Знать: понятие, принципы, правовые основы и порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уметь: применять нормы, регулирующие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, и разграничивать ее отдельные виды.

Владеть: навыками толкования правовых источников, регулирующих государственную регистрацию субъектов предпринимательства; навыками анализа судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией субъектов предпринимательской деятельности.

 

§ 1. Понятие, цели и принципы государственной регистрации

субъектов предпринимательской деятельности

 

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству государственная регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель. С момента государственной регистрации субъекты получают возможность реализовать предусмотренное ст. 34 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности, а сама деятельность субъектов приобретает легитимный характер (от лат. legitimus - соответствующий закону). Отсюда следуют основные цели государственной регистрации - возникновение правосубъектности предпринимателей, а также введение их деятельности в очерченные законом рамки, т.е. легитимация.

 Д.И. Дедов отмечает, что регистрация необходима как требование защиты общих интересов, но не как акт рождения частного субъекта права и возникновения его правосубъектности <1>. Государственная регистрация выступает институтом публичной власти, однако она позволяет учесть и разнообразные интересы отдельных личностей (например, является условием реализации коммерческой организацией права на фирменное наименование). Заслуживает также внимания позиция авторов, называющих единой целью государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей "обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере предпринимательских и некоммерческих отношений" <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Предпринимательское право Российской Федерации" (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, ИНФРА-М, 2017 (3-е изд., перераб. и доп.)

<1> См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 2-е изд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 126.

<2> Пашин А.Л., Чуряев А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М.: Деловой двор, 2009; СПС "Гарант".

 

Предпринимательская деятельность служит инструментом удовлетворения частного интереса, однако затрагивает и общество в целом, что требует от правового института государственной регистрации субъектов предпринимательства решения следующих задач публичного характера:

- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством;

- проведение налогообложения;

- получение государством сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательства.

Реализация указанных задач позволяет институту государственной регистрации выполнять следующие функции: легитимационную, контрольно-учетную, информационную, охранительную.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности представляет собой комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, сочетающий в себе публично-правовые и частноправовые начала.

 В.С. Белых указывает, что в современных условиях разделение отношений в области предпринимательства на регулируемые гражданским правом и административным иногда невозможно. Так, институт юридических лиц относится к гражданско-правовым средствам. Однако порядок (процедура) их государственной регистрации носит административно-правовой характер <1>. Указанное обстоятельство позволяет определить регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательства как существующее на стыке публичного и частного права. С.Н. Шишкин относит государственную регистрацию к организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которой осуществляется легитимация субъектов <2>.

--------------------------------

<1> См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2009. С. 59.

<2> См.: Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011. С. 140.

 

Поскольку императивное требование государственной регистрации ограничивает свободу предпринимательства, оно должно соответствовать положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Правовые основы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определены ГК РФ, Законом о государственной регистрации и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Применительно к отдельным организационно-правовым формам юридических лиц положения об их государственной регистрации детализированы соответствующими федеральными законами (Законом об АО, Законом об ООО, Законом об унитарных предприятиях и др.).

Согласно ст. 10 Закона о государственной регистрации федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (предусмотрен Законом о банках, Законом о некоммерческих организациях и др.).

Положениями Закона о защите конкуренции регламентирован порядок антимонопольного контроля при создании и реорганизации юридических лиц. Нормы правового института государственной регистрации содержатся также в НК РФ (ст. 333.33), КоАП РФ, УК РФ.

Присоединяясь к ВТО, Россия объявила о намерении продолжать политику сохранения ускоренного порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и применения предсказуемых требований, не обременительных для выполнения <1>. В этом же ключе были сформулированы предложения Плана мероприятий (дорожной карты) "Оптимизация процедур регистрации предприятий" <2>. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и субъектов предпринимательства в процессе легитимации их деятельности стало одним из направлений административной реформы. Одновременно в рамках реформы гражданского законодательства, а также принимаемых мер по противодействию незаконным финансовым операциям были предприняты шаги по усилению контроля за законностью образования юридических лиц, обеспечению достоверности сведений, включаемых в государственные реестры <3>.

--------------------------------

<1> Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986.

<2> Утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. N 317-р // СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1148.

<3> См.: Трофимова Е.В. Государственная регистрация юридических лиц в свете реформы гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 40 - 46.

 

Термин "регистрация" происходит от лат. registrum - список, перечень.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом (ст. 1 Закона о государственной регистрации).

