Механизм нарушения .Звукопроизношение
отмечаются расстройства проговаривания на письме позволяет при написании буквы опереться на кинестетический образ звука с дефектным звукопроизношением образ нарушен, пишет, как произносит. На письме проявляется, как отсутствие или замена букв. Встречается у детей
1. с дизартрией
2. с дислалией
3. с ринолалией
4. с алалией
3.форма НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ ( акустическая – старый термин НЕ употребляется)
Механизм нарушения Слуховая дифференциация звуков
Чаще всего дети НЕ дифференцируют
1. звонкие и глухие согласные
2. твердые и мягкие согласные
3. свистящие и шипящие согласные
4. сонорные (р->л; м->н)
5. аффрикаты и звуки входящие в их состав
На письме появляются ошибки в виде замены букв, обозначающие эти звуки (яблоки – яброки), при этом произношение данных звуков сохранно. Среди характерных ошибок на письме выделяют следующие:
1. заменабукв обозначающих оппозиционные звуки (дома – тома; кот – гот;) замена по звонкому и глухому.
2. нарушение обозначения мягкости и твердости согласных на письме, с помощью мягкого знака (лось – лос; стол- столь)
3. нарушение обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 1-го и 2-го ряда (люблю – лублу; лампа – лямпа)
4. замена аффрикат одним из составных компонентов (кольцо – кольто или кольсо)
5. замена гласных НЕ обозначающих мягкость предыдущего согласного (туча – точа). Этот вид ошибок связан с трудностями слуховой дифференциации гласных звуков.
Данный вид Дисграфии встречается с ФФНР и ОНР. Часто сочетается с Дисграфией на основе нарушения языкового анализа и синтеза.
Форма НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Механизм нарушения
Нарушение языкового анализа и синтеза на различных уровнях. На уровне
1. слова (фонематического и слогового)
2. предложения
Степень проявления зависит от степени и характера нарушения разных форм языкового анализа и синтеза.
Наиболее характерными ошибками являются, следующие
1. пропуски согласных при стечении. (Взлетели стайками стрекозы-Злетели стаками стекозы)
2. вставка согласного в структуру стечения (стол – сотол)
3. перестановки букв (арбуз робус)
4. пропуск гласной (в данном случае ребенок воспринимает гласный звук, как призвук согласного В лсу поэтому при анализе звуковой структуры слова пропускает его)
5. пропуски, перестановки, добавление слогов. Ошибки обусловлены нарушением слогового анализа и синтеза. Чаще при написании много слогового слова, так как они достаточно сложны для анализа.
6. пропуски, перестановки, добавления лишних слов. Эти ошибки обусловлены нарушением анализа и синтеза на уровне предложения.
7. слитное написание и разрывы слов. Варианты проявления ошибок различны. Слитно – могут записываться несколько слов или все слова в предложении.
8. Разрывы слов наблюдаются в виде раздельного написания частей слова (Мама ку пила хлеб) или раздельного написания частей слова с их соединением с другим словом (Мамаук пилахлеб)
9. Нарушение границ предложения. ( Это дом. Мы в нем живем. – Это дом мы в нем живем.)
Наиболее выраженные ошибки это вида встречаются у детей с ЗПР и умственной отсталости, характерны ФФНР, ОНР.
Форма АГРАМАТИЧЕСКАЯ
Механизм нарушения нарушения морфологических и синтаксических обобщений.
На письме проявляются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы.
1. раздельное написание приставок, суффиксов, окончаний с корнем слова.
2. слитное написание предлогов со словом
3. неправильное употребление предлогов
4. нарушения согласования и управления
Этот вид чаще встречается с ОНР. При ЗПР и умственной отсталости.
ДИСЛЕКСИЯ.
Дислексия это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках при чтении и обусловленное нарушением высших психических функций.:
1. у детей нарушение формирования навыка чтения, обусловленное НЕ доразвитием высших психических функций.
2. у взрослых распад навыка чтения обусловленное нарушением высших психических функций в результате органического поражения Г.М. Чаще встречается у взрослых с афазией.
ЭТИОЛОГИЯ
Следующие причины
1. задержка в формировании функциональных систем, обеспечивающих процесс чтения. различными НЕ благоприятными факторами пренатального, натального и постнатального или наследственного предрасположения.
2. НЕ законченного языкового развития, нарушения устной речи. Могут быть вызваны НЕ благоприятные факторы в разные периоды развития ребенка.
3. Нарушение психических процессов и операций, которые подготавливают процесс чтения к норме.
В этиологии выделяют З группы ПРИЧИН
1 группа КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ особенности формирования функциональной специализаций полушарий мозга, наличие нарушения чтения у родителей ребят
2 группа ЭНЦЕФОЛОПАТИЧЕСКАЯ обусловлены наличием вредоносных факторов в период беременности, родов и раннем постнатальном периоде развития ребенка
6. патология беременности
7. патология родов
8. заболевание в раннем детстве с тяжелыми последствиями
9. черепно - мозговые травмы
10. сосудистые заболевания Г.М.
3 группа НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ социальные факторы
1. различные средовые условия
2. предъявление повышенных требований
МЕХАНИЗМЫ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.