1. Комплексного воздействия - воздействие на весь речевой синдром в целом. Проводится работа над устной и письменной речью.
2. Принцип опоры на сохранное звено –проводится в обход нарушения звена.
3. Принцип использования максимального количества анализаторов –как можно быстро сформировать образ звука и буквы при чем эти образы будут более устойчивые, что обеспечивает профилактику нарушения на вербальном уровне.
4. Принцип учета механизма нарушения – в зависимости от учета механизма нарушения использовать определенные методические коррекционные нарушения письма и чтения
5. Принцип поэтапности и системности –проводится по определенным этапам, каждый из которых подготавливает последующий. Этим и обеспечивается система логопедической работы.
6. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальной особенности проявления речевого дефекта ребенка
7. Принцип использования наглядности – ОБЯЗАТЕЛЬНО при Дисграфии и Дислексии. Основные требования к наглядности: соответствие размера для индивидуальной и фронтальной работы, соответствие наглядности реальной действительности (крокодил – зеленый)
Обще - дидактические принципы
- научности
- сознательности
- последовательности
- систематичности
- постепенного перехода от простого к сложному
- принцип учета ближайшего и интеллектуального расстройства по Выготскому
МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ.
Из механизма нарушения работа по направлениям.
1. развитие зрительного гнозиса
2. развитие зрительного мнезиса
3. развитие зрительного анализа и синтеза
4. развитие пространственных представлений
Работа по пункту 3 и 4 идет параллельно
I этап РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА.
Основная задача формирование
1. предметного гнозиса
2. буквенного гнозиса
Для развития предметного гнозиса используют
1. узнавание предметов
2. узнавание контуров предметов (сплошная и пунктирная)
3. узнавание не дорисованных контуров предмета
4. соотнесение предметного изображения с контуром (или не дорисованный контур)
5. узнавание наложения друг на друга изображение по типу Попельрейтор
6. узнавание контуров предмета в шуме.
Для развития буквенного гнозиса (Используется буквенный материал)
1. узнавание предметов
2. узнавание контуров предметов (сплошная и пунктирная)
3. узнавание не дорисованных контуров предмета
4. соотнесение предметного изображения с контуром (или не дорисованный контур)
5. узнавание наложения друг на друга изображение по типу Попельрейтор
6. узнавание контуров предмета в шуме.
7. нахождение букв разного шрифта
8. нахождение, узнавание недорисованных букв
9. нахождение заданной буквы в ряду графически похожих
10. нахождение заданной буквы в ряду правильного и зеркального написания
11. нахождение заданной буквы в ряду правильного и неправильного расположения в пространстве
12. узнавание стилизованных бук (буква изображающего жука, зонтик и т.д)
П этап РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНГО МНЕЗИСА
Основная задача увеличение объема и точности воспроизведения заданного материала (объем и сложность предлагаемого материала для запоминания, увеличивается постепенно) используют игры «чего не стало», «что изменилось» и др.
Работа ведется
1. с предметным материалом
2. с предметным материалом в картинках
3. с буквами
материал на запоминание и воспроизведения
1. ряда фигур
2. фигур и знаков
3. цифр, букв (сначала используются графически далекие, затем графически близкие)
Дислексия и Дисграфия ИСПОЛЬЗУЕТСЯ печатный и рукописный шрифт ОБЯЗАТЕЛЬНО
ТОЛЬКО Дисграфия ИСПОЛЬЗУЕТСЯ рукописный шрифт.
Ш этап РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.
Раздел
1. дифференцировка правых и левых частей тела
2. ориентировка в собственном теле
Работа начинается
1. с выделения ведущей руки.
2. ребенок должен показать и назвать ее.
3. показать ведущие части тела (начиная с крупных рука, нога)
4. дифференцировка правых и левых частей тела (с использованием прямых и перекрестных проб Хеда (правой рукой левое ухо)
5. показывает правые и левые части тела на напротив сидящем человеке
2 раздел ориентировка в окружающем пространстве.
1. различение правого и левого предмета по отношению к себе (где находится дверь? Слева или справа от меня)
2. различение пространственного положения предметов между собой (положи на стол тетрадь, справа ручку и т. д)
3. определение правой, левой стороны предмета
4. ориентировка на плоскости.
- используются задания на графическое изображение фигур, знаков, букв на листе бумаги (в центре листа поставь + в правом в верхнем углу)
- показ предметов по инструкции логопеда (покажи предмет, который находится под…., над….)
- выполнение инструкции логопеда по пространственному передвижению предмета с использованием клеточек (муха по клеточкам)
Раздел
формирование пространственных представлений в процессе конструктивного праксиса
Используются разрезные картинки 2 -4 -6 и т. д, счетные палочки
1. сконструировать буквы (создание букв из элементов)
2. реконструировать буквы (преобразовать одну букву в другую)
3. вырезать из картона элемент буквы
4. создать буквы из ниточки, проволоки
5. нахождение буквы в пространстве (правильное и неправильное расположение)
6. нахождение буквы в пространстве (правильное и зеркальное расположение)
Дата: 2019-11-01, просмотров: 224.