1. Просунуть язык между зубами, пожевать его губами 5-6 раз с произнесением слога ПА. После этого рот, открывается положение, языка фиксируется.
2. Просунуть язык между зубами, пожевать его зубами с произнесением слога ТА 5-6 раз. Затем рот открыть, положение языка зафиксировать
3. Пение звука [И]
При наличии парезов боковых краёв языка (боковой дефект) ребенку предлагается пожевать их.
При наличии одностороннего пореза язык смещается в сторону пареза и жуётся только эта стороны.
На кончик языка
1. Мостик» или «Горка»
2. «Сделай мостик», «Сломай мостик»
3. «Слизывание»
- кончик языка производится слизывание с верхней губы внутрь ротовой полости
- кончик языка производится слизывание с верхней и нижней губы по кругу начиная с уголка губы
4. «Посчитаем зубки»
5. «Локание»
6. «Чашечка» (вне ротовой полости)
7. «Чашечка» (в ротовой полости)
На выработку центральной воздушной струи
1. Высунуть язык вперед и подуть на его кончик. Для контроля используются либо палец ребенка, либо ватка закрепленная на ниточке.
2. Высунуть кончик языка и поместить на край бутылочки (стеклянной) или пузырька. Выдыхается воздух, бутылочка гудит.
3. Свернуть язык трубочкой и выдыхать воздух (взять круглую палочку, положить на центр языка и нажать тихонько, язык должен быть высунут. Боковые края приподнимаются, и ребенку предлагается вдохнуть в себя воздух)
4. «Фокус» Делается чашечка вне ротовой полости. На кончик носа кладется маленький кусочек бумажки, воздух выдыхается, бумажка слетает.
Постановка звука [Ш]
Способ
По усвоению артикуляционной гимнастики и по подражанию логопеда.
1. приоткрой рот
2. сделай чашечку за верхними резцами
3. округли губы
4. подуй на кончик языка
вот так (показываем) получаем утрированный звук (показываем) получаем утрированный звук [Ш]
Способ
Использование механического способа.
Для формирования чашечки используется зонд или пальцы логопеда. Зонд или пальцы (V ) под язык, формируется чашечка и просим подуть на кончик языка.
Способ
Использование вспомогательных звуков.
От [Т] верхнего варианта. Ребенку предлагается с силой, но длительно выдохнуть воздух.
От [С] ребенку предлагается произносить [] и не прерывая произнесения поднять кончик языка на верх.
От [Р] произносится шепотом и в это время логопедическим зондом или шпателем дотрагиваемся до вибрирующего кончика языка, тем самым исключая его вибрацию (попросить, чтобы рот был приоткрыт). Используются зонды.
От [Э], [А], [Ы] ребенку предлагается шепотом произносить гласный звук и не прерывая произношения поднять кончик языка на верх и подуть на него.
Постановка звука [Ж]
От [Ш] путем озвончения. Не прерывая произнесения с тактильно вибрационным контролем произношения звука включая голос. С использованием ассоциации летит комар или жук, при затухании вибрации можно использовать прием встряхивания гортани 2-мя пальцами.
Можно использовать те же приемы, что и для [Ш], но с привлечением голоса ([Ш]->[Ж]), либо те же приемы, что и для [Ш], но вспомогательные звуки с голосом.
Постановка звука [Щ]
От обратного слога АШ. При произнесении необходимо чуть опустить кончик языка или и помощью зонда или самостоятельно по ощущениям самого ребенка.
От АСЬ получается нижний вариант звука. При произнесении кончик языка отодвигается от нижних резцов в глубь ротовой полости. Используется либо зонд, либо шпатель.
Постановка звука [Ч]
От обратного слога АТ`Ш` при постепенном убыстрении темпа произнесения слога.
От обратного АТ` при чем Т` верхней артикуляции. При произнесении слога края губ резко выдвигаются вперед с помощью пальцев большого и указательного.
После постановки ->автоматизация->дифференциация
Изолированно -> в слогах (прямой и обратный порядок) -> в словах –> в предложениях - > в тексте
ДРОЖАЩИЕ [Р], [Р`]
Дата: 2019-11-01, просмотров: 262.