В процессе распределения власти, учитывая опыт политической практики демократических государств, отсутствует равноправное участие граждан. Власть осуществляется определённым кругом лиц, манипулирующим основной массой. В политической науке концепция элиты представляет собой научное обоснование процесса, в котором идёт разделение общества на меньшинство, которое обладает властью, и большинство, которым управляют.
Современные учёные склонны рассматривать элиту как малую социальную группу, которая занимает «командное положение» в кадровых системах различных сфер общества. От других страт общества их могут отличать как формальные, так и не официальные внутриэлитные связи, сплоченность и автономность. Это страты, состоящие из людей, которые наделены определённым социально-правовым статусом, имеют хорошую профессиональную подготовку, высокий авторитет и харизматическое превосходство над основной массой. Главным аспектом выступают полномочия, которые позволяют производить контроль над властными и структурами и оказывать влияние на общество, а также иметь влияние на жизнедеятельность людей[85]..
Элиты занимаются разработкой целей и перспектив развития общества, принимают управленческие решения и используют ресурсы государственной власти для их осуществления[86]. Политическая элита характеризуется наличием права выдвигать из своей среды политических лидеров, права на привилегии, закрытости или полузакрытости для чужих социальных слоев, наличия психологии превосходства, собственной идеологии, а также разрешенный доступ к закрытой информации и высокой культуре[87].
В исследовании элит основное место занимают каналы и механизмы рекрутирования. Процесс, в котором участники переводятся на высшие политические должности, называется рекрутирование политической элиты. Процесс рекрутирования подразумевает, какими способами люди могут быть вовлечены в политику, а также выдвигаются на руководящие должности, устанавливают контакты и развивают карьерной лестницу.
Формирование элиты в настоящее время можно охарактеризовать высокой динамикой персонально-кадрового обновления. Выборы, конкурсы, назначения по представлению Президента стали действенным каналом не только пополнения и обновления элиты, но и более четкой ее статусной и социально-демографической фрагментации.
Критериями отбора в государственную политическую элиту чаще являются жизненный, социальный и профессиональный опыт. Специалист, не имеющий опыта, на который можно опереться, знаний, которые необходимо обновлять, может стать фактором торможения вне зависимости от его врожденного таланта.
Формирование современной политической элиты обусловлено замедление темпов спонтанного кадрового обновления, что является одной из позитивных перемен на сегодняшний день. Кадровые процессы стали более планомерными, хорошо обдуманными, а лихорадочные кадровые перемещения прекратились.
Кадровая политика направлена, прежде всего, на формирование управленческого слоя организации, государственного органа или государства в целом. Для организации - это управленческие команды, кадровый резерв, лидеры малых и больших групп, ведущие специалисты. Это небольшой круг людей, относящихся к управляющей системе. Вход в этот слой организации затруднен рядом правил, процедур, проверок (отбор, конкурс, испытательный срок, наставничество и др.)[88].
Для государственных органов к элите относятся лица, назначаемые выборным лицом (Президентом РФ, губернатором субъекта Федерации).
Для государства в целом - элита по статусу - лица, занимающие государственные должности Российской Федерации. Эти лица назначаются либо Президентом РФ, либо им по согласованию с парламентом.
Для Российской Федерации и ее субъектов важным является вопрос об административно-управленческой элите, к которой относятся высшие слои государственных служащих. Элитный подход к кадровой политике до сих пор носит скорее теоретико-методологический характер: на уровне Российской Федерации отсутствует официальная Концепция государственной кадровой политики. Соответственно, субъекты Федерации не могут принять полноценные концепции этой политики, поскольку обязаны ориентироваться на федеральное законодательство.
В настоящее время федеральная кадровая политика носит фрагментарный характер: правила формирования элитного слоя страны разбросаны по многочисленным законам, которые не в полной мере стыкуются между собой. В них отсутствует элитный подход к формированию слоя тех, кто должен быть совестью нации. К таким нормативным актам относятся законы о выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, о Правительстве Российской Федерации, о системе государственной службы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты. Однако в этих актах не отражено главное - то, что носит не юридический, а социальный и политический характер - вопрос об ответственности правящего слоя за положение дел в стране и социуме.
Не восполняет пробелы законодательной власти в этом отношении научная и учебная литература. В ней практически ничего не говорится о теоретико-методологических основах кадровой политики, элитном подходе к ним. Более того, многие специалисты по кадровой политике игнорируют теории элиты при разработке своих научных публикаций и учебных пособий.
