Владеть: навыками составления проектов инвестиционных договоров, анализа законодательства и судебной практики по вопросу квалификации договоров в качестве инвестиционных.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Понятие и виды инвестиций

 

Предпринимательская деятельность в сферах материального производства, транспорта, строительства и др. невозможна без создания, приобретения для этих целей зданий, оборудования, технологий, транспортных средств, т.е. материальных и нематериальных активов с долгосрочным циклом использования. Затраты в этих целях до принятия специальных инвестиционных законов обозначались как капитальные затраты, капитальные вложения. Для подобных вложений средств характерны длительный (более 1 года) срок возврата, возмещения этих затрат, высокая стоимость объектов, для приобретения которых предприниматели как используют собственные средства, так и привлекают средства третьих лиц - кредиторов, инвесторов. Предприниматель в механизме предпринимательской деятельности выступает в двух качествах - сначала привлекает средства - инвестиции, затем сам вкладывает их в основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги.

Если предприниматель приходит на рынок, чтобы занять в нем свою нишу надолго, процесс обновления, модернизации основных средств, равно как и привлечение средств инвесторов, идет непрерывно. Указанная деятельность регулируется специальными законами, в частности Законом об инвестиционной деятельности, Законом о капитальных вложениях, Законом об иностранных инвестициях (Законом об инвестиционной деятельности применяется в части, не противоречащей Закону о капитальных вложениях).

Помимо законов, правовое регулирование инвестиционной деятельности регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.

В законодательстве отсутствует единое понятие инвестиций.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п. 1 ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности).

Обратим внимание на противоречие в содержании понятия "инвестиции". Она направляется в целях получения дохода (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. В то же время согласно указанной статье закона вложение средств в качестве инвестиций производится в объекты не только предпринимательской деятельности, но и иной деятельности, не приносящей дохода. Следовательно, цель - получение прибыли, не является обязательной для квалификации средств как инвестиции.

Более удачно (непротиворечиво) инвестиции определены в Законе о капитальных вложениях, в ст. 1 которого дано следующее понятие инвестиций: это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Из приведенного понятия следует, что инвестиции могут быть и некоммерческие, вкладываемые для достижения иного эффекта, а не только в целях получения прибыли. Например, финансирование строительства субъектом РФ зданий для школ, институтов в конечном счете способствует достижению общего блага - развитию системы образования в стране, развитию личности, ее творческого потенциала.

Исключительные права в указанном определении инвестиций хотя прямо не называются, но под ними подразумеваются "иные права, имеющие денежную оценку". В предыдущем понятии указание на денежную оценку подобных прав отсутствовало.

Виды инвестиций можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от цели инвестирования они могут быть коммерческие и некоммерческие. Конечно, в основном средства вкладываются в качестве инвестиций в коммерческих целях. Однако могут быть и некоммерческие инвестиции, главным образом это государственные инвестиции - капитальные вложения в некоммерческие проекты, например в строительство корпусов больниц, зданий для учреждений культуры, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней.

В зависимости от объекта инвестиционной деятельности различаются инвестиции прямые и портфельные. Ранее действовавший Закон РФ 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" рассматривал указанные инвестиции в качестве валютных операций, связанных с движением капитала, и определял их следующим образом:

прямые инвестиции - вложения в уставный капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, а портфельные инвестиции - приобретение ценных бумаг (п. 10 ст. 1 указанного Закона). Портфельные инвесторы приобретают акции для перепродажи, а не для участия в управлении акционерным обществом.

В целом же можно отметить, что инвестиционное законодательство не содержит четкого критерия отнесения инвестиций к прямым, не упоминая и термин "портфельные инвестиции". Полагаем, что прямые - это инвестиции, вкладываемые в объекты, дальнейшее использование которых осуществляется под контролем инвестора (например, приобретение лизинговой компанией - инвестором и передача в аренду оборудования лизингополучателю).

По источникам финансирования инвестиционной деятельности выделяются государственные, муниципальные, частные, включая иностранные, инвестиции.

В зависимости от объекта гражданских прав, выступающих в роли инвестиций, их можно разделить на материальные активы (например, здания, сооружения) и нематериальные активы - исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, право на информацию, охраняемую в режиме коммерческой тайны, и пр.

В зависимости от выполняемой предпринимателем функции в инвестиционном процессе могут быть выделены внешние инвестиции (один предприниматель передает другому средства в качестве инвестиции) и внутренние: предприниматель приобретает оборудование, станки, строит цеха, нематериальные активы, модернизирует производство, т.е. осуществляет капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства и нематериальные активы).

С учетом изложенного можно дать следующее понятие инвестиций: это имущество и имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

 

§ 2. Понятие и виды инвестиционной деятельности

 

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности).

Из этого понятия видно, что в законе допускается смешение инвестиций и результатов инвестирования, реализации инвестиций и результатов инвестиций. Инвестиции реализуются в процессе инвестирования, например часть средств из накопленной прибыли направляется на приобретение нового оборудования. А оборудование используется, реализуется уже как результат инвестиций в процессе хозяйствования с имуществом предпринимателя.

Более удачно следующее понятие инвестиционной деятельности - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона о капитальных вложениях).

В этом понятии отражена инвестиционная деятельность от начала ее осуществления - вложения средств в качестве инвестиций до получения прибыли (иного полезного эффекта) как конечного результата деятельности инвестора.

В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности:

а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов, выделяется инвестиционная деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц;

б) в зависимости от характера этой деятельности может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью);

в) в зависимости от объекта инвестиционной деятельности может быть финансовой (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства), инновационной направленности (вложения в развитие производства товаров на основе использования научно-технических результатов).

Особо следует остановиться на видах инвестиционной деятельности в зависимости от связи инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Инвестиционная и предпринимательская деятельность:

а) могут осуществляться одним лицом, и инвестиционная деятельность является важнейшей стороной в деятельности предпринимателя;

б) могут осуществляться разными лицами, в таком случае инвестиционная предшествует предпринимательской деятельности, а предпринимательская является продолжением инвестиционной деятельности.

В установленных случаях инвестиционная деятельность может быть предметом деятельности коммерческой организации - юридического лица, в таком случае инвестиционная деятельность является деятельностью предпринимательской (деятельность инвестиционных фондов).

