Понятие «элитная инженерия» сравнительно новое. Зародившись в рамках стратегического менеджмента и включающее методологические механизмы формирования управленческой элиты как высшего кадрового состава управления стало широко использоваться в политических науках.
Появление элитной инженерии как стратегически важного направления в системе политического управления, по сути, стало ответом, на системный кризис, который зародился в организационных структурах уже в конце XX в. и по мере развития научно-технического прогресса приобрел глобальный масштаб и инициировал кризисы в различных сферах человеческой деятельности - экономические, политические, финансовые и т.п. (как локального, так и мирового масштаба).
Рассмотрим данное понятие через призму элитологии. Особой частью кадрового потенциала страны является ее правящая элита и лидеры. В настоящее время остро ощущается потребность в их новом качестве, поскольку отставание России от передовых стран в социально-экономическом развитии во многом связано с недостаточной эффективностью государственной кадровой политики по формированию элитарного управленческого слоя. В результате в этом слое оказалось много политиков и государственных служащих, неготовых в профессиональном и нравственном отношении в полной мере исполнять функции политического управления[91].
Особенно возрастает роль элит в условиях социально-политической и экономической нестабильности. Как подчеркивают А.В. Понеделков и
А.М. Старостин, «аналогичные задачи возникли практически во всех развитых странах мира, где, в силу обновления финансово-экономических отношений и перехода к новому производственно-технологическому укладу, интенсивному развитию глобальных экономических и политических отношений, сложилась устойчивая зона социальной и политической турбулентности, чреватая кризисными проявлениями и востребующая, с одной стороны, широкомасштабные управленческие инновации, а, с другой - органического включения элементов кризисного управления в систему государственных, межгосударственных и надгосударственных институтов»[92].
По мнению А.И. Турчинова «не будет преувеличением сказать, что накопление общественно полезного слоя профессионалов во всех сферах общества, в том числе и в сфере государственно-административного управления, собственно тех, кто влияет на его динамичное развитие в постперестроечные годы, происходило в условиях, суть которых можно характеризовать принципом социал- дарвинизма - выживает сильнейший. И этими «сильнейшими» становились либо те, кто имел опыт борьбы за лидирующие позиции в криминальном мире, либо те, кто владел властными ресурсами государственного аппарата. Хотя зачастую профессионализма у этих групп общественного лидерства было не так много, но он с избытком компенсировался такими качествами, как пренебрежение правовыми нормами, принципами честности, общественного долга, а также господством наглости, стяжательством, хамством, подкупом, обманом и другими безнравственными деяниями. Причем этот «букет» дел и качеств указанных групп граждан, востребованных в 90-е годы прошлого века, стал основой формирования мощнейшей системы коррупционных отношений»[93].. Таким образом, воспроизводство административно- политической российской когорты имеет свою историю и корреляцию с теми же процессами, что и становление новой российской государственности и ее ключевого механизма - государственной службы и присущей ей кадровой политике. Государственная кадровая политика, несомненно, обуславливается процессами формирования и рекрутирования российской элиты.
Как отмечает Т.П. Вернигорова, необходимость приведения качественного состава правящей элиты в соответствие с внутренними и внешними вызовами настоятельно требует выработки концепции государственной кадровой политики, в которой были бы сформулированы приоритетные мероприятия[94]:
· включение в цели государственной кадровой политики достижение нового качества политического и административного управления на уровне лучших мировых образцов путем формирования ближнего и дальнего резерва правящей элиты;
· изменение законодательства о политических партиях с целью повышения их роли в формировании правящей элиты, обеспечения условий для развития управленческого потенциала кадров и востребованности их в государственных органах;
· определение ключевых должностей, для занятия которых требуется согласие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В перечень этих должностей в обязательном порядке включить должности федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств. В Государственной Думе для реализации этой задачи уточнить функции соответствующих комитетов и комиссий;
· обеспечение гласности назначения на должности высшей и главной групп должностей.
По ее мнению, наполнение концепции государственной кадровой политики особыми положениями, касающимися формирования правящей элиты, способствовало бы укреплению лидирующих позиций России в мире.
Обращаясь к теориям лидерства, следует отметить, что в политической сфере выявление лиц с лидерскими качествами происходит на двух уровнях - внутрипартийном и во время выборных кампаний, связанных с отбором лиц на государственные или муниципальные должности. Широко используются рейтинги политиков за определенный период времени, которые отражают мнение экспертов. В переломные периоды на политические должности часто отбираются люди, которые находятся в близких отношениях с лидерами государства, но ничем себя не проявившие в общественной жизни.
При этом многие претенденты на государственные должности не проходят социальной проверки через выборы, конкурсы, конкуренцию. Решающее значение имеет лояльность лидеру. В процессе перехода от одной системы к другой верх порой берут люди, способные к разрушению, но не умеющие созидать, мыслить перспективно. Возникают трудности в реализации лидерских качеств отдельных граждан: этому мешает коррупция; низкая кадровая культура.
