Теоретические основы кадровой работы на государственной гражданской службе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» предусматривает целый комплекс мероприятий и направлений развития государственной гражданской службы в РФ[9]. Среди них важное место занимает разработка эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности». В органе государственной власти создано структурное подразделение по вопросам государственной службы и кадров. Данный кадровый орган организует и проводит большую кадровую работу по ряду направлений:

- обеспечивает реализацию функций и полномочий представителя нанимателя;

- содействует гражданским служащим в прохождении гражданской службы;

-взаимодействует с кадровыми службами других организаций, со структурами гражданского общества и СМИ (взаимодействует с независимыми экспертами, привлекаемыми к работе комиссий; обеспечивает ротацию кадров, трудоустройство увольняемых служащих в установленных законом случаях и т.п.);

-обеспечивает ведомственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам государственной гражданской службы (организует проверки соблюдения гражданскими служащими ограничений; организует проведение служебных проверок и проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений, в том числе о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.п.).

Для того, чтобы конкретизировать полномочия кадровых подразделений государственных органов, в субъектах РФ принят некоторые правовые акты по вопросам организации кадровыми службами работы по представлению гражданами, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими субъектов РФ сведений о доходах и принадлежащем им имуществе на праве собственности, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера и их проверке, установлен порядок организации работы по проведению служебной проверки в органах государственной власти.

В ряде государственных органов не определены полномочия кадровых подразделений при организации проверки запретов для гражданских служащих на осуществление предпринимательской деятельности, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Согласно утвержденным руководителями государственных органов положениям функции кадровой работы в отдельных госорганах осуществляются подразделениями (отделами), выполняющими одновременно организационные функции, функции по правовому обеспечению деятельности органа, осуществлению делопроизводства, либо отдельными работниками, на которых ведение кадровой работы возложено в качестве дополнительных обязанностей[10].

Что касается формы утверждения положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, то возможно два варианта: подписание приказа (распоряжения) руководителем государственного органа либо утверждение этого положения посредством проставления грифа утверждения на верхнем поле первого листа документа и визы руководителя государственного органа.

Немаловажную роль в реализации вопросов кадровой работы на гражданской службе в субъектах РФ играют координационные советы (советы) федеральных округов по государственной кадровой политике[11].

Для правового обеспечения деятельности подразделений по профилактике коррупции потребуется нормативное правовое закрепление механизмов реализации возлагаемых на них функций. В нормативных правовых актах государственных органов следует установить порядок и условия осуществления мер по противодействию коррупции, которые предполагается отнести к компетенции подразделений по профилактике коррупции, определить их полномочия по взаимодействию с функциональными подразделениями госоргана для организации контроля за предоставлением государственных услуг. Координация и организационно-методическое сопровождение деятельности подразделений по профилактике коррупции могут быть возложены на соответствующее кадровое подразделение Аппарата Правительства РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Правительству РФ, и на кадровое подразделение Администрации Президента РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, подчиненных президенту РФ.[12]

 

4.2. Основные принципы и особенности осуществления кадровой политики
в Российской Федерации

 

Суть данной проблемы заключается в том, что можно наблюдать некий дисбаланс между уровнем, задачами, которые диктует рыночная экономика и теми требованиями, которые предъявляются для ого, чтобы их решить, с одной стороны, и тем уровнем, который используют для их решения знаний и методов с другой[13].

В современном управлении существует перед кадровыми службами задача - создать такой механизм управления человеческими ресурсами, который бы смог обеспечить в нужное время и в нужном месте появление "нужного" персонала, который будет обладать требуемыми характеристиками для достижения нужного учреждению результата.

Однако, считается, для этого нужно пересмотреть работу кадровых служб, которые ответственны за реализацию положений реформы государственной службы, местного самоуправления и предстоящей реформы муниципальной службы.[14]

К числу общих вопросов реформы государственной службы относятся:[15]

· приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;

· создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих;

· внедрение должностных (служебных) регламентов государственных служащих;

· достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

· создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу;

· создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы;

· повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава федеральной государственной службы;

· внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; повышение профессионального уровня федеральных государственных служащих;

· оптимизация численности федеральных государственных служащих;

· создание материально-технических условий для эффективного исполнения федеральными государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;

· формирование системы управления государственной службой.