 В правовой науке государственная регистрация определяется также как процесс, совокупность юридически значимых действий <1>. Пониманию государственной регистрации как формы управленческих действий может быть противопоставлена позиция ученых, исследующих ее внутреннее содержание. Здесь государственная регистрация предстает правоустанавливающим фактом, с которым связано признание государством законного статуса предпринимателя <2>.

--------------------------------

<1> См.: Тониян В.В. Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций. М.: Юриспруденция, 2006. С. 73.

<2> См.: Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1. С. 66.

 

Исследование природы актов государственной регистрации позволяет отнести их к ненормативным актам. Возможность оспаривания актов государственной регистрации в данном качестве подтверждается судебно-арбитражной практикой <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 6 мая 2009 г. N А55-8700/2008 // СПС "Гарант".

 

Таким образом, государственная регистрация представляет собой процедуру, прохождение которой позволяет субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве (юридического лица, индивидуального предпринимателя) и в то же время предполагает возможность государства проверить законность соответствующего притязания.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется на основании принципов законности, публичности, открытости, достоверности.

В целях обеспечения публичности и открытости государственной регистрации ведутся государственные реестры - Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), являющиеся федеральными информационными ресурсами. ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержат сведения и документы о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, перечень которых определен ст. 5 Закона о государственной регистрации. Указанные сведения и документы являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом). Порядок и условия их предоставления предусмотрены ст. ст. 6 и 7 Закона о государственной регистрации.

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Размещение указанных сведений на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет дает возможность оперативно получать информацию о зарегистрированных субъектах предпринимательства.

Источником сведений о юридических лицах является также Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФР), ведение которого предусмотрено ст. 7.1 Закона о государственной регистрации.

Согласно принципу достоверности государственной регистрации, содержащиеся в государственных реестрах сведения признаются соответствующими действительности, пока не установлено иное.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Субъекты предпринимательства обязаны в течение трех рабочих дней сообщать об изменении содержащихся в реестрах сведений. Сообщение об изменении места нахождения юридического лица требует документального подтверждения права пользования объектом недвижимости, адрес которого относится к новому месту нахождения, а также предварительного уведомления, на основании которого в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Представление документов для регистрации возможно в данном случае лишь по истечении 20 дней со дня внесения указанной записи в ЕГРЮЛ.

До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения в ЕГРЮЛ иных данных, не связанных с изменениями устава, регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности сведений, включаемых в указанный реестр. При обнаружении их недостоверности регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, детализирован в ст. 9 Закона о государственной регистрации. В случае возникновения обоснованных сомнений регистрирующий орган вправе изучать документы и сведения, представленные заявителями или заинтересованными лицами, возражающими против внесения сведений в ЕГРЮЛ; получать объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки; проводить осмотр объектов недвижимости; привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц не более чем на один месяц, а также внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице без заявления самого юридического лица или судебного решения. Внесение указанной записи в ЕГРЮЛ ограничивает на три года для участников ООО, владеющих не менее чем 50% голосов, и лиц, осуществляющих функцию постоянно действующего исполнительного органа, возможность выступать в данном качестве.

В целях информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы или сведения, содержащиеся в государственном реестре, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить им о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. Заинтересованные лица вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящей государственной регистрации в порядке, установленном п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации. Включение сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП может быть также оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в реестр с нарушением закона.

Таким образом, регистрирующий орган наделен полномочиями по противодействию внесению в государственные реестры недостоверных сведений. Действуют нормы, направленные на защиту лиц, чьи интересы могут быть затронуты включением в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.

Осуществление государственной регистрации субъектов предпринимательства при соблюдении названных выше принципов служит гарантией честного взаимодействия предпринимателей с контрагентами, позволяет предотвратить конфликты между учредителями юридических лиц, а также обеспечивает эффективность государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

 

§ 2. Порядок государственной регистрации

субъектов предпринимательской деятельности

 

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется ФНС России <1>.

--------------------------------

<1> См.: Административный регламент предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 22 июня 2012 г. N 87н // РГ. 2012. N 206. Квалификация государственной регистрации в качестве государственной услуги является дискуссионной в научной литературе.

 

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Законом о государственной регистрации. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

В качестве императивных положений порядка представления документов при государственной регистрации необходимо выделить:

1) адресованный регистрирующему органу запрет требовать не предусмотренные Законом о государственной регистрации документы или предъявлять требование об их нотариальном удостоверении в случаях, не предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

2) требования к физическим лицам, подписывающим заявления (уведомления, сообщения), представляемые в регистрирующий орган, и подтверждающим содержащиеся в них сведения. Круг заявителей определен п. п. 1.3 - 1.5 ст. 9 Закона о государственной регистрации применительно к отдельным видам государственной регистрации.