Таким образом, при подборе на высшие и главные должности, должности категории «руководители» требуется специальная система отбора кандидатов, к которым предъявляются особые, более «жесткие» требования. Среди них также сбор информации о социальной активности кандидата.
К сожалению, современная кадровая политика базируется на ситуационной теории лидерства. В условиях перехода к новой социально-экономической и политической системе кадровая ситуация постоянно меняется, и главное - оказаться «в нужное время в нужном месте»[95].
Разные ситуации, требуют и разных подходов к кадровой политике. К примеру, в стабильной ситуации возникает потребность перехода от кадровой политики, направленной на удержание власти, к кадровой политике по становлению кадровых отношений, связанных с прогрессивным развитием государства и общества, созиданием материальных и культурных ценностей. В этой ситуации требуются иные лидеры - созидатели. Это касается президентов, министров, губернаторов, мэров городов, глав муниципальных образований, руководителей производства, научных организаций и политических партий, бизнес-сообществ и т.д.
В периоды кризисных ситуаций могут возникать: кадровый «вакуум», кадровый «голод», кадровые «мясорубки» и братание с «бывшими», а также особые формы привлечения последователей, формирования команд, исходя из принципа лояльности (доверенные люди, преданность государству и др.).
Кадровая ситуация изменяется под влиянием ряда объективных факторов: изменение государственного и общественного строя, кадровых потребностей страны, партийной системы, выборного законодательства, смена власти (президента страны, парламентского большинства), положение государства в управлении социально-экономическими и политическими делами[96].
Элитологические исследования показывают, что современная Россия крайне нуждается в демократической элите, которая обеспечила бы вовлечение широких масс в прогрессивное развитие страны. Это, прежде всего, касается правящей элиты, имеющей властные рычаги преобразований.
Формирование политической элиты как высшего кадрового состава государственного управления - коренной вопрос стратегии и тактики власти, ее жизнеспособности и авторитета. Таким образом, главный аспект государственной кадровой политики и её функционирование представляет собой элитную инженерию. Она делает необходимым внедрение кадровых технологий, соответствующих свободному демократическому обществу, где карьера осуществляется на демократической основе, законности и делегирования полномочий властвующих органов сверху вниз.
Как мы уже отмечали, понятие «элитная инженерия» появилось относительно недавно и включает методологические механизмы формирования управленческого класса элиты как высшего кадрового состава управления.
Элитарная инженерия включает в себя не только и не столько становление «класса профессионалов власти», сколько формирование социальной реальности с целью развития механизма социально-политического лифта «во власть» для профессиональных групп, в первую очередь научно-технической, культурной интеллигенции. Элитная инженерия - это система, которая постоянно ставит вопросы и отвечает на них же: какие высшие должности нужны и из каких источников можно подобрать кадры для них; какими задатками, знаниями и навыками должны обладать те, кто на эти позиции претендует; как сортировать и продвигать людей к занятию должностей на уровне управляющей элиты; что нужно для того, чтобы люди с наименьшими преградами динамично шли вверх по иерархической лестнице; какие программы нужно иметь в запасе, чтобы они создавали подходящие условия для продвижения в элиту[97].
Вопрос о новой роли носителей научного знания сегодня ставится, прежде всего, в контексте повышения значения нашей страны в решении проблем международной безопасности, но это, в свою очередь, напрямую зависит от качества реализации внутренней политики на основе принципов фундаментальной науки, в том числе и в политологическом измерении. Научно-обоснованная кадровая политика предполагает повышение профессионального и общекультурного уровня не только федеральных, но и региональных и местных административно-политических структур, и бюрократического аппарата, а также привлечение представителей научного экспертного сообщества к принятию социально-значимых решений и проведению модернизационных реформ.
Таким образом, ясно виден смысл в изучении проблем формирования кадрового резерва, который включает в себя представителей политической элиты.
В региональном аспекте выделяются две модели подготовки кадрового резерва.
Первая модель. Граждане, составляющие кадровый резерв, получают дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в соответствии со ст. 62 Федерального закона № 79-ФЗ, включающего в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации (не реже одного раза в три года)[98].
Основанием для дополнительного профессионального образования гражданских служащих является назначение на новую должность, зачисление в кадровый резерв, результаты аттестации, которую проводят единожды в три года.
Состав дополнительного профессионального образования кадрового резерва (общая, специальная и индивидуальные программы), как правило, не отличается от уже используемых программ для дополнительной профессиональной подготовки гражданских служащих. В некоторых регионах в ряде случаев для гражданских служащих из кадрового резерва предусмотрена подготовка, разработанная по индивидуальному плану профессионального развития[99].
