Владеть: навыками анализа сущности саморегулирования, правовой природы СРО с позиций законодательства, доктрины, судебной практики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Правовые основы саморегулирования предпринимательской

и профессиональной деятельности

 

Основным законодательным актом, определяющим правовые основы саморегулирования предпринимательской деятельности, является Закон о СРО. Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию.

Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее - СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО как некоммерческих организаций установлены Законом о некоммерческих организациях.

 Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования в отдельных сферах предпринимательства <1>. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах <2>. Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО <3>.

--------------------------------

<1> См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: Монография. М.: Юриспруденция, 2011.

<2> См.: Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: Монография. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44 - 77; Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 3; Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8.

<3> Дискуссия по данному вопросу отражена: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. С. 11 - 12.

 

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуре их легитимации, функциям и т.п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что, впрочем, не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о СРО, особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами. Такие особенности предусматривает, например, Закон о банкротстве, Закон об аудите, Закон об оценочной деятельности, Закон об электроэнергетике, Закон об энергосбережении, Закон о теплоснабжении, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о кредитной кооперации, Закон о рекламе и др.

Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются ГрК РФ.

Закон о СРО имеет ограниченную сферу действия. Он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Данный пробел общего Закона с 11 января 2016 г. восполняет Закон о СРО на финансовом рынке, который регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 3 указанного Закона, статуса СРО в сфере финансового рынка, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием СРО и их членов с Банком России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Помимо этого, нормы о саморегулировании на финансовом рынке содержатся в отдельных законодательных актах, в числе которых можно назвать Закон о РЦБ, Закона об инвестиционных фондах, Закон о ЖНК и др.

Таким образом, правовые основы саморегулирования включают: соответствующие положения ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях, нормы Закона о СРО и Закона о СРО на финансовом рынке, положения специального законодательства.

Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима саморегулирования дифференциации на:

а) общий режим саморегулирования (определен Законом о СРО);

б) специальный режим саморегулирования, в рамках которого правовое обеспечение саморегулирования осуществляется:

- Законом о СРО с особенностями, установленными специальным законодательством, либо

- Законом о СРО на финансовом рынке и специальным законодательством.

 Думается, данный фактор нельзя оценивать как негативный, дифференциация в праве необходима, так же как и формирование единых концептуальных подходов. Вместе с тем анализ норм специального законодательства о саморегулировании позволяет выявить ряд проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с существенными противоречиями правового регулирования. В целом же анализ законодательства в сфере саморегулирования позволяет выявить его децентрализацию. Постепенно Закон о СРО утрачивает свой системообразующий характер. Нами уже высказывалась позиция, согласно которой для того, чтобы устранить данную центробежную тенденцию, необходимо в Законе о СРО четко определить принципы саморегулирования, обязательные и для тех сфер экономической деятельности, саморегулирование в которых подчиняется положениям названного акта, даже в рамках специального режима <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4.

 

Важно отметить, что в 2014 - 2015 гг. Минэкономразвития России и эксперты РСПП провели исследование итогов развития института саморегулирования в России, выявив его недостатки и достоинства. Результатом стало утверждение Правительством РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее - Концепция) <1>. Основной целью совершенствования механизмов саморегулирования, как отмечено в Концепции, является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация указанной цели будет осуществлена путем внесения в Закон о СРО и отраслевое законодательство РФ изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к СРО и национальным объединениям СРО.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2776-р.

 

Помимо законодательных актов, отношения по саморегулированию подпадают под действие многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, актов Банка России, принятых во исполнение законодательных положений. В качестве примера приведем указание Банка России от 13 сентября 2015 г. N 3797-У "О требованиях к стандартам саморегулируемой организации форекс-дилеров" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2015. N 92.

 

 Саморегулирование является комплексным правовым институтом отрасли предпринимательского права, включающим в себя нормы, регулирующие как частные, так и публичные отношения. Правовое обеспечение саморегулирования строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, с использованием как частноправовых, так и публично-правовых средств воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

 

§ 2. Понятие и сущность саморегулирования

 

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного законодательного определения стандартизация и контроль - основные составляющие саморегулирования. Основная цель саморегулирования видится в сочетании и достижении баланса частных и публичных интересов при осуществлении регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в практике предпринимательской деятельности существуют организации, не являющихся СРО, однако реализующие функции защиты прав предпринимателей, повышения качества их услуг, выработки единой политики ведения профессиональной деятельности. Примером тому могут служить и торгово-промышленные палаты, Ассоциация российский банков, РСПП, ОПОРА России и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим есть основания говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле.