Важной особенностью действующего порядка представления документов для государственной регистрации является возможность выбора заявителем:

1) формы представления и получения документов (бумажная или в форме электронных документов, подписанных электронной подписью);

2) способа представления и получения документов (почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, непосредственно в регистрирующий орган, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг);

3) лица, представляющего документы (заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности. По просьбе заявителя представление документов в регистрирующий орган может быть также осуществлено нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса).

Избранные заявителем форма и способ представления документов в регистрирующий орган определяют порядок выдачи расписки в их получении, а также представления регистрирующим органом документов, подтверждающих факт государственной регистрации, или решения об отказе в государственной регистрации.

Документы (заявление, уведомление или сообщение) представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной ФНС России <1>, и удостоверяются подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой по общему правилу должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

--------------------------------

<1> См.: Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" // БНА. 2012. N 44.

 

Перечни представляемых документов определены Законом о государственной регистрации для каждого из видов государственной регистрации <1>.

--------------------------------

<1> О документах, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица, см. § 3 главы 5 учебника.

 

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней (государственная регистрация юридических лиц при их создании и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей - не более чем три рабочих дня) со дня получения документов регистрирующим органом.

При проверке представленных документов регистрирующий орган устанавливает отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, после чего принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения записи в соответствующий государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт.

 

§ 3. Правовые последствия нарушения требований

законодательства о государственной регистрации

субъектов предпринимательской деятельности

 

Неукоснительное соблюдение закона в процессе государственной регистрации субъектов предпринимательства представляется необходимым условием создания здоровой рыночной среды. Недобросовестные действия заявителей при государственной регистрации, как и злоупотребления со стороны регистрирующего органа, причиняют вред не только отдельным лицам, но и обществу в целом. В указанных случаях нарушаются правовые принципы свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, неприкосновенности собственности, верховенства закона, а также ставится под угрозу безопасность государства и его граждан.

Правовым последствием нарушения заявителем требований законодательства о государственной регистрации является прежде всего отказ в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации, а также во включении данных в соответствующие реестры допускается только в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона о государственной регистрации.

Основания отказа в государственной регистрации можно классифицировать:

- в зависимости от тех видов государственной регистрации, в которых указанные основания отказа могут быть применены: универсальные или применимые при совершении отдельных видов регистрационных действий;

- в зависимости от круга регистрируемых субъектов, на которых распространяются данные основания отказа (юридические лица, индивидуальные предприниматели).

Общими для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей основаниями отказа в регистрации выступают, например:

- непредставление заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

 Наличие в заявлении о государственной регистрации недостоверной информации, равно как и иные нарушения требований к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, трактуется регистрирующим органом и судебной практикой как непредставление необходимых для регистрации документов (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2011 г. N 12101/10) <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2011. N 5.

 

Законодатель последовательно дополняет перечень оснований отказа в регистрации, включив в него положения:

1) обеспечивающие достоверность сведений, содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах (подп. "к" и "р" п. 1 ст. 23);

2) направленные на защиту прав отдельных лиц, ущерб которым может быть причинен в связи с совершением тех или иных регистрационных действий, осуществлением ликвидации, реорганизации юридического лица, уменьшением размера его уставного (складочного) капитала (подп. "л", "м", "с", "т", "у", "х" п. 1 ст. 23);

3) препятствующие государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей лиц, лишенных права заниматься предпринимательской деятельностью в силу приговора суда (подп. "н" п. 1 ст. 23);

4) препятствующие в определенных законом случаях внесению в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) юридических лиц либо лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица (подп. "о", "п", "н", "ф" п. 1 ст. 23).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом <1>.

--------------------------------

<1> См., например, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

 

В соответствии с положениями гл. VIII.1 Закона о государственной регистрации решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган, а затем - в суд и (или) в ФНС России.

Правовыми последствиями нарушений регистрационного режима осуществления предпринимательской деятельности могут также выступать: применение мер имущественной и личной ответственности, предусмотренной ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ в отношении субъектов предпринимательства и лиц, выступающих при государственной регистрации в качестве заявителей, регистрирующего органа и его должностных лиц, а также признание решений о государственной регистрации недействительными.

Согласно ч. 6 ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

 Признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.

 

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

Мерами личной ответственности субъектов предпринимательства являются принудительная ликвидация юридического лица и принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. п. 2 и 3 ст. 25 Закона о регистрации). Указанные процедуры применяются только в судебном порядке.