 

§ 3. Этапы инвестиционной деятельности

 

Как и всякая деятельность, инвестиционная характеризуется тем, что имеет начало, осуществляется в течение определенного отрезка времени. Но от других видов деятельности она отличается тем, что между участниками инвестиционного процесса возникают долгосрочные, длящиеся и даже бессрочные правоотношения. Например, между инвесторами, создавшими хозяйственное общество, и этим юридическим лицом существуют бессрочные отношения. Они сохраняются, пока не будет ликвидировано юридическое лицо.

Инвестиционная деятельность в своем развитии проходит три этапа. Условно можно выделить организационный, инвестиционный и предпринимательский этапы.

На организационном этапе принимается решение об инвестициях, идет подготовка соответствующих документов, решаются различные процедурные вопросы с органами государственной и муниципальной власти. Решение об инвестициях находит воплощение в бизнес-плане, инвестиционной программе. В бизнес-плане отражается цель инвестирования, указываются последовательные шаги к достижению этой цели, стоимость проекта, сроки его окупаемости, источники финансирования проекта, приводятся расчеты экономической эффективности проекта, дается описание практических действий по осуществлению инвестиций.

Инвестиционная программа содержит план финансирования строительства объектов, модернизации производства. В целом описательная и техническая части инвестиционных планов находят отражение в инвестиционном проекте.

Инвестиционный проект представляет собой пакет документов, включая обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, проектно-сметную документацию и бизнес-план.

Инвестиционный проект в указанном составе документов разрабатывается при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Для инвестиций в ценные бумаги (портфельные инвестиции) проектно-сметная документация не требуется, а содержание инвестиционного проекта обычно сводится к расчетам целесообразности и эффективности инвестиций в крупные пакеты ценных бумаг.

Организационные вопросы инвестиций в уставные капиталы при создании юридических лиц решаются на собрании учредителей, фиксируются в учредительных документах. После государственной регистрации организации в качестве юридического лица решения об инвестициях принимаются его органами управления в пределах их компетенции.

Пожалуй, наиболее сложен организационный этап в сфере капитального строительства. В соответствии с ГрК РФ инвестор-застройщик на этом этапе приобретает в собственность или арендует земельный участок для целей строительства, обращается в орган местного самоуправления и получает утвержденный градостроительный план земельного участка и пр.

Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период практически реализуются инвестиционный проекты, инвестиционные программы:

- заключаются договоры во исполнение инвестиционного проекта (о выполнении работ, оказании услуг, о поставках оборудования и др.);

- создаются объекты инвестиционной деятельности в результате строительства, модернизируется производство, создаются новые технологии и др. объекты;

- финансируется создание инвестиционных объектов;

- застройщик получает у органа государственной или муниципальной власти (в зависимости от того, кто выдал разрешение на строительство) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

- принимаются в эксплуатацию созданные объекты, решаются вопросы государственного учета новых объектов капитального строительства, оформления собственности.

Предпринимательский этап разбивается на два периода: достижение момента окупаемости инвестиционного проекта, как правило, в пределах срока окупаемости, указанного в бизнес-плане, и период за пределами этих сроков. Срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли вместе с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение. На практике наиболее распространены сроки окупаемости от двух до пяти лет. Чем больше сроки окупаемости, тем сложнее получить кредиты под реализацию инвестиционных проектов.

На рассматриваемом этапе осуществляется предпринимательская деятельность на основе использования созданных новых технологий, с использованием современного оборудования, приобретенного на инвестиционном этапе. По достижении момента окупаемости инвестиционного проекта осуществляется процесс накопления прибыли, реинвестирования ее в аналогичные и иные объекты инвестиционной деятельности.

 

§ 4. Субъекты инвестиционной деятельности

 

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности).

Как видим, круг субъектов определен широко, критерии выделения их в качестве субъектов инвестиционной деятельности не указаны, поэтому неясно, почему, например, посреднические организации (и какие) отнесены к таковым, любые ли кредитные организации являются субъектами инвестиционной деятельности.

В соответствии с Законом о капитальных вложениях субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 1 ст. 4). Как видим, субъекты определены в этом законе более четко, однако и здесь закон из-за отсутствия критериев отнесения лиц к субъектам инвестиционной деятельности, перечислив основных участников инвестиционного процесса, весьма невнятно ссылается на других лиц, вроде бы также относящихся к субъектам инвестиционной деятельности.

Из рассмотренного выше понятия инвестиционной деятельности следует, что субъектом данной деятельности является прежде всего инвестор.

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающих их целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона об инвестиционной деятельности).

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 4 Закона о капитальных вложениях).

Инвесторы - это лица, способные самостоятельно осуществить все практические действия, связанные с реализацией инвестирования, от принятия решения об инвестициях до получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Особенно это характерно для инвестиций в форме капитальных вложений: на всех этапах инвестиционной деятельности - организационном, инвестиционном и предпринимательском - инвестор может действовать самостоятельно, от своего имени, не передавая своих функций другим лицам.

Застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции (п. 16 ст. 1 ГрК РФ). Закон оперирует термином застройщик (а не инвестор) как более широким понятием, включающим как инвесторов, так и, например, граждан, осуществляющих на своих земельных участках индивидуальное жилищное строительство.

Введя объект в эксплуатацию, инвестор уже как предприниматель организует производство товаров, оказание услуг с использованием созданных в результате строительства объектов.

Можно сказать, что сообразно этапам инвестиционной деятельности инвестор осуществляет организационную, инвестиционную, предпринимательскую функции.

Для этого он наделен широким комплексом прав. Обратим внимание, что законы об инвестиционной деятельности содержат специальные статьи об этих правах (ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности, ст. 6 Закона капитальных вложениях).

В частности, инвестор имеет равное с другими инвесторами право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законом инвестирования признается неотъемлемым правом инвестора, охраняемого законом; правом самостоятельного инвестиционного выбора. Инвестор сам определяет объемы, направления средств в качестве инвестиций; право контролировать целевое использование средств в качестве инвестиций и др.

По своей роли в правоотношениях инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков (например, вкладчики-коммандитисты в товариществах на вере), кредиторов (например, банки, предоставившие инвестиционный кредит под реализацию инвестиционного проекта), заказчиков (инвестор - заказчик по договору строительного подряда), покупателей (например, приобретая оборудование по договору поставки).