 По вопросу о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в литературе нет единства мнений <1>. На основе их анализа Ю.Г. Лескова формулирует два концептуальных подхода (саморегулирование понимается как продолжение государственного регулирования либо саморегулирование противопоставляется государственному регулированию), присоединяясь ко второму из них <2>.

--------------------------------

<1> См.: Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1; Мрясова Ю.Р. Саморегулирование в системе государственного регулирования // Предпринимательское право. 2009. N 1; Лансков П.М. Механизм регулирования финансового рынка и его инфраструктуры. М., 2005. С. 185; и др.

<2> Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография. М.: Статут, 2013. С. 23.

 

Как представляется, государственное регулирование и саморегулирование - два звена единой цепи воздействия на хозяйствующих субъектов. Не противопоставление, а баланс указанных способов регулирования бизнеса, их сочетание и корректное применение на практике - в этом видится цель введения в законодательство анализируемого правового института <1>. И здесь важно точно определить те сферы общественных отношений, где наибольший эффект воздействия принесет либо государственное регулирование, либо саморегулирование (не исключая возможности их сочетания).

--------------------------------

<1> Преимущества института саморегулирования в сравнении с прямым государственным регулированием были выявлены в Концепции.

 

В этой связи представляют интерес предложенные Л.А. Сунгатуллиной правовые критерии целесообразности введения и обоснованности существования саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Сунгатуллина Л.А. Участие субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях: цивилистическое исследование: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2015. С. 9.

 

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. Представляется, сущность саморегулирования заключается в том, что государство делегирует отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

 По мнению Л.В. Андреевой, представляется неверным встречающееся в литературе высказывание о том, что государство передает свои отдельные функции СРО: "речь идет об отказе государства от определенного вида требований и замене данных требований требованиями, предъявляемыми СРО к своим членам" <1>. Вместе с тем концепция делегирования, передачи функций представляется верной, соответствующей замыслу законодателя, такая точка зрения нами неоднократно высказывалась в литературе <2>.

--------------------------------

<1> Андреева Л.В. Перспективы развития саморегулирования в торговле // Коммерческое право. 2014. N 1.

<2> Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности // Предпринимательское право (прил.). 2014. N 3.

 

 По вопросу о правомерности делегирования функций по государственному регулированию негосударственным организациям КС РФ указал следующее: " Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 ( части 2 и 3 ) и 132 (часть 2) , такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам" <1>. Заметим, что о передаче СРО функций органов законодательной и судебной власти речь не идет.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491.

 

 Приведенная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах КС РФ применительно к саморегулированию: "Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций. Это, однако, не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом ( ст. 46, ч. 1 ; ст. 120, ч. 2 ; ст. 129, ч. 5 Конституции РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.

 

В теории права выделяют три модели саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное <1>.

--------------------------------

<1> Журина И.Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 15 - 16.

 

 Квалификация сложившейся в России модели саморегулирования вызвала дискуссию в научной литературе. Так, по мнению И.Г. Журиной, сформировавшаяся в России модель представляет собой форму саморегулирования, в основе которой, несмотря на закрепленную в законодательстве добровольность участия, лежит делегированное саморегулирование <1>. Ю.Г. Лескова полагает, что "в России имеет место как делегированное, так и добровольное саморегулирование" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 16.

<2> Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография. М.: Статут, 2013. С. 17.

 

Как представляется, у приведенных моделей саморегулирования отсутствует единый классификационный критерий. Было бы логичным подразделить саморегулирование на добровольное и обязательное (в зависимости от диспозитивности (добровольности) или императивности (обязательности) членства в СРО), а последнее, в свою очередь, на смешанное (при котором саморегулируемым организациям передается только часть функций, в то время как за государством остается часть полномочий главным образом принудительного характера) и делегированное <1>.

--------------------------------

<1> Обоснование данной позиции применительно к саморегулированию аудиторской деятельности см.: Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: Монография. М.: Юриспруденция, 2011. С. 109 - 110.

 

 В целом представляется возможным сделать вывод о том, что в России не сложилось единой модели саморегулирования. Квалификацию саморегулирования в рамках предложенной классификации возможно осуществлять применительно к конкретному виду предпринимательской либо профессиональной деятельности исходя из положений соответствующего законодательства.

