- обучающие записи (речь актеров, логопеда. Как правильно говорить)
- создание положительного эмоционального фона
Использование видеомагнитофона, компьютерные программы
7.БОС (биологическая обратная связь)
Принципы логопедической работы.
1. этиопатогенетический (причина механизма)
2. онтогенетический (воспитывать речь, как она развивается в онтогенезе. От простого к сложному)
3. комплексности (воздействие многих специалистов)
4. возрастной (взрослые – больше внутренняя симптоматика и боремся с ней)
5. системности и последовательности (конкретная система)
6. деятельность (у дошкольника – игра, школьники – учеба)
7. коллективизма ( Желательно на этапе автоматизации, лучше один ребенок и логопед) он несогласен
8. влияние на окружающую среду
9. общедидактическая (наглядность, доступность…)
10. индивидуальный подход
Методики устранения заикания у дошкольника.
предложил невропатолог профессор Гиляровский использовать главный медицинский принцип в коррекции заикания. Возможно раннее выявление и возможно раннее начало лечения. К 1930г. идею о раннем устранения применила в своей методике Наталья Александровна Власова «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками»
Заслуга Власовой
1. впервые высказала мысль, что у маленьких заикающихся необходимо воспитать свойственную им эмоциональную речь, а не учить замедленной речи.
2. осуществила на практике принцип оздоровление всей личности заикающегося
3. считала, что необходимо проводить системную постоянную работу с родителями детей и микросоциальным окружением
4. впервые ввела логоритмические занятия
5. предлагала воспитывать 7 видов речи постепенно усложняя
- сопряженная
- отраженная
- ответы на вопросы по знакомым картинкам
- самостоятельное описание знакомых картинок
- пересказ небольшого прослушенного рассказа
- спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке)
- нормальная речь (беседы, просьбы)
планирования предложила 3 этапа
1. отраженная – сопряженная
2. ответы на вопросы по картинке
3. самостоятельный рассказ по картинке
4. упражнения в самостоятельной речи (инсценировки, беседы…)
Группы для занятий комплектовались по возрастному принципу
1 группа 4-5 лет
2 группа 6-7 лет
Власова первая предложила устранить звукопроизношение у заикающихся, причем:
- если нарушение звукопроизношение является причиной заикания, то начинается работа по устранению, а заикание потом уходит само
- если нарушение звукопроизношения не связано с заиканием, то все равно начинаем с коррекции звукопроизношения, далее параллельно работу по устранению заикания.
В 1965г. появилась методика Нины Алексеевны Чевелевой «Исправление речи у заикающихся дошкольников». Предложила воспитывать ситуативную и контекстную речь, в процессе изготовления несложных поделок (плетение ковриков, склеивание поделок). Считала, что ситуация наглядного действия помогает оформить свою речь.
- ситуация – предполагается общение заикающихся в разных ситуациях
- контекстная – самостоятельное грамотное оформление фразы, на основе представлений о каких – событиях
Периодов работы
1.пропедектический (введение в область чего –либо).
- Дети не общаются
- проводятся занятия по ручному труду, рассказывают чем будут заниматься, демонстрируется орудие производства, средства производства, готовые поделки
2.сопровождающий речь ( я беру кисть…)
Завершающая речь
- в начале: описывают только, что завершенное действие (я взял кисточку..)
- в середине: по поводу нескольких действий (макнул, намазал)
- ближе к концу: по поводу изучения целой поделки (склеил, выбросил)
- в конце: речь по поводу поделки изготовленной на прошлом занятии
4. предваряющий речь (уже контекстная речь, что собирается делать). говорит, что должен делать. Представить наглядно, что получится в конце.
5. закрепление навыков самостоятельной речи (используются все формы речи).
1972г. Галина Анатольевна Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» поэтапное воспитание речи. Метод строится на следующем;
1. Заикание влияет на формирование личности
2. Не все нарушения в социальном поведении обусловлены речевым дефектом. В развитии ребенка до появления заикания могли быть отклонения от нормы.
3. Заикающийся в своем поведении руководствуется не только желаниями, личностными потребностями, но и ограниченными возможностями общения. По разному сформирована общительность, подражаемость.
4. Наиболее благоприятные условия для наблюдения заикающихся и для коррекции дефекта складывается в процессе игры.
5. Использование игровой деятельности для коррекции целесообразно проводить в системе с учетом возраста
Включает 4 раздела
1. методика игровой деятельности
2. логоритмические занятия
3. воспитание заикающегося
4. воздействие на микросоциальную среду детей
По методике Г.А.Волковой включены следующие системы игр;
1. дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, зрительно слухового восприятия, внимания, мелкой моторики, подражательности
2. игры с пением хоровод, инсценировки развивается: умение владеть свои телом, соотносить темп и ритм музыки с темпом и ритмом движения, соотносить выразительность движений с характером музыки, нормализуется переключение процессов торможения и возбуждения, развивается внимание
3. подвижные игры (средней и малой подвижности) не сбивать темп и ритм речи. Выделяют игры с мячом и лентой (с простыми движениями, с сюжетом, спортивно развлекательные). Воспитывается: координация движений рук, ног, с речью, самостоятельность, инициативность, выдержку, решительность
4. игры драматизации со стихотворным текстом, проза, настольный и пальчиковый театр, хоровая драматизация (сначала), индивидуальная. Воспитывается выразительность движений и речи, фантазия, творческая самодеятельность, организационные качества
5. творческие игры по предложенным замыслам логопеда, самих детей. Специальное моделированное логопедом реально существующих животных, ситуации и реальное отношение людей, что способствует навыку активного поведения вне логопедических занятий.
Выготская, Пеленгер, Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре» М.1984г.Особенности
1. тщательная и длительная работа над релаксацией
2. используются правила речи Прежде чем говорить, подумай, что хочешь сказать
Это единственный метод, где представлены аутогенные тренировки (направленные на релаксацию)
Дата: 2019-11-01, просмотров: 232.