Принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декларирование осуществляется по одной из схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны - органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. В таком случае в доказательственные материалы включаются протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); сертификат системы менеджмента качества и т.п.

Схема декларирования соответствия и состав доказательственных материалов определяются соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Термин "декларация" происходит от лат. deklaratio - объявление, заявление. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии и Рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22 марта 2006 г. N 54.

Содержание декларации о соответствии установлено п. 5 ст. 24 Закона о техническом регулировании. Оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.

Регистрацию деклараций о соответствии осуществляют: органы по сертификации; Федеральная служба по аккредитации. Помимо этого Федеральная служба по аккредитации ведет единый реестр зарегистрированных деклараций <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития РФ от 21 февраля 2012 г. N 76 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений".

 

Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом.

Согласно п. 3 ст. 46 Закона о техническом регулировании Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой в РФ осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, определен Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 <1>. Регистрация деклараций о соответствии, формирование и ведение реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, осуществляется Федеральной службой по аккредитации <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" // СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6096.

<2> Приказ Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2014 г. N 752 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия".

 

2. Обязательная сертификация. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом <1>. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия.

--------------------------------

<1> Схемы сертификации продукции, их типовой состав, содержание и применение установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 53603-2009 "Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации", утв. Приказом Росстандарта от 15 декабря 2009 г. N 520-ст, входящим в Систему стандартов в области оценки соответствия, аналогичную по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.

 

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Термин "сертификат" происходит от лат. certum - верно и facere - делать.

Содержание сертификата соответствия установлено п. 2 ст. 25 Закона о техническом регулировании.

Срок действия сертификата устанавливается техническим регламентом. Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22 марта 2006 г. N 53 утверждены: Форма сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов и Рекомендации по заполнению данной формы <1>. Выданные сертификаты учитываются в реестре, ведение которого осуществляется органом по сертификации. Кроме того, предусмотрено ведение единого реестра выданных сертификатов Федеральной службой по аккредитации <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 22 марта 2006 г. N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".

<2> Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений".

 

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами <1>), которые действуют в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

--------------------------------

<1> Наиболее развитой системой сертификации в РФ является система сертификации ГОСТ Р, которая объединяет более 1 200 органов по сертификации и около 2 700 испытательных лабораторий.

 

Аккредитация - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Термин "аккредитация" происходит от лат. accredere - оказывать доверие.

Национальным органом по аккредитации является Федеральная служба по аккредитации. Порядок аккредитации в национальной системе аккредитации определен Законом об аккредитации.

К функциям Федеральной службы по аккредитации относится ведение реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и реестра экспертов по аккредитации, а также предоставление содержащихся в них сведений <1>. Указанный орган также осуществляет выдачу бланков сертификатов органам по сертификации <2>.

--------------------------------

<1> Правила формирования и ведения реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и реестра экспертов по аккредитации, а также предоставления содержащихся в них сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2012 г. N 510.

<2> Правила выдачи бланков сертификатов соответствия, в том числе бланков сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением бланков сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1383.

 

Согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании, Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982. Формирование и ведение реестра является функцией Федеральной службы по аккредитации <1>.

--------------------------------

<1> Правила формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1384.

 

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Изображение и описание знака обращения на рынке закреплено Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 <1>. Маркировка осуществляется самостоятельно заявителем любым удобным для него способом.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 "О знаке обращения на рынке" // СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4547.

 

Статьей 25 Закона о техническом регулировании определены особые правила подтверждения соответствия в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции, т.е. продукции, которая ранее не находилась в обращении на территории РФ либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены.

Форма декларации о соответствии впервые выпускаемой в обращение продукции <1>, а также особенности ее маркировки, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит, утверждены Правительством РФ <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. N 942 "О порядке декларирования соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции" // СЗ РФ. 2012. N 39. Ст. 528.

<2> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. N 943 "Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит" // СЗ РФ. 2012. N 39. Ст. 5282.

 

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Она проводится для установления соответствия объектов национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Система добровольной сертификации может быть создана индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в порядке, определенном ст. 21 Закона о техническом регулировании. Эта система может быть зарегистрирована Госстандартом <1>. Добровольная сертификация осуществляется на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 371.

