Владеть: навыками применения технических регламентов и стандартов при ведении предпринимательской деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Понятие и правовая основа технического регулирования

 

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Правовую основу технического регулирования составляют соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также российское законодательство.

Договорно-правовая основа технического регулирования ВТО представлена в первую очередь Соглашением по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) - ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение ВТО по ТБТ). Приложением N 3 к Соглашению ВТО по ТБТ является Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (далее - Кодекс добросовестной практики ВТО), где сосредоточены основные правила стандартизации ВТО.

Договорно-правовая основа технического регулирования ЕАЭС основана на положениях ст. ст. 51 - 55 раздела X "Техническое регулирование Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.). Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках ЕАЭС устанавливаются Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение N 9 к Договору о ЕАЭС), вопросы аккредитации - Протоколом о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия (приложение N 11 к Договору о ЕАЭС).

Органами ЕАЭС являются: Высший Евразийский экономический совет; Евразийский межправительственный совет; Суд Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия ЕАЭС) - постоянно действующий регулирующий орган Союза.

Международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры с третьей стороной и решения органов ЕАЭС подлежат официальному опубликованию на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет (http://www.eaeunion.org).

 "Система технического регулирования... представляет собой сложный конгломерат международно-правовых актов, решений, находящихся в тесной взаимосвязи между собой" <1>.

--------------------------------

<1> Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.

 

Российское законодательство о техническом регулировании представлено в первую очередь Законом о техническом регулировании.

 Как указано специалистами, "данный Закон испытал большое влияние норм ВТО" <1>. Заметим также, что Закон о техническом регулировании заложил основу реформирования рассматриваемой сферы общественных отношений, в том числе и системы основных документов технического регулирования.

--------------------------------

<1> Техническое регулирование: правовые аспекты: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.

 

Следует отметить, что правила ЕАЭС в значительной степени заменили Закон о техническом регулировании и в целом национальное правовое обеспечение технического регулирования в РФ. Однако многие положения Закона о техническом регулировании применимы при условии, что они не противоречат соглашениям и актам ЕАЭС.

Закон о стандартизации регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании документов по стандартизации. Отметим, что порядок применения документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается Законом о техническом регулировании.

Закон об аккредитации регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации в связи с осуществлением аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.

Большую роль в правовом обеспечении технического регулирования играют принятые во исполнение положений Закона о техническом регулировании подзаконные нормативные правовые акты, основные из которых указаны в данной главе.

 

§ 2. Технические регламенты

 

Термин "регламент" происходит от фр. reglement - распорядок, правила, устав. Понятие технического регламента закреплено в актах ВТО, ЕАЭС и Законе о техническом регулировании. Анализ указанных определений позволяет говорить об их единой правовой природе и однотипных способах построения. Приведем некоторые определения.

Технический регламент ВТО - документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства (п. 1 приложения 1 к Соглашению ВТО по ТБТ "Термины и их определения для целей настоящего Соглашения").

Технический регламент по законодательству РФ - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

Технический регламент ЕАЭС - документ, принятый Комиссией ЕАЭС и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования к объектам технического регулирования.

Объект технического регулирования - продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Следует обратить внимание на то, что работы и услуги среди объектов технического регулирования регламентами не указаны.

 Специалисты отмечают, что технический регламент, являясь "правовой нормой с техническим содержанием, должен... быть гибким и в каждый момент своего действия отвечать потребностям социально-экономического и научно-технического развития страны" <1>.

--------------------------------

<1> Правовое обеспечение промышленности: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. С. 119.

 

Соглашение ВТО по ТБТ, акты ЕАЭС и Закон о техническом регулировании определяют порядок подготовки, принятия и применения технических регламентов. Кратко охарактеризуем данные принципиальные положения <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о технических регламентах см.: Ершова И.В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5.

 

В качестве законных целей принятия технических регламентов Соглашение ВТО по ТБТ называет: требование национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защиту здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, охрану окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 52 Договора о ЕАЭС, технические регламенты ЕАЭС принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности.