 

§ 3. Понятие и правовой статус саморегулируемых организаций

 

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 Закона о СРО).

По принятому в международной практике определению саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лабынцев Н.Т., Сычев Р.А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

 

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, СРО создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) <1>, являясь разновидностью последней. Ассоциации (союзы) являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), их учредители (участники) обладают правом членства в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что до внесения изменений в главу 4 ГК РФ СРО на практике создавались в основном в организационно-правовой форме некоммерческих партнерств.

 

Понятие ассоциации (союза) приведено в ст. 123.8 ГК РФ. По общему правилу ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких организаций. Как представляется, правоспособность СРО, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), является исключительной. Законом о СРО четко определены функции, права и обязанности таких организаций, а также ограничения их прав (ст. ст. 6, 14 Закона о СРО).

Таким образом, СРО является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и имеющей исключительную правоспособность.

 В научных исследованиях было высказано мнение о том, что СРО следует рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц <1>. Однако преобладающей всегда являлась позиция, согласно которой СРО - это особый публично-правовой статус, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр <2>.

--------------------------------

<1> См.: Колябин А.Ю. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих как юридическое лицо: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006; Журима И.Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

<2> См.: Аганина Р.Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Герасимов А.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

 

 Особый статус СРО отметил КС РФ: "Саморегулируемые организации арбитражных управляющих обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", с другой стороны - с даты включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П.

 

Нельзя не сказать, что СРО обладают рядом признаков юридических лиц публичного права, анализ которых представлен в научной литературе <1>. Очевидна специфика правовой природы саморегулируемых организаций, в деятельности которых прослеживается сочетание частных и публичных правовых начал.

--------------------------------

<1> Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран / Под ред. В.П. Мозолина, А.В. Турбанова. М.: Юстицинформ, 2011. С. 74; Романовская О.В. Публичные корпорации в российском праве. М.: Юстицинформ, 2010. С. 12.

 

 Данная позиция опровергается рядом авторов, доказывающих, что "саморегулируемая организация - исключительно частноправовой субъект" <1>. Так, обоснованная М.А. Егоровой концепция частноправового саморегулирования исходит из того, что саморегулируемые организации не осуществляют публичных функций, а исполняют обязанности по государственному регулированию предпринимательских отношений, в результате которых реализуется публичный интерес <2>.

--------------------------------

<1> Егорова М.А. Корпоративное управление как основа координации экономической деятельности своих членов саморегулируемой организацией // Юрист. 2014. N 20.

<2> Егорова М.А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. N 4.

 

Статус СРО на финансовом рынке может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных Законом о СРО на финансовом рынке, основанная на членстве и объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в ст. 3 Закона о СРО на финансовом рынке. Это деятельность:

- брокеров;

- дилеров;

- управляющих;

- депозитариев;

- регистраторов;

- акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- специализированных депозитариев;

- негосударственных пенсионных фондов;

- страховых организаций;

- страховых брокеров;

- обществ взаимного страхования;

- микрофинансовых организаций;

- кредитных потребительских кооперативов;

- жилищных накопительных кооперативов;

- сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

- форекс-дилеров.

Статус СРО на финансовом рынке приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности финансовых организаций. Под видом СРО на финансовых рынках понимается статус саморегулируемой организации, приобретенный в отношении соответствующего вида деятельности финансовой организации.

Статус СРО приобретается некоммерческой организацией при условии соответствия следующим установленным Законом о СРО требованиям:

1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми. Например, Закон об аудите предусматривает обязательность объединения в составе СРО аудиторов в качестве ее членов не менее 10 тыс. физических лиц или не менее 2 тыс. коммерческих организаций, соответствующих установленным требованиям.

Для приобретения статуса СРО на финансовом рынке некоммерческая организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона внутренних стандартов саморегулируемой организации, предусмотренных ст. 6 Закона о СРО на финансовых рынках;

3) наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, предусмотренных ст. ст. 20 - 23, 25 Закона о СРО на финансовых рынках, и соответствие их требованиям закона;

4) соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, требованиям, установленным ст. 24 Закона о СРО на финансовых рынках.

Статус СРО может быть приобретен в отношении нескольких видов деятельности финансовых организаций при условии соблюдения законодательно установленных требований.

