Письмо и чтение это сложные психофизические процессы, осуществляемые различными анализаторами. Между этими анализаторами возникают тесные связи, которые способствуют при письме переходу слышимого и произносимого слова в слово видимое, а при чтении слово видимое в слово произносимое и понимаемое.
Письмо и чтение взрослых и детей отличаются друг от друга.
1.Письмо и чтение взрослого это целенаправленные действия. Основная цель при письме передача смысла, а основная цель при чтении понимание смысла. Техническая сторона НЕ осознана. У ребенка на 1-ый план выступает техническая сторона чтения и письма.
2.Письмо и чтение взрослого представляет собой синтетический процесс. НЕ анализирует слова на отдельные буквы, пишет одним движением руки без отрыва, читает синтетическим способом (целым словом). Ребенок слова анализирует на составляющие элемента, каждую букву (слог) записывает в отдельности, с отрывом руки, а читает аналитическим способом или аналитически – синтетическим.
3.Письмо и чтение взрослого автоматизировано, подчиняется определенным видам контроля (зрительному, кинестетическому). Письмо и чтение ребенка НЕ автоматизировано, движение руки НЕ точные, НЕ координированные, контроль формироваться под влиянием взрослого человека..
4.В процессе письма и чтения у взрослого все операции всокращенной форме, т.к. письмо и чтение взрослого это выработанный навык. Письмо и чтение ребенка навык формирующийся, зафиксируют каждую операцию этого процесса.
Операции процесса ПИСЬМА.
I .мотив или задача
Основным мотивом процесса письма
1.фиксирование информации (лекция)
2.передача информации (письмо)
3.побуждение к действию
Мотив взрослого - сформирован; ребенка - нет
П планирование
1. Происходит планированное, последовательное речевое высказывание
2. Определяется основное содержание и главная мысль высказывания ,т.е осуществляется программирование ( у взрослого СТЕРТА)
Ш оформление мысли в предложении
1. Происходит грамматическая структура предложения
2. Определяются синтаксические связи слов
IV анализ предложения на составляющие слова
письме необходимо выделить границы слов, предложений с помощь заглавной буквы и точки, данная операция является важной в процессе письма.
V звуковой анализ структуры слова
Определяется количество и последовательность звуков в слове, потом перешифровывается в определенную последовательность количество букв.
VI соотнесение выделяемого звука с графическим образом букв.
НЕ обходимо формирование зрительно – пространственной функции, так как нужно НЕ только соотнести звук с буквой, но и дифференцировать графически похожие буквы друг и другом
V П воспроизведение графического образа буквы с помощью движения руки (технический аспект) необходимо сформировать
1. внимание
2. память
3. мышление
4. зрительно – пространственная
5. звукопроизношение
6. фонематическое восприятие
7. лексико – грамматический стой речи
8. фонематический слоговой анализ и синтез
9. анализ и синтез на уровне предложений
НЕ сформированность указанных компонентов, приводит к нарушению определенного процесса письма , а это в свою очередь к ДИСГРАФИИ.
Операции процесса ЧТЕНИЯ.
1.зрительное восприятие и различение букв( в дальнейшем соотнести с определенным звуком)
2.слияние звуков в слоги. При этом зрительный образ слова соотнести со зрительным и моторным образом
3.произнесение слова. Протекает в плане импрессивной речи (чтение про себя), экспрессивной речи (чтение в слух)
4.возникновение смысла прочитанного, на основе уже сформировавшегося слухо – произносительного образа. Возможна при сформированности
1. внимания
2. памяти
3. мышления
4. лексико – грамматического строя речи
5. слуховой дифференциации звуков
6. фонематического слухового анализа и синтеза
7. зрительно – пространственных функций
Нарушение этих процессов приводит к нарушению определенного процесса чтения, а это к ДИСЛЕКСИИ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.