В качестве инвесторов могут выступать государство, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть:

- собственные средства (прибыль, сформированные из прибыли фонды накопления, амортизационные отчисления и другие собственные финансовые ресурсы);

- заемные средства (например, инвестиционные банковские кредиты и выдаваемые Фондом развития промышленности займы для разработки и внедрения на предприятиях новых перспективных технологий);

- привлеченные средства. К ним относятся средства, поступившие от других инвесторов в уставные капиталы в качестве прямых и портфельных инвестиций, а также средства, поступающие в виде взносов физических и юридических (но не в уставный капитал) в целях реализации инвестиционного проекта. При продаже, например, акций имущество в оплату за них поступает в собственность акционерного общества, а между акционером и обществом устанавливаются корпоративные правоотношения.

На практике широкое распространение получило долевое строительство объектов недвижимости, в том числе жилых домов, с привлечением средств граждан и юридических лиц.

О других, помимо инвестора, субъектах инвестиционной деятельности правомерно говорить в случаях, когда инвестор уполномочивает этих лиц реализовать часть своих функций, передает права на распоряжение своими средствами в качестве инвестиций, на использование объекта инвестиционной деятельности.

Такими субъектами являются заказчик и пользователь объектов инвестиционной деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. Услуги заказчиков широко распространены в сфере капитального строительства.

Заказчик наделяется инвестором правами владения, пользования и распоряжения средствами инвестора, предназначенными для инвестиций в соответствии с условиями договора, государственного контракта и требованиями законодательства. При этом эти средства не переходят в собственность заказчика. Заказчики распоряжаются ими в интересах инвестора и за его счет, действуя в качестве посредника между инвестором и другими участниками инвестиционного процесса.

Функции заказчика осуществляют также операторы при реализации соглашений о разделе продукции (СРП). Они действуют в интересах инвестора, выступая посредником между ним и подрядчиками, поставщиками.

Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Пользователи - это субъекты, для которых создаются, приобретаются объекты инвестиционной деятельности. О пользователе как субъекте инвестиционной деятельности можно говорить лишь в случае наделения инвестором определенного лица правами по использованию объекта, например возведенного здания. В тех случаях, когда инвесторы-застройщики строят объект для себя и сами эксплуатируют его, фигура иного, кроме самого инвестора, пользователя отсутствует.

Пользователь как субъект появляется на третьем этапе инвестиционного процесса - предпринимательском. Он должен обеспечить эффективное использование инвестиционных объектов, например здания, оборудования.

Ближайшая задача пользователя после ввода объекта в эксплуатацию - достичь окупаемости инвестиционного проекта. Пользователь осуществляет предпринимательскую деятельность, используя новое оборудование, организуя работу в зданиях производственного назначения, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.

Отношения между инвестором и пользователем определяются договором (решением) в соответствии с законодательством.

Примером таких взаимоотношений на основе договора является, например, финансовая аренда (лизинг) нового оборудования.

Исполнители (подрядчики) исполняют задания инвесторов, заказчиков. В сфере капитального строительства подрядчики строят, реконструируют объекты на основании договора подряда и (или) государственного контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд.

В отличие от заказчиков, подрядчики не распоряжаются средствами инвестора, они исполняют обязанности по договору строительного подряда, получая за выполненную работу вознаграждение.

Так как исполнители (подрядчики) не наделяются инвестиционными полномочиями, их не следует рассматривать в качестве субъектов инвестиционной деятельности.

Другое дело, что подрядчики, равно как и поставщики станков, механизмов, оборудования, объективно являются участниками инвестиционного процесса, то есть лицами, способствующими инвестору в реализации инвестиционного проекта.

Основная деятельность поставщика, подрядчика - это их обычная предпринимательская, а не инвестиционная деятельность. Продавая оборудование покупателю, выполняя работы для инвестора, заказчика, они реализуют свои товары, работы, как и все другие лица, реализующие свои товары и услуги на рынке. Покупатели, заказчики, приобретая объекты в собственность, ставят их на учет как основные средства, действуя в силу закона как инвесторы.

Можно сказать, что поставщики, подрядчики являются участниками инвестиционного процесса - они содействуют реализации инвестиционного проекта. А субъекты инвестиционной деятельности - это сам инвестор и лица, которых он наделил своими функциями, передал им свои права по реализации инвестиционного проекта. Таким образом, круг субъектов инвестиционного процесса шире круга субъектов инвестиционной деятельности.

 

§ 5. Объекты инвестиционной деятельности

 

Законы об инвестиционной деятельности не дают понятия объекта инвестиционной деятельности, а лишь перечисляют их: это вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права и пр. (ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности).

Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности вновь создаваемое и (или) модернизируемое имущество (ст. 3 Закона о капитальных вложениях). Как мы выше отмечали, коммерческие инвестиции вкладываются в объекты предпринимательской деятельности. Рассмотрим соотношение объектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Объекты предпринимательской деятельности - это создаваемые или существующие предприятия (имущественные комплексы - ст. 132 ГК РФ), а также основные средства и нематериальные активы, входящие в их состав.

Инвестор может вкладывать денежные средства, другое имущество в качестве инвестиций в объекты:

а) "чужой" предпринимательской деятельности, например вложение средств одним хозяйственным обществом в уставный капитал другого общества. Средства инвестора поступают в состав действующего предприятия лица, привлекающего инвестиции. При создании хозяйственного общества взносы инвесторов-учредителей формируют имущественный комплекс создаваемого юридического лица. Объектами инвестиционной деятельности в этих случаях являются акции, имущественные права (в составе корпоративных прав) участников по отношению к юридическому лицу.

Акции в акционерных обществах закрепляют имущественные права акционеров на получение части прибыли общества в виде дивидендов, а также право на участие в управлении делами общества. Например, товарищество передало в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества здание. Здание перешло в собственность общества, составляя часть имущественного комплекса (предприятия) общества. Здесь объект предпринимательской деятельности (предприятие) и объект инвестиционной деятельности, равно как и собственники этого имущества, не совпадают: имущественный комплекс принадлежит обществу, а товариществу - акции общества;

б) инвестиции могут вкладываться в объекты собственной предпринимательской деятельности. Например, предприниматель приобретает оборудование и другие основные средства для модернизации своего производства. В этом случае объект предпринимательской и инвестиционной деятельности (оборудование) совпадают и принадлежат одному лицу - инвестору, использующему это имущество в предпринимательской деятельности.

