Принято выделять следующие механизмы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. механизмы действующие на сенсомоторную функцию (нарушение зрительно пространственных функций)

2. механизм действия на языковом уровне включает следующее:

- нарушение слуховой дифференциации

- нарушение фонематического и слогового анализа и синтеза   

- не сформированность грамматических обобщений, недоразвитие лексики.

Дислексия связана с нарушением устной речи. Имеющие недоразвитие фонематической стороны речи обуславливает трудности в слуховой дифференциации звука и фонематического анализа слов. Это отражается при чтении в специфических ошибках.

Недоразвитие грамматического строя речи приводит к проявлению аграмматизмов при чтении и затрудняет понимание смысла прочитанного. Нарушается понимание смысла прочитанного, может быть связано и с бедностью словарного запаса.

Дефекты звукопроизношения НЕ являются механизмом Дислексии, так как НЕ оказывают влияние на симантический аспект процесса чтения. С этой же точки зрения рассматривается влияние заикания на процесс чтения.

СИМПТОМАТИКА

РЕЧЕВАЯ

  1. замедленный процесс чтения.

страдающих брадилалией. Замедленная устная речь, но и письменной, а так же всей психической деятельности в целом. ЗПЧ обусловлена замедленным протеканием процессов и операций обеспечивающих чтение.

П стойкие специфические повторяющиеся ошибки при чтении

Как не усвоения букв.

Проявляется в заменах и смешении букв при чтении, в пропусках и незнаниях букв. Замены могут быть в нарушении зрительно пространственной функции и в этом случаи при чтении заменяют графически похожие буквы ( Н, П, И  Ф,Р,  С,О) Кроме этого могут заменяться буквы акустически близкие ( С ->Ш; Р->Л) эти ошибки обусловлены слуховой дифференциацией звуков. Могут наблюдаться и недифференцированные замены букв (Н-> О; Х-> О), что связано с НЕ запоминанием названия букв.

По буквенное чтение

читает по буквам, что обусловлено трудностями звукового синтеза, в легких случаях ребенок прочитав слово по буквам понимает смысл прочитанного, в тяжелых случаях НЕ понимает

Искажение звука - слоговой структуры слова.

нарушения звука – слогового анализа и синтеза. Проявляется

1. в пропусках (согл. При стечении скамейка – камейка)

2. перестановках (окноконно)

3. добавлением букв ( слогов) при чтении (скамейка – сакамейка)

4. в пропусках (трава – рата)

5. в перестановках (трава – ратва)

6. добавление букв или слогов (трава - тарава)

Эти ошибки обусловлены нарушением формы анализа (искажена)

4. в пропусках (молоко – мокко)

5. в перестановках (молок – комоло)

6. добавление букв или слогов ( молок – мололоко)

Эти ошибки обусловлены нарушением языкового анализа и синтеза.

Могут так же возникнуть НЕ сформированность грамматических обобщений. случае изменяет окончания слов, искажая звука - слоговую структуру слова (Из под листьях)

Механизм чтения

При сохранной технической стороны чтения ребенок НЕ понимает смысла прочитанного. обусловлено нарушением слогового синтеза, лексика – грамматического строя речи. НЕ понимание смысла прочитанного может быть на уровне слова (самый сложный), предложения, текста.

КЛАССИФИКАЦИЯ.

1. ПО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ( НЕ зависит от механизма)

              Литеральная                                             Вербальная            

Затрудняется в узнавании и дифференци-        Нарушения дифференциации изоли-

ации изолированных букв                                   рованных букв нет. Специфические

                                                                                ошибки возникают при чтении слов.

 П. ГРАНЖОНА

С лингвистическими затруднениями Обусловлена расстройством устной речи. Симптоматика разнообразна 1. замена букв обозначающих акустически близких звуков 2. искажение звука – слоговой структуры слов 3. аграмматизмы 4. затруднения в понимании смысла прочитанного С нарушением пространственных представлений Данная форма проявляется 1. в нарушении дифференциации графически похожих букв При чтении ребенок заменяет и смешивает эти буквы.

Ш С. БОРЕЛЬ – МЕЗИНИ

1.с нарушением устной речи. Ошибки чтения обусловлены нарушением восприятия речевых звуков. При чтении заменяются и смешиваются буквы соответствующие акустически близким звукам.

2.с нарушением пространственных представлений.Данная форма проявляется в нарушении дифференциации графически похожих букв. При чтении ребенок заменяет и смешивает эти буквы ( рассматривает как Гранжон)

3.смешанная. Представляет собой сочетания первых двух форм. Наиболее трудная в плане коррекции по мнению автора.

IV М.Е.ХВАТЦЕВ 2 формы для детей и взрослых

 формы  для ДЕТЕЙ.

Фонематическая Обусловлена нарушением фонематического восприятия, в результате нарушения фонематического слуха, НЕ сформированностью связей между фонемой и графемой. Поэтому с трудом дифференцируют буквы обозначающие близкие звуки. Это проявляется при чтении 1. заменой соответствующих букв. 2. отмечаются искажения звукослоговой структуры слов это обусловлено НЕ сформированностью фонематического анализа и синтеза. Данная форма может выражаться в медленном чтении, которое объясняется имеющимися трудностями звука – слогового синтеза.   Оптическая Обусловлена нарушением зрительно – пространственной функции и проявляется в замещении букв графически похожих, либо в зеркальном чтении (чаще у детей левшей) слова читает справа на лево.  

Е формы для взрослых

1. вербальный

2. литеральный

ОПТИКО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ.

Характерна для больных афазией (для взрослых).

Грубо нарушена

1. ориентировка в окружающем пространстве в схеме собственного тела

2. НЕ различают буквы, даже графически далекие

3. при чтении заменяют буквы, как графически далекие, так и графически похожие

СИМАТИЧЕСКАЯ

Характерна для больных симатической афазией (при поражении теменно – височно – затылочной области коры Г.М.).

Основной дефект в нарушении понимания речи, следовательно при чтении будет отмечаться нарушение понимания смысла прочитанного.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 192.