Владеть: навыками поиска и применения норм, регулирующих правоотношения по обеспечению отдельных видов безопасности деятельности субъектов предпринимательства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Общие положения о правовом обеспечении безопасности

деятельности субъектов предпринимательства

 

Подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью, находятся в зоне высокого риска, являются уязвимыми. Само легальное понятие предпринимательской деятельности содержит указание на рисковый характер осуществляемой деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому перед многими субъектами предпринимательства довольно остро стоит вопрос обеспечения их безопасности. Объем работ, необходимых для обеспечения безопасности деятельности субъектов предпринимательства, в каждом конкретном случае индивидуален. Он зависит от размеров хозяйствующего субъекта, занимаемой им доли на рынке, номенклатуры выпускаемых товаров, специфики выполняемых работ, оказываемых услуг и др.

Большинство субъектов предпринимательства вынуждены уделять пристальное внимание обеспечению сохранности имущества, пропускному и внутриобъектовому режимам, информационной безопасности. Для некоторых субъектов довольно остро может стоять проблема обеспечения безопасности персонала, безопасности отдельных финансово-хозяйственных операций, противодействия рейдерским захватам и др.

Единого общепринятого понятия "безопасность" законодатель не дает, ограничиваясь формулированием дефиниций, применительно к отдельным видам безопасности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 1 Закона о пожарной безопасности; ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; п. 8 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5.

 

Под безопасностью следует понимать состояние, отражающее степень защищенности субъектов и (или) объектов, от реальных либо потенциальных рисков (угроз), происшествий, а также их возможных последствий.

Обеспечение безопасности деятельности (функционирования) субъектов предпринимательства является одной из важных управленческих функций, реализуемых на основе таких принципов, как: непрерывность, плановость, профессионализм, законность.

В настоящее время действует целый ряд актов различной юридической силы, на основе которых субъекты предпринимательства ведут работу по обеспечению безопасности своей деятельности. Большинство из них закрепляют право предпринимателя использовать различные силы и средства для обеспечения безопасности, защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Статья 34 Конституции РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Реализация отмеченных выше положений во многих случаях затруднительна либо попросту немыслима без принятия тех или иных мер по обеспечению безопасности деятельности субъекта предпринимательства.

Статьей 12 ГК РФ закреплен неисчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав, а ст. 14 ГК - возможность самозащиты гражданских прав (например, посредством установки решеток на окна, пожарно-охранной сигнализации, заведением сторожевых собак и др.).

Обеспечение безопасности деятельности субъектов предпринимательства должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, на основе принципа законности, т.е. с учетом имеющихся общих дозволений, а также ограничений и запретов.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При анализе нормативных правовых актов, опосредующих отношения по обеспечению безопасности деятельности субъектов предпринимательства, нельзя не обратить внимания на правовые нормы, которые не только предоставляют право предпринимателю обеспечивать свою безопасность различными способами, силами и средствами с учетом существующих ограничений и запретов, но и прямо обязывают его заниматься обеспечением отдельных видов безопасности.

Например, в соответствии со ст. 37 Закона о пожарной безопасности, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также исполнять иные обязанности организаций в области пожарной безопасности.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7358.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в случаях, если на находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании объектах может одновременно при определенных условиях находиться более пятидесяти человек, обязаны соблюдать требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. II). Ст. 7220.

 

§ 2. Инфраструктура безопасности

предпринимательской деятельности

 

Инфраструктура безопасности предпринимательской деятельности в настоящее время представлена довольно широким кругом возможных субъектов и участников рассматриваемых отношений:

- различными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта, на которые возложены, помимо основных для них задач, также и задачи по обеспечению отдельных видов безопасности;

- специально создаваемыми в организациях службами безопасности;

- иными субъектами, выполняющими работы и услуги по обеспечению отдельных видов безопасности (в силу закона и (или) договора).

Нередко безопасность обеспечивается силами и средствами имеющихся подразделений организаций (юридической, кадровой службами, бухгалтерией и др.). При минимальных издержках (финансовых, кадровых, организационных) субъект предпринимательства пытается решить возникающие в его деятельности проблемы по обеспечению отдельных видов безопасности. Как правило, эффективность проводимых организацией мероприятий по обеспечению безопасности невелика. Функция обеспечения безопасности для указанных выше структурных подразделений не является основной, а сотрудники (работники), на которых возлагаются дополнительные функциональные обязанности не являются профессионалами в области обеспечения того или иного вида безопасности. Кроме того, требуется постоянный контроль за выполнением возложенных на сотрудников организации обязанностей по обеспечению различных видов безопасности, в ряде случаев - организация взаимодействия между структурными подразделениями организации, а также иными организациями по обеспечению отдельных видов безопасности.

В силу имеющихся недостатков такого подхода к решению вопросов обеспечения своей безопасности, многие хозяйствующие субъекты идут по пути создания служб безопасности и (или) привлечению сторонних организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги по обеспечению отдельных видов безопасности.

Служба безопасности - структурное подразделение организации, основной целью которого является обеспечение комплексной (т.е. различных видов) безопасности организации.

