Уметь: определять критерии и классифицировать требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности.
Владеть: навыками квалификации требований в виде запретов, ограничений, обязываний.
§ 1. Понятие и правовые формы государственного
регулирования предпринимательской деятельности
В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:
а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
б) формирования государственного бюджета;
в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
г) обеспечения занятости населения;
д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования <1>.
--------------------------------
<1> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Учебник. М., 1994. Т. 1. С. 190.
Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них экологические, экономические, социальные, политические, юридические причины (основания).
Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее. Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.
Экономическая политика государства прежде всего находит отражение в актах стратегического планирования.
Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований на основе Закона о стратегическом планировании. К документам стратегического планирования федерального уровня, в частности, относятся:
- документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания <1>:
--------------------------------
<1> Целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ (п. 4 ст. 3 Закона о стратегическом планировании).
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
- документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:
а) основные направления деятельности Правительства РФ;
б) государственные программы РФ;
в) государственная программа вооружения;
г) схемы территориального планирования РФ;
д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Указанные акты планирования не являются нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. Документы стратегического планирования определяют права и обязанности участников стратегического планирования - органов власти (на федеральном уровне это, например, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (ст. 9 Закона о стратегическом планировании).
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. Государственное регулирование - более узкое понятие, чем государственное воздействие на экономику.
По вопросу соотношения государственного управления и государственного регулирования существуют два подхода:
1) государственное управление как более широкая категория включает и государственное регулирование (государственное регулирование - одна из функций государственного управления) <1>;
--------------------------------
<1> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 20 - 21. Этой точки зрения придерживается также Е.П. Губин. См.: Губин Е.П. Указ. соч. С. 36 - 37.
2) в современных условиях управлять можно лишь государственным сектором, поведение же участников рынка в целом можно лишь регулировать (устанавливать правила, ограничения, стимулы, "направляя деятельность предприятий в нужное русло, заданное экономической политикой") <1>.
--------------------------------
<1> Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М., 1997. С. 31.
Полагаем, что государственное регулирование более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти. Ведь требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся прежде всего в законах, а не подзаконных актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативные правовые акты.
Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной <1>.
--------------------------------
<1> Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управление, и государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника, см.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 21. Критическая оценка этой точки зрения дана: Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 399.
В свою очередь, правовое регулирование не исчерпывается нормативными правовыми актами органов государственной власти. Правовое регулирование включает также положения международных договоров, правовые акты органов ЕАЭС, нормативные акты органов муниципальной власти, правила саморегулируемых организаций, локальные акты хозяйствующих субъектов.
При возникновении коллизии между законодательством РФ и международным договором РФ применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
РФ в своей законотворческой и правоприменительной деятельности должна учитывать правила международных договоров. В частности, следующие правила (принципы) Генерального соглашения о торговле услугами (General Agreement of Trade in Services), GATS (далее - ГАТС) <1>:
--------------------------------
<1> ГАТС и иные соглашения в рамках ВТО составляют правовую основу ВТО. Соглашение о создании ВТО известно как Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. ВТО стала правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г. ГАТС является приложением 1B к Марракешскому соглашению (см. http://www.wtb.ru). С 22 августа 2012 г. Россия стала членом ВТО на основе Протокола от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." - совершено в Женеве 16 декабря 2011 г. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.
А) государство - член ВТО обязано предоставлять иностранным продавцам, поставщикам услуг режим наибольшего благоприятствования: "каждый Член немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны" (ст. 2 ГАТС). Ограничения в доступе на российский рынок, которые в РФ установлены для иностранных лиц, в равной мере распространяются на всех членов ВТО.
Б) по видам услуг, предусмотренных в приложении N 1 к Протоколу от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." <1> и услугам, указанным в приложении 3 к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства в отношении иностранных лиц действует национальный режим с некоторыми изъятиями (ограничениями).
--------------------------------
<1> Услуги сгруппированы в виде Перечня специфических обязательств, прилагаемых к ГАТС, в отношении РФ.
В) государства - члены ВТО (в том числе РФ) могут вводить, применять меры государственного регулирования <1>:
--------------------------------
<1> Статья 14 ГАТС.
- необходимые для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка;
- необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений;
- необходимые для соблюдения законов или правил, включая имеющих отношение к: предотвращению вводящей в заблуждение и недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг; защите от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности.