Статья 6 Закона о техническом регулировании исчерпывающим образом четко определяет цели принятия технических регламентов:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Важно, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов установленные ранее требования подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям.

Статья 2.1 Соглашения ВТО по ТБТ закрепляет принципы недискриминации и национального режима в сфере технического регулирования, определяя, что товарам, импортируемым с территории любого члена, должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны. С данной нормой корреспондирует правило п. 6 ст. 7 Закона о техническом регулировании.

Технические регламенты, согласно ст. 2.2 Соглашения ВТО по ТБТ, не должны создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле, т.е. создавать барьеры в торговле.

Согласно ст. 7 Закона о техническом регулировании основное содержание технических регламентов связано с установлением минимально необходимых требований, обеспечивающих: безопасность (биологическую, механическую, пожарную, безопасность продукции и др.); электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; правила и формы оценки соответствия, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения и др.

 Оставляя ранее принятые по делу судебные акты о привлечении индивидуального предпринимателя Власовой Л.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ без изменения, ВС РФ в Постановлении от 12 января 2015 г. по делу N 309-АД14-5883 указал, что в нарушение требования Технического регламента на молоко и молочную продукцию предпринимателем реализовывался сыр "Голландский"... в отсутствие информации о предприятии - изготовителе данной продукции, в то время как на этикетке указано четыре завода изготовителя в соответствии с буквенным обозначением.

Одним из принципов технического регулирования в рамках ЕАЭС обозначен принцип недопущения установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 51 Договора о ЕАЭС). Определено, что в технических регламентах устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия (п. 3 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС). В технических регламентах ЕАЭС также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения и др. <1>.

--------------------------------

<1> Технические регламенты ЕАЭС разрабатываются с учетом Рекомендаций по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2015 г. N 50.

 

В технических регламентах ЕАЭС могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств-членов климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств-членов.

В технических регламентах Союза могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Принцип гармонизации технических регламентов с соответствующими международными стандартами закреплен в ст. 2.2.4 Соглашения ВТО по ТБТ.

В качестве основы для разработки технических регламентов ЕАЭС применяются соответствующие международные стандарты, за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют или не соответствуют целям принятия технических регламентов Союза, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей. В случае отсутствия необходимых документов применяются региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты (п. 3 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС).

В силу п. 8 ст. 7 Закона о техническом регулировании международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения целей принятия технических регламентов, в том числе вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей.

Отметим, что Россия принимает активное участие в ИСО <1>, МЭК <2> и иных международных организациях по техническому регулированию <3>.

--------------------------------

<1> Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) - крупнейший в мире разработчик международных стандартов. Официально начала свою деятельность в 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов. РФ стала членом ИСО как правопреемник СССР. По состоянию на 2011 год в ИСО входили организации из 164 стран. Официальный сайт: http://www.iso.org.

<2> Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC) - ведущая в мире организация по подготовке и публикации международных стандартов для всех электрических, электронных и смежных технологий. Основана в 1906 г. В IEC насчитывается действительных членов - 60, ассоциированных - 22. Официальный сайт: http://www.iec.ch.

<3> Подробнее см.: Ершова И.В. Принцип гармонизации технических регламентов и международные организации по стандартизации // Материалы VII Международной научно-практической конференции "Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее" (Кутафинские чтения). М., 2015. Кн. 2. С. 124 - 129.

 

Наличие климатических и географических особенностей допускает установление в техническом регламенте специальных требований, применяемых в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований приведет к недостижению целей принятия технических регламентов (п. 9 ст. 7 Закона о техническом регулировании).

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Принцип транспарентности при разработке технических регламентов раскрыт в ст. 2.9 Соглашения ВТО по ТБТ, российском законодательстве (ст. 9 Закона о техническом регулировании). Комиссия ЕАЭС формирует информационную систему в области технического регулирования, которая является частью интегрированной информационной системы Союза (п. 10 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС).

