1. поглаживание лба от середины к вискам
2. поглаживание щек от носа к уголкам и от подбородка к углам
3. разминание скуловой и щечной мышцы (поместив указательный и средний палец обеих рук в нижней части виска и производятся спиральные движения по скуловой и щечной мышцы к подбородку).
Каждые движения 8-10 раз по 3 мин. Ежедневно.
Укрепляющий массаж губной мускулатуры.
1. от средней верхней (нижней) губы к уголкам губ
2. поглаживание носогубных складок к крыльям носа
3. легкое пощипывание кончик пальцев верхней (нижней) губы от середины к уголкам.
Каждые движения 8-10 раз по 3 мин. Ежедневно. Можно проводить метод вибрации с использованием вибромассажера. Каждые движения 2-3 раза по 2 мин. Через день.
Укрепляющий массаж язычной мускулатуры (с помощью деревянного шпателя)
1. для продольных мышц языка – массируют путем поглаживания от средней части языка к кончику.
2. для вертикальных мышц языка – укрепляют с помощью надавливания ритмичных движений
3. для поперечных мышц языка – воздействуют путем разглаживания шпателем из стороны в сторону от середины к кончику.
Каждые движения 4-6 раз по 3 мин. Ежедневно.
В артикуляционной гимнастике преобладают активные , силовые упражнения, направленные на нахождение и удержания заданной позы и широко используются упражнения с сопротивлением.
П этап ОСНОВНОЙ
В артикуляционной гимнастике преобладают динамические артикуляционные упражнения, отрабатывается возможность не только переключения от одного элемента к другому, но и завершать начатые движения до конца.
Последующие работы над звуком определяются локализацией паретичности в артикуляционном аппарате и начинаются с тех звуков при образовании, которых соответственно артикуляционный аппарат менее паретичен.
Ш этап ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ произносительных умений и навыков
Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном материале. Осуществляется формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения и постепенного расширения круга общения. Создание проблемных ситуаций, при проведении различных видов учебной и внеклассной деятельности.
Особенности устранения ЭКСТРАПИРАМИДНОЙ ФОРМЫ.
Основные задачи
1. уменьшение ригидности и гиперкинезов, как в речевой, так и в общескелетной мускулатуре
2. мах. развития произвольных движений артикуляции, дыхания, голосовой мускулатуры (при необходимости и общескелетной) с обязательным привлечением внимания ребенка в возникшим у него кинестетическим ощущениям
Особенности устранения ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ.
(насильственные, произвольные движения)
Этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. необходимо подобрать позу, в которой количество насильственных движений сокращается до минимальных (усадить, уложить).
2. при выраженных гиперкинезах общескелетной мускулатуры следует использовать специальные средства при подавлении гиперкинеза
- крепление для ног (мягкое или полужесткое)
- манжетки для рук
- жилеты с утяжелителем
Подбор этих средств строго индивидуален и построен по принципу подавления содружественных движений
- при закреплении ног понижается гиперкинез рук
- при закреплении 1-ой руки понижается гиперкинез другой
- при ношение жилета понижается (исчезают) насильственные движения голоса
Для обучения письму используются специально сконструированные утяжелители ручки с креплением для пальца
Для снятия гиперкинезов лицевой и артикуляционной мускулатуры проводится специальный точечный массаж. В основе логопедического массажа лежит точка перекрестного массажа К.А.Семеновой.
ПРИЕМЫ
1. перекрестная точка массажа в области губ
- указательный палец правой руки помещается на середину правой носогубной складки, а указательный палец левой руки слева. Затем в указанной точке вибрирующие движения в течении 15 сек., после чего пальца меняются местами и аналогично движения производятся с противоположной стороны.
- указательный палец правой руки располагается на середине правой носогубной складки, а левый под углом челюсти слева вибрирующими движениями в течении 15 сек в этих точках и аналогично
- указательный палец правой руки располагается на середине правой носогубной складки или под углом правой губы, а левый помещают под сосцевидным отростком за левым ухом
преобладают статические артикуляционные упражнения на нахождения и удержания заданной артикуляционной формы покоя.
П этап ОСНОВНОЙ
В артикуляционной гимнастике основное внимание уделяют артикуляционным движениям, в которых отрабатывается возможность
1. произвольно начать,
2. переключения от одного к другому
3. произвольно закончить начатые движения
При выполнении внимание привлекают к ощущениям, возникшим при переходе одного артикуляционного элемента к другому.большое внимание уделяется работа по коррекции просодических нарушений
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.