Объекты инвестиционной деятельности чаще всего используются самим инвестором в процессе осуществления им предпринимательской деятельности (основные средства и нематериальные активы), а также могут использоваться другими лицами - пользователями под контролем инвестора (например, имущество унитарных предприятий).

Запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует требованиям технических регламентов, в том числе экологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства.

С учетом этих запретов объекты инвестиционной деятельности (применительно к коммерческим инвестициям) можно определить как имущество и имущественные права (в том числе исключительные права), которые создаются, приобретаются в результате инвестирования, способны приносить доход в процессе их использования в предпринимательской деятельности, создание и использование которых соответствует требованиям законодательства.

 

§ 6. Государственное регулирование

инвестиционной деятельности

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности различается в зависимости от следующих направлений:

а) в сфере отношений государственной собственности;

б) в сфере регулирования и контроля за инвестиционной деятельностью независимо от формы собственности, на базе которой действуют участники инвестиционной деятельности;

в) в сфере государственной поддержки инвесторов, действующих на основе частной собственности.

Рассмотрим эти направления регулирования.

1. В сфере отношений государственной собственности государство выступает в качестве инвестора, используя средства в качестве инвестиций в размерах, определяемых федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ.

В результате создаются объекты государственной собственности, как коммерческого, так и некоммерческого назначения, государством приобретаются акции (увеличивается государственный пакет акций) акционерных обществ.

Правовыми формами государственного регулирования и участия РФ в инвестиционном процессе здесь являются:

1) разработка и утверждение Правительством РФ государственных программ (акт планирования инвестиций);

2) включение соответствующих объемов финансирования государственных программ в федеральный бюджет на очередной финансовый год и на плановый период, который утверждается федеральным законом;

3) решение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной год и на плановый период об объеме и (или) структуре расходных обязательств. Это решение является основанием для включения объектов капитального строительства в федеральную адресную инвестиционную программу <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".

 

4) утверждение Министерством экономического развития РФ федеральной адресной инвестиционной программы (акт планирования создания и финансирования объектов капитального строительства) <1>. Адресная программа утверждается в течение двух недель со дня вступления в силу Закона о федеральном бюджете. Адресная программа - это документ, устанавливающий распределение предусмотренных Законом о федеральном бюджете средств главным распорядителям на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов. Адресная программа является основанием для заключения в установленном порядке контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;

--------------------------------

<1> Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 716 // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4834.

 

5) заключение государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту государственными заказчиками выступают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств, а подрядчиками - юридические или физические лица (ст. 764 ГК РФ).

Активную инвестиционную политику осуществляют многие субъекты РФ, в частности г. Москва, муниципальные образования, инвестирующие в объекты принадлежащей им собственности.

2. В сфере государственного регулирования и контроля за инвестиционной деятельностью. Выделим такие формы государственного регулирования и контроля: а) акты позитивного регулирования; б) акты надзора и контроля; в) акты реагирования на правонарушения, включая применение мер ответственности.

Акты позитивного (индивидуального) регулирования направлены на возникновение прав и обязанностей. Это решения, принимаемые органами государственной, муниципальной власти в пределах их компетенции. Например, Правительством РФ утверждаются перечни приоритетных инвестиционных проектов. Приоритетными признаются проекты, суммарный объем капитальных вложений в которые соответствует требованиям законодательства и которые включены в утвержденный Правительством перечень (ст. 1 Закона о капитальных вложениях). Инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, предоставляется ряд льгот, предусмотренных ст. 15 Закона о капитальных вложениях.

Акты надзора и контроля. Так, в процессе строительства осуществляется государственный строительный надзор за соответствием работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Уполномоченный орган федеральной исполнительной власти проверяет особо опасные, технически сложные, уникальные объекты, а также объекты, сведения о которых составляют государственную тайну. В отношении иных объектов надзор выполняется компетентными органами государственной власти субъектов РФ.

Государственный строительный надзор проводится в случаях, когда работы выполняются на основе проектной документации, которая в силу ст. 49 ГрК РФ подлежит государственной экспертизе либо является типовой или ее модификацией.

Технически не сложные объекты, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а значит и государственному строительному надзору, указаны в ст. 49 ГрК РФ.

По результатам проверки должностное лицо органа государственного надзора составляет акт, где фиксируются выявленные нарушения.

Порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным устанавливаются Правительством РФ (ст. 54 ГрК РФ).

Акты реагирования на правонарушения, выявленные в процессе проведения мероприятий пол надзору и контролю. На основе акта о выявленных нарушениях в сфере строительства застройщику, подрядчику или заказчику выдается предписание.

В предписании указывается вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ст. 54 ГрК РФ).

К застройщикам, привлекающим денежные средства для долевого участия в строительстве, уполномоченным государственным органом может быть предъявлен иск о приостановлении этой деятельности, в частности в случае, если застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления срока исполнения этой обязанности (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40.

 

К правонарушителям применяются меры ответственности. Обратим внимание, что Законом от 30 декабря 2004 г. N 214 КоАП РФ дополнен нормами об ответственности инвестора, привлекающие денежные средства для долевого участия в строительстве (ст. 14.28, ч. 4 ст. 19.5).

3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности. Выделим, в частности, следующие меры поддержки (меры стимулирования):

а) налоговые льготы. Законами субъектов РФ налоговая ставка по налогу на прибыль может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. При этом налоговая ставка (всего в бюджет субъекта РФ налог зачисляется согласно ст. 284 НК РФ по ставке 18 процентов) не может быть ниже 13,5%.

Особым образом стимулируется деятельность участников регионального инвестиционного проекта. Если хозяйствующий субъект является участником регионального инвестиционного проекта <1>, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%.

--------------------------------

<1> Региональным инвестиционным проектом признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет ряду требований, в частности производство осуществляется исключительно на территории определенного субъекта РФ: например, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского края (ст. 25.8 НК РФ).