Административная ответственность за правонарушения в сфере государственной регистрации предусмотрена ст. ст. 14.1, 14.25, 5.63 КоАП РФ. Уголовная ответственность в данной сфере установлена ст. ст. 169, 170.1, 171, 173.1, 173.2 УК РФ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте систему законодательных актов, регулирующих регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.

2. Что понимается под регистрацией субъектов предпринимательской деятельности? Каковы ее цели и принципы ее осуществления?

3. Раскройте содержание этапов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

4. Какие виды ответственности предусмотрены законодательством за нарушения в сфере регистрации?

 

Литература

 

1. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут, 2012.

2. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М.: Статут, 2012.

3. Современное предпринимательское право: общие положения и перспективы / Отв. ред. И.В. Ершова (главы 5, 6). М.: Проспект, 2014.

 

Глава 22. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ И УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Знать: понятие лицензирования, лицензии, уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности; правовую природу и место лицензионного и уведомительного режимов в системе государственного регулирования предпринимательства.

Уметь: осуществлять мониторинг законодательства о лицензировании и уведомлении; применять правовые нормы о лицензировании в рамках общего и специального лицензионного режима; квалифицировать правонарушения в рамках лицензионного и уведомительного режимов.

Владеть: навыками подачи документов для получения лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, представления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

 

§ 1. Лицензирование предпринимательской деятельности

 

1.1. Правовые основы лицензирования,

понятие лицензирования, лицензии

 

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

 Указывая на некорректность термина "мероприятия", С.Н. Шишкин предлагает рассматривать лицензирование как организационную форму государственного регулирования, причем достаточно жесткую <1>. По мнению Е.И. Спектор, "лицензирование, являясь специальным административно-правовым режимом, представляет собой один из универсальных и достаточно эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики" <2>.

--------------------------------

<1> Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011. С. 141, 145.

<2> Спектор Е.И. Правовые иллюзии и реалии Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Законодательство и экономика. 2011. N 7.

 

Лицензирование представляет собой прямое, административное воздействие на экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. При этом лицензии можно рассматривать в качестве межотраслевого средства регулирования экономической деятельности. Доказательством тому является применение данного средства регулирования во внешнеэкономической деятельности <1>, при пользовании недрами и иных сферах экономики.

--------------------------------

<1> См.: Ершова И.В. Лицензирование как способ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. N 2. С. 221.

 

Правовую основу лицензирования составляют нормы Всемирной торговой организации (ВТО), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также российское законодательство.

Договорно-правовая основа лицензирования ВТО закреплена положениями Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.), которым введен режим наибольшего благоприятствования при предоставлении услуг. Исключения могут быть предусмотрены в Перечне изъятий <1>. Пунктом 4 ст. VI ГАТС определено, что меры, относящиеся к требованиям лицензирования, не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами. Они должны основываться на объективных и гласных критериях, таких как компетентность и способность поставлять услугу; не быть более обременительными, чем это необходимо для обеспечения качества услуги; не являться ограничением на поставку услуги.

--------------------------------

<1> Перечень специфических обязательств, прилагаемых к ГАТС, в отношении РФ определен в приложении N 1 к Протоколу от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".

 

Договорно-правовая основа лицензирования ЕАЭС базируется на принципах Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), приложением N 16 к которому является Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее - Протокол). Данным актом лицензия рассматривается в качестве одного из видов общего понятия "разрешение", определяемого как предусмотренное законодательством государства-члена, основанное на обращении заявителя подтверждение компетентным органом права этого лица на осуществление определенной деятельности или определенных действий, в том числе посредством включения в реестр, выдачи официального документа. Установлены требования к внутреннему регулированию сторон, в том числе в отношении разрешительных требований и процедур. Определено, что каждое государство - член ЕАЭС в отношении услуг, поставщиков и получателей услуг другого государства-члена может применять отдельные ограничения и условия, указанные в национальных перечнях или в приложении N 2 к Протоколу. В процессе либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности государства-члены руководствуются принципами: оптимизации внутреннего регулирования, пропорциональности, взаимовыгодности, последовательности и экономической целесообразности.

Анализ положений Договора позволяет сделать вывод о том, что в рамках ЕАЭС предусмотрены меры, направленные на либерализацию, гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию правового регулирования предпринимательской деятельности, включая разрешительные (лицензионные) процедуры.

Национальное регулирование лицензирования базируется на положениях ст. 49 ГК РФ и Закона о лицензировании. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В качестве примера приведем Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии <1>.