По общему правилу некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр. Правила ведения государственного реестра СРО утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724.

Государственный реестр ведется Росреестром, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности. В последнем случае ведение государственного реестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным органом.

Например, Минфин России ведет государственный реестр СРО аудиторов <1>. Ведение государственного реестра СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов поручено Минсельхозу России. Функция ведения государственного реестра СРО в области энергетического обследования возложена на Минэнерго России. Росреестр уполномочен осуществлять функции ведения единого государственного реестра СРО оценщиков, арбитражных управляющих <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 30 апреля 2009 г. N 41н "Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов".

<2> См.: Приказ Минэкономразвития России от 8 июля 2010 г. N 284 "О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".

 

Информация о порядке предоставления государственной услуги по ведению реестра размещается на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <1>, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", средствах массовой информации и информационных материалах (брошюрах, буклетах) и т.п.

--------------------------------

<1> См., например, информацию на официальном сайте Росреестра в сети Интернет: http://www.rosreestr.ru.

 

На финансовом рынке статус СРО приобретается также со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр СРО в сфере финансового рынка принимается Банком России на основании ее заявления и документов, перечень которых определен в ч. 7 ст. 3. Ведение единого реестра СРО в сфере финансового рынка осуществляется Банком России.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре СРО, являются открытыми и общедоступными.

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является по общему правилу добровольным. Добровольное членство в СРО установлено для патентных поверенных, медиаторов, в сфере рекламы и др.

Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Так, обязательное членство предусмотрено в СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования и др. <1>.

--------------------------------

<1> По состоянию на декабрь 2015 г. в РФ насчитывается 1 154 СРО, из них 719 СРО - в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО. За период с 2010 по 2015 г. общее количество СРО увеличилось почти в 1,8 раза. При этом отмечается существенный рост количества СРО с добровольным членством (2,9 раза) и СРО в области энергетического обследования (3,6 раза). Кроме того, за указанный период сформировались первые СРО в сферах кредитной потребительской кооперации, медиации, актуарной деятельности и азартных игр. В остальных сферах рост количества СРО не превысил 50% (оценочная деятельность - 1,5 раза, инженерные изыскания - 1,4 раза, архитектурно-строительное проектирование - 1,2 раза, строительство - 1,2 раза). Данные приведены в распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2776-р.

 

Согласно Закону о СРО на финансовом рынке, членство финансовой организации в СРО, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия СРО соответствующего вида.

По общему правилу финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня СРО соответствующего вида;

2) прекращение своего членства в СРО.

Банк России вправе отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности или исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида либо обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации в случае нарушения финансовой организацией требований, установленных Законом к членству в СРО.

Следует обратить внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо членство в СРО или получение свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, возникает с момента вступления юридического лица в СРО или выдачи СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, правоспособность хозяйствующих субъектов ограничивается установлением в законодательстве обязательного членства в СРО либо необходимостью получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ.

Исходя из разработанных в литературе критериев и классификаций правового режима предпринимательской деятельности, ее ведение в условиях обязательного членства хозяйствующих субъектов в СРО, по нашему мнению, следует отнести к специальному режиму предпринимательства.

 Конституционность установленного законами обязательного членства в СРО подтвердил КС РФ: "В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П.

 

 Правовая позиция КС РФ относительно обязательного членства в СРО арбитражных управляющих впоследствии получила подтверждение применительно к СРО оценщиков, аудиторов <1> и др.: "Саморегулируемые организации... представляют собой профессиональные объединения, созданные согласно выраженной в законе воле государства, направленной на делегирование этим профессиональным объединениям определенных публичных функций. <...> федеральный законодатель может возложить на субъекты экономической деятельности, осуществляющие в том числе публичные функции, а следовательно, действующие не только в интересах извлечения прибыли, но и в целях удовлетворения общественных потребностей, в качестве условия осуществления их деятельности обязанность быть членами соответствующего профессионального объединения" <2>.

--------------------------------

<1> Определение КС РФ от 13 мая 2010 г. N 685-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

<2> Определение КС РФ от 10 февраля 2009 г. N 461-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

 

Очевидно, что обязательное членство в СРО является ограничением свободы предпринимательства. Важно, чтобы оно вводилось в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Для хозяйствующих субъектов вступление в СРО с обязательным членством означает "допуск к профессии", выполнение установленного законодательством требования, условия осуществления определенной предпринимательской либо профессиональной деятельности.

