- свободный доступ на государственную службу независимо от происхождения, пола, расы, вероисповедания, религиозных и политических убеждений
- гарантированная занятость (пожизненное назначение на должность)
- конкурсный отбор на государственную службу
- карьерный рост в зависимости от профессиональных, личностных и морально-нравственных качеств
- регулярное повышение квалификации и профессиональной подготовки
- проверка эффективности деятельности путем проведения аттестации, сдачи квалификационных экзаменов
- государственное пенсионное обеспечение.
Составной частью кадровой политики зарубежных стран является «политика карьеры», т.е. выдвижение кадров на вышестоящие должности.
В последние годы в зарубежных странах складывается динамичная система ротации кадров.
РОТАЦИЯ КАДРОВ (лат. rotatio — круговое движение) — регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом "найти нужному работнику нужное место".
Она позволяет осуществлять перестановку кадров внутри государственной службы и за ее пределами. Данная система дополняет и обогащает практику выдвижения кадров, способствует их профессиональному и служебному росту.
В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время мобильность кадров недостаточна, хотя она является обогащающим фактором и явно необходима. Из разных видов мобильности: вертикальной, горизонтальной, функциональной, предпочтение отдается последней (должностной). Кроме функциональной (должностной) во многих странах широко используются другие виды мобильности. Во Франции существуют еще два вида движения кадров: географический и между секторами государственной службы. Первый вид позволяет гармонизировать приток кадров в северные и южные районы страны, а второй – обеспечивает перемещение служащих в другие структурные подразделения для приобретения нового служебного опыта, более интересной и содержательной работы.
Карьера новобранца в министерстве Японии начинается с его стажировки в правлении данного ведомства. Первые четыре года стажер вращается по кругу, побывав за это время во всех главных и ведущих управления министерства. Он изучает на практике функции управлений, устанавливает знакомство с чиновниками и служащими, что дает возможность новичку составить общее представление о работе министерства, установить полезные деловые контакты с сослуживцами. На пятом году, когда стажеру уже 27-28 лет, он отправляется на 2 года на периферию, в одно из управлений министерства в префектуре. Затем его возвращают в центральный аппарат и присваивают чин вице-директора. Теперь он практикуется в поддержании связей своего министерства с другими ведомствами, в разработке проектов решений и т.п. Как уже сформировавшегося чиновника через 2-3 года его вновь направляют на периферию. После двух лет второго хождения, когда чиновнику уже 33-34 года, он возвращается в центральный аппарат, на этот раз в одном из двух чинов: старшего вице-директора или советника. В течение года успешной работы в министерстве ему присваивается чин директора, затем генерального директора. В этом чине он становится руководителем управления. Вершина карьеры – постоянный заместитель министра.
Под влиянием кадровой политики и сложившейся в государственной службе состав государственных служащих дифференцируется, а, следовательно, и специализируется на выполнении различного рода управленческих и других служебных функций.
Организация государственной службы за рубежом.
США
На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, «сдержек и противовесов» и другие особенности политической организации общества.
Государственный сектор США имеет структурные особенности, обусловленные федеративным устройством страны. Поэтому все государственные работники подразделяются на:
а) федеральных, т. е. тех, кто занят в учреждениях федерального правительства,
б) работников штатов - занятых в органах правительств штатов;
в) местных - работающих на предприятиях и в учреждениях местной администрации (в графствах, муниципалитетах, округах).
В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации. Помимо федеральной существуют государственные службы отдельных штатов и аппарат управления органов местного самоуправления.
В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на несколько категорий - "конкурсную" и "патронажную", исключенную.
К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами "системы заслуг", установленными законодательством.
Ко второй категории относятся те государственные служащие, которые назначаются на должности президентом единолично (помощники и советники президента) либо по совету и с согласия сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.). Кроме того, к числу "патронажных" относятся те доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министров и т.д.).
Особый статус имеют государственные служащие так называемых "исключенных" (не подпадающих под общее регулирование) государственных органов. К числу последних относятся Федеральное бюро расследований, ЦРУ, иные органы "разведывательного сообщества", Генеральное отчетное управление и ряд других федеральных ведомств.
Должности государственных служащих делятся на 18 категорий. Первые восемь отведены техническим исполнителям с 9 по 15 - среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высей квалификации; с 16 по 18 - высшему руководящему составу, (В ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах.)
Система добычи — практика продвижения и найма правительственных служащих, когда победившие на выборах президент или партия формируют состав государственных органов из своего окружения и своих сторонников. При такой системе во власть допускаются только хорошо знакомые «политической элите» люди, связанные круговой порукой. Закон ввел в действие новую систему («систему заслуг»). Система заслуг — практика продвижения и найма правительственных служащих, основанная на их компетентности, а не на их политических связях.