Принцип установления разумного периода времени между опубликованием технических регламентов и их вступлением в силу закреплен ст. 2.12 Соглашения ВТО по ТБТ. Установление переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы является одним из принципов технического регулирования в рамках ЕАЭС.

В соответствии с п. 10 ст. 7 Закона о техническом регулировании технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Одним из принципов технического регулирования ЕАЭС является установление единых обязательных требований в технических регламентах ЕАЭС или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - Единый перечень).

Единый перечень утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. N 526 (согласно редакции от 23 ноября 2012 г. в перечне 66 наименований).

Важно, что технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в Единый перечень. Государства-члены не должны допускать установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень.

Технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие на территории ЕАЭС.

Следует отметить, что по мере вступления в силу технических регламентов ЕАЭС перестают применяться соответствующие акты, принятые в РФ.

В настоящее время в РФ приняты и действуют:

а) технические регламенты ЕАЭС: О безопасности пиротехнических изделий, О безопасности упаковки, О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, О безопасности парфюмерно-косметической продукции, О безопасности пищевой продукции и др.;

б) национальные технические регламенты, принятые:

- Федеральными законами: О безопасности зданий и сооружений, О требованиях пожарной безопасности;

- постановлениями Правительства РФ: О безопасности сетей газораспределения и газопотребления, О безопасности объектов внутреннего водного транспорта, О безопасности объектов морского транспорта и др.

 

§ 3. Правовые основы стандартизации

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Закона о техническом регулировании) <1>.

--------------------------------

<1> Положение утратило силу с 1 июля 2016 г.

 

Стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации (ст. 2 Закона о стандартизации).

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о разных подходах, положенных в их основу. В частности, Закон о техническом регулировании включал в законодательную дефиницию основные принципы и цели стандартизации.

Закон о стандартизации указывает на следующие цели стандартизации: содействие социально-экономическому развитию РФ; содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; улучшение качества жизни населения страны; обеспечение обороны страны и безопасности государства; техническое перевооружение промышленности; повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Основным документом в сфере стандартизации является стандарт, понятие которого закреплено актами ВТО, ЕАЭС, а также российским законодательством <1>. Анализ определений стандартов позволяет говорить об их тождественности по основополагающим вопросам.

--------------------------------

<1> См. также: Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ, установленные Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (утв. Приказом Росстандарта от 30 декабря 2004 г. N 152-ст).

 

Термин "стандарт" происходит от англ. standard - установленный образец, норма.

Стандарт - документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС).

В РФ до 1 июля 2016 года предусматривалось использование нескольких видов документов в области стандартизации, в том числе:

1) национальные стандарты - стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. В соответствии с Постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г.;

2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3) применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4) стандарты организаций;

5) своды правил;

6) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

7) надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом РФ по стандартизации;

8) предварительные национальные стандарты.

Концепцией развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года <1> (далее - Концепция) в качестве одной из стратегических целей развития национальной системы стандартизации определено совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по ТБТ и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования. При этом предусмотрено, что совершенствование законодательства в сфере стандартизации предполагает, в частности, приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации; уточнение видов документов в области стандартизации.

--------------------------------

<1> Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р // СЗ РФ. 2012. N 40. Ст. 5485.

 

На решение указанных задач, в том числе гармонизации российского законодательства с положениями Соглашения ВТО по ТБТ и Договора о ЕАЭС, направлены положения Закона о стандартизации.

В частности, указанным Законом вводится обобщающее понятие "документы национальной системы стандартизации", к которым отнесены: национальный стандарт РФ, в том числе основополагающий национальный стандарт РФ и предварительный национальный стандарт РФ, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

Основополагающий национальный стандарт - национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов.

Предварительный национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.

Что же касается самого национального стандарта, то в целях Закона о стандартизации под ним предлагается понимать документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Помимо документов национальной системы стандартизации, Закон о стандартизации к документам по стандартизации относит:

- общероссийские классификаторы;

- стандарты организаций, в том числе технические условия;

- своды правил;

- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации.

