, на которую толкали его некоторые из собратий-епископов. Он помнил слова Христа: «Воздадите кесарево кесарю, а Божье Богу...». Горько было Блаженнейшему Сергию переживать эти испытания, тяжело ему было слышать укоризны со стороны не понимавших характера его дея­тельности, обвинения в пассивности, якобы в бездействии. Но он глубоко верил, что Церковью правит Господь... Наступила Великая Отечественная война со всеми ее ужасами. Блаженнейший Сергий сразу, в первый же день объявления войны, призвал всех верующих русских людей к самоот­верженной борьбе с вероломным и жестоким врагом... Красуйся же и ра­дуйся, Православная Русская Церковь! Ты получила мудрого, твердого и любвеобильного Архипастыря и Отца, усердного и проникновенного мо­литвенника и великого патриота».

В самый день избрания Патриарх Сергий обратился к пастве с по­сланием, в котором сосредоточил внимание на нестроениях, омрачав­ших церковную жизнь: «Теперь же у нас требоисправление сделалось главным делом. Ради него собственно и приглашается священник, а это влечет за собой коренную перемену в отношении к служению священ­ника. Ищут часто не духовного отца, а хорошего чтеца или певца. Не­удивительно, если таким путем в среду пастырей проходят лица совсем без пастырского призвания. Был же, говорят, в Средней Азии случай, когда уполномоченные прихода пригласили на пасхальную службу человека, не стеснявшегося заявлять, что он ни во что не верует. Едва ли нужно прибавлять, что под прикрытием хорошего чтения или пения в священство проникают и совсем никем не рукоположенные люди или рукоположенные какими-нибудь безблагодатными раскольниками».

После избрания Патриарха сделаны были дальнейшие шаги на пути нормализации взаимоотношений между Православной Церковью и Советским Правительством. 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В его компетенцию входило содействие в установлении связей между Прави­тельством и Московской Патриархией. Председателем Совета стал Г.Г.Карпов.

Важнейшей заботой Патриарха было замещение архиерейских ка­федр, большинство из которых вдовствовало.

В течение одного года состоялось несколько архиерейских хирото­ний. Так были посвящены во епископа Пензенского – Кирилл (Поспе­лов), во епископа Дмитровского – Иларий (Ильин), во епископа Не­жинского – Борис (Вик). На кафедры назначались также архиереи, ос­вобожденные из мест лишения свободы, возвращавшиеся из ссылок. Так, на Астраханскую кафедру в декабре 1943 г. был поставлен вер­нувшийся на свободу один из старейших по хиротонии иерархов – ар­хиепископ Филипп (Ставицкий), на Ставропольскую – архиепископ Антоний (Романовский).

Крайне сложным делом было устроение канонически нормальной церковной жизни в областях, пострадавших от оккупации, где при немцах образовывались расколы и самочинные отделения и где часть духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с врагом. Осо­бая заслуга в налаживании церковной жизни на освобожденных тер­риториях принадлежит новому экзарху Украины – митрополиту Киев­скому Иоанну (Соколову), который сменил переведенного из Киева на Крутицкую кафедру митрополита Николая. По всей стране откры­вались новые приходы, а священников катастрофически не хватало.

Для подготовки кандидатов священства по поручению Патриарха Сергия архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) разработал про­ект восстановления духовного образования в России. Планировалось в ближайшее время в Москве открыть Православный Богословский Ин­ститут, а в епархиальных городах – Богословско-пастырские курсы.

В сентябре 1943 года возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Редактором журнала стал сам Патриарх, а в редакцион­ную комиссию вошли митрополиты – Московский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Ответствен­ным секретарем редакции был назначен настоятель московского храма святителя Николая в Кузнецах протоиерей А.П.Смирнов. После своей интронизации Святейший направил известительные грамоты Патриархам: Константинопольскому Вениамину, Александ­рийскому Христофору, Антиохийскому Александру и Иерусалимскому Тимофею. Взаимоотношения с Православными Церквами Востока приобрели более широкий и интенсивный характер.

На повестке дня стояла нормализация отношений с Грузинской Православной Церковью, отделения которой в 1917 году не признал Поместный Собор. В результате переговоров со священноначалием Грузинской Православной Церкви, которые от лица Московского Пат­риархата вел архиепископ Антоний (Романовский), 10 ноября 1943 года было восстановлено молитвенно-каноническое общение между Церквами.

 

Вопрос 44

Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.