В США использовалась система добычи, пока в 1881 году не произошло убийство президента Гарфилда отчаявшимся претендентом на гос. должность. После этого в США развернулось движение за реформу государственной службы, и в 1883 году Конгресс принял Закон о гражданской службе, известный как закон Пэндлтона, который сделал систему заслуг обычной практикой. Законом Пэндлтона вводились конкурсы и экзамены на замещение госдолжностей, запрещалось использование служебного положения в политических целях, чиновникам возбранялись побочные доходы; кроме всего прочего, на государственную службу запрещалось принимать алкоголиков. Первоначально действие закона распространялось на служащих таможни и почты в крупных городах общим числом 13 900 человек. Постепенно перечень расширялся и к 1901 году достиг 106 тыс. должностей. В России по многим параметрам в основном преобладает система добычи, хотя формально конкурсы проводятся.
ГЕМАНИЯ
Германия является страной с богатейшими бюрократическими ( в хорошем смысле этого слова ) традициями 1. Корни немецкого чиновничества уходят в XVIII век в Пруссию , когда в результате реформы Фридриха - Вильгельма I сформировался ставший нарицательным тип прусского чиновника . При нем чиновники набирались чаще всего из числа офицеров . Это были люди , привыкшие к армейской дисциплине , не рассуждавшие при выполнении приказов и лично преданные королю . Собственно , принцип личной преданности и верности и был в то время основой отбора на государственную службу . Следует также отметить , что , помимо преданности и исполнительности , прусское офицерство и генетически связанное с ним чиновничество всегда отличались высокой степенью эффективности и честности . Не случайно уже в двадцатом столетии и даже после II Мировой войны патриотически настроенные немецкие аналитики были склонны рассматривать дух прусского офицерского корпуса как одну из основ могущества страны
В Германии, как и в ряде других стран, государственная служба называется в буквальном переводе на русский язык <общественной> (или <публичной>). Это понятие охватывает всех работников государственных учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.
На немецкой гражданской службе состоят три типа государственных служащих : Beamte ( карьерные гражданские служащие , далее – карьерные служащие ) – около 30% всех служащих , Angestellte ( сотрудники ) – около 45% всех служащих и Arbeiter ( наемные работники ). Ротации между категориями практически никогда не происходит .
Федеральные чиновники делятся на чиновников нижнего, среднего, повышенного и высшего ранга.
Чиновником считается тот, кто:
1) состоит с государством в публично-правовом <отношении службы и верности>;
2) осуществляет важные государственные функции, обеспечивающие безопасность государства и общества;
3) публичное служебное отношение которого фиксируется в административном акте о назначении на должность, который вручается чиновнику.
Назначают чиновника на должность Федерация, земли, союзы общин, общины, а также другие публично-правовые образования, учреждения и организации. Прекращение служебных отношений между чиновником и государством возможно лишь на основаниях, указанных в законе, после чего чиновник уходит в отставку (если он не уволен по дискредитирующим его обстоятельствам).
Чиновник | Служащий и рабочий | |
Порядок приема (назначения) на работу | Назначается на службу | Работает по трудовому соглашению |
Срок на который принимается на работу | Пожизненное назначение | Трудовое соглашение имеет конкретный срок и может быть расторгнуто |
Оплата труда | Установленное законом денежное содержание | В соответствии с тарифным соглашением |
Пенсионное обеспечение | Государственная пенсия | Пенсия на основе договора о социальном страховании |
Разница между чиновниками и служащими (и рабочими) государственной службы состоит в том, что первые назначаются на службу, а со вторыми (и третьими) заключается трудовое соглашение. Чиновники назначаются пожизненно, а трудовое соглашение может быть расторгнуто. Оплата труда чиновников - это установленное законом денежное содержание, а труд служащих и рабочих оплачивается в соответствии с тарифным соглашением. Чиновники получают государственную пенсию, а служащие и рабочие - пенсию на основе договора о социальном страховании.
Государственная служба на всех трех уровнях (Федерации, земель и общин) регулируется федеральными законами по единой системе. Для всех трех уровней установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения службы, права и обязанности, ограничения и гарантии, система пенсионного обеспечения и оплаты труда.
На протяжении нескольких лет в ФРГ идет оживленная дискуссия о ликвидации чиновничества как специального вида государственных служащих, имеющих особый статус. Требования эти обосновываются превращением чиновничества в своего рода замкнутую касту, наличием у чиновников многих привилегий и связанной с этим неповоротливостью громоздкого аппарата управления. Вот почему все чаще звучит требование отменить или существенно ограничить привилегии чиновников.
ФРАНЦИЯ
Во Франции государственными служащими являются все служащие государства как публичного юридического лица - его законодательных, исполнительных и судебных органов как в столице, так и за ее пределами.
Помимо государственной службы Законом 1984 г. учреждена также публичная служба местных сообществ, регулируемая особо.
Примерно половина служащих государства и местных сообществ работает в системе публичного образования и здравоохранения. За ними по численности следуют почтальоны и дорожные смотрители, полиция и армия.
Из чисто управленческих служб крупный штат имеют только финансовые службы, главным образом налоговые и бухгалтерские.
Штатные служащие государства имеют постоянные должности. Их положение стабильно. Они гарантированы от произвола администрации и находятся под особой защитой закона. В отличие от частного сектора на государственной службе не действует система коллективных и индивидуальных договоров о найме и условиях работы. Большинство вопросов статуса государственных служащих решается уставами (статутами), утверждаемыми законами.