Обратим внимание на понятие "технические условия", под которым понимается вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

В Договоре о ЕАЭС используются понятия:

национальный (государственный) стандарт - стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена;

межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ.

Среди определенных Кодексом добросовестной практики ВТО, актами ЕАЭС и Законом о стандартизации (ст. 4) принципов стандартизации назовем:

1) добровольности применения документов в области стандартизации;

2) недискриминации и национального режима <1>;

--------------------------------

<1> Пункт "D" Кодекса добросовестной практики ВТО.

 

3) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения законодательно установленных целей стандартизации <1>;

--------------------------------

<1> Пункт "E" Кодекса добросовестной практики ВТО.

 

4) транспарентности;

5) максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

6) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

7) обеспечения условий для единообразного применения стандартов <1>;

--------------------------------

<1> Принципы "г" - "ж". Не будучи прямо закрепленными в качестве принципиальных положений Кодекса добросовестной практики ВТО, эти нормы не противоречат общим положениям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

 

8) непротиворечивости национальных стандартов друг другу;

9) гармонизации национальных стандартов с соответствующими международными стандартами <1>.

--------------------------------

<1> Пункт "F" Кодекса добросовестной практики ВТО.

 

Так, ст. 15 Закона о стандартизации закреплено правило использования международного стандарта в качестве основы при разработке национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов РФ при их принятии; представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации (ИСО, МЭК и др.) <1>.

--------------------------------

<1> Данное положение соответствует п. "G" Кодекса добросовестной практики ВТО.

 

Гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами определена в качестве принципа технического регулирования в рамках ЕАЭС (п. 1 ст. 51 Договора о ЕАЭС).

Укажем, что в информационный фонд международных стандартов включено более 24 000 стандартов. В Концепции указано, что за период с 2006 по 2010 г. в РФ принято и введено в действие более 3 000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами по состоянию на сентябрь 2012 г. составлял 70% <1>.

--------------------------------

<1> По состоянию на декабрь 2011 г. уровень гармонизации действующих национальных стандартов с международными стандартами составлял около 47%.

 

Говоря о стандартизации, важно иметь в виду, что в силу ст. 16.1 Закона о техническом регулировании национальному органу по стандартизации вменено в обязанность не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу технического регламента утвердить <1>, опубликовать в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и разместить в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

--------------------------------

<1> См., например, Приказ Росстандарта от 7 декабря 2011 г. N 6364 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации и иных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.

 

В такой перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты и иные документы в области стандартизации <1>.

--------------------------------

<1> См., например, Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. Приказом Росстата от 30 марта 2015 г. N 365 (в редакции Приказа от 25 декабря 2015 г. N 1650).

 

Предусмотрено, что применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. При этом неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма содержится и в п. 4 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС: в целях выполнения требований технического регламента ЕАЭС Комиссия ЕАЭС утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС. При этом установлено, что в случае неприменения стандартов, включенных в указанный перечень, оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков. Риск - сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

 

§ 4. Оценка и подтверждение соответствия

 

Соглашениями ВТО, ЕАЭС, Законом о техническом регулировании определены понятие, цели, принципы, процедура оценки и подтверждения соответствия <1>.

--------------------------------

<1> Об оценке и подтверждении соответствия подробнее см.: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, 2013 (автор главы - И.В. Ершова). С. 158 - 170.

 

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования.

Согласно п. 5 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах ЕАЭС, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Выпуск продукции в обращение - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;

В силу п. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании, оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

 

4.1. Порядок подтверждения соответствия

по законодательству РФ

 

Согласно Закону о техническом регулировании, подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер (ст. 20). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, исключительно на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23). Объектом обязательного подтверждения соответствия в данном случае может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Закон о техническом регулировании выделяет следующие возможные формы обязательного подтверждения соответствия:

Дата: 2019-11-01, просмотров: 219.