 

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором были получены первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта (ст. 284.3 НК РФ).

При установлении региональных и местных налогов могут предусматриваться различные льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований в целях привлечения инвестиций на практике пользуются правом предоставлять инвесторам налоговые льготы, решая задачи развития территорий, производства, создания рабочих мест;

б) инвестиционные налоговые кредиты. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, в течение которого организация имеет возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам (п. 1 ст. 66 НК РФ). Кредит предоставляется при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, в частности при техническом перевооружении собственного производства, осуществляемого в том числе для создания рабочих мест для инвалидов;

в) государственные гарантии. Государственная гарантия - способ обеспечения исполнения обязательства инвестора, например перед коммерческим банком, за счет средств государственного бюджета. Государственная или муниципальная гарантия могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала (ч. 3 ст. 115 БК РФ). Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ в валюте РФ, включается в состав ее внутреннего долга как вид долгового обязательства;

г) создание инвестиционного фонда. В целях поддержки инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, в составе федерального бюджета формируется Инвестиционный фонд - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию на принципах государственно-частного партнерства (ч. 1 ст. 179.2 БК РФ). Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 <1> утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. В порядке и по критериям, которые предусмотрены этими Правилами, осуществляется отбор инвестиционных проектов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. N 10 (ч. 2). Ст. 932.

 

Бюджетные средства Фонда могут, в частности, предоставляться в форме направления средств в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;

д) возмещение из бюджета части затрат инвестора на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным инвесторами в российских банках, на уплату арендных платежей по договору лизинга и пр. Государственная поддержка в таких случаях оказывается в форме субсидии;

е) создание инфраструктуры: транспортной, социальной, инженерной за счет средств государства, регионов, муниципальных образований.

Такая инфраструктура создается в силу закона в особых экономических зонах; может создаваться за счет средств Инвестиционного фонда; для поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

На практике субъекты РФ в целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, вкладывают средства в инфраструктуру регионов;

ж) меры стимулирования, предусмотренные законодательством для инвесторов, заключающих специальные инвестиционные контракты, предусмотренные ст. 16 Закона о промышленной политике. Меры поддержки входят в качестве условия в содержание такого контракта (например, субсидии, налоговые льготы).

Отметим, что меры поддержки инвесторов - резидентов особой экономической зоны, зоны территориального развития, территории опережающего развития, свободной экономической зоны на территории Крыма и г. Севастополя предусмотрены специальными законами <1> и НК РФ. Резиденты действуют в особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности, им предоставляется комплекс мер поддержки из указанных выше и иных мер.

--------------------------------

<1> Закон об ОЭЗ, Закон о зонах территориального развития, Закон о территориях опережающего развития. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6658.

 

В субъектах РФ активно применяются и иные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, г. Москва привлекает инвесторов для создания домов быта, оказывающих широкий спектр услуг гражданам в районах их проживания, магазинов "шаговой доступности" для населения, в том числе предоставляя льготы по коммунальным платежам, выгодные для инвесторов арендные платежи (с использованием понижающих арендные платежи коэффициентов).

 

§ 7. Правовые формы реализации инвестиционной деятельности

 

Инвестиционная деятельность, как правило, осуществляется на основе и в рамках определенных договоров. В литературе нет единства, какие договоры относятся к инвестиционным.

Мы придерживаемся точки зрения авторов, которые считают, что инвестиционный договор - это собирательное понятие, к нему относятся различные договоры <1>.

--------------------------------

<1> Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2008. С. 556.

 

 Этой позиции придерживается и арбитражная практика. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" внимание судов обращается на то, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 "Купля-продажа", 37 "Подряд", 55 "Простое товарищество" Гражданского кодекса РФ и т.д.

Признаки инвестиционного договора:

1) одной из сторон договора является инвестор или лицо, которого инвестор наделил полномочиями по реализации инвестиционного проекта;

2) наличие, как правило, инвестиционного проекта в качестве основания для инвестора к заключению договора;

3) инвестор в силу наличия инвестиционного риска не может в любое время потребовать выплаты доходов, дивидендов хотя бы потому, что таковые могут быть и не получены принявшей инвестиции стороной. Возможность удовлетворения его требований зависит от финансового результата предпринимателя, в объект деятельности которого произведены вложения;

4) инвестор, передавший имущество в качестве коммерческих инвестиций, непосредственно сам (например, при совместном инвестировании) или опосредованно - через посредников, а также в составе органов управления юридическим лицом участвует в процессе получения прибыли.

Приобретая объекты, относящиеся к основным средствам, нематериальным активам, а также во взаимоотношениях с государством, разрешившим инвестору использовать свои объекты недвижимости (например, недра) для инвестиционных целей, инвестор реализует инвестиционные возможности возмещения инвестиционных затрат и получения прибыли в результате предпринимательской деятельности;

5) получение в результате заключения договора сначала промежуточного результата - в виде объекта инвестиционного деятельности (например, пакета акций), а затем, в случае успешной предпринимательской деятельности акционерного общества, - достижение конечной цели - получения прибыли на вложенный капитал;

6) долгосрочный, как правило, более года, характер отношений между инвестором и принявшей инвестиции стороной.

Правовые формы, которые используются для привлечения и осуществления инвестиций, разнообразны.

1. Организационные договоры, направленные на организацию инвестиционного процесса. В соответствии со ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности договор может быть заключен между широким кругом участников инвестиционного процесса: инвесторами, заказчиками, подрядчиками, пользователями, поставщиками, банками и другими лицами, содействующими реализации инвестиционного проекта. Такой договор создает цепочку взаимосвязей участников, предусматривает сроки реализации инвестиционного проекта, основные обязанности участников. Однако для достижения цели осуществления инвестиционной деятельности, во исполнение организационного договора заключаются конкретные, чаще всего с участием двух сторон, договоры, например между инвестором и заказчиком, между заказчиком и подрядчиком, заказчиком и поставщиками.

2. Комплексные договоры, используемые в качестве правовой формы реализации частных и публичных интересов, сочетающие гражданские и управленческие права и обязанности. Договоры заключаются между инвесторами и государством, муниципальными образованиями в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие договоры являются формами государственно-частного партнерства.