Согласно Закону о СРО, субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

Финансовая организация может являться членом только одной СРО определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства. Финансовая организация, осуществляющая деятельность, которая соответствует разным видам СРО, может являться членом нескольких СРО соответствующих видов или одной СРО, имеющей статусы саморегулируемой организации в отношении соответствующих видов деятельности финансовой организации.

Ассоциированными членами СРО могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой СРО того же вида, а также иные лица. Ассоциированные члены не учитываются при определении количества членов, необходимого для соблюдения требования к СРО. Их статус в СРО определен ст. 9 Закона о СРО на финансовых рынках.

Согласно Закону о СРО, саморегулируемые организации не вправе: осуществлять предпринимательскую деятельность <1>; учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ; осуществлять иные действия и совершать сделки, предусмотренные ст. 14 Закона о СРО.

--------------------------------

<1> Как представляется, в Закон о СРО должны быть внесены соответствующие дополнения, определяющие возможности СРО по осуществлению приносящей доход деятельности и требования, предъявляемые к ее ведению.

 

Ограничения прав СРО на финансовом рынке, ее должностных лиц и иных работников определены ст. 19 Закона о СРО на финансовых рынках. Отметим право такой СРО осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

 Хозяйственно-правовая доктрина относит СРО к субъектам предпринимательского права <1>, данные субъекты регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность членов своих организаций. При этом саморегулируемые организации следует рассматривать в качестве институционного средства саморегулирования предпринимательских отношений <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

<1> Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 152.

<2> Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография. М.: Статут, 2013. С. 116.

 

Классификация СРО может быть проведена в зависимости от:

- наличия или отсутствия законодательного требования вступления в СРО: СРО с обязательным и добровольным членством. СРО, основанные на обязательном членстве и являющиеся субъектами публичного права с частноправовыми элементами, Ю.Г. Лескова именует "публичными саморегулируемыми организациями" <1>;

--------------------------------

<1> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 16, 36 - 38.

 

- вида деятельности членов СРО (СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, медиаторов и др.);

- установления статуса СРО Законом о СРО, Законом о СРО в сфере финансового рынка, иным федеральным законом.

 

§ 4. Функции саморегулируемых организаций

 

Статья 6 Закона о СРО определяет основные функции, права и обязанности данных организаций.

 Анализ Закона о СРО позволяет выделить регулирующую (нормотворческую), контрольную, обеспечительную, информационную функции саморегулируемых организаций. Ю.Г. Лескова предлагает также к основным и обязательным функциям СРО относить функции: представительскую, организации повышения профессионального уровня и процедур разрешения споров (урегулирования конфликтов) <1>. Д.А. Петров, полагая, что функции СРО следовало бы разделить на: (а) статусные, в совокупности индивидуализирующие цели деятельности СРО в качестве особых субъектов права (регулятивно-нормотворческая, контрольная, дисциплинарная); (б) производные или вторичные функции, направленные на создание условий для осуществления статусных функций (арбитрабельная, представительская, информационно-обеспечительная, имущественно-обеспечительная), проводит их подробный анализ <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 19, 37.

<2> Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики: Монография. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 179 - 228.

 

Реализуя нормотворческую функцию, СРО разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

 Правовая природа локальных актов СРО, в том числе стандартов и правил, спорна. К примеру, О.Н. Максимович говорит о саморегулировании как об особой разновидности подзаконного правового регулирования <1>. Напротив, В.К. Андреев указывает, что СРО "не принимает нормативные правовые документы в определенной форме, поскольку не наделена правотворческой функцией, у нее нет соответствующей властной компетенции. Правила и стандарты, которые разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией, не являются нормой права, это не общеобязательные государственные предписания" <2>. Д.О. Грачев полагает, что правила СРО являются одним из способов унификации обычаев делового оборота и деловых обыкновений <3>, А.В. Басова предлагает считать их локальными нормативными актами <4>. Ю.Г. Лескова квалифицирует стандарты и правила СРО (а также акты органов СРО, имеющие внутриорганизационный характер) как корпоративные акты и акты саморегулирования <5>, считая возможным отнести их к числу локальных нормативных актов <6>. Нами также высказывалось мнение о том, что к числу корпоративных можно отнести лишь те акты СРО, которые определяют ее правовое положение как корпоративной организации. Что же касается локальных актов, обеспечивающих, наряду с законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, правовые основы саморегулирования, то они призваны решать иные задачи и по своей сущности не относятся к корпоративным <7>. В.А. Лаптев делит локальные нормативные акты СРО на две группы: (1) акты, определяющие правовое положение СРО и ее членов; (2) источники регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО. Относя ко второй группе стандарты и правила СРО, автор предлагает определить правила как нормы, регулирующие порядок осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, а стандарты как нормы, устанавливающие требования к характеристикам результата данной деятельности - продукта (работам, услугам, товарам) <8>.