 

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Порядок применения такого знака устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для него способом в порядке, установленном Росстандартом <1>.

--------------------------------

<1> Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.9-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения" утв. Приказом Росстандарта от 30 декабря 2004 г. 157-ст.

 

В заключение отметим, что согласно ст. 30 Закона о техническом регулировании полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

Статьей 6.1 Соглашения ВТО по ТБТ предусмотрено, что члены ВТО по возможности обеспечивают, чтобы результаты процедур оценки соответствия в других членах признавались, даже когда подобные процедуры отличаются от их собственных, при условии, что они удостоверяются, что данные процедуры обеспечивают такую же уверенность в соответствии применяемым техническим регламентам или стандартам, как и их собственные процедуры.

Перечень многосторонних и двусторонних соглашений, стороной которых является РФ, включая те, которые содержат положения о взаимном признании, размещен на сайте Росстандарта (www.gost.ru).

Такое признание также может быть достигнуто через членство единого национального органа РФ по аккредитации - Федеральной службы по аккредитации в международных организациях <1> и подписание соглашений о взаимном признании.

--------------------------------

<1> Международный Форум по Аккредитации - International Accreditation Forum, IAF, и Международная организация по сотрудничеству по аккредитации лабораторий - International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC (официальный сайт - http://www.ilac.org.).

 

4.2. Порядок подтверждения соответствия в рамках ЕАЭС

 

Порядок подтверждения соответствия в ЕАЭС определен Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС. В силу п. 5 указанного Протокола обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом ЕАЭС, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента ЕАЭС.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.

Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах ЕАЭС на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621.

 

При оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом. Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом Союза.

 Оставляя ранее принятые судебные акты о привлечении АНО "Электросерт" к ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ без изменения, ВС РФ в решении от 18 декабря 2014 г. по делу N А40-169746/2013 отметил, что в качестве заявителя в сертификате указана компания... которая не является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории, что не соответствует ст. 11 Технического регламента ТС "О безопасности машин и оборудования".

Декларация о соответствии техническим регламентам ЕАЭС - документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза;

Сертификат соответствия техническим регламентам ЕАЭС - документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента ЕАЭС.

Единые формы документов об оценке соответствия и правила их оформления утверждаются Комиссией ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> Единая форма сертификата соответствия и единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента ТС и правила их оформления, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293.

 

Единые реестры выданных или принятых документов об оценке соответствия размещаются на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет. Формирование и ведение указанных единых реестров осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> Положение о формировании и ведении Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319.

 

Работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом ЕАЭС требованиям ведут аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), которые должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС, а также его формирования и ведения, утв. решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе".

 

Аккредитация в рамках ЕАЭС осуществляется в порядке, определенном ст. 54 Договора о ЕАЭС. Аккредитацию органов по оценке соответствия проводят органы по аккредитации государств-членов, уполномоченные в соответствии с законодательством государств-членов на осуществление этой деятельности.

Органы по аккредитации государств - членов ЕАЭС осуществляют взаимные сравнительные оценки с целью достижения равнозначности применяемых процедур. Признание результатов работ по аккредитации осуществляется согласно Протоколу о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия (приложение N 11 к Договору о ЕАЭС).

Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами ЕАЭС процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 711.

 

Единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС - обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС.

До дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС продукция, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме <1>, допускается к обращению на территории ЕАЭС, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства-члена с соблюдением следующих условий:

--------------------------------

<1> Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утв. решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. N 620.

 

- проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС;

- проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС;

- оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств - членов ЕАЭС.

 

§ 5. Система органов государственного регулирования

и ответственность в сфере технического регулирования

 

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования, стандартизации; функции федерального органа по техническому регулированию. Минпромторг России принимает нормативные правовые акты в сфере технического регулирования, например: порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации; формы декларации и сертификата соответствия продукции нормам технических регламентов; технические регламенты в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ, и др.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляет функции национального органа по стандартизации; создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; утверждение национальных стандартов; учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам; регистрацию утвержденных сводов правил; введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и др.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); утверждает порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений, порядок регистрации деклараций о соответствии.

