§ 1. Понятие и виды цен
В экономической литературе цена определяется как денежное выражение стоимости товара.
Согласно ФСО N 1 <1> цена - это денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплачиваемая участниками в результате совершенной или предполагаемой сделки.
--------------------------------
<1> Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утв. Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 297.
При отсутствии в РФ единого закона о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде международных договоров и нормативных правовых актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике <1> приводится следующее определение: цены (тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 504.
В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом: уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
Цены могут классифицироваться по различным основаниям.
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Порядок определения рыночных цен может устанавливаться законодательством РФ. Так, в целях налогообложения НК РФ (ст. 105.3) признает рыночными цены:
- применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми;
- применяемые в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 НК РФ);
- если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства;
- если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.
Соглашение о ценообразовании - соглашение между российской организацией - налогоплательщиком, отнесенной в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Соглашению о ценообразовании для целей налогообложения посвящена гл. 14.6 НК РФ.
Также, если в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения (п. 10 ст. 105.3 НК РФ).
2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами.
Контроль применения свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, Законом о защите конкуренции предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Применение цен контролируется также в целях налогообложения по нормам НК РФ. В частности, налоговыми органами осуществляется контроль цен, примененных в контролируемых сделках. Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки. По результатам контроля в случае выявления занижения сумм налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, и др.) налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. п. 4, 5 ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик также вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по правилам п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.
4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
5. По территории действия цены делятся на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).
6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой.
В научной и учебной литературе, правовых актах наряду с понятием "цена" употребляется термин "тариф" (от фр. tarif - система ставок, по которым взимается плата за услуги). При этом можно встретить различные сочетания данных понятий. Как представляется, понятие "цена" является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента товаров, работ, услуг. Тариф - термин специальный, сфера его применения - область работ и услуг.
В нормативных правовых актах используются и иные виды цен, в том числе тарифов.
Так, в сфере железнодорожного транспорта определяются исключительные тарифы посредством установления временного коэффициента к обычно применяемым тарифам или специальных ставок. В приватизационном законодательстве используется понятие начальной цены. Категория начальной (максимальной) цены контракта применяется при регулировании отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. При торговле на биржах применяется термин "стартовая цена" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Положение о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. N 208 // СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1672.
§ 2. Правовая основа государственного регулирования цен
Правовую основу государственного регулирования цен составляют международные договоры, российские законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.
Договорно-правовую основу ценового регулирования ВТО составляют положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947), Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, Договоренности в отношении положений о платежном балансе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения о государственных закупках. Так, согласно п. 9 ст. III Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние мероприятия по контролю максимальных цен могут иметь своим результатом эффект, ущемляющий интересы Договаривающихся Сторон, поставляющих импортируемые товары. Соответственно, Договаривающиеся Стороны, применяющие такие меры, принимают во внимание интересы экспортирующих Договаривающихся Сторон, с тем чтобы избежать в наиболее полной, практически оправданной степени такого ущемления интересов.
Договорно-правовая основа ценового регулирования ЕАЭС базируется на положениях ст. 77 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), в силу которой порядок введения государственного ценового регулирования, а также оспаривания решений государств-членов о его введении определяется приложением N 19 к Договору.
Указанное приложение, именуемое "Протокол об общих принципах и правилах конкуренции" (далее - Протокол), определяет государственное ценовое регулирование как установление органами государственной власти и органами местного самоуправления государств-членов цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), максимальных или минимальных цен (тарифов), максимальных или минимальных надбавок к ценам (тарифам) в порядке, установленном законодательством государств-членов. Порядок введения государственного ценового регулирования на товары и услуги на территориях государств-членов установлен разделом VII Протокола об общих принципах и правилах конкуренции.
В силу ст. 81 Протокола введение государствами-членами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
В качестве временной меры государства-члены могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов.
Общий срок применения государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 календарных дней в течение 1 года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Евразийской экономической комиссией (Комиссия) <1>.
--------------------------------
<1> Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Комиссия принимает решения, распоряжения и рекомендации.
О введении государственного ценового регулирования государство-член уведомляет Комиссию и другие государства-члены в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. Порядок оспаривания введения ценового регулирования государством-членом ЕАЭС и принятия Комиссией решения определен п. п. 86 - 89 Протокола.
Следует иметь в виду, что положения п. п. 81 - 83 Протокола не применяются к государственному ценовому регулированию всех услуг, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций.
Помимо услуг, указанные нормы Протокола не применяются к случаям государственного ценового регулирования на следующие товары: природный газ; сжиженный газ для бытовых нужд; электрическая и тепловая энергия; водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов (минимальная цена); этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена); топливо твердое, топливо печное; продукция ядерно-энергетического цикла; керосин для бытовых нужд; нефтепродукты; лекарственные препараты; табачные изделия <1>.
