1. механизмы действующие на сенсомоторную функцию (нарушение зрительно пространственных функций)
2. механизм действия на языковом уровне включает следующее:
- нарушение слуховой дифференциации
- нарушение фонематического и слогового анализа и синтеза
- не сформированность грамматических обобщений, недоразвитие лексики.
Дислексия связана с нарушением устной речи. Имеющие недоразвитие фонематической стороны речи обуславливает трудности в слуховой дифференциации звука и фонематического анализа слов. Это отражается при чтении в специфических ошибках.
Недоразвитие грамматического строя речи приводит к проявлению аграмматизмов при чтении и затрудняет понимание смысла прочитанного. Нарушается понимание смысла прочитанного, может быть связано и с бедностью словарного запаса.
Дефекты звукопроизношения НЕ являются механизмом Дислексии, так как НЕ оказывают влияние на симантический аспект процесса чтения. С этой же точки зрения рассматривается влияние заикания на процесс чтения.
СИМПТОМАТИКА
РЕЧЕВАЯ
страдающих брадилалией. Замедленная устная речь, но и письменной, а так же всей психической деятельности в целом. ЗПЧ обусловлена замедленным протеканием процессов и операций обеспечивающих чтение.
П стойкие специфические повторяющиеся ошибки при чтении
Как не усвоения букв.
Проявляется в заменах и смешении букв при чтении, в пропусках и незнаниях букв. Замены могут быть в нарушении зрительно пространственной функции и в этом случаи при чтении заменяют графически похожие буквы ( Н, П, И Ф,Р, С,О) Кроме этого могут заменяться буквы акустически близкие ( С ->Ш; Р->Л) эти ошибки обусловлены слуховой дифференциацией звуков. Могут наблюдаться и недифференцированные замены букв (Н-> О; Х-> О), что связано с НЕ запоминанием названия букв.
По буквенное чтение
читает по буквам, что обусловлено трудностями звукового синтеза, в легких случаях ребенок прочитав слово по буквам понимает смысл прочитанного, в тяжелых случаях НЕ понимает
Искажение звука - слоговой структуры слова.
нарушения звука – слогового анализа и синтеза. Проявляется
1. в пропусках (согл. При стечении скамейка – камейка)
2. перестановках (окно – конно)
3. добавлением букв ( слогов) при чтении (скамейка – сакамейка)
4. в пропусках (трава – рата)
5. в перестановках (трава – ратва)
6. добавление букв или слогов (трава - тарава)
Эти ошибки обусловлены нарушением формы анализа (искажена)
4. в пропусках (молоко – мокко)
5. в перестановках (молок – комоло)
6. добавление букв или слогов ( молок – мололоко)
Эти ошибки обусловлены нарушением языкового анализа и синтеза.
Могут так же возникнуть НЕ сформированность грамматических обобщений. случае изменяет окончания слов, искажая звука - слоговую структуру слова (Из под листьях)
Механизм чтения
При сохранной технической стороны чтения ребенок НЕ понимает смысла прочитанного. обусловлено нарушением слогового синтеза, лексика – грамматического строя речи. НЕ понимание смысла прочитанного может быть на уровне слова (самый сложный), предложения, текста.
КЛАССИФИКАЦИЯ.
1. ПО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ( НЕ зависит от механизма)
Литеральная Вербальная
Затрудняется в узнавании и дифференци- Нарушения дифференциации изоли-
ации изолированных букв рованных букв нет. Специфические
ошибки возникают при чтении слов.
П. ГРАНЖОНА
С лингвистическими затруднениями Обусловлена расстройством устной речи. Симптоматика разнообразна 1. замена букв обозначающих акустически близких звуков 2. искажение звука – слоговой структуры слов 3. аграмматизмы 4. затруднения в понимании смысла прочитанного | С нарушением пространственных представлений Данная форма проявляется 1. в нарушении дифференциации графически похожих букв При чтении ребенок заменяет и смешивает эти буквы. |
Ш С. БОРЕЛЬ – МЕЗИНИ
1.с нарушением устной речи. Ошибки чтения обусловлены нарушением восприятия речевых звуков. При чтении заменяются и смешиваются буквы соответствующие акустически близким звукам.
2.с нарушением пространственных представлений.Данная форма проявляется в нарушении дифференциации графически похожих букв. При чтении ребенок заменяет и смешивает эти буквы ( рассматривает как Гранжон)
3.смешанная. Представляет собой сочетания первых двух форм. Наиболее трудная в плане коррекции по мнению автора.
IV М.Е.ХВАТЦЕВ 2 формы для детей и взрослых
формы для ДЕТЕЙ.
Фонематическая Обусловлена нарушением фонематического восприятия, в результате нарушения фонематического слуха, НЕ сформированностью связей между фонемой и графемой. Поэтому с трудом дифференцируют буквы обозначающие близкие звуки. Это проявляется при чтении 1. заменой соответствующих букв. 2. отмечаются искажения звукослоговой структуры слов это обусловлено НЕ сформированностью фонематического анализа и синтеза. Данная форма может выражаться в медленном чтении, которое объясняется имеющимися трудностями звука – слогового синтеза. | Оптическая Обусловлена нарушением зрительно – пространственной функции и проявляется в замещении букв графически похожих, либо в зеркальном чтении (чаще у детей левшей) слова читает справа на лево. |
Е формы для взрослых
1. вербальный
2. литеральный
ОПТИКО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ.
Характерна для больных афазией (для взрослых).
Грубо нарушена
1. ориентировка в окружающем пространстве в схеме собственного тела
2. НЕ различают буквы, даже графически далекие
3. при чтении заменяют буквы, как графически далекие, так и графически похожие
СИМАТИЧЕСКАЯ
Характерна для больных симатической афазией (при поражении теменно – височно – затылочной области коры Г.М.).
Основной дефект в нарушении понимания речи, следовательно при чтении будет отмечаться нарушение понимания смысла прочитанного.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.