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) осуществляет функции национального органа РФ по аккредитации, по формированию единой национальной системы аккредитации и контролю за деятельностью аккредитованных лиц.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов осуществляют органы исполнительной власти, определенные Правительством РФ.

К примеру, уполномоченными органами РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" определены: Росстандарт - в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории РФ; МВД России - в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ <1>. Роспотребнадзор является уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2015 г. N 1108.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 484.

 

В случае если уполномоченный орган не установлен, государственный контроль (надзор) осуществляет Росстандарт.

Проверки проводятся должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом о государственном контроле.

Административная ответственность в сфере технического регулирования предусмотрена:

1) ст. 14.43 КоАП РФ - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

 Судебная практика привлечения к ответственности по указанной статье обширна. Приведем пример. В ходе проведения плановой выездной проверки был произведен отбор образцов пищевой продукции в ООО "Столичная торговая компания". Экспертным заключением по результатам исследования определено: масло сливочное... не отвечает требованиям Технического регламента ТС "О безопасности молока и молочной продукции" по исследованным микробиологическим показателям (выделены бактерии группы кишечных палочек). Арбитражный суд привлек ООО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 г. N 09АП-44418/2014.

 

При назначении наказания по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ.

 КС РФ в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П решил признать положения ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ею административные правонарушения, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3) , 19 ( части 1 и 2 ), 34 (часть 1) , 35 ( части 1 , 2 и 3 ) и 55 (часть 3) , в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. До внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, указанные в Постановлении , а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Следует учитывать, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение требований технических регламентов помимо общих норм, содержащихся в ст. 14.43 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ (ст. ст. 9.4, 11.21, 14.37, 20.4 и др.).

2) ст. 14.44 КоАП РФ - недостоверное декларирование соответствия продукции;

3) ст. 14.45 КоАП РФ - нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

4) ст. 14.46 КоАП РФ - нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

5) ст. 14.46.1 - нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы;

6) ст. 14.47 КоАП РФ - нарушение правил выполнения работ по сертификации;

 Оставляя ранее принятые судебные акты о привлечении АНО "Электросерт" к ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ без изменения, ВС РФ в решении от 18 декабря 2014 г. по делу N А40-169746/2013 указал, что в ходе проведенной уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по аккредитации внеплановой документарной проверки установлено, что в сертификате соответствия N. от ... в нарушение требований Технического регламента ТС не указано наименование органа по аккредитации, а также телефон, факс, адрес электронной почты заявителя. Совершенное АНО "Электросерт" правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в области предпринимательской деятельности, в том числе в сфере сертификации, и невыполнении им своих публично-правовых обязанностей в указанной сфере.

7) ст. 14.48 КоАП РФ - представление недостоверных результатов исследований (испытаний).

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте правовую систему технического регулирования. Из каких актов она состоит?

2. Что такое технический регламент? Каков порядок подготовки, принятия и применения технических регламентов?

3. Что такое стандартизация, стандарт? Какие документы системы стандартизации применяются в РФ?

4. Какова процедура подтверждения соответствия по законодательству РФ и ЕАЭС?

 

Литература

 

1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.

2. Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1.

3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, 2013.

4. Правовое обеспечение промышленности: Научно-практическое пособие / Отв. редактор Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010.

5. Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности: Монография / Под ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2016.

6. Техническое регулирование: правовые аспекты: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010.

 

Глава 24. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Знать: понятие и виды экологических требований к предпринимательской деятельности в целом и ее отдельных направлений; нормы права, устанавливающие экологические требования к деятельности предпринимателей.

Уметь: выявлять экологические риски (угрозы), возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности; готовить локальные акты, направленные на обеспечение экологических требований в предпринимательской деятельности.

Владеть: навыками поиска и применения норм, регулирующих правоотношения по обеспечению экологических требований к субъектам предпринимательства.

 

§ 1. Общие положения об экологических требованиях

 

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Конституционная обязанность по охране окружающей среды относится к гражданам, индивидуальным предпринимателям, а также к юридическим лицам.