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280 // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1700.

 

 Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность при отсутствии специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем".

 

Термин "лицензия" происходит от лат. licentia - разрешение, право.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

 Противоречивым видится мнение В.В. Семенихина, согласно которому "лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта... а как инструмент государственного регулирования" <1>. Лицензирование является тем способом государственного регулирования экономической деятельности, которым ограничивается предусмотренная ст. 34 Конституции РФ свобода предпринимательства. Однако такое ограничение соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

--------------------------------

<1> Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. 2-е изд. М., 2011 // СПС "Гарант".

 

Лицензированию подлежат виды деятельности, указанные в ст. ст. 1 и 12 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в Закон о лицензировании. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования видов деятельности, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 1 (деятельность кредитных организаций, страховая, по проведению организованных торгов и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках, Законом о РЦБ).

Особенности лицензирования могут устанавливаться в отношении видов деятельности, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании (оказание услуг связи, образовательная деятельность, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами и др.).

Положения Закона о лицензировании применяются к отношениям, связанным с лицензированием:

- медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития - с учетом особенностей, установленных законом о территориях опережающего развития;

- деятельности организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности международного медицинского кластера деятельность - с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территории свободного порта Владивосток, - с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".

Исходя из критериев, представленных в гл. 3, лицензирование относится к специальному режиму предпринимательства. При этом внутри самого режима лицензирования существует дифференциация на:

- общий лицензионный режим (определен Законом о лицензировании и распространяется на указанные в ст. 12 виды деятельности;

- специальный лицензионный режим (определен специальным законодательством и распространяется на указанные в ст. 1 виды деятельности). При этом обратим внимание на постепенно расширяющуюся сферу его применения.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами исполнительной власти. Осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" <1> утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и названы виды деятельности, полномочия по лицензированию которых переданы органам исполнительной власти субъектов РФ (например, медицинская деятельность медицинских организаций, подведомственных субъекту РФ и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6931.

 

Лицензирование видов деятельности, указанных в ст. 1 Закона о лицензировании, может осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Например, в силу п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957.

Специальный лицензионный режим может предусматривать заключение соглашений между субъектами РФ (например, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения).

В рамках общего лицензионного режима лицензия действует бессрочно. Ограничение срока действия лицензии предусматривается федеральными законами, устанавливающими специальный лицензионный режим. Например, согласно ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности на осуществление частной детективной деятельности лицензия предоставляется сроком на пять лет.

 

1.2. Порядок получения лицензии

 

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем), к которому прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган непосредственно, либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо направляются в форме электронного документа, подписанного электронной подписью <1>. Правила предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2012 г. N 722 <2>.

--------------------------------

<1> Важно отметить, что соискатель лицензии, лицензиат и лицо, заинтересованное в получении сведений о лицензировании, могут направлять в лицензирующий орган в форме электронных документов также заявления о предоставлении дубликата и (или) копии лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока ее действия в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральным законом, и прилагаемые к заявлениям документы, а также заявления о предоставлении сведений из реестра лицензий и иных сведений о лицензировании.

<2> СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4285.

 

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений <1>, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

--------------------------------

<1> В случае обнаружения нарушения требований оформления заявления либо представления документов не в полном объеме лицензирующий орган вручает соискателю уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (ч. 8 ст. 13 Закона о лицензировании).

 

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

 Согласно позиции Конституционного Суда РФ <1> установление лицензионных требований положениями о лицензировании "не создает правовую основу для ограничения прав и свобод граждан и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права".

--------------------------------

<1> Определение КС РФ от 22 апреля 2010 г. N 592-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Катаева Михаила Евдокимовича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены следующие:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные федеральными законами.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Типовая форма лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 826 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 42. Ст. 5924.

 

Основанием отказа в предоставлении лицензии по общему правилу является:

- наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. Лицензирующим органом также формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата, в которое включаются документы, указанные в ст. 16 Закона о лицензировании.

 

1.3. Переоформление лицензии. Приостановление, аннулирование

и прекращение действия лицензии

 

Основаниями переоформления лицензии являются: реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса места нахождения: изменение места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

 Привлекая ООО к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ФАС Московской области в Постановлении от 30 декабря 2009 г. N К-А40/14306-09 указал: "учитывая, что адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности является одной из обязательных составляющих лицензии и указывается в документе, подтверждающем наличие лицензии, то изменение таких сведений имеет принципиальное значение".