В эту группу входят: соглашения о разделе продукции; концессионные соглашения; соглашения о ведении предпринимательской деятельности в особых, свободных экономических зонах, на территориях опережающего социально-экономического развития; специальные инвестиционные контракты; соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве <1>.

--------------------------------

<1> Предусмотрены Законом о государственно-частном партнерстве.

 

В Москве активно используются договоры о развитии застроенной территории г. Москвы.

Общим для комплексных договоров является особый порядок отбора инвесторов (как правило, конкурс, аукцион).

Рассмотрим складывающиеся инвестиционные отношения на основе специального инвестиционного контракта.

По специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции, а другая сторона - РФ или субъект РФ в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ в момент заключения специального инвестиционного контракта (п. 1 ст. 16 Закона о промышленной политике).

Специальный инвестиционный контракт - один из инструментов, призванных реализовать цели промышленной политики, в частности такой целью является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Правительством РФ утверждены Правила заключения специальных инвестиционных контрактов, типовая форма контракта <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (вместе с Правилами заключениями специальных инвестиционных контрактов и Типовой формой специального инвестиционного контракта) //СЗ РФ. 2015. N 30. Ст. 4587.

 

Сторонами контракта являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование и инвестор. Участие в одном контракте сразу нескольких публично-правовых образований не делает их обязательство долевым или солидарным. Указанные субъекты обязуются осуществлять в отношении инвестора меры стимулирования, предусмотренные соответственно законодательством РФ, субъекта РФ, правовыми актами муниципального образования.

Субъект РФ и муниципальное образование могут заключать контракт и без участия РФ.

Инвестор, если он не является владельцем промышленного предприятия (далее - промышленное предприятие), привлекает его для участия в контракте. Промышленное предприятие (в лице руководителя) подписывает контракт и принимает по нему самостоятельные обязательства неинвестиционного характера (связанные с производством и реализацией продукции в указанном контракте объеме).

Согласно ст. 16 Закона о промышленной политике инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта (до 10 лет);

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам (речь идет о промышленном предприятии);

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

Важно отметить, что инвестор принимает обязательство не только инвестировать в промышленное производство, но и как предприниматель произвести и реализовать промышленную продукцию в объеме и сроки, которые установлены контрактом. Соответственно, стимулируется реальное производство товаров. Если контракт расторгается вследствие невыполнения инвестором и промышленным предприятием своих обязательств, применяются санкции в частности в виде обязанности компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней (п. 8 ст. 16 Закона о промышленной политике).

3. Договоры о привлечении инвестиций. По договору о привлечении инвестиций одно лицо - получатель средств в качестве инвестиций обязуется эффективно использовать привлеченные средства, в том числе для последующих инвестиций, а другое лицо - инвестор обязуется передать имущество, имущественные права, другие права, имеющие денежную оценку получателю инвестиций, приобретая право контроля за использованием переданных средств.

Инициатором подобного рода договорных отношений выступает лицо, привлекающее инвестиции. По договору взаимодействуют инвестор, передающий средства, и потенциальный инвестор, получающий средства для последующих инвестиций.

К договорам о привлечении инвестиций относятся, в частности:

- договоры о совместной деятельности, направленные на создание хозяйственного общества (согласно ст. ст. 89, 98 ГК РФ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества). При учреждении акционерных обществ частичная - не менее 50%-ная оплата акций производится в течение трех месяцев после государственной регистрации общества, а остальная часть - в течение года;

- договоры о приобретении дополнительно эмитируемых акций, долей участия в уставном (складочном) капитале существующих организаций.

Особенности возникающих правоотношений заключаются в следующем:

- они носят долгосрочный характер, существуют, пока не будет ликвидировано юридическое лицо, принявшее инвестиции, или участник общества не выйдет из его состава;

- существует риск утраты средств, вложенных в объект предпринимательской деятельности, и риск неполучения прибыли;

- затраты инвестора на инвестиции возмещаются ему постепенно, через выплаты дивидендов;

- в обмен на вложенные в уставный капитал инвестиции инвестор получает акции, право на участие в управлении делами организации, имущественные обязательственные права.

4. Договоры между инвесторами о совместном инвестировании - это договоры простого товарищества (о совместной деятельности). По таким договорам стороны объединяют свои средства, которые, как правило, становятся объектами их общей долевой собственности. Ведение общих дел поручается участниками одному из них - юридическому лицу. Общее имущество, приобретенное в результате совместного инвестирования и предпринимательской деятельности, включая прибыль, делится между участниками договора пропорционально их вкладам в общее имущество.

Разновидностью такого договора является договор инвестиционного товарищества. Закон об инвестиционном товариществе (п. 1 ст. 2) определяет: совместная инвестиционная деятельность - осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по инвестированию общего имущества товарищей в допускаемые федеральным законом и данным договором объекты инвестирования в целях реализации инвестиционных, в том числе инновационных, проектов (примечание автора: имеются в виду проекты о финансировании инновационной деятельности).

5. Инвестиционные посреднические договоры. По таким договорам инвестор наделает полномочиями посредника действовать от имени представляемого или от своего имени, но за счет и в интересах инвестора. Посредник получает вознаграждение за оказываемые им услуги.

По своей юридической природе такие договоры являются договорами поручения, комиссии, агентскими, договорами доверительного управления.

Инвестиционными посредническими являются, например, договоры, заключенные: между инвестором-застройщиком и техническим заказчиком, договор поручения между брокером и инвестором, договор доверительного управления между инвестором и управляющим на рынке ценных бумаг.

6. Договоры об инвестиционном финансировании, на основе которых предприниматель приобретает, возводит объекты - основные средства, приобретает нематериальные активы. К ним относятся известные нам договоры:

- поставки имущества, учитываемого у покупателя в качестве основных средств;

- строительного подряда объектов производственного назначения, зданий под офисы;

- финансовой аренды (лизинга) оборудования;

- приобретения исключительных прав, учитываемых в качестве нематериальных активов.

В отличие от договоров о привлечении инвестиций, договоры рассматриваемой группы могут быть краткосрочными, предусматривать предоплату. Поставщик, подрядчик вправе требовать оплаты за свои товары, работы независимо от финансового состояния покупателя, заказчика.

