Системы формирования политической элиты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов и т.д.). В результате действия таких жестких критериев отбора для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Это достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий. Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований. Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (тех, кто отбирает). Конкуренции между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго ормализована, иерархична и кандидаты имеют представление о скорости своего карьерного продвижения. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система фильтрации, являвшаяся конкретно-историческим вариантом в системе гильдий. Она была распространена в тоталитарных режимах, в частности в бывшем СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения лидирующих позиций исключительно посредством принадлежности к властвующей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма (согласия с действиями власти) кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности. Одновременно номенклатура – высший слой партийных функционеров.

В антрепренерскую систему отбора заложены иные принципы. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческое начало, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, способных ответить на требования времени. Однако существует оборотная сторона подобной системы отбора: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др. На практике необходимо, чтобы система гильдий и антрепренерская не использовались в чистом виде, а сочетали достоинства друг друга.

Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.

Кадры элитного слоя – это люди, обладающие богатством интеллектом, морально-волевым превосходством над массой, имеющая наивысший индекс в области своей основной деятельности. Господство элиты – закон общественной жизни. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Существование политической элиты объясняется целым рядом факторов: психологическим и социальным неравенством людей, законом разделения труда, политической пассивностью значительной части населения.

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах. Ряд исследователей ХХ в. попытался типологизировать политические элиты в истории человечества и современности. Типологизация элит различна. На рисунке 8 представлена наиболее общая типология.

 

Рис. 8. Типология элит

Существуют и альтернативные классификации. Так, индийский политолог П. Шаран подразделял элиты по ресурсам властвования на традиционные и современные.

К традиционным типам элит он отнес религиозную элиту, аристократию и военное руководство современных развивающихся стран.

Современные элиты развитых стран П. Шаран считает рациональными, поскольку в своей руководящей деятельности они опираются на закон и формальные правила.

Современную элиту П. Шаран типологизировал по занимаемой ею позиции в иерархии управления. При этом он выделил правящую, высшую, среднюю, маргинальную и административную элиты.

К высшей элите относятся руководители властных структур. По мнению П. Шарана, в странах Запада их число составляет по 50 представителей от каждого миллиона жителей страны (0,005% населения страны). Но наиболее важные решения принимаются еще более узким кругом людей в 50 человек – правящей элитой. Эти решения затем проводятся в жизнь указаниями высшей элиты.

Среднюю элиту составляют лица с определенным уровнем дохода, образования и определенным профессиональным статусом. Именно средняя элита, по П. Шарану, определяет приемлемость для общества политического курса, выработанного правящей элитой и проводимого в стране высшей элитой. Средняя элита обычно составляет около 5% от взрослого населения страны.

Маргинальная элита состоит из лиц, которым недостает одного из трех квалитетов члена средней элиты – либо профессионального статуса, либо необходимого уровня образования, либо соответствующего уровня дохода. Когда член маргинальной элиты обретет этот недостающий ему «показатель», он войдет в среднюю элиту.

Административная элита – это высший слой государственных служащих: руководители министерств, ведомств, комитетов. Как правило, в состав административной элиты входят опытные управленцы. Они осуществляют не стратегическое руководство обществом, а исполнительные функции, но оказывают значительное влияние на власть и принимаемые ею решения.

В формировании политических элит большое значение имеют системы ее рекрутирования (рис. 9). Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий.

Рис. 9. Системы рекрутирования политических элит

 

В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система характерна для демократических государств, система гильдий – в авторитарных и тоталитарных государствах, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Для системы гильдий характерны закрытость, отбор претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев самой элиты, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии. Результатом этого является наличие высоких требований для занятия должностей. Небольшой, закрытый круг электората - в него входят лишь члены руководящего органа или вопрос решает один руководитель – глава правительства, фирмы и т.д. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа элиты-тоталитарной, авторитарной, демократической, плюралистической и т.д. Одним из вариантов системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. В СССР номенклатура представляла относительно замкнутую группу, сосредоточившую в своих руках политическую власть. Закрытый характер номенклатурной системы обусловил во многом деградацию советской политической элиты.

