Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном материале, чем на предыдущем этапе. Осуществляется формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения и постепенного расширения круга общения. Создание проблемных ситуаций, при проведении различных видов учебной и внеклассной деятельности.
Особенности устранения БУЛЬБАРНОЙ дизартрии.
Этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Нормализация мышечного тонуса.
С этой целью проводится специальный массаж артикуляционной и лицевой мускулатуры.
Основными методами является
1. поглаживание
2. разглаживание
3. растирание
4. гл. разминание
5. вибрация
Движения
1. активные
2. сильные
После 4-5 движений сила их постепенно нарастает. Они становятся более грубые, надавливающие, НО не болезненные.
Укрепляющий массаж лицевой мускулатуры
1. поглаживание лба от середины к вискам
2. поглаживание щек от носа к уголкам и от подбородка к углам
3. разминание скуловой и щечной мышцы (поместив указательный и средний палец обеих рук в нижней части виска и производятся спиральные движения по скуловой и щечной мышцы к подбородку).
Каждые движения 8-10 раз по 3 мин. Ежедневно.
Укрепляющий массаж губной мускулатуры.
1. от средней верхней (нижней) губы к уголкам губ
2. поглаживание носогубных складок к крыльям носа
3. легкое пощипывание кончик пальцев верхней (нижней) губы от середины к уголкам.
Каждые движения 8-10 раз по 3 мин. Ежедневно.
Укрепляющий массаж язычной мускулатуры (с помощью деревянного шпателя)
1. для продольных мышц языка – массируют путем поглаживания от средней части языка к кончику.
2. для вертикальных мышц языка – укрепляют с помощью надавливания ритмичных движений
3. для поперечных мышц языка – воздействуют путем разглаживания шпателем из стороны в сторону от середины к кончику.
Каждые движения 4-6 раз по 3 мин. Ежедневно.
преобладают активные, силовые упражнения, направленные на нахождение и удержания заданной позы и широко используются упражнения с сопротивлением.
П этап ОСНОВНОЙ
преобладают динамические артикуляционные упражнения, в которых отрабатывается возможность не только переключения от одного элемента к другому, но и завершать начатые движения до конца.
Последующие работы над звуком определяются локализацией паретичности в артикуляционном аппарате и начинаются с тех звуков при образовании, которых соответственно артикуляционный аппарат менее паретичен.
Ш этап ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ произносительных умений и навыков
Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном материале, чем на предыдущем этапе. Осуществляется формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения и постепенного расширения круга общения. Создание проблемных ситуаций, при проведении различных видов учебной и внеклассной деятельности.
РИНОЛАЛИЯ
РИНОЛАЛИЯ это искаженное произношение звуков речи и патологическое изменение тембра голоса, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.
В норме при произношении гласных и согласных ротовая полость разделена от носовой, а при носовых не отделена.нарушения
1. Когда выдыхаемая воздушная струя направляеться через нос при произнесении всех звуков, то изменение резонирования в носовой полости
2. Когда выдыхаемая воздушная струя направляеться через рот при произношении
1. О.В.Правдина Р. как одну из форм механической дислалии, обусловленную аномалиями в строении неба. Эта НЕ правомерно, так как при Р в отличии от механической дислалии имеет место нарушения
- темборная окраска голоса
- наряду с согласными страдает произношение гласных
2. М.Зейман относил Р к расстройствам голоса и предлагал назвать Ринофазия. Эта НЕ правомерно, т.к при Р в отличии Ринофании нарушается
1. расстройства произношения звонких и глухих согласных
2. расстройства произношения согласных и гласных
Ринофания при сформированномзвукопроизношении потом возникает патологическое изменение тембра голоса.
Современная точка зрения на МЕХАНИЗМ возникновения Ринолалии в работах
1. Хватцева Михаила Ефимовича
2. Ипполитовой Анастасии Гавриловны
рассматривали как самостоятельное речевое расстройство, характеризующееся своеобразным сочетанием дефектов произношения звуков и нарушения голоса. (Ринолалия = механическая дислалия + ринофания)
СИМПТОМАТИКА РЕЧЕВАЯ
искаженное произношение звуков– в зависимости от нарушения механизма и вида, нарушаться
- произношение гласных и ротовых согласных (приобретают носовой оттенок)
- произношение носовых согласных звуков( частично или полностью утрачивают свой носовой оттенок)
патологическое изменение тембра голоса - в зависимости от механизма нарушения тембр голоса приобретает либо
- неприятный гнусавый оттенок
- глухой, мертвенный (при насморке)
нарушение фонематического восприятия т.е.дифференцирование по противопоставлению ротовых и носовых согласных. приводит к нарушению фонематического анализа(разделение слова на звуки, предложения на слова, слова на слоги), синтеза(соединения звуков в слова) и представлений (обозная слова)
при более сложной речевой патологии
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.