Объектами инвестиционной деятельности здесь являются основные средства, нематериальные активы. Стоимость основных средств как объектов собственности и нематериальных активов возмещается через механизм амортизационных отчислений, а также от доходов, получаемых от использования имущества.

Передаваемые поставщику, подрядчику средства в оплату продукции, объектов строительства не являются для поставщика инвестицией, но покупатель, заказчик учитывает их в качестве капитальных затрат (инвестиций).

 

§ 8. Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

Как выше отмечалось, иностранным инвестициям посвящен специальный Закон об иностранных инвестициях.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства был принят Закон о порядке осуществления иностранных инвестиций.

Рассмотренные ранее федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ. Например, ст. 5 Закона о капитальных вложениях называется "Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации".

Важное значение в правовом регулировании инвестиционной и предпринимательской деятельности иностранных лиц в России имеют международные договоры, ратифицированные РФ.

Среди международных договоров весьма распространены двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения существуют у РФ как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения РФ в качестве субъекта международного права.

Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость имеет Сеульская (Сеул, 1985 год) конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 22.

 

8.1. Понятие иностранных инвестиций, их виды

 

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.

В легальном понятии иностранной инвестиции отсутствует указание на цель - получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Однако в Законе подчеркивается о вложении капитала в объекты предпринимательской деятельности, следовательно, получение прибыли как цель инвестиций очевидна. Рассматриваемый Закон не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, регулируемые законодательством о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях).

Закон об иностранных инвестициях не дает понятия инвестиционной деятельности, фактически само понятие инвестиций объединяет инвестиции (то, что вкладывается) и инвестиционную деятельность (вложение инвестиций в объекты предпринимательской деятельности).

Своеобразно определены разновидности прямой иностранной инвестиции:

а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ. Из указанного Закона, а также Закона о партнерствах следует, что организации с участием иностранных инвестиций создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества, товарищества, партнерства. При этом для отнесения иностранных вложений к прямой иностранной инвестиции суммарная стоимость вносимых активов значения не имеет, роль играет только сам размер доли в уставном (складочном) капитале. Однако для получения льгот и гарантий, предоставляемых инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, сумма вложений в уставный, складочный капитал должна составлять не менее 100 млн руб.;

б) вложение иностранного капитала в основные фонды создаваемого иностранным юридическим лицом на территории РФ филиала. Отметим, что речь идет о вложении в основные средства (например, станки, оборудование), а не на потребление, например не на заработную плату сотрудников филиала. Обратим также внимание, что размер вложений для квалификации их в качестве прямых иностранных инвестиций значения не имеет. Однако инвестор может быть признан участником реализации приоритетного инвестиционного проекта, если стоимость основных средств филиала составляет не менее 1 млрд руб.;

в) предоставление российскому арендатору оборудования по договору финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. При стоимости предоставленного в лизинг оборудования не менее 1 млрд руб. такой инвестиционный проект может быть признан приоритетным. Инвестиционный проект признается приоритетным, если включен в перечень, утвержденный Правительством РФ.

 

8.2. Правовой статус иностранного инвестора

 

К числу иностранных инвесторов относятся:

1) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено (зарегистрировано в торговом реестре), и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

2) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции в РФ;

3) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. По Закону об иностранных инвестициях иностранными инвесторами могли быть и советские граждане, постоянно проживающие за границей. Решающее значение для отнесения вложений к иностранным инвестициям по этому закону имело происхождение капитала, а не гражданство лица, ввозящее капитал. Сейчас при вывозе российскими гражданами капитала за границу этот капитал может быть иностранной инвестицией при изменении ими гражданства. Если же российский гражданин постоянно проживает за границей и приобрел там капитал, он не может выступать в качестве иностранного инвестора;

4) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства. Отметим, что по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. граждане и лица без гражданства признавались иностранными инвесторами лишь при условии, если они были зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Сейчас такая регистрация не требуется. Однако при создании на территории РФ товарищества (полного или коммандитного) физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку учредителями товарищества могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;

5) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

6) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Основную долю иностранных инвестиций на территории РФ вкладывают иностранные организации.

Иностранный инвестор (организация) должен:

а) обладать правосубъектностью. Если формой инвестиционного сотрудничества является привлечение иностранного инвестора для создания коммерческой организации в России, то в качестве соучредителя может выступать только организация, обладающая статусом юридического лица;

б) получить разрешение органа власти на вывоз капитала в стране своей регистрации, если такое разрешение требуется. Он не вправе вкладывать инвестиции в другие страны, в том числе в Россию, если законодательством страны его происхождения такой вывоз капитала запрещен;

в) действовать с учетом ограничений в распоряжении имуществом, предусмотренных учредительными документами юридического лица;

г) соблюдать ограничения и запреты на инвестиции в стране, принимающей эти инвестиции. Например, во многих странах, включая Россию, существуют ограничения на иностранные инвестиции в объекты военно-промышленного комплекса.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Изъятия ограничительного характера устанавливаются для иностранных инвесторов федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие изъятия установлены, например, Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций. Указанный Закон предусматривает:

- виды деятельности, имеющие стратегическое значение (ст. 6 Закона). К ним относится, например, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

- признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем. В частности, одним из таких признаков, при наличии которых общество считается находящимся под контролем иностранного инвестора, является осуществление иностранным инвестором полномочий управляющей компании общества как контролируемого лица;

- порядок совершения сделок, приводящих к установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.

Такие сделки совершаются с согласия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ <1>.

--------------------------------

<1> Комиссия создана на основе Постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. N 510 // СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3382.

 

Изъятия в виде льгот устанавливаются в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

 В литературе нет единства мнений о правовом режиме деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Существует, например, точка зрения, что на иностранных инвесторов в России распространяется национальный режим, поскольку в отношении их действуют такие же правила и нормы, как и в отношении отечественных инвесторов <1>. Однако анализ международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений показывает, что в большинстве случаев в таких договорах определен для иностранных инвесторов режим наибольшего благоприятствования <2>.

--------------------------------

<1> Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. М., 2000. Т. 2. С. 76.

<2> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 289.

 

Надо различать режим деятельности на инвестиционном этапе (режим наибольшего благоприятствования) и предпринимательском, когда иностранный инвестор действует на территории России, например через филиал. В последнем случае на иностранных инвесторов распространяется национальный режим (возможны и изъятия).