Сущность конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам состоит в необходимости сохранения окружающей среды. Содержание данной обязанности заключается в совокупности конкретных действий, закрепленных действующим экологическим и иным законодательством.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в Законе об охране окружающей среды. Он содержит ряд эколого-правовых дефиниций, устанавливает гарантии прав граждан в сфере экологии, требования по обеспечению законности и правопорядка при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Значительная часть экологических требований к хозяйствующим субъектам также закреплена в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, водном, градостроительном, земельном, лесном, фаунистическом законодательстве.

Экологические требования можно разделить на две группы:

- общие экологические требования к предпринимательской и иной экономической деятельности;

- экологические требования к отдельным видам предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие экологические требования не зависят от сферы деятельности предпринимателя, производимых им товаров (работ, услуг), они предъявляются ко всем хозяйствующим субъектам без исключения.

К общим экологическим требованиям можно отнести соблюдение требований в области охраны окружающей среды:

- при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- по нормированию;

- при обращении с отходами производства и потребления;

- при осуществлении производственного контроля в области охраны окружающей среды.

Все хозяйствующие субъекты вне зависимости от организационно-правовой формы и вида (сферы) деятельности должны:

- выполнять требования в области охраны окружающей среды;

- предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

- в предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами случаях иметь соответствующие эколого-разрешительные документы.

Экологическими требованиями к отдельным видам предпринимательской деятельности являются:

- экологические требования к опасным производственным объектам;

- экологические требования к энергетическим объектам;

- экологические требования к использованию радиоактивных материалов, атомной энергии;

- экологические требования в сельском хозяйстве;

- экологические требования при добыче полезных ископаемых;

- экологические требования при осуществлении иных видов предпринимательской деятельности.

От экологических требований, предъявляемых к отдельным видам деятельности, следует отличать требования, которые законодатель предъявляет к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые вправе осуществлять свою деятельность на территориях, где действуют специальные либо особые правовые режимы <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Мохов А.А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности // Материалы II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 г.) / Под ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М., 2015. С. 64 - 67.

 

Наиболее часто предприниматели сталкиваются с такими ограничениями на особо охраняемых природных территориях. Отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются разными федеральными законами. Важная роль в охране этих территорий отводится Закону об особо охраняемых природных территориях. Помимо особо охраняемых природных территорий законодатель выделяет и иные виды территорий (зон), в которых запрещается либо ограничивается хозяйственная деятельность (места традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ <1>, санитарно-защитные зоны <2>, зоны охраны объектов культурного наследия <3>, зоны отчуждения и др.).

--------------------------------

<1> См.: ст. 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; ст. ст. 5, 11 - 14 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.

<2> См.: Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 131.

<3> См.: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

 

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, статуса находящихся на них природоохранных учреждений Законом об особо охраняемых природных территориях определены следующие категории и виды особо охраняемых территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Также запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов, на территориях дендрологических парков и ботанических садов.

В национальных парках осуществляется зонирование территории с выделением зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

На территориях государственных природных заказников может постоянно или на определенный срок запрещаться или ограничиваться любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Отдельно следует упомянуть лечебно-оздоровительные местности и курорты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

 

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

 

§ 2. Общие экологические требования

к предпринимательской деятельности

 

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут не оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Любая строительная деятельность осуществляется как минимум с физическим воздействием на окружающую среду. Поэтому любые виды работ, связанные с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны производиться с учетом требований, установленных гл. VII Закона об охране окружающей среды.

Отдельные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности содержатся также в других законах и подзаконных актах.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

- иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Законом установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

Нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:

- требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля;

- ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

- порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

Правовое регулирование обращения с отходами осуществляется с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Отходы неоднородны по своим характеристикам и степени негативного влияния на окружающую среду. Поэтому ст. 4.1 Закона об отходах производства и потребления установлены классы опасности отходов.

В соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, выделяют пять классов опасности:

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

- II класс - высокоопасные отходы;

- III класс - умеренно опасные отходы;

- IV класс - малоопасные отходы;

- V класс - практически неопасные отходы.

Деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются нормами специального законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

 

Законом об отходах производства и потребления предъявляются следующие общие требования к обращению с отходами:

- лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов;

- соблюдение требований к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- исполнение требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- соблюдение требований к объектам размещения отходов;

- соблюдение нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды осуществляется производственный экологический контроль.

Большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность (объекты I, II и III категорий), должны:

- разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля;

- осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями;

- документировать информацию и хранить в течение установленного срока данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, освобождены от соблюдения указанных выше требований в области производственного экологического контроля.

 

§ 3. Экологические требования

к отдельным видам предпринимательской деятельности

 

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, которые используют, перерабатывают, хранят, транспортируют или уничтожают опасные вещества.

Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Законодательством и нормативно-техническими документами к таким объектам установлен ряд требований, цель которых - обеспечить промышленную безопасность различных видов опасных производств.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относят: проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовку и переподготовку работников опасного производственного объекта.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" // СЗ РФ. 2013. N 24. Ст. 3014; Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" // СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3912.

 

На опасных производственных объектах предъявляются повышенные требования:

- к используемым техническим устройствам и оценке их соответствия предъявляемым требованиям;

- к проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

- к повседневной эксплуатации объекта (подготовка и аттестация работников, допуск к работам, обеспечение производственного контроля и др.);

- к обеспечению готовности сил и средств к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии (планирование соответствующих мероприятий, создание аварийно-спасательных формирований или заключение с профессиональными аварийно-спасательными службами договоров на обслуживание);

- к осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Следует также упомянуть обязанность владельцев опасных производственных объектов осуществлять страхование своей гражданской ответственности на случай причинения вреда в результате аварии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4194.

 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1> закрепляет обязанность отдельных организаций по подготовке и поддержанию готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлению обучения работников организаций способам защиты и действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

 

Наличие специальных сил и средств, подготовленного персонала способствует минимизации рисков, своевременному предотвращению последствий возникающих аварий, снижению экологического и иного вреда.

Экологические требования к энергетическим объектам, направленные на охрану отдельных природных объектов, содержатся в различных актах природно-ресурсного законодательства.

Например, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1> содержит норму об обязанности юридических лиц и граждан принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации линий электропередачи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <1> размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляются на основании норм и правил в области использования атомной энергии и норм и правил в области охраны окружающей среды с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

 

В силу ст. 10 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <1> научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

 

Действующим законодательством также установлены особенности обращения с радиоактивными отходами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4281.

 

В целях осуществления охраны земель российское законодательство использует целый комплекс правовых мер. Одной из них является закрепление в законе обязанностей лиц, использующих земельные участки, по охране, защите и улучшению качества земли и почвы.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Среди специфических мер, направленных на охрану земель, следует выделить мелиорацию, рекультивацию и консервацию земель.

Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <1> установлены правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

 

Экологические требования при добыче полезных ископаемых тесно связаны с соблюдением требований законодательства о земле и о недрах <1>.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // РГ. 1992. N 102.

 

Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Полезные ископаемые являются частью недр.

Полезные ископаемые - это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Недра могут предоставляться хозяйствующим субъектам в пользование для поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и др.

Пользователи недр должны соблюдать ряд требований:

- осуществлять охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- предотвращать загрязнение недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

- соблюдать установленный порядок консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- предотвращать размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При пользовании недрами должны обеспечиваться: безопасность для жизни и здоровья населения, охрана зданий и сооружений, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей среды.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы общие экологические требования, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности? Дайте краткую характеристику этим требованиям.

2. Перечислите экологические требования, предъявляемые к отдельным видам предпринимательской деятельности.

3. Какие требования законодатель предъявляет к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на отдельных территориях?

 

Литература

 

1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрайт, 2014.

2. Анисимов А.П. Актуальные проблемы правового режима земель населенных пунктов в Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2010.

3. Вылегжанина Е.Е. Экологический ракурс недропользования: обобщение международно-правового опыта. М.: Проспект, 2011.

4. Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова и О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2012.

5. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. М.: Проспект, 2016.

 

Глава 25. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 190.