Характеризуя результаты современной кадровой политики государства, О. Крыштановская отмечает, что «будучи ценностно нейтральной, элита является понятием, вычленяющим функциональную группу, к которой относятся как люди выдающихся способностей, так и вовсе бездарные, как образцы нравственности, так и жулики. Критерии, по которым одни люди относятся к элите, а другие нет, лежат в иной плоскости. Элита - это высшая страта политического класса, это группа, обладающая максимумом власти, она распоряжается государственной машиной...»[89]. Соглашаясь с автором, следует отметить, что при правильной кадровой политике число бездарных и безнравственных в составе элиты было бы значительно меньше.
Элитный подход к кадровой политике означает, что, во-первых, к лицам, входящим в управленческий слой, предъявляются принципиально иные требования, чем к работникам любого аппарата или персоналу организации. Это связано с функциями, которые реализует элита.
Во-вторых, управленческая элита выступает как организационное целое: ее эффективность зависит от слаженности взаимодействия между лицами и группами, входящими в элиту. Отсюда проистекает значимость получивших в элитологии таких организационных форм как «команда», «когорта» и др.
В-третьих, особая значимость идейного единства состава элиты для стабильности не только самой элиты, но и общества, страны в целом. В случае существенных разногласий в элитном слое возникают условия для перехода общества в неравновесное положение, поскольку противоборствующие элитные группы обладают мощными государственными ресурсами. Такие условия в истории России возникали неоднократно: начало XIII в. и поражение от татаро-монгол; «смута» начала XVII в.; три русских революции начала XX в. и одна - в его конце. Все это свидетельствует о том, что для нашей страны элитный подход к правящему слою имеет приоритетное значение в силу ее территориальной и этнической сверхсложности, особого положения в мире. Важно, чтобы правящая элита и контрэлита придерживались одной идейной позиции в отношении заботы об интересах России и населяющих ее народов. Уроки истории свидетельствуют, что за ошибочную кадровую политику, игнорирующую элитный подход, стране и народу приходится платить слишком высокую «цену».
Элитный подход к кадровой политике позволяет более эффективно использовать традиционные кадровые технологии. Здесь субъектом оценки выступают не только узкие группы людей, сколько массы. А это требует соответствующих качеств лидеров, публичности, заботы об интересах последователей, а не личных или корпоративных.
Новое содержание при элитном подходе приобретают привычные технологии отбора и подбора кадров, что находит отражение в возникновении новых кадровых понятий: «вето-группы»; «топ-элита»; «вход в элиту»; «выход из элиты»; «инкорпорация в элиту»; «синекура»; «рекрутация» элиты и ее субъектов (корпорации- поставщики; корпорации-приемщики); «элитный трафик»; «околоэлитные зоны»; «экс-элитные зоны» и др.
Отбор кадров, как важнейшее звено кадровой политики, пополняется идеей «человеческого капитала» российских политических элит как ресурса, включающего высокий уровень образования, молодой возраст, опыт работы, тип лидерства, стратегичность мышления, внятность идеологии, выстроенность ценностей, прагматичность, поведенческий стиль, социально-демографические характеристики и др.
Заформализованная ныне аттестация государственных служащих, часть из которых относится по статусу к административно-управленческой элите, лишенная смысла определением своего назначения (выявление соответствия должности), при элитном подходе превращается в собеседование руководителя и его сторонника (или противника) для равноправного обсуждения более эффективных методов деятельности каждого из участников собеседования.
Элитный подход предполагает более эффективные механизмы проведения конкурсов на вакантные государственные должности («выборы», оценка «360 градусов», «праймериз», «публичные дискуссии» и др.).
При элитном подходе существенно меняется работа с кадрами, участвующими в разработке и принятии важных государственных решений. Элитная организация этой работы нашла отражение в новых понятиях, возникших в процессе применения данного подхода: «группы влияния»; «группы интересов»; «вето-группы»; «топ- группы»; «клиентелы» и др.
Элита отличается более высокой мобильностью по сравнению с другими слоями общества, что также влияет на содержание кадровой политики: повышается уровень конкуренции между кандидатами на должность; неопределенность требований к кандидатам. Как отмечает О. Крыштановская, «связи и случай тут решают больше, чем интеллект, знания и умения»; большее применение практики регламентации и планирования, чем в иных профессиональных группах; приоритет внутригрупповых норм в регламентации мобильности элиты по отношению к законодательству; наделение входящих в элиту политическим капиталом.