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

Переоформление лицензии осуществляется в порядке, определенном ст. 18 Закона о лицензировании.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством РФ;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством РФ.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

По общему правилу лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. В отношении указанных в ст. 1 Закона о лицензировании видов деятельности предусмотрены случаи аннулирования лицензия и во внесудебном порядке <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 824 // СЗ РФ. 2012. N 34. Ст. 4743.

 

 "При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц" <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

 

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) прекращение деятельности юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии определен ст. 20 Закона о лицензировании.

 

1.4. Контроль и ответственность в сфере лицензирования

 

Согласно ст. 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о государственном контроле с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о лицензировании.

К примеру, в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом документарные проверки и внеплановые выездные проверки проводятся без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.

Административная ответственность предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности:

а) без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Важно отметить, что объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения является фактическое ведение лицензируемой деятельности, а не одно лишь намерение предпринимателя.

 Так, отказывая в удовлетворении требований о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14 июня 2007 г. N А13-11308/2006 указал следующее: "имеющийся у Бубновой Я.Ю. прейскурант цен на услуги по проколу мочек ушей, пирсингу, а также ее объявления, расклеенные по городу Великий Устюг и неоднократно опубликованные в газете "Устюжаночка", не свидетельствуют о том, что предприниматель фактически оказал кому-либо данные услуги. Не представлены такие доказательства и Управлением. Таким образом, отсутствует событие вменяемого в вину административного правонарушения";

б) с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

в) с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

 В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ ( п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ") <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ".

 

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, - ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ; осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - ст. 14.1.2 и др.

Уголовная ответственность наступает по ст. 171 УК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном (особо крупном) размере.

 Согласно разъяснению ВС РФ, действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем".

 

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

 

§ 2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов

предпринимательской деятельности

 

Законом о государственном контроле (ст. 8) с 1 июля 2009 г. было установлено дополнительное требование для предпринимателей - обязанность уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, для занятия некоторыми видами предпринимательства был введен уведомительный режим.

 Уведомительный режим (равно как и разрешительный), в отличие от общего (регистрационного), следует относить к специальному режиму предпринимательства. Данная позиция нашла отражение в доктрине предпринимательского права <1> и обоснована Г.Д. Отнюковой <2>. Отметим существование и иной точки зрения, согласно которой уведомительный режим предпринимательства квалифицируется в качестве общего режима <3>.

--------------------------------

<1> См.: Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 53.

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

<2> Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершов, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 87.

<3> Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4. С. 11.

 

Сопоставление и анализ уведомительного, лицензионного и иных режимов проводились в юридической литературе <1>. Представляется, что основным критерием выбора является степень опасности причинения вреда защищаемым Конституцией РФ ценностям. Там, где она изначально выше, необходим предварительный контроль квалификации предпринимателя и соответствия принадлежащего ему имущества установленным требованиям. В тех же сферах экономики, где допустимы уже последующие проверки, достаточно подтверждения самим хозяйствующим субъектом соблюдения обязательных требований, а также соответствия его работников, осуществляемой им предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. На это и указывают предприниматели, ставя свою подпись в уведомлении.

--------------------------------

<1> Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 23 - 30; Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2140 - 2150.

 

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности (далее - уведомление) - документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.

Уведомление составляется заявителем по установленной форме, представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий уполномоченный орган после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Заявитель представляет уведомление в уполномоченный орган непосредственно или либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

Правила представления и учета уведомлений (далее - Правила), Форма уведомления закреплены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 <1>. Говоря о сфере предпринимательства, подпадающей под уведомительный режим, нельзя не отметить явно выраженную тенденцию ее расширения. Так, если в первоначальной редакции Закона о государственном контроле насчитывалось тринадцать требующих предварительного уведомления видов предпринимательской деятельности, то по состоянию на начало 2016 г. их число увеличилось почти в три раза. При этом очевидна корреляция введения обязанности представления уведомлений по тем видам деятельности, по которым приняты и вступают в силу технические регламенты, устанавливающие требования к продукции и процессам ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации и т.п. Следовательно, можно говорить о стремлении государства обеспечить комплексный контроль как начала осуществления предпринимательской деятельности, так и ее результатов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3823.

 

Важно иметь в виду, что правовыми актами не предусмотрено обязательного соответствия перечня видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и в уведомлении.

 Признавая незаконным отказ Роспотребнадзора по Московской области в регистрации уведомления, ФАС Московской области в Постановлении от 3 апреля 2012 г. N Ф05-2547/12 указал, что Правила не содержат указания на то, что заявленный в уведомлении вид деятельности должен также обязательно указываться в выписке из ЕГРЮЛ.