Все государственные служащие подразделяются на две большие категории. Первую из них составляют гражданские служащие государственной администрации, а также местных сообществ и публичных учреждений (в том числе преподаватели и врачи); вторую - военнослужащие, работники судов и парламента.
Гражданские служащие в зависимости от важности и сложности работы разбиты также на четыре класса (иерархические категории): А, В, С и Д.
Высшая - " А " - объединяет штаты чиновников с магистерской степенью и выполняющих функции по разработке концепций и руководству . На класс А возложена функция выработки управленческих установок. Должностные лица этого высшего класса обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления.
В категорию "В" входят чиновники среднего звена, имеющие дипломы бакалавров или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.) На служащих класса В возложена задача реализации вышеуказанных управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также исполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта.
Класс С включает специалистов, а класс Д - это вспомогательный персонал. Эти два класса охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория "Д" постепенно сокращается.
Помимо классов существуют также разряды (ступени, ранги). Гражданину, поступившему' на государственную службу, присваивается определенный разряд в зависимости от результатов конкурсных экзаменов или других форм проверки его способностей.
Во Франции существует сложная система отбора государственных служащих. В Декларации прав человека и гражданина, ставшей частью Конституции, говорится: "Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, постам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и талантами".
Под равенством при поступлении на службу имеется в виду прежде всего равенство вне зависимости от расы, национальности, убеждений и пола. Запрещается, например, дискриминация по политическим взглядам. При поступлении на службу действуют и некоторые ограничения по возрасту, гражданству и способностям. Уставы предусматривают минимальный и максимальный возраст для поступления на службу. Максимальный возраст для многих должностей составляет от 40 до 45 лет. Обладание французским гражданством обязательно только для занятия штатных должностей. На внештатные можно принимать иностранцев. Для занятия некоторых должностей требуется наличие диплома, удостоверяющего необходимый уровень квалификации. От этого уровня зависит и размер оплаты труда служащего.
На практике при поступлении существует значительное фактическое неравенство. Высший эшелон служащих набирается в основном из буржуазной среды. Образовались целые династии высокопоставленной чиновничьей знати. По-прежнему мало на руководящих должностях женщин.
Общий устав предусматривает проведение конкурса перед назначением на должность по большинству категорий служащих. Конкурс считается наилучшим способом отбора кандидатов. На нем проверяется их общая культура и профессиональный уровень. В значительной мере конкурс позволяет обеспечить равенство шансов кандидатов, не допустить фаворитизма.
Самые верхние и самые нижние эшелоны служащих не подпадают под конкурсную систему.
Конкурсные экзамены для зачисления на должность в класс А направлены на выявление обширных общих и специальных знаний и на достижение уверенности в том, что кандидат имеет достаточные интеллектуальные способности и твердый характер. Они должны свидетельствовать об общем и профессиональном образовании высокого уровня.
Кандидаты в класс В обязаны уметь регламентировать и оценивать, руководствуясь законами и подзаконными актами, деятельность лиц, находящихся под их управлением. Для этого от них требуется большая гибкость, обширные общие и профессиональные знания.
Экзамены и тесты для кандидатов в класс С должны выявить у них прежде всего специальные знания, технико-исполнительские навыки, а не способность быть инициативными.
Прохождение конкурса не обязательно ведет к немедленному назначению победителя на должность. Оно имеет своим следствием зачисление его в список на занятие вакантных должностей. Лицам, прошедшим конкурс, обычно предоставляется возможность поступления в соответствующее специализированное учебное заведение для учебы в нем в течение 2-3 лет.
Перемещения и продвижения по службе. Возможно перемещение внутри одного и того же корпуса служащих с одной работы на другую в том же разряде, иногда с переменой места жительства. Такое перемещение характерно для корпусов с большим штатом, например, для работников просвещения, армии, полиции. Оно имеет место как с согласия переводимого, так и без его согласия. В армии и полиции такие перемещения возможны в массовом порядке.
Возможно продвижение вверх по иерархической лестнице в одном и том же корпусе служащих, в той же должности и в том же учреждении. Служащие продвигаются как по разрядам, так и по классам. По разрядам служащий продвигается в основном в зависимости от выслуги лет. Каждые 1,5-2 года чиновнику, успешно прошедшему аттестацию, присваивается следующий разряд с более высоким жалованием. С плохими аттестационными оценками продвижение задерживается. Быстро или медленно, но все служащие продвигаются по службе.
По классам продвигаются не все, а по выбору руководства или по конкурсу. Некоторые чиновники за все время службы ни разу не повышаются в классе. Продвижение по службе осуществляется на основе аттестации. Каждому служащему, включая военных, начальник по службе дает ежегодно оценку в баллах и в виде развернутой характеристики.
Перемещение между различными корпусами осуществляется путем отбора или откомандирования. Отбор служащих производится обычно на основе конкурса. Чиновник, например, может поступить по конкурсу в Национальную административную школу и по окончании ее быть зачисленным в другой корпус.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 368.