Общая характеристика письменной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторически можно выделить 3 типа письма

строчное (пиктография пиктус – рисование; графо – пишу)- пишу рисунком. Основной смысл передавался рисунком или серией рисунков. НЕ достаток состоял, что мысль могла передаваться лишь в аморфной форме, и НЕ возможно было передать абстрактные понятия.

иероглифическое (идиография идио – знак) – пишу знаками. напоминали рисунок. На письме один знак соответствует 1-ому слову, система окончаний отсутствует. Для овладения этим видом письма НЕ обходимо овладеть большим количеством знаков.

фонетическое (фонематическое) наиболее прогрессивный и в настоящее время получил широкое распространение во всех странах. Выделяют 2 вида:

- слоговое           – когда один знак обозначает один слог (Япония)

- слогобуквенное - 1 звук обозначается одним знаком (в европейских странах)

 В русском фонетическом письме существуют элементы:

1. иероглифического письма (запись года цифрами) 

2. элементы слогового письма (я ,ё, е, ю,)

3. используются буквы НЕ обозначающие звук (ъ, ь)

Письменная речь подчиняется определенным правилам, обозначающие принципы орфографии.

1 принцип - фонетический или фонематический. Слова пишутся так, как произносятся (слышатся)

2 принцип – мофологический. Одинаковые морфемы в разных словах пишутся одинаково (дубдубы)

3 принцип – традиционный. Написание некоторых слов подчиняется определенным языковым правилам и нормам принятым в данном языке (рожь – ж.р.; нож_ – м.р., 2 скл., с основ. на шип.)

В русском языке ведущими является

1. фонетический (как и в немецком),

2. традиционный (в английском и французском)

усвоение письменной речи сложный процесс, что связано с НЕ обходимостью запоминания большого количества правил и норм.

Аспекты письменной речи рассматривается в 2-х тесно взаимосвязанных аспектах

1.симантический при письмесмысл, необходимый зафиксировать, при чтении это смысл, НЕ обходимый понять, при восприятии графических знаков

2.технический – письмо реализуется в виде четких дифференцированных движений кистью ведущей руки (моторный образ буквы). Технический аспект чтения в ходе фиксации взора. Он скачкообразен, может фиксироваться на отдельной букве, слоге, слове, строке или между словами в структуре фразы.

Огромная роль бокового зрение, за счет него фиксируется рядом стоящие слова.

Длительность фиксации зависит от степени знакомства со словами, сложности структуры слов.

Между технической и симантической стороной речи существует тесная взаимосвязь.

Письмо и чтение в этих 2-х аспектах ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга.

1.при письме в начале выступает симантический аспект -> технический аспект

2.при чтении в начале выступает технический аспект -> симантический аспект

Специфика письменной и устной речи.

Письменная и устная речь это 2-е формы речевой деятельности имеющие общие и специфические признаки

Основными специфическими признаками являются

Характер возникновения и развития речи.

- устная речь – формируется на основе подражания речевых образцов поступающих из окружающей среды

- письменная речь – формируется на базе сформировавшейся устной речи, возникает позже и НЕОБХОДИМО организовать условия, в процессе школьного обучения.

2. используемые знаки ( основной ед. У/Р является – звук: П/Р является буква)

3. участие анализаторов (в образовании У/Р – речеслуховой, речидвигательный: П/Р Речеслуховой, речидвигательный, речизрительный и обще двигательный)

Таким образомУстная речь - слухомоторное образование

Письменная речь слухозрительномоторное образование

Механизм

В процессе образования у/р тесные условно – рефлекторные связи между речеслуховым и речидвигательным анализаторами. При образовании п/р + общедвигательные и речи – зрительные анализаторы

Таким образом Механизмы п/р специфичное образование, чем механизм у/р.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 189.