Выделяются следующие направления работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. формирование умений и навыков и опознанию по дифференциации фонем в речевом потоке (начинается работа речеслухового анализатора)

9. произносим необходимый звук, но не называем его

10. соотносим это звук с неречевым звуком (Ш – песенка змеи)

11. вырабатываем ассоциацию слышать звук и выделять на фоне других звуков, слогов, слов (есть звук хлопок)

12. сформированный образ звука учим отличать от других акустически близких

На одном занятии отрабатывается пара звуков (от 2х до 5 занятий)

2. формирование артикуляторных умений и навыков (рече-двигательный)

Работа в виде артикуляторной гимнастики. Предлагаются упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляторных органов

9. нижняя челюсть

10. язык

11. губы

12. мягкое небо

 Упражнения (проводятся четко, по требованию, под счет)

5. в начале делаются перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения и движения логопеда и по необходимости исправить

6. проводятся с индивидуальным зеркалом (ребенок должен видеть все свое лицо)

Цель артикуляторный уклад нарушенного звука разложить на более легкие, простые элементы выполняемые на данном этапе. Затем объединить их и получить требуемый артикуляторный уклад.

При полиморфном комплексные артикуляционные упражнения

При мономорфном нарушении целенаправленные, которые необходимо при постановке данного звука. Учитывается

1. нормальная артикуляция

2. характер дефекта

В процессе гимнастики отрабатываются все основные компоненты артикуляции звука. Каждый элемент в отдельности, тормозятся неправильные движения, которые дифференцируются с нужными правильными.

3.формирование общеречевых умений и навыков. Проводится в виде упражнений

7. артикуляционных

8. дыхательных

9. голосовых

Структура занятий на подготовительном этапе складывается

7. из занятий и упражнений по развитию фонематического восприятия и дифференциации звука

8. фонематического анализа и представлений

9. по развитию артикуляции и обще речевых умений и навыков

10. пространственных представлений

11. конструктивного праксиса

12. по развитию и обогащению словаря

13. по развитию мелкой моторики.

П ЭТАП Формирование первичных умений и навыков

1. ПОСТАНОВКА ЗВУКА (формирование правильной артикуляции звука). Понимается сам процесс вызывания звука, т.е. процесс обучения ребенка правильного его произнесения. Звук формируется заново, тогда когда он в речи отсутствует или заменяется другим звуком. В тех случаях, когда звук произносится искаженно, следует говорить о его коррекции. В логопедической практике выделяют 3 основных способа

По подражанию

1. артикуляции логопеда

2. движениям артикуляционной гимнастики

Механический

Предлагаются использоваться вспомогательные средства, в качестве которого могут выступать

6. чистые руки логопеда

7. сам ребенок

8. соска на шпателе

9. аптечные пузырьки

10. зонды логопедические (пользоваться осторожно, так как боятся дети)

Смешанный

5. механический

6. объяснение

7. демонстрация

Как только удалось в изолированном виде поставить звук, его постановка считается завершенной.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

Является необходимым этапом в работе над звуком и осуществляя ее следует помнить, что процесс автоматизации очень сложный для нервной системы ребенка, так как он связан с широким исполнением активного торможения. Ребенку приходится тормозить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно ему не привычно.

Процесс автоматизации имеет свою последовательность и реализуется через принцип от простого к сложному.

НАПРАВЛЕНИЕ

4. изолированного звука – в звуковых подражательных играх с широкой опорой на НЕ речевую ассоциацию (если на подготовительном этапе он слушал песенку змей, теперь он должен сам пропеть звук не называя). Осуществляя автоматизацию изолированного звука НЕ следует долго задерживаться на его изолированном произнесении, так как минимальная единица произнесения является слог, в котором этот звук произносится в зависимости от влияния соседних с ним звуков это называется КОАРТИКУЛЯЦИЯ, однако НЕЛЬЗЯ автоматизировать звук дальше (характерно для Дислалии) если он все таки произносится НЕ четко, смазано.

5. автоматизация звука в слогах – в традиционной методике начинают автоматизировать щелевые звуки в прямых слогах (СА, СО, СУ), смычные и аффрикаты сначала в обратном (АС, ОС, УС). После отработки простой структуры слога звук автоматизируют в сложной структуре слога со стечением согласных. Автоматизировать звук в слогах можно путем повторения за логопедом

        в играх

  в упражнениях

Уже на уровне автоматизации звука в слогах начинается работа по  

     развитию фонематического анализа и синтеза.

6. автоматизация звука в словах – подбираются сначала слова уже с отработанными слогами и звукосочетаниями. (СА – ША; СА-НИ). Слова подбираются таким образом: чтобы фонетическая позиция звука слова была различной начало, конец, середина. СНАЧАЛА отрабатываются простые немногослоговые слова с ОТКРЫТЫМИ СЛОГАМИ (ШИ-НА) затем количество слогов в слове увеличивается, но сохраняется его простая структура (МА-ШИ-НА-), в ПОСЛЕДНЮЮ очередь звуковая автоматизация в слове со СТЕЧЕНИЕМ согласных

Автоматизацию звука в словах можно проводить

1. путем повторения за логопедом

2. специальных игр

3. упражнений

    На этом уровне по автоматизации продолжается работа по развитию простых форм фонематического анализа. Проводится работа по развитию сложных форм фонематического синтеза представлений.

4. автоматизация звука в предложении – подбирают предложения содержащее множество слов с автоматизированным звуком. Автоматизацию звукопроизношения можно проводить

1. путем повторений за логопедом

2. в заданиях ответы на вопросы

3. составление предложений по сюжетным картинкам

4. составление предложений по предметным картинкам

5. составление предложений по опорным словам

 предложения в правильной и нарушенной последовательности, в начальной и нужной грамматической форме.

С детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста параллельно проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза.  

   !_____ ______ ___________.

Пример: Соня рисует карандашом

 

!_____ ______ _____ _________. Придумай предложение по схеме

5.автоматизация звука в тексте – её рекомендуют начинать с заучивания, воспроизведения небольших потешек, считалок, стихов, так как ритмизированный текст легче воспринимать и помнить.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.