Объектом региональной кадровой политики региона выступают все категории и группы населения. Причем для региона важно регулирование и процесса формирования будущих работников в средней и высшей школе, и эффективное использование квалифицированных кадров, в том числе пенсионного возраста. Новое состояние регионального рынка труда требует адекватности системы управления. Основными составляющими этой системы управления являются: объект, субъект, цели и механизм управления (рис. 1.)
Рис. 1. Основные составляющие кадровой политики
Необходимость принятия в качестве объекта управления на уровне конкретного территориального социально-экономического образования его населения обусловливается тем, что именно население является исходной базой для формирования количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов. Конкретными объектами управления являются: рабочая сила;
- конкуренция продавцов и покупателей рабочей силы;
- спрос на рабочую силу и её предложение;
- незанятость и занятость рабочей силы;
- стоимость товара «рабочая сила» и цена товара «рабочая сила».
В настоящее время сложился «усеченный» подход к стоимости рабочей силы, который ограничивает экономические стимулы трудящихся лишь фондом их жизненных средств, что затрудняет решение практических задач по реформированию экономики и отношений собственности. Формирование рыночной модели трудовых отношений должно основываться на признании реальности того обстоятельства, что стоимость рабочей силы равна стоимости всего продукта труда работника.
Рис. 2 Структура и процесс функционирования системы управления кадровой политики региона.
Рыночные трансформации определяют многогранность и сложность экономических процессов. Стоимость рабочей силы выступает как вектор, размеренность которого определяется количеством видов потребительных стоимостей. Для обеспечения эффективного управления системой формирования кадровой политики в целом необходимо подразделить её на ряд подсистем. Эти подсистемы образуют механизм управления, представляющий собой совокупность органов управления, средств, методов и инструментов, с помощью которых они воздействуют на объект управления для наиболее эффективного достижения стоящих перед социальной системой целей.
Методы управления системой формирования кадровой политикой региона следующие:
- административные методы нормативного регулирования процесса формирования кадровой политики;
- экономические методы;
- психологические методы разработки и осуществления системы трудовых мотиваций.
Административные методы основаны на принятии органами власти региона нормативных документов, положений, инструкций, методик и правовых норм. Это может выражаться в разработках государственного и регионального стандарта образования и его адаптация к новым условиям, в разработке правил лицензирования организаций, аттестации рабочих мест, сертификации государственных служащих, консультировании предприятий о потенциальных потребностях в подготовке персонала, периодическом обеспечении необходимой документацией, информационной помощи кадровым службам.
Экономические методы связаны с разработкой налогового режима, компенсационных взаимоотношений предприятий с учебными заведениями и другими институтами власти.
Психологические методы определены развитием форм самоуправления региона и трудовых коллективов.
В формировании кадровой политики региона должны принимать участие структурные подразделения, администрация, дирекции предприятий, советы производственных ассоциаций и т.д. Кадровая работа этих институтов ограничена в основном рамками персонала этих учреждений и предприятий. Но все они через демократические институты могут участвовать в формировании кадровой политики региона своими предложениями, накопленным опытом. Следовательно, инструментом и средством реализации кадровой политики региона являются в конечном итоге кадровые службы – основные структурные подразделения в аппаратах управления, выполняющие всю оперативную работу с кадрами.
3.2. Цель и задачи региональной кадровой политики
Главная цель региональной кадровой политики - обеспечить высокий профессионализм управленческого процесса и все участки трудовой деятельности квалифицированными, активно действующими работниками, способными привести к стабилизации экономику региона и рост производства. Для этого необходимо:
- определить стратегические цели и задачи кадровой политики государства и региона,
- соединение каждого работника с собственностью и властью,•сделать кадровую политику гласной, открытой, правовой,
- учесть интересы и волю человека, граждан, которые сами должны решать, где им трудиться,
- кардинально перестроить системы специального образования (особенно послевузовского), переподготовки и повышения квалификации всех кадров;
- децентрализовать государственную кадровую политику, передав значительную часть функций кадровой работы на местах, сохранив при этом ряд общих позиций, придающих кадровой работе системность, комплексность.
На уровне региона, на наш взгляд, предусматривается решение следующих задач при формировании кадровой политики (рис.3).
Рис. 3. Задачи системы формирования кадровой политики региона
Процесс формирования региональной кадровой политики представляет собой комплекс стратегических и текущих операций организационно-управленческого характера, а также совокупность отдельных программ, разработанных на основе соответствующих принципов:
- соответствие федеральных и региональных целей социально-экономического развития,
- сочетание стратегических и текущих программ развития региона,
- формирование эффективного механизма реализации программ, гарантирующих социальную и экономическую стабильность региона,
- системность и комплектность программ формирования и развития человеческих ресурсов в регионе,
- динамичность и непрерывность данных программ,
- адаптация кадровой политики региона к изменяющимся внешним и внутренним условиям,
- эффективность действий всех структур управления кадровыми процессами в регионе.
Отличительные особенности формирования кадровой политики региона зависят от:
- уникальности материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
- способности изменять структуру развития региона, сохраняя целостность развития государства и территории;
изменчивости отдельных социально-экономических параметров развития региона;
- способности наиболее гибко адаптироваться к изменениям, происходящим на уровне федерации (внешняя среда) и на уровне территории (внутренняя среда);
- сбалансированности целей и задач развития федерации и региона. Вопросы формирования кадровой политики региона связаны с законами экономического развития, и основным аспектом данных закономерностей являются особенности регионального воспроизводства. Воспроизводство в экономике - это непрерывное движение и возобновление процесса производства материальных благ, рабочей силы, производственных отношений.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 546.