Как видим, указанные ограничения в целом совпадают с возможными конституционными ограничениями прав и свобод (п. 2 ст. 34, п. 3 ст. 55 Конституции РФ);
Г) в целях полного или частичного выполнения своих стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг РФ как член ВТО может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. Такое признание может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке.
Обратим внимание, что рассмотренные правила ВТО не затрагивают компетенцию органов власти РФ. Как справедливо отмечается в литературе, "в аспекте влияния права ВТО на национальное право государств возможно вести речь только о гармонизации национального права с правом ВТО" и "правовые нормы, возникающие в результате данного процесса, будут толковаться и применяться так, как это предусмотрено в национальном праве, без оглядки на международный договор" <1>.
--------------------------------
<1> Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2013. С. 37 - 38 (автор главы - Г.К. Дмитриева).
В условиях членства РФ в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обеспечивается проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) и международными договорами в рамках Союза.
Отметим важное значение правовых актов органов ЕАЭС. Например, Евразийская экономическая комиссия принимает в пределах своих полномочий технические регламенты, которые являются актами прямого действия и обязательны для применения всеми странами - членами ЕАЭС.
Правовыми формами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются нормативные правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии - адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта. Среди актов ненормативного характера можно выделить:
1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся:
а) акты регистрации:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- прав на недвижимость и сделок с ней;
б) акты - разрешения:
- лицензия, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности (ст. 49 ГК РФ);
- лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров. Например, при введении количественных ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляется на основании лицензии. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ (ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности);
- лицензия на право разработки недр и прочие разрешения;
в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок, указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.
В государственном и муниципальном секторах экономики достаточно широко применяются акты директивного характера в отношении унитарных предприятий, например акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия и др.
2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).
Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК РФ, ст. 29 АПК РФ).
§ 2. Виды государственного регулирования
предпринимательской деятельности
Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности:
1. В зависимости от уровня регулирования. В соответствии с разграничением компетенции между РФ и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона.
2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.
3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям.
Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства (например, налоговые льготы).
4. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права.
Нормы-требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события (отчетного периода) для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).
§ 3. Правовые средства государственного регулирования
Помимо общих средств регулирования (норма права, правоотношение, применение юридических конструкций - договор, юридическое лицо, ответственность и др.) существуют специальные средства (инструменты) регулирования.
К ним относятся требования, которые устанавливают количественные измерители (ограничители) деятельности предпринимателя:
- нормы, нормативы (например, минимальный размер уставного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата - профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации магнитных полей и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях и др.);
- лимиты (например, лимиты выбросов загрязняющих веществ в природную среду);
- размеры ставок налогов, пошлин, размер учетной ставки Центрального банка РФ;
- коэффициенты (например, повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при государственном регулировании цен);
- квоты - количественные ограничители (например, на вылов рыбы);
- резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер резервного фонда акционерного общества);
- предельно допустимые суммы (например, в расчетах наличными деньгами между юридическими лицами) и др.
§ 4. Общая характеристика требований, предъявляемых
к предпринимательской деятельности,
правовые формы их закрепления и выражения
Как было отмечено в первой главе учебника, предпринимательское право регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях достижения (и с учетом) баланса частных и публичных интересов.
Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Их носителями являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями компетентные государственные органы и органы местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 76.
В литературе справедливо отмечается, что государственные и общественные интересы могут не совпадать, поэтому правомерно считать, что понятие "публичные интересы" охватывает как общественные, так и государственные интересы. В свою очередь, общественные интересы следует рассматривать в качестве разновидности публичных интересов <1>.
--------------------------------
<1> Анализ точек зрения по данному вопросу см.: Тотьев К.Ю. Предпринимательское право: Учеб. пособие. М., 2003. С. 42 - 43.
Следует отметить, что публичными интересами признаны интересы не только всего общества и государства, но и больших социальных групп.
В интересах всего населения страны к предпринимателям предъявляются требования в области охраны окружающей среды, природопользования. Несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований способно причинить вред не только населению по месту нахождения предприятия, но и проживающим в других регионах и даже других странах.
В интересах государства, его финансовой и иной безопасности, обороноспособности устанавливаются различные требования к предпринимателям, в частности вовремя платить налоги и сборы, соблюдать правила производства и продажи оружия и патронов к нему, соблюдать особый режим в закрытых административно-территориальных образованиях, не разглашать информацию, составляющую государственную тайну.