Стоит учесть, что при подготовке кадрового резерва не предполагается обучение граждан, состоящих в резерве, что в свою очередь не отвечает принципам общих и равных возможностей доступа граждан к государственной гражданской службе и равных условий ее осуществления, что гарантируется Конституцией Российской Федерации; не предусматривается разработка специальных программ; обучение осуществляется в рамках государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Именно поэтому финансирование подобного рода проектов конкретно не предусматривается.
В рамках данной модели работают такие регионы, как г. Москва, Свердловская, Курганская, Челябинская, Ростовская, Волгоградская, Оренбургская области, Республика Крым, Красноярский, Краснодарский края и другие регионы.
Вторая модель. Подготовка кадрового резерва гражданских служащих осуществляется тем же образом, как и в первой модели, основываясь на базовых принципах получения дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Однако и для граждан, состоящих в резерве, предполагаются способы и методы, которые могут, по мнению регионального законодателя, подготовить их к гражданской службе.
Предоставляется возможность участия в мероприятиях (работа в экспертных группах, проведение конференций, совещаний, мероприятий мониторингового характера), самостоятельной теоретической подготовки (изучение нормативно-правовых актов, регламентов, написание рефератов), стажировки на соответствующей должности, участия в разработке нормативно-правовых актов. В рамках данной модели работают Саратовская, Тюменская, Новосибирская, Кировская области, Хабаровский, Пермский края и другие регионы[100].
Вторая модель при равном доступе граждан к государственной гражданской службе предусматривает меры по подготовке резервистов, но равноценный доступ им не обеспечивает, обуславливая тем, что дополнительное профессиональное образование обеспечивает более высокий уровень подготовки, чем написание рефератов, стажировки, самообразование. Таким образом, итоги обучения резервистов будут разниться, что повлияет на принятие решения о назначении на вакантную должность[101].
На протяжении всего периода профессиональной деятельности политическим элитам в составе государственных служащих необходимо обновлять знания, иметь доступ к новой информации для совершенствования и актуализации имеющихся знаний. Для этого необходима реализация системы непрерывного дополнительного профессионального образования с учётом различных форматов обучения.
Организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих позволяет довести уровень их компетентности до современных требований и обеспечить их успешное участие в проведении осуществляемых государственных реформ. Таким образом, политическая элита в составе государственных служащих поддерживает уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Образование достойной, т.е. авторитетной, образованной, высоконравственной и ответственной административно-политической элиты является одной из главных задач кадровой политики. Для ее решения необходимо включение всех компонентов механизма реализации кадровой политики, сознательные усилия муниципальных служащих приобретать новейшие знания и навыки административной и политической деятельности не только в учебных заведениях, но и путем самообразования и самовоспитания.
Процесс подготовки, образования, создание условий для становления качественной российской элиты являются основными моментами в создании и преобразований политической элиты.
В 2014 г. начались новые серьезные испытания российских элит на прочность, связанные с масштабным глобальным вызовом Запада и его самыми крупными попытками в новейшей истории «поставить Россию на место»[102]. Можно говорить о новом «крестовом походе». Но он связан уже не с политико-идеологической несовместимостью России и Запада, от чего, как казалось, уже не осталось и следа, а с более глубинной и традиционной, длящиеся уже многие столетия, геополитической конкуренцией России и Запада. Этот вызов поставил, несомненно, вопрос об адекватности отечественных элит требованиям политического управления и его сконцентрированности на проблемах национальных интересов, о фундаментальных качествах наших лидеров и элит в этом ракурсе.
В заключение необходимо отметить, что управленческая элита занимает ключевое место в системе властных отношений. Современная управленческая элита Российская Федерация находится в стадии становления. В связи с этим важно существенно усилить требования к политикам и государственным служащим, прежде всего, занимающим высшие должности и должности руководителей. Именно здесь необходима проверка знаний, умений, навыков и способностей на конкурсах, аттестациях, квалификационных экзаменах.
На стадии становления управленческой элиты первостепенное значение приобретают «элитная инженерия» и технологии формирования управленческих кадров. Именно на этом этапе складываются традиции, воспитываются политики и государственные служащие в духе служения народу и государству, а не ведомствам и частным лицам.
Поэтому методология и инструментарий элитной инженерии становится все боле востребованы при реализации кадровой политики.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Особенности деятельности российской политической элиты по выводу страны из кризиса и ее реформированию
2. Механизм формирования политической элиты.
3. Циркуляция элит
4. Каково соотношение политического класса и правящей элиты?
5. Как называют различные части единой правящей элиты?
6. Дайте определение политической элите.
7. Назовите важнейшие характеристики элиты.
8. Охарактеризуйте мобильность элиты.
9. Перечислите функции политической элиты.
10. Кто относится к политической элите в России?
11. Какие изменения произошли в составе новой политической элиты России?
ТЕМА 9.СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 371.