Исторически можно выделить 3 типа письма
строчное (пиктография пиктус – рисование; графо – пишу)- пишу рисунком. Основной смысл передавался рисунком или серией рисунков. НЕ достаток состоял, что мысль могла передаваться лишь в аморфной форме, и НЕ возможно было передать абстрактные понятия.
иероглифическое (идиография идио – знак) – пишу знаками. напоминали рисунок. На письме один знак соответствует 1-ому слову, система окончаний отсутствует. Для овладения этим видом письма НЕ обходимо овладеть большим количеством знаков.
фонетическое (фонематическое) наиболее прогрессивный и в настоящее время получил широкое распространение во всех странах. Выделяют 2 вида:
- слоговое – когда один знак обозначает один слог (Япония)
- слогобуквенное - 1 звук обозначается одним знаком (в европейских странах)
В русском фонетическом письме существуют элементы:
1. иероглифического письма (запись года цифрами)
2. элементы слогового письма (я ,ё, е, ю,)
3. используются буквы НЕ обозначающие звук (ъ, ь)
Письменная речь подчиняется определенным правилам, обозначающие принципы орфографии.
1 принцип - фонетический или фонематический. Слова пишутся так, как произносятся (слышатся)
2 принцип – мофологический. Одинаковые морфемы в разных словах пишутся одинаково (дуб – дубы)
3 принцип – традиционный. Написание некоторых слов подчиняется определенным языковым правилам и нормам принятым в данном языке (рожь – ж.р.; нож_ – м.р., 2 скл., с основ. на шип.)
В русском языке ведущими является
1. фонетический (как и в немецком),
2. традиционный (в английском и французском)
усвоение письменной речи сложный процесс, что связано с НЕ обходимостью запоминания большого количества правил и норм.
Аспекты письменной речи рассматривается в 2-х тесно взаимосвязанных аспектах
1.симантический – при письмесмысл, необходимый зафиксировать, при чтении это смысл, НЕ обходимый понять, при восприятии графических знаков
2.технический – письмо реализуется в виде четких дифференцированных движений кистью ведущей руки (моторный образ буквы). Технический аспект чтения в ходе фиксации взора. Он скачкообразен, может фиксироваться на отдельной букве, слоге, слове, строке или между словами в структуре фразы.
Огромная роль бокового зрение, за счет него фиксируется рядом стоящие слова.
Длительность фиксации зависит от степени знакомства со словами, сложности структуры слов.
Между технической и симантической стороной речи существует тесная взаимосвязь.
Письмо и чтение в этих 2-х аспектах ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга.
1.при письме в начале выступает симантический аспект -> технический аспект
2.при чтении в начале выступает технический аспект -> симантический аспект
Специфика письменной и устной речи.
Письменная и устная речь это 2-е формы речевой деятельности имеющие общие и специфические признаки
Основными специфическими признаками являются
Характер возникновения и развития речи.
- устная речь – формируется на основе подражания речевых образцов поступающих из окружающей среды
- письменная речь – формируется на базе сформировавшейся устной речи, возникает позже и НЕОБХОДИМО организовать условия, в процессе школьного обучения.
2. используемые знаки ( основной ед. У/Р является – звук: П/Р является буква)
3. участие анализаторов (в образовании У/Р – речеслуховой, речидвигательный: П/Р Речеслуховой, речидвигательный, речизрительный и обще двигательный)
Таким образомУстная речь - слухомоторное образование
Письменная речь слухозрительномоторное образование
Механизм
В процессе образования у/р тесные условно – рефлекторные связи между речеслуховым и речидвигательным анализаторами. При образовании п/р + общедвигательные и речи – зрительные анализаторы
Таким образом Механизмы п/р специфичное образование, чем механизм у/р.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 232.