 

8.3. Правовые формы осуществления иностранных инвестиций

 

1. Организации с иностранными инвестициями. Организации с иностранными инвестициями создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества, товарищества, хозяйственного партнерства.

Независимо от размера доли участия в уставном капитале иностранного инвестора такие организации имеют с момента их государственной регистрации статус организации - юридического лица с иностранными инвестициями.

Регистрация таких организаций осуществляется в общем порядке - налоговыми органами. Кроме общих документов, которые требуются для регистрации любого юридического лица, здесь необходимы также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (ст. 12 Закона о государственной регистрации).

Иностранный инвестор может приобрести доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ, ранее созданных и действующих на территории РФ. В таком случае с момента вхождения в ее состав иностранного участника организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). При этом реальных иностранных инвестиций на баланс организации может и не поступить. Например, российский участник общества с ограниченной ответственностью продал свою долю иностранному юридическому лицу. Стоимость доли от иностранного инвестора получило не общество, а выходящий из его состава российский участник. Тем не менее организация считается юридическим лицом с участием иностранного инвестора.

Зарегистрированные в РФ организации с участием иностранных инвестиций, в свою очередь, могут создавать в России дочерние и зависимые общества, но последние не пользуются правовой защитой, льготами и гарантиями, установленными законом об иностранных инвестициях (п. 4 ст. 4 указанного Закона).

2. Деятельность иностранного инвестора на территории РФ через филиалы. Филиалы - это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, включая функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Филиал действует от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) - коммерческой организации (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименование иностранного юридического лица, его филиала, организационно-правовая форма иностранного юридического лица, место нахождения его филиала на территории России и адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации, цели создания и виды деятельности его филиала, порядок управления филиалом (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица подлежит аккредитации. Аккредитация филиалов возложена законом на Федеральную налоговую службу РФ, которая с 1 января 2015 г. передала полномочия по аккредитации филиалов Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве <1>.

--------------------------------

<1> Приказ ФНС России от 22.12.2014 N ММВ-7-14/668@ "О возложении полномочий по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) на Межрайонную инспекцию ФНС России N 47 по г. Москве" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Филиал осуществляет предпринимательскую деятельность, те ее виды, которыми занимается создавшее его юридическое лицо. Деятельность филиала - это продолжение предпринимательской деятельности иностранной коммерческой организации, но уже на территории РФ.

3. Договорные формы осуществления иностранных инвестиций в РФ. В международной практике применяют весьма широкий спектр договоров: купли-продажи, бартерные сделки, перевозки, страхования, лизинга и иной аренды, о выполнении подрядных работ, включая строительный подряд, договоры о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, факторинга, коммерческой концессии, об агентировании и др.

Не все договоры являются правовыми формами инвестиционного сотрудничества, а обладающие определенными признаками:

а) они носят долгосрочный характер. Например, иностранная компания передает российской организации оборудование в лизинг на несколько лет, обычно на срок, совпадающий со сроком амортизации оборудования. Или по соглашению о разделе продукции инвестор обустраивает участок, организует и оплачивает буровые работы, прокладывает трубопроводы. Этап с момента начала финансирования инвестиционного проекта до добычи полезных ископаемых в объеме, достаточном для компенсации инвестиционных затрат инвестора, может занять несколько лет;

б) существует инвестиционный риск - вероятность невозможности возместить затраты в инвестиционный проект и получить прибыль на вложенный капитал. Например, поиск полезных ископаемых не принес ожидаемого объема их добычи, в результате затраты инвестора оказались невозмещенными;

в) направленность на получение прибыли, иного результата, который может стать общим имуществом с последующим разделом его пропорционально вкладу в общее дело. Например, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иной принцип распределения прибыли не предусмотрен их соглашением (ст. 1048 ГК РФ).

Надо отметить, что Закон об иностранных инвестициях называет только одну договорную форму инвестиционного сотрудничества - финансовую аренду (лизинг). Не упоминается в нем о концессионных договорах (как это было в Законе об иностранных инвестициях 1991 г.), не говорится в нем и о соглашениях о разделе продукции.

Соответственно, возникает вопрос: распространяется ли Закон об иностранных инвестициях на другие виды договорных инвестиций? Положительный ответ на этот вопрос дает ст. 6 указанного Закона, которая называется "Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации" и гласит: иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Таким образом, любые законные договоры инвестиционного характера могут использоваться иностранными инвесторами для инвестирования в экономику РФ.

 

8.4. Гарантии иностранным инвесторам

и организациям с участием иностранных инвестиций

 

Закон об иностранных инвестициях различает гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, предоставляемые также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25%, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн руб., включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем: не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях). Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования. Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау) по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранным инвесторам, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50%, только в аренду (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 30-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое инвестиции и инвестиционная деятельность?

2. Какие этапы проходит в своем развитии инвестиционная деятельность?

3. Укажите субъектов инвестиционной деятельности.

4. Совпадают ли объекты предпринимательской и инвестиционной деятельности?

5. Какие экономические стимулы использует государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности?

6. Укажите договорные формы государственно-частного партнерства.

7. Назовите основные гарантии для иностранных инвесторов.

 

Литература

 

1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М., 2007.

2. Белицкая А.В. Основы инвестиционного права Российской Федерации (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право (прил.). 2012. N 1.

3. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М.: Статут, 2012.

4. Богатырев А.Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросы теории и практики). М., 2012.

5. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д., Спектор А.А., Шевченко О.М. Инвестиционное право: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2015.

6. Иностранные инвестиции и ТЭК: вопросы государственно-правового и международно-правового регулирования в странах СНГ: Монография: В 2 ч. / Отв. ред. Р.А. Курбанов. М., 2011.

7. Лисица В.Н. Инвестиционное право. Новосибирск, 2015.

8. Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010.

9. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

 

Глава 33. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>

 

--------------------------------

<1> В содержание данной главы не включается анализ банковской деятельности ЦБ РФ в силу уникальности его правового статуса; в фокусе исследования будет находиться банковская деятельность кредитных организаций.

 

Знать: понятие "банковская деятельность", виды банковских операций.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 220.