Комплексная безопасность - это состояние защищенности от реальных и потенциальных угроз социального, экономического, техногенного, природного характера, которая обеспечивается совокупностью различных организационных, технических, правовых и иных средств (методов).

Комплексная безопасность обеспечивается единством действий различных подразделений организации. Такое единство может быть обеспечено в случае, если в организации существует необходимое структурное подразделение, обеспечивающее координацию и контроль за соблюдением требований организации к обеспечению безопасности в целом и ее отдельных видов.

Основные задачи службы безопасности:

- сбор и анализ информации о внешних и внутренних угрозах;

- разработка и реализация мероприятий по снижению существующих и потенциальных угроз (рисков);

- координация деятельности различных подразделений организации, привлеченных сил и средств в части обеспечения безопасности организации;

- контроль за соблюдением персоналом организации требований по обеспечению отдельных видов безопасности;

- взаимодействие с правоохранительными и иными органами по вопросам безопасности;

- противодействие криминальным структурам.

По общему правилу служба безопасности организации создается в инициативном порядке на основе приказа (распоряжения) исполнительного органа организации, а функционирует на основе Положения о службе безопасности. В некоторых случаях служба безопасности должна быть создана в организации в силу закона <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 11.1-2 Закона о банках; ч. 1 ст. 4 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

 

Структура службы безопасности и штатная численность работников данного подразделения во многом зависят от сферы деятельности организации, объема и сложности решаемых ею задач.

В структуре службы безопасности могут выделяться отделы: режима, защиты информации, инженерно-технический, аналитический (бизнес-разведки и контрразведки) и др.

Служба безопасности может быть представлена и одним лицом - специалистом службы безопасности, который выполняет часть задач по обеспечению безопасности деятельности субъекта предпринимательства (анализа, координации, контроля и др.).

Если служба безопасности представлена одним специалистом, вместо Положения о службе безопасности разрабатывается соответствующая должностная инструкция.

Наличие в организации службы безопасности не исключает возможности привлечения в необходимых случаях внешних специализированных организаций и (или) лиц, занимающихся частной практикой в рассматриваемой сфере.

В настоящее время круг субъектов, выполняющих работы, оказывающих услуги в области обеспечения отдельных видов безопасности, довольно широк. К ним, в частности, относятся: частные охранные и некоторые другие организации <1>, частные детективы.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.

 

Привлечение специальных субъектов для обеспечения безопасности деятельности предпринимателя может быть как его правом, так и его обязанностью.

Так, юридическое лицо, осуществляющее перевозку наркотических средств, обязано обеспечить их охрану. При этом оно должно иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности. В случае отсутствия у организации лицензии на частную охранную деятельность, охрана наркотических средств может осуществляться путем привлечения к перевозке: частной охранной организации, подразделений вневедомственной охраны, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций <1>.

--------------------------------

<1> Часть 3 ст. 21 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; ч. 3 Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 449 // СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2982.

 

§ 3. Правовое обеспечение отдельных видов безопасности

в предпринимательстве

 

Обеспечение сохранности имущества, внутриобъектового и пропускного режимов на объектах хозяйствующего субъекта может осуществляться: собственными силами и средствами организации, привлеченными силами и средствами либо сочетанием собственных и привлеченных сил и средств.

Наибольшее распространение для решения вышеуказанных задач на практике получило использование субъектами предпринимательства сил и средств частных охранных организаций.

Частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию <1> на осуществление частной охранной деятельности <2>.

--------------------------------

<1> См.: п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании; ст. 11.2 Закона о частной детективной и охранной деятельности.

<2> Статья 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности.

 

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью. Правоспособность такой организации является исключительной (не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной).

Законодательством установлены специальные требования к руководителю и работникам частной охранной организации (частным охранникам), а также ряд ограничений для учредителей такой организации <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: ст. ст. 11.1, 12 и 15.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности.

 

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.

Оказание охранных услуг осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком (юридическим либо физическим лицом) и исполнителем (охранной организацией) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Шаронов С.А. Договор на оказание услуг частной охранной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006; Сухоруков В.А. Договор охраны имущества как средство минимизации предпринимательских рисков: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007.

 

Помимо частных охранных организаций охрану имущества субъектов предпринимательства также могут обеспечивать подразделения ведомственной и вневедомственной охраны.

Ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств <1>.

--------------------------------

<1> Статья 1 Закона о ведомственной охране.

 

Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание государственной ведомственной охраны, определяется Правительством РФ <1>. Организации, имеющие право на создание ведомственной охраны, определяются федеральным законом <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N 514 "Об организации ведомственной охраны" // СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3100.

<2> См., например: п. 10.1 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 5814; ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

 

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, одной из обязанностей полиции является охрана на договорной основе имущества граждан и организаций. Такая охрана обеспечивается подразделениями вневедомственной охраны.

При определении предпринимателем субъекта, способного обеспечивать сохранность имущества, внутриобъектовый и пропускной режимы, следует учитывать наличие запрета на осуществление частной охранной деятельности на отдельных объектах. Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны, а также некоторые иные объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594