--------------------------------
<1> Отметим, что перечень товаров, в отношении которых не применяются положения Протокола, в целом корреспондирует с Перечнем товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239.
Нормы ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий содержатся в Протоколе о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение N 20 к Договору о ЕАЭС), Протоколе об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору о ЕАЭС), Протоколе о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 22 к Договору о ЕАЭС).
Российское законодательство о ценовом регулировании должно базироваться на положениях п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому основы ценовой политики отнесены к ведению РФ.
С.Н. Шишкин отмечал, что в юридической литературе по-разному трактуется положение ст. 71 Конституции РФ. В одном случае установление цен (тарифов) рассматривается как предмет исключительного ведения РФ, в другом говорится, что в исключительном ведении РФ находятся лишь определение целей регулирования цен (тарифов), установление нормативно-методической основы регулирования, т.е. случаев и порядка установления цен (тарифов) <1>.
--------------------------------
<1> Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011. С. 170.
Нами на страницах научной литературы уже высказывалось мнение о том, что конституционная норма предполагает принятие единого федерального закона о ценах, которым были бы определены такие основополагающие положения, как понятие и виды цен; перечни товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством; способы ценового регулирования; ценовые нарушения (что позволит отказаться от использования в ст. 14.6 КоАП РФ недопустимого для устанавливающего ответственность законодательного акта словосочетания "и тому подобное"); пределы вмешательства государства в процесс ценообразования и иные основополагающие вопросы ценовой политики <1>. Как справедливо указал В.С. Белых, "такой закон позволил бы ликвидировать многие противоречия, а также придать логичность и некоторую завершенность всей системе государственного регулирования цен" <2>.
--------------------------------
<1> Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 92.
<2> Предпринимательское право России / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 409.
Положения о ценах заключены в ряде законодательных актов РФ, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Так, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
НК РФ содержит правила ценового регулирования в целях налогообложения. Нормы исследуемого института содержатся в КоАП РФ (ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования").
Закон об электроэнергетике определяет основы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике; Закон о теплоснабжении - в сфере теплоснабжения, Закон о газоснабжении - в области газоснабжения.
Закон о тарифах устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно ст. 60 Закона о лекарственных средствах государственное регулирование цен на лекарственные препараты осуществляется посредством:
- утверждения Правительством РФ перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Перечень ЖНВЛП) <1>;
--------------------------------
<1> Перечень ЖНВЛП на 2016 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. N 2724-р.
- утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен;
- государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
- применения предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на ЖНВЛП и др.
В силу ст. 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары, за исключением случаев, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров. Если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ на срок не более чем 90 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 <1> утверждены: Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости; Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4103.
В соответствии со ст. 13 Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 187.1 НК РФ. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, запрещена.
Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Закон о защите конкуренции определяет понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен; содержит положения, в силу которых установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования таким субъектом являются одними из форм злоупотребления им своим положением и трактуются как монополистическая деятельность (ст. 10).
Статья 6 Закона о естественных монополиях в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов называет ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Главную роль в регулировании ценовой сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные правовые акты. Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен" <1>.
--------------------------------
<1> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1878.
В настоящее время основы государственного регулирования цен установлены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <1> и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <2>. Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в основном в сфере естественных монополий. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.
<2> СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 утверждено три перечня.
1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи; перевозки железнодорожным транспортом; водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ; протезно-ортопедические изделия; лекарственные препараты, включенные в Перечень, и др.
2. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении; предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов РФ и др.
3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это, к примеру, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и др.
Давая оценку права органов исполнительной власти РФ осуществлять государственное регулирование цен, ВАС РФ <1> указал следующее: В настоящее время федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней), не принят. Постановление N 239 в установленном порядке также не признано утратившим силу. При таких обстоятельствах изданный до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" нормативный акт Правительства РФ по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов. Суд полагает, что вопрос регулирования цен и торговых наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях, о которых возник спор, должен быть урегулирован на законодательном уровне.
--------------------------------
<1> Решение ВАС РФ от 25 января 2012 г. N ВАС-15283/11. См. также: решение ВАС РФ от 27 октября 2011 г. N ВАС-11752/11; решение ВС РФ от 14 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1160; решение ВС РФ от 5 сентября 2000 г. N ГКПИ00-882.
Следует отметить, что субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной сфере права. Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" утверждены в том числе:
- Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами РФ предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Региональной энергетической комиссией г. Москвы;
- Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами РФ предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Департаментом экономической политики и развития г. Москвы;
- Перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными организациями г. Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества г. Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Департаментом экономической политики и развития г. Москвы;
- Порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, работы и услуги в г. Москве;
- Перечень товаров, работ и услуг, цены (ставки, тарифы, надбавки) на которые утверждаются постановлениями Правительства Москвы.