--------------------------------

<1> Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 11.

<2> Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 181.

<3> Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 16.

<4> Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15.

<5> Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений: Монография. М.: Статут, 2013. С. 299.

<6> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 46.

<7> Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4.

<8> Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015 (автор главы - В.А. Лаптев). С. 40 - 47.

 

Утверждение стандартов и правил является обязательным требованием для получения публичного статуса СРО. Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики, а также могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

 Стандарты и правила СРО, а также иные акты саморегулируемых организаций следует рассматривать в качестве формы осуществления саморегулирования. Вместе с тем нами уже высказывалось мнение о том, что, если принятые в конкретной СРО стандарты и правила не содержат иные, помимо законодательных, требования, такие локальные акты не являются актами саморегулирования, а лишь дублируют положения Закона. В таком случае сложно говорить о реализации СРО нормотворческой функции <1>.

--------------------------------

<1> Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10.

 

Стандартами СРО на финансовом рынке признаются документы, устанавливающие требования к членам СРО и регулирующие отношения между членами СРО, между членами СРО и их клиентами, между СРО и ее членами и между СРО и клиентами ее членов.

Виды стандартов СРО на финансовых рынках:

- базовые - разработанные, согласованные и утвержденные в соответствии с требованиями ст. 5 Закона. Базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации;

- внутренние - разработанные и утвержденные в соответствии с требованиями ст. 6 Закона. Внутренние стандарты обязательны для исполнения членами саморегулируемой организации и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации.

Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится работниками соответствующего структурного подразделения СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок. Отметим, что низкая эффективность контроля СРО за соблюдением ее членами установленных требований была отмечена в Концепции в числе существенных недостатков функционирования отдельных элементов института саморегулирования.

Надзор за деятельностью самих СРО осуществляет уполномоченный орган государственной власти. Отметим, что общие правила проведения проверок определены Законом о государственном контроле. Вместе с тем ч. 4 ст. 1 данного акта определяет виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которых другими федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок. К числу таких видов относится и государственный контроль деятельности СРО <1>.

--------------------------------

<1> В Концепции низкая эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и недостаточный уровень разработанности правовых механизмов ответственности СРО были обозначены среди основных недостатков функционирования института саморегулирования.

 

Надзор за деятельностью СРО на финансовом рынке осуществляет Банк России в порядке, определенном ст. 28 Закона о СРО на финансовом рынке.

СРО наделены важнейшей в рыночных условиях хозяйствования функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. СРО вправе применять следующие способы обеспечения ответственности: создание системы личного и (или) коллективного страхования, формирование компенсационного фонда <1>.

--------------------------------

<1> Укажем на неэффективность механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями, на что было обращено внимание в Концепции. Отмечено практически полное отсутствие фактов выплат из компенсационных фондов СРО и практически полное отсутствие выплат по договорам страхования гражданской ответственности по требованиям заказчиков к членам СРО в совокупности с многократным превышением объема страховых премий над суммой страховых выплат.

 

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год.

Дополнительные требования могут быть установлены федеральными законами. Например, частью 2 ст. 55.4 ГрК РФ для СРО, осуществляющих строительство, предусмотрено формирование компенсационного фонда в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.

Порядок формирования компенсационного фонда СРО на финансовом рынке определяется специальными законами и актами Банка России. К примеру, правовой режим компенсационного фонда СРО форекс-дилеров определен ст. 50.1 Закона о РЦБ и указанием Банка России от 13 сентября 2015 г. N 3796-У "О требованиях к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации форекс-дилеров, а также о порядке и условиях компенсационных выплат".