Отметим еще одну группу интересов, признаваемых публичными и отражаемых в предъявляемых требованиях, - интересы самих предпринимателей. Они заинтересованы в создании одинаковых стартовых условий для предпринимательской деятельности, равноудаленности от власти, недопустимости необоснованного протекционизма, создания особых условий деятельности органами государственной власти для "своих" предприятий.
Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. Указанные требования - это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными. Они формулируются в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий.
Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость выдачи разрешений на них. Например, преступным (ст. 258 УК РФ) является бизнес по отлову, отстрелу и использованию мяса и шкур зверей, охота на которых полностью запрещена.
От адресатов требований-запретов требуется исполнение путем их соблюдения. Соблюдение таких требований обеспечивается пассивным поведением предпринимателей: они не должны совершать активных действий, приводящих к нарушению требований.
Ограничения являются относительными запретами - соответствующими видами деятельности нельзя заниматься без специального разрешения, но разрешение (лицензия) легитимирует эти виды деятельности.
Нормы-ограничения реализуются предпринимателями путем их соблюдения (пассивное поведение). Для этого достаточно не заниматься лицензируемыми видами деятельности без лицензии. Однако, если лицо желает заниматься лицензируемым видом деятельности, оно обязано совершить ряд активных действий: подать пакет документов в лицензирующий орган, заплатить лицензионный сбор и совершить иные предусмотренные законодательством действия.
Требования-обязывания устанавливают обязанности предпринимателей перед государством в виде совершения активных действий. Например, платить налоги и сборы, вовремя и по установленной форме представлять в налоговые органы налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и совершать иные предусмотренные законодательством действия.
Классификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям.
Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально значимые интересы. Соответственно, требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов. Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.
В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования, обязательные:
- для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке и т.д.);
- только для юридических лиц (например, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций);
- только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);
- только для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты);
- только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы с физических лиц).
В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования:
- вытекающие из правовых актов ЕАЭС. Например, как нами уже отмечалось, технические регламенты ЕАЭС содержат требования к безопасности продукции, обязательные для применения на территориях членов Союза. В силу ст. 53 Договора о ЕАЭС со дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции, установленные законодательством государств-членов, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза. Таким образом, обязательные требования к предпринимательской деятельности предъявляются теперь не только правовыми актами РФ, но и правовыми актами органов ЕАЭС.
- установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления.
По содержанию (характеру) предъявляемых требований различаются требования:
- социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.);
- финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.);
- производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным в технических регламентах);
- экологические;
- противопожарные;
- санитарно-эпидемиологические;
- ветеринарные;
- антимонопольные;
- требования предоставлять статистическую отчетность и др.
В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования:
а) легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности. Субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в качестве таковых в налоговых органах на основе Закона о государственной регистрации. Получение лицензии означает легитимацию лицензируемого вида деятельности;
б) предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т.е. сразу же после регистрации, получения лицензии (например, нельзя начинать деятельность в сфере розничной торговли, не приобретя и не зарегистрировав в налоговом органе контрольно-кассовую технику установленных моделей, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники);
в) предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности. На данной стадии круг предъявляемых требований расширяется. Так, по итогам отчетных периодов предприниматели обязаны представлять статистическую отчетность, налоговую, а юридические лица также бухгалтерскую отчетность. По итогам налоговых (отчетных) периодов предприниматели (индивидуальные и юридические лица) обязаны платить законно установленные налоги. Если лицо занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, оно обязано не злоупотреблять своим доминирующим положением. При эмиссии ценных бумаг необходимо соблюдать требования о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска и другие требования.
Контрольные вопросы
1. Как сочетается понятие "государственное регулирование" с государственным управлением?
2. В каких правовых формах осуществляется государственное регулирование экономики?
3. Укажите виды государственного регулирования.
4. Как классифицируются требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности?
Литература
1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.
2. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005.
3. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.
4. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: Монография. М., 2011.
Глава 20. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знать: понятие саморегулирования; систему правового обеспечения саморегулирования; требования, предъявляемые к получению статуса СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.
Уметь: осуществлять мониторинг законодательства о саморегулировании, анализировать изменения; выявлять общее и специальное в правовом институте саморегулирования; разрабатывать локальные акты СРО; использовать правовой механизм саморегулирования для обеспечения предпринимательской деятельности и защиты прав членов СРО; применять механизмы дополнительной имущественной ответственности СРО.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 294.