Государственное регулирование цен на входящие в перечни товары (услуги) осуществляется специальными нормативными правовыми актами.
Приведем примеры. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 <1> утверждены: Основы ценообразования в сфере теплоснабжения; Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2012. N 44. Ст. 6022.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены: Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 <1> утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
--------------------------------
<1> СЗ. РФ. 2009. N 32. Ст. 4051.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 <1> утверждено Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1887.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865 <1> утверждены Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень, Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень в субъектах РФ, и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5851.
Во исполнение Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 86-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 707 утверждены Правила государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги.
Большой массив источников ценового регулирования составляют нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. В качестве примера приведем Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28 января 2014 г. N 9 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28%".
§ 3. Способы государственного регулирования цен
Способы государственного регулирования цен можно подразделить на директивные и экономические.
Способом директивного (прямого) регулирования цен является установление:
- фиксированных цен. Так, установлены фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги;
- предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%; минимальные и максимальные цены на табачную продукцию;
- базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система применяется, например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам;
- предельных размеров оптовых и розничных надбавок. Например, регулируются оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- предельного уровня рентабельности. К примеру, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25% уровня рентабельности грузовых перевозок.
Изменение регулируемых цен осуществляется после подачи заявления в компетентные государственные органы с экономически обоснованной просьбой об их пересмотре и получения разрешения этих органов. Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5153.
Установленные государством цены в некоторых случаях подлежат государственной регистрации и занесению в государственный реестр. В качестве примера приведем Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (http://grls.rosminzdrav.ru).
В качестве мер экономического (косвенного) регулирования цен следует назвать бюджетные субсидии, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен либо применить специальную (льготную) цену. Например, выделяются субсидии на возмещение недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении <1>.
--------------------------------
<1> См.: указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н // www.minfin.ru.
§ 4. Система государственных органов регулирования цен.
Ответственность в сфере ценового регулирования
Правительство РФ в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Статья 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> к полномочиям Правительства РФ относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) <1>. Так, согласно п. 5.3.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе <2> ФАС России проводит проверку соблюдения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), получает необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством РФ порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
--------------------------------
<1> Указом Президента РФ от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" была упразднена Федеральная служба по тарифам, а ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе.
<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331.
Региональный государственный контроль за применением цен осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Положение о региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2015 г. N 434; Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950.
В Москве функции государственного ценового регулирования возложены на Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Региональную энергетическую комиссию г. Москвы. Главное контрольное управление г. Москвы <1> принимает решение о проведении оценки эффективности и результативности деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы при осуществлении ими своих полномочий, в том числе при установлении и изменении цен (тарифов) на товары, работы, услуги, подлежащих регулированию в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и правовыми актами г. Москвы.
--------------------------------
<1> Положение о Главном контрольном управлении г. Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 252-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 32.
Административная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение порядка ценообразования установлена ст. 14.6 КоАП РФ. Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за завышение регулируемых государством цен, приводя неисчерпывающий перечень ценовых правонарушений <1>.
--------------------------------
<1> Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Следует обратить внимание на то, что штраф для юридических лиц установлен не в твердой денежной сумме (как для граждан и должностных лиц), а в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен и т.п. Он исчисляется за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ расходы в виде штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, не учитываются в целях налогообложения при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль организаций. Таким образом, взыскиваемые в качестве штрафов перед государством суммы относятся на чистую прибыль организации, что влечет существенные финансовые потери <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2014 г. N Ф06-3725/13 по делу N А72-8569/2013.
Согласно нормам ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за занижение регулируемых государством цен. Заметим, что части 1 и 2 ст. 14.6 КоАП имеют единый родовой объект посягательства и текстуально сформулированы весьма схожим образом, что порой влечет за собой неправильную квалификацию.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1>, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
--------------------------------
<1> См.: также п. п. 8, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Так, Верховный Суд РФ в Постановлении от 26 июля 2012 г. N 77-АД12-1 указал, что совершенные Р.М. Свитневой действия охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 14.6 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкции данных норм для должностных лиц идентичны и предусматривают наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет. При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное Р.М. Свитневой, подлежит переквалификации с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ на ч. 1 указанной статьи с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в несоблюдении правил государственного регулирования цен. При этом приведенный в обеих частях ст. 14.6 КоАП РФ перечень потенциальных нарушений порядка ценообразования не является исчерпывающим, что влечет за собой сложности правоприменения, особенно в условиях отсутствия комплексного законодательного акта о ценовом регулировании <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф08-9044/13.