Элитный подход позволяет переосмыслить роль предпринимательского слоя в кадровой политике. «Олигархи», «группы влияния», «группы интересов» и другие предпринимательские неформальные формирования оказывают существенное влияние на кадровую политику организации, государственных органов и государства в целом. Они привносят в кадровую политику интересы предпринимательского слоя, обострение проблем коррупции и нравственности, профессионализма и компетентности, изменение принципов самой политики.
В рамках методологии элитного подхода особое значение имеет проблема кадровой безопасности. Эта проблема проявляется, прежде всего, в правящей элите. Действия вопреки интересам государства и народа случаются в периоды неравновесия, перехода от одного состояния к другому, кризиса, ожидания победы другой стороны.
В существующей практике теориям лидерства и элиты места оказалось мало. Исходя из изложенного выше, можно было бы предложить в качестве элитных принципов: подбор руководящих кадров на основе оценки их лидерских качеств и влиятельности среди подчиненных; формирование управленческого слоя организации, государственного органа или государства в целом в соответствии с функциями элиты.
Формирование управленческого слоя требует от всех политических элит, особенно правящей, конкретных усилий по демократизации кадровой политики и управления персоналом.
Прежде всего, это касается политических партий. Они являются «кузницами» кадров этой элиты в любых политических системах. Политические партии существенно влияют на процесс элитообразования. Правящие партии в России стремятся к закрытию механизмов формирования элиты, предпочитают «партийные списки» для выборов, на которые общество практически не влияет. Отбор кадров во многих странах Европы и Америки ведется на основе принципа консолидации. В связи с этим порождается низкий уровень креативности и конкурентности. Такой подход не имеет ничего общего с демократией, о которой часто говорят представители этих стран.
Особое значение в проблемах кадровой политики и управления персоналом имеет выбор механизмов рекрутирования элиты. Для граждан страны должны быть понятны правила формирования когорты руководящих кадров и возможности каждого войти в их состав. Непонятность правил работы с кадрами порождает сомнения в легитимности правящих и оппозиционных элит, подрывает доверие к ним.
В государственной кадровой политике особое значение имеет создание условий для деятельности оппозиции. Во-первых, оппозиция является поставщиком кадров, отличающихся нетрадиционными подходами к делу. Во-вторых, наличие конкурентов побуждает кадры правящей элиты работать более активно и профессионально, не допуская нарушения нравственных устоев общества.
Оппозиция (от лат. opposition) - 1) противодействие, сопротивление определенной политике; 2) организация, партия, выступающие против господствующего мнения, правительства, системы власти[90].
В науке и практике различают следующие виды оппозиции: лояльная и нелояльная; парламентская и непарламентская; системная и ситуационно ориентированная. В элитологии к оппозиции относят контрэлиту. Ее наличие является признаком демократичности государства, реализации принципа политического плюрализма.
К оппозиции относят, прежде всего, политические партии, представленные в парламенте, но не входящие в правительство и не поддерживающие его. Оппозиция способствует поддержанию баланса власти, контролирует правительство, критикует его действия, вносит конструктивные предложения.
В Российской Федерации к оппозиции в разное время относились следующие партии: либерального направления («Демократический выбор России», «Союз правых сил», «Яблоко», ЛДПР); социалистической («Родина», «Справедливая Россия»), коммунистической ориентации (КПРФ). В настоящее время оппозицию правящей партии составляют парламентские партии КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Эффективность их действий как оппозиции снижается из-за нечеткости прав парламентского меньшинства при принятии решений; отсутствия в большинстве случаев, прежде всего у ЛДПР и «Справедливой России», альтернативности правящей партии по политике, стратегии и тактике политического процесса; недооценки партиями важности единства оппозиции по вопросам, касающимся обеспечения потребностей общества; недостаточности мест в парламенте, что снижает уровень их влияния на принятие решений; ограниченности возможностей оппозиции по контролю выборов в парламент, что не позволяет выявить истинное соотношение сил между правящей партией и оппозицией.
Непарламентские партии привлекают к себе внимание с помощью митингов и других массовых форм. Учитывая опыт «оранжевых» революций в ряде стран, победивших с помощью уличных демонстраций, власти ограничивают возможности непарламентской оппозиции на их проведение: запрещают наказанным за прежние несанкционированные акции в течение года заявлять новые митинги и др.
Таким образом, элитный подход к кадровой политике означает формирование управленческого слоя организации, государственного органа или государства в целом в соответствии с функциями элиты, требованиями к ней, особенностями входа в элиту, нахождения в ней и выхода из элиты
Дата: 2019-11-01, просмотров: 343.