Перечень работ и услуг в составе указанных в Законе о государственном контроле видов предпринимательской деятельности (с указанием кода по общероссийскому классификатору) <1> утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584.

--------------------------------

<1> Наименование видов работ и услуг приведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007, Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) ОК 002-93.

 

Заметим, что в отношении некоторых подпадающих под уведомительный режим видов экономической деятельности (большая часть бытовых услуг, услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом и др.) до введения в действие ст. 8 Закона о государственном контроле вообще не предусматривалось получения каких-либо разрешений, согласований и т.п. Следовательно, введение обязательной подачи уведомления можно квалифицировать в качестве ограничения свободы предпринимательства.

Важно, что Закон о государственном контроле устанавливает запрет на предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Такие исключения законодательством допускаются. Пример тому - лицензирование оборота алкогольной продукции, оптовой торговли лекарственными средствами и розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в сочетании с необходимостью подачи уведомления о начале осуществления оптовой и розничной торговли.

 Таким образом, в доктрине предпринимательского права уведомительный режим предпринимательской деятельности следует квалифицировать в качестве специального, в ряде случаев он применяется наряду с лицензионным режимом и техническим регулированием. Согласно представленной в данном учебнике классификации государственного регулирования предпринимательства уведомительный порядок представляет собой прямое, административное воздействие на экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. Правовым средством (инструментом) воздействия в рамках уведомительного режима является требование представления документа, именуемого уведомлением.

Важно знать, что содержание уведомительного режима не исчерпывается лишь исполнением обязанности информирования уполномоченного органа о начале предпринимательской деятельности. Согласно ч. 6 ст. 8 Закона о государственном контроле, дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

3) реорганизация юридического лица.

 Следуя точной букве закона, индивидуальный предприниматель Т., не согласившись с выданным ей предписанием уведомить Территориальное управление Роспотребнадзора по Нижегородской области об изменении места фактического осуществления деятельности, обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным. Оставив решения нижестоящих судов без изменения, а жалобу предпринимателя без удовлетворения, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 января 2015 г. по делу N А43-3713/2014 сослался на п. 10 Правил представления уведомлений, в силу которого индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения не только об изменении места своего жительства, но и об изменении места фактического осуществления деятельности.

Во избежание в дальнейшем подобных споров полагаем необходимым устранение разночтений норм закона и принятого в его исполнение подзаконного нормативного правового акта.

Введение уведомительного режима повлекло за собой дополнение КоАП РФ специальной нормой - ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

При реализации данной нормы на практике следует иметь в виду, что уведомление представляется предпринимателями до начала фактического выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, лица, которые приступили к подпадающим под уведомительный режим видам предпринимательства до вступления в силу ст. 8 Закона о государственном контроле (1 июля 2009 г.), от этой обязанности освобождены.

 Удовлетворяя жалобу индивидуального предпринимателя, заместитель председателя Забайкальского краевого суда в Постановлении от 25 февраля 2011 г. по делу N 7-416-2010/7-28-2011 указал, что у индивидуального предпринимателя "отсутствовала возможность представления уведомления в уполномоченный федеральный орган до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг, так как данный предприниматель осуществляет розничную торговлю в неспециализированном магазине с 1 января 2009 г.".

Вместе с тем факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя до 1 июля 2009 года не является достаточным основанием для неподачи уведомления в компетентный орган. Необходимы доказательства фактического ведения деятельности, причем на территории соответствующего субъекта РФ.

 Как указал судья Благовещенского городского суда в решении от 20 июня 2012 г. N АА-359/12, "ООО "ТК Эндевер" зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 2008 года налоговым органом города Владивостока УФНС России по Приморскому краю. В этой связи судом принимается во внимание, что ООО "ТК Эндевер" привлечено к административной ответственности за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности на территории Амурской области. Сведений о том, что до выявленного 30 ноября 2011 г. факта перевозки грузов на территории Амурской области подобная деятельность велась ранее, в материалах дела не имеется. Кроме того, сам факт регистрации юридического лица 24 ноября 2008 г. налоговым органом не свидетельствует о том, что именно с названной даты данная организация приступила к осуществлению предпринимательской деятельности".

В целом следует отметить, что доказывание фактического ведения предпринимательской деятельности - одна из основных проблем, возникающих на практике при привлечении предпринимателей к ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. При этом бремя доказывания лежит на представителях органов государственного контроля (надзора).

