Консолидированная финансовая отчетность составляется наряду с бухгалтерской отчетностью.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как указывалось, консолидированная финансовая отчетность формируется в соответствии с МСФО. МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS) представляют собой набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия, и принимаемых Фондом МСФО <1>.

--------------------------------

<1> Фонд МСФО (IFRS Foundation) - независимая некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в общественных интересах. Целью деятельности Фонда МСФО является развитие единой системы высококачественных, доступных, применимых и всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах. Осуществляет принятие МСФО, обсуждение новаций в МСФО, предлагаемых Советом по МСФО (International Accounting Standards Board, IASB) и Комитетом по интерпретации МСФО (IFRS Interpretation Committee); официальный сайт Фонда МСФО: http://www.ifrs.org.

 

На территории РФ применяются МСФО и разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в соответствии с Положением о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ <1> (далее - Положение). В силу данного акта под признанием документов МСФО понимается процесс принятия решения о введении каждого документа МСФО в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1385.

 

а) официальное получение документа МСФО от Фонда МСФО;

б) экспертиза применимости документа МСФО на территории РФ. Экспертиза проводится на безвозмездной основе юридическим лицом, определяемым в порядке, установленном Правилами определения экспертного органа (приложение к Положению). Порядок участия экспертного органа в признании документов международных стандартов определяется положением и соглашением, заключаемым между Минфином России и экспертным органом. Экспертным органом для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав МСФО, на территории РФ определена некоммерческая организация Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (Фонд НСФО) <1>;

--------------------------------

<1> Официальный сайт Фонда НСФО: http://www.nsfo.ru.

 

в) принятие решения о введении документа МСФО в действие на территории РФ. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ принимает Минфин России по согласованию с Центральным банком РФ;

г) опубликование документа международных стандартов. Официальным опубликованием документа международных стандартов считаются первая публикация его текста в журнале "Бухгалтерский учет" <1> или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.minfin.ru).

--------------------------------

<1> Приказом Минфина России от 22 ноября 2011 г. N 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности" определено, что журнал "Бухгалтерский учет" является официальным печатным изданием для опубликования МСФО и Разъяснений МСФО, а также изменений, которые вносятся в МСФО и Разъяснения МСФО, иных документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части МСФО и их Разъяснений.

 

На территории России МСФО и Разъяснения МСФО введены в действие Приказами Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, от 18 июля 2012 г. N 106н, от 31 октября 2012 г. N 143н.

Закон о консолидированной отчетности определяет порядок ее представления, публикации. Так, годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации (в том числе акционерам-учредителям) или собственникам имущества организации, а также в Центральный банк РФ <1>.

--------------------------------

<1> Указание Банка России от 1 сентября 2014 г. N 3374-У "О порядке представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 - 5 и 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"; указание Банка России от 3 декабря 2012 г. N 2923-У "О раскрытии и представлении головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности".

 

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту <1> и опубликованию.

--------------------------------

<1> См.: Информация Минфина России от 12 марта 2013 г. N ОП 3-2013 "О применении Международных стандартов финансовой отчетности".

 

По общему правилу организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

 

§ 7. Правовые основы статистического учета

и статистической отчетности

 

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический учет отнесен к ведению РФ. Закон о статистическом учете регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы Законом о статистическом учете, осуществляется в соответствии с Законом об информации.

Официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации. Федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета. Официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

В качестве субъектов официального статистического учета выступают федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Банк России, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации, по контролю в сфере официального статистического учета <1>.

--------------------------------

<1> Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 // Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru.

 

В числе принципов статистического учета назовем полноту, достоверность, научную обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами). При этом предусмотрено обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета.

Первичные статистические данные - это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения <1>. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом. Так, Приказом Росстата от 15 июля 2015 г. N 320 утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", N 1-ВЭС "Сведения о деятельности предприятия с участием иностранного капитала" и др.; месячные формы федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" и др. Приказом Росстата от 26 августа 2015 г. N 390 утверждена квартальная форма федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

--------------------------------

<1> Приказ Росстата от 16 апреля 2008 г. N 85 "Об утверждении формуляра-образца формы федерального статистического наблюдения" // Вопросы статистики. 2008. N 6.

 

Предоставление данных по формам федерального статистического наблюдения осуществляется в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Законом предусмотрена обязанность респондентов - хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) безвозмездно предоставлять первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" // СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3929.

 

В частности, установлено, что субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

Первичные статистические данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа.

Субъекты официального статистического учета, в свою очередь, обеспечивают защиту предоставленных респондентами первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, и несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за их утрату, разглашение, распространение, а также использование не в целях формирования официальной статистической информации.

Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, могут предоставляться респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.

Обработка статистической информации осуществляется на основе Единой системы классификации и кодирования информации РФ с использованием системы классификаторов технико-экономической и социальной информации <1>. Для примера назовем:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" // СЗ РФ. N 46 (часть II). Ст. 4472.

 

ОКОФ - Общероссийский классификатор основных фондов;

ОКФС - Общероссийский классификатор формы собственности;

ОКОПФ - Общероссийский классификатор организационно-правовых форм;

ОКУД - Общероссийский классификатор управленческой документации;

ОКП - Общероссийский классификатор продукции;

ОКПД - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности;

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

ОКУН - Общероссийский классификатор услуг населению и др.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности, а равно представление недостоверной статистической информации. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" <1> организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

--------------------------------

<1> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 27. Ст. 1556.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое бухгалтерский учет? Охарактеризуйте систему правового регулирования бухгалтерского учета и раскройте требования к его ведению.

2. Каков состав бухгалтерской отчетности, какой порядок ее представления?

3. Каковы особенности консолидированной отчетности?

4. Какие требования предъявляются к представлению первичных статистических данных?

 

Литература

 

1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.

2. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2011.

3. Ершова И.В. Бухгалтерский учет: системные изменения правового регулирования // Право и экономика. 2012. N 9.

4. Ершова И.В. Бухгалтерский учет по новым правилам // Право и экономика. 2012. N 10.

5. Правовые основы бухгалтерского учета: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2010.

 

Глава 28. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Знать: понятие и основные этапы налогового регулирования предпринимательской деятельности; круг субъектов - участников налогового регулирования предпринимательской деятельности, их права, обязанности, ответственность, возникающие в процессе налогового регулирования.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 176.