Антрепренерской системе характерны открытость, рекрутирование п.э. на основе демократических выборов, в ходе которых предоставляются широкие возможности для представителей различных социальных групп претендовать на занятие политических постов. Контроль за деятельностью правящих элит на основе принципа разделения властей и со стороны общественности. Широкий круг электората, который может включать в себя всех избирателей страны. Высокая конкурентность между лицами, претендующими на занятие политических должностей. Незначительное количество формальных требований к ним. Первостепенная значимость личных качеств претендента, его способности убедить массы в ценности выдвигаемых им идей, программных установок и привлечь их на свою сторону. Создание необходимых условий для свободного обсуждения любых вопросов, что обеспечивает поиск наиболее оптимального варианта решения стоящих перед государством и обществом проблем.

Обе системы имеют как положительные, так и отрицательные стороны (таблица 3).

 

Таблица 3. Сравнительная характеристика систем рекрутирования политических элит

Сильные стороны Слабые стороны

Антрепренерская система

обеспечивает систематическое обновление элиты и ее результативность чревата большой вероятностью риска в политике и непрофессионализма открыта для молодых лидеров и инноваций слабой предсказуемостью в политике хорошо приспособлена к динамизму современной жизни склонностью лидеров к увлечению внешними эффектами  

Система гильдий

уравновешенность решений склонна к бюрократизации, организационной рутине и консерватизму меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов порождает массовый конформизм большая предсказуемость политики Без использования конкурентных механизмовона ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в узкую привилегированную касту Главные ценности этой системы - консенсус, профессиональный опыт и преемственность почти полным отсутствием социального контроля, грабительскими нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики

Выход из подобных ситуаций состоит в создании новой системы рекрутирования элиты, основанной на конкурентных началах, утверждении требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей, установлении социального контроля со стороны народа за их деятельностью, всемерном развитии политической активности граждан и движений.

Если спроецировать типологию рекрутирования на российскую историю последнего времени, можно сказать, что по системе гильдий могли продвигаться наверх только лидеры застоя (Л.Брежнев и верхушка КПСС), а по антрепренерской - Б. Ельцин или А.Лебедь.

Состав политической элиты

Вопрос этот важный не только для анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом потоке доминировали представители следующих социально-политических групп:

1. Интеллигенты, которые благодаря своей профессиональной деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер старого режима, осознавали его бесперспективность.

2. Имевшиеся во всех других массовых слоях общества приверженцы демократических ценностей и национального возрождения, т.е. идейные противники коммунистического режима.

3. Люди в той или иной мере пострадавшие от прежнего режима, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.

4. Некоторые интеллектуалы из партийной элиты. Именно они, имея доступ к СМИ, смогли нанести первые ощутимые удары по официальной мифологии.

5. Демократически, реформистски, рыночно ориентированные представители хозяйственной элиты.

6. Прагматики во всех звеньях властных и управленческих структур, которым все равно, каким богам молиться, лишь бы служить, а точнее-править. Это, используя выражение Яковлева, «демократы по обстоятельствам».

7. Аутсайдеры-карьеристы из самых различных социальных групп, стремившиеся использовать демократическое движение как социальный «лифт».

Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую элиту. Выходцы из первых трех групп оказались в целом слишком непрактичными, для того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. И более того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков» позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и, следовательно, о сильной зависимости новой от старой элиты.

Социальный «лифт» поднял на вершину тех, кто еще вчера был далек от рычагов власти. Этот «лифт» вывел и тех, кто занимал мало престижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик элиты. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.

Главное, однако, в том, что политическая власть нынешней элиты еще только складывается. Группировки, находящиеся в ее границах, слабо оформлены внутренними связями. В лучшем случае в этих группировках доминируют непрочные персональные отношения, в худшем-они разрываются внутренними противоречиями, борьбой между лидерами за главенство. Как уже отмечалось, относительная сплоченность, целостность, единство-неотъемлемые свойства любой правящей элиты. Верхние же эшелоны нынешней власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью/разъединением/. Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет крайне ожесточенная конкуренция, борьба не столько за доминирование, сколько за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, отколы и расколы и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».

В настоящее время в состав п.э. России входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи, суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Но в состав элиты входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики. В состав п.э. входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие полит. решений. Они не могут оказывать прямую (моральную и материальную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами полит. процесса.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 421.