Данные положения дополнены Указом Президента РФ от 09.03.2004
№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», [16] в котором сформулированы функции органов государственной власти (рис. 8).

 

Рис. 8. Функции органов государственной власти согласно Указу № 314

 

При этом в современных условиях кадровые службы органов местного самоуправления призваны обеспечить организацию обучения служащих тем вопросам, которые являются «ключевыми факторами успеха» реформы и имеют «общий» характер. Причем без решения ряда вопросов на муниципальном уровне не возможно реализовать реформу кадровой политики и кадровых служб органов местного самоуправления.

Так, во-первых, следует решить вопросы, касающиеся создания и организации работы сельских, поселковых администраций, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[17] приобретают статус муниципальных образований, а опыта для реализации возложенных полномочий по решению вопросов местного значения в самостоятельном режиме не имеют. Данная проблема требует нестандартных методов решения, поскольку необходимо не просто обучить, а сформировать целый комплекс новых навыков и умений глав муниципальных образований.[18]

Во-вторых, особого внимания заслуживает вопрос управления муниципальным имуществом, с одной стороны, которое предназначено только для решения вопросов местного значения.[19] С другой стороны, в результате того, что меняется статус поселковых и сельских администраций, предстоит осуществить передачу имущества в ведение администраций, приобретающих статус муниципальных образований. В этой связи нужны грамотные специалисты, способные осуществить это качественно и оперативно[20].

В-третьих, заслуживает внимания соотношение вопросов местного значения и имеющихся ресурсов муниципального образования для их реализации, в том числе муниципального имущества. В результате того, что изменились подходы к взаимодействию представительных и исполнительных органов, изменился статус главы муниципального образования - главы местной администрации, главы муниципального образования - председателя представительного органа и появился сити-менеджер. Это требует осмысления и организации совершенно иной и выстроенной на другой основе работы всех органов местного самоуправления.[21]

В-четвертых, в современных условиях реформа местного самоуправления в большей степени относится именно к изменению подходов к организации деятельности местной администрации и осуществлению муниципального управления. Однако особенность осуществления на муниципальном уровне именно местного самоуправления определяет целесообразность рассмотрения соотношении муниципального управления и местного самоуправления. Ведь, чем больше соотношение этих двух разновидностей управления в пользу местного самоуправления, тем «дешевле власть».[22] Это требует формирования соответствующего мышления муниципальных служащих и выработки новых подходов к решению вопросов местного самоуправления, так чтобы, население из «носителя проблемы» превратилось в «собственника проблемы» и « принимающее решение лицо».[23]

В-пятых, особого внимания заслуживает эффективность деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное управление находится в зачаточном состоянии, оно на пути к цивилизованному эффективному управлению. Практики до сих пор не различают понятия внутренней и внешней эффективности и, соответственно, смешивают показатели внутренней и внешней эффективности, а, следовательно, не отражаются истинные требования личности, домашнего хозяйства, бизнеса.[24]

При этом стоит отметить, что реформа местного самоуправления и решение указанных вопросов невозможно без осмысления роли уровня квалификации и подготовки муниципальных служащих. Причем, несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[25] каждый муниципальный служащий обязан каждые три года проходить повышение квалификации, на наш взгляд, требуется переосмысление подходов к данному процессу и внедрение современных инновационных технологий в процесс обучения. Ведь от качества подготовки и уровня квалификации муниципальных служащих зависит эффективность принимаемых ими решений, а, следовательно, жизнь и удовлетворение потребностей большого числа людей в территориях.[26]

Таким образом, можно седлать вывод, что в современных условиях вопросы реформирования муниципальной службы и местного самоуправления играют важную роль в построении эффективной системы управления. Причем изменение нормативной правовой базы служит серьезной основой организации работы и на уровне государственной власти, и на уровне муниципальных образований. В частности, очень нужна эта помощь на уровне городских округов и муниципальных районов, и, думаю, на этой основе можно реально продвинуться в вопросах качественного предоставления услуг населению со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти.

 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.