 Так, в опровержение доводов индивидуального предпринимателя Х. о том, что на универсальном рынке она не торговала, а лишь приехала оформить договор аренды земельного участка для торгового места и карточку продавца, суд <1> признал допустимыми и достаточными доказательства о фактическом ведении деятельности, представленные Управлением Роспотребнадзора: протокол об административном правонарушении; фотографии; копии договора аренды земельного участка, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе, выписки из ЕГРИП <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Тамбовского областного суда от 2 апреля 2013 г. по делу N 4-а-56.

<2> См. также Постановление Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2013 г. по делу N 4А-605/2013.

 

Вместе с тем видится более чем дискуссионной позиция областного суда Амурской области, согласно которой "объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ, охватываются действия (бездействие) виновного лица, связанные с намерением осуществлять предпринимательскую деятельность, что указывает на то, что впоследствии эта деятельность может и не осуществляться" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Амурского областного суда от 3 мая 2011 г. по делу N 4-7-130/11.

 

Как представляется, объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения является фактическое ведение деятельности, а не одно лишь намерение предпринимателя. За основу может быть взята система доказательств, предложенная Верховным Судом РФ в п. 13 Постановления Пленума от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях".

При применении ст. 19.7.5-1 КоАП РФ необходимо соблюдать установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности - три месяца со дня совершения административного правонарушения. При этом, согласно разъяснениям Пленума ВС РФ <1>, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

--------------------------------

<1> Пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" // Бюллетень ВС РФ. 2005. N 6.

 

 Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья ВС РФ в Постановлении от 24 апреля 2013 г. N 56-АД13-4 указал, что административное правонарушение, выразившееся в непредставлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь с момента начала такой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление ВС РФ от 13 августа 2012 г. N 49-АД12-7.

 

Анализ уведомительного режима начала осуществления предпринимательской деятельности показывает, что он не может рассматриваться узко и только в связи с установлением обязанности для предпринимателя. Реализация нормы ст. 8 Закона о государственном контроле имеет и иные правовые последствия. Как следует из анализа законодательства, административной и судебной практики:

- подача уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности квалифицируется судом в качестве доказательства, подтверждающего факт ее ведения <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление ВС РФ от 21 августа 2014 г. N 46-АД14-17.

 

- представление уведомления в ряде случаев позволяет квалифицировать вид экономической деятельности <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление ВС РФ от 11 марта 2014 г. N 77-АД13-2; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2014 г. N Ф07-8535/14 по делу N А26-592/2014.

 

- информация, содержащаяся в уведомлении, важна для проведения контрольных мероприятий, поскольку различного рода проверки уполномоченными органами должны осуществляться по указанному в документе адресу ведения предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 1 августа 2014 г. N Ф09-10590/13 по делу N А76-3021/2013.

 

Важно указать и на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о государственном контроле истечение трех лет со дня начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный орган уведомлением является одним из оснований для включения плановой проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проведения проверок.

 Прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ о признании бездействия незаконным и обязании совершить действие - подачу уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Вынося решение об удовлетворении требований прокурора, Локтевский районный суд Алтайского края в решении от 27 мая 2014 г. справедливо отметил, что "нарушение указанных требований законодательства со стороны ТСЖ не дает возможности инспекции осуществлять плановые проверки деятельности товарищества, что может негативно сказаться на деятельности по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме".

 В заключение отметим: анализ законодательства, теории и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что введение требования представления уведомлений явилось дополнительным административным барьером осуществления предпринимательской деятельности. Однако в целом уведомительный режим, в силу его комплексности, позволяет обеспечивать частные и публичные интересы, защищая как предпринимателей, так и потребителей их продукции, работ, услуг. В этой связи нам сложно согласиться с В.В. Кваниной, по мнению которой "данный порядок призван обслуживать только интересы предпринимателей, при этом для потребителей он таит в себе реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кванина В.В. Защитные институты в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 48.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте систему нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование предпринимательской деятельности.

2. Раскройте содержание лицензирования предпринимательской деятельности. Что такое лицензия?

3. Какие виды ответственности предусмотрены законодательством за нарушения в сфере лицензирования?

4. В чем сущность уведомительного режима начала осуществления предпринимательской деятельности?

 

Литература

 

1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 53 - 54.

2. Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. N 1.

3. Ершова И.В. Уведомительный режим начала осуществления предпринимательской деятельности: закон, доктрина, судебная практика // Юрист. 2015. N 20.

4. Кванина В.В. Защитные институты в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 48.

5. Олейник О.М. Лицензирование предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики // Право. 2012. N 4.

6. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011.

 

Глава 23. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 377.