Нельзя не отметить, что согласно ст. 28.7 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях по анализируемой ст. 14.6 КоАП РФ может быть проведено административное расследование. В ряде случаев его непроведение приводит к неполноте административного производства (в том числе отсутствию доказательств, подтверждающих наличие события административного правонарушения), что не может быть восполнено в рамках административного судопроизводства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 г. по делу А05-10280/2012; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2013 г. по делу А05-10280/2012.
Вместе с тем в судебной практике имеет место привлечение лиц к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ без установления факта заключения и исполнения договоров по ценам, сформированным с нарушением порядка ценообразования.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13 августа 2010 г. N А74-258/2010 указал, что, "поскольку ценник на товары был выставлен, цена товара завышена, действия предпринимателя обоснованно были квалифицированы по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Объективная сторона данного административного правонарушения не требует доказывания факта продажи лекарственного средства по завышенной цене".
С подобной позицией сложно согласиться. Как представляется, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только в форме действий и должно считаться оконченным с момента допущения первого случая завышения (занижения) цены.
Как следует из закона, субъектами анализируемого правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения ст. 14.6 КоАП РФ предусматривает наличие вины в форме умысла. Следует отметить, что в актах судебных органов обоснование наличия вины предпринимателей, должностных лиц приводится, но крайне редко <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Постановление ВС РФ от 7 ноября 2014 г. N 75-АД14-3, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2010 г. по делу N А63-844/2010.
При ведении предпринимательской, и в первую очередь торговой, деятельности хозяйствующие субъекты с целью привлечения покупателей зачастую устраивают различные акции. Важно, чтобы в процессе их проведения не нарушались правила государственного регулирования цен.
Арбитражный суд Ставропольского края, вынося решение о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за установление торговых надбавок к ценам на реализуемые лекарственные средства с нарушением порядка ценообразования, отклонил доводы предпринимателя о том, что стоимость лекарств на ценниках указана без 10-процентной скидки, которую в аптечном пункте "Будьте здоровы" предоставляют всем без исключения покупателям. Правомерность данного вывода была подтверждена судами апелляционной и кассационной инстанций <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2010 г. по делу N А63-844/2010. См. также: Постановление ФАС Московского округа от 30 ноября 2010 г. N КА-А40/14988-10.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа весьма крупных размеров. При применении анализируемой нормы следует иметь в виду положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <1>.
--------------------------------
<1> См., например, решение Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-2950/2012.
При применении ст. 14.6 КоАП РФ необходимо соблюдать установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к ответственности.
Президиум ВАС РФ, рассматривая заявление о пересмотре судебных актов, по которым ООО было привлечено к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ, в Постановлении от 26 июня 2007 г. N 1373/07 указал на то, что правонарушение, выразившееся в продаже товара с превышением предельного размера оптовой торговой надбавки, не может быть отнесено к категории длящихся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретной торговой операции (сделки купли-продажи, поставки), т.е. это правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер. Неоднократная реализация товаров с завышенным размером оптовой торговой надбавки свидетельствует о совершении в каждом случае самостоятельного правонарушения, за которое виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Поскольку правонарушение, предусмотренное ст. 14.6 КоАП РФ, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности (за нарушение законодательства о государственном регулировании цен - один год) следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не со дня его обнаружения, как при длящихся правонарушениях.
Статьей 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Определение ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июня 2014 г. N Ф08-3513/14 по делу N А53-22540/2013.
Отметим также, что ответственность занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов за нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 ст. 10 Закона о защите конкуренции), в силу специфики объективной стороны и специального субъекта указанного правонарушения, должна наступать не по ст. 14.6 КоАП РФ, предусматривающей общую норму, а по ст. 14.31 - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Административная ответственность за нарушение порядка применения установленных правовыми актами г. Москвы цен (тарифов), расценок, нормативов, коэффициентов, ставок планово-нормативных расходов наступает в соответствии со ст. 11.4 КоАП г. Москвы.
Контрольные вопросы
1. Назовите виды цен, проведя классификацию по различным основаниям.
2. Охарактеризуйте систему правового регулирования цен. Какие принципиальные положения лежат в основе государственной ценовой политики?
3. Охарактеризуйте перечни товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию.
4. Какими способами регулируются цены?
5. Каковы правовые позиции судов по дискуссионным вопросам применения регулируемых государством цен?
Литература
1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.
2. Ершова И.В. Государственное регулирование цен в условиях экономической интеграции // Финансовое право и управление. 2014. N 1 (3).
3. Ершова И.В. Ответственность за нарушение правил государственного регулирования цен // Предпринимательское право. 2015. N 2.
4. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: Монография. М.; Берлин: Инфотропик Медиа, 2011.
Глава 26. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ
Дата: 2019-11-01, просмотров: 234.