СРО для обеспечения доступа к информации, в соответствии с требованиями Закона о СРО, обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой СРО. Перечень сведений, размещаемых на официальном сайте СРО, определен ч. 2 ст. 7 Закона о СРО. В порядке, определяемом самой СРО, она вправе размещать и иную информацию о деятельности своей и своих членов (ч. 7 ст. 7 Закона о СРО). Таким образом, принцип транспарентности (от фр. transparent - прозрачный) является одним из основополагающих принципов деятельности СРО. Следует отметить, что статьей 14.52 КоАП РФ предусмотрена ответственность СРО за нарушение обязанностей по раскрытию информации.

Помимо этого, СРО ведет реестр своих членов, который представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям Закона о СРО и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО. Лицо приобретает все права члена СРО с даты внесения сведений о нем в реестр членов СРО. Перечень сведений, включаемых в реестр, определен ч. 3 ст. 7.1 Закона о СРО.

 

§ 5. Органы управления и специализированные органы

саморегулируемых организаций. Меры

дисциплинарных взысканий, налагаемые на членов

саморегулируемых организаций

 

Органами управления СРО являются: общее собрание членов СРО; постоянно действующий коллегиальный орган управления; исполнительный орган. Функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.

К специализированным органам СРО, которые не являются органами управления, но создаются в обязательном порядке, относятся:

1) орган, осуществляющий контроль над соблюдением членами организации требований стандартов и правил СРО;

2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия.

Федеральными законами в отношении СРО отдельных видов деятельности может предусматриваться формирование иных специализированных органов. Например, в СРО оценщиков создается экспертный совет, членами которого проводится экспертиза отчетов об оценке.

К специализированным органам СРО на финансовом рынке, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО, относятся:

1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований Закона о СРО на финансовом рынке, иных федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО, условий членства в СРО;

2) орган СРО по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов СРО.

Предусмотрено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) члену СРО предупреждение;

3) наложение на члена СРО штрафа;

4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО;

5) иные установленные внутренними документами СРО меры.

Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (за исключением решения, предусмотренного вышеуказанным п. 4), могут быть обжалованы в постоянно действующий коллегиальный орган управления в сроки, установленные СРО. Решение постоянно действующего коллегиального органа управления об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов организации, в суд.

Правовая природа указанных мер дисциплинарного воздействия является дискуссионной.

 Г.О. Аболонин приводит аргументацию, согласно которой в основе дисциплинарного производства саморегулируемых организаций используется гражданско-правовой фундамент <1>. В.В. Романова приходит к выводу, согласно которому "юридическая ответственность членов саморегулируемых организаций имеет особое место среди различных видов юридической ответственности" <2>. Т.В. Кувакина предлагает использование термина "статусная ответственность", соотносит ее с гражданской, административной, уголовной и дисциплинарной <3>.

--------------------------------

<1> Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций - на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.

<2> Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М., Юрист, 2012. С. 381 - 383.

<3> Кувакина Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 158.

 

Таким образом, в условиях формирования теории саморегулирования, необходимо глубокое научное обоснование особой правовой корпоративной природы ответственности членов СРО.

Важно и то, что Закон о СРО предусматривает открытый перечень мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов организации. Аналогичные нормы содержатся и в специальном законодательстве. Так, согласно подп. 6 п. 1 ст. 20 Закона об аудите СРО аудиторов может применить и иные, помимо определенных данной статьей, установленные внутренними документами СРО аудиторов меры дисциплинарного воздействия. Данная норма, по сути, превращает права СРО по принятию в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия в неограниченные.

 Предваряя возможные злоупотребления СРО своими полномочиями, представляется необходимым применение следующей правовой конструкции: установление в Законе о СРО открытого перечня мер дисциплинарного воздействия, который может быть дополнен иными федеральными законами; определение специальными законодательными актами исчерпывающего перечня мер дисциплинарного воздействия, возлагаемых на членов соответствующих СРО, на основе Закона о СРО и с учетом специфики того или иного вида предпринимательской либо профессиональной деятельности.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем сущность саморегулирования предпринимательской деятельности?

2. Что такое СРО? Какие требования к ним предъявляются?

3. Каковы основные функции саморегулируемых организаций?

 

Литература

 

1. Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности. М., 2012.

2. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013.

3. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики: Монография. СПб.: Нестор-История, 2015.

4. Петров Д.А. Саморегулирование как способ правового регулирования отношений в сфере предпринимательства: предпосылки, воплощение и перспективы развития. М.: Проспект, 2016.

5. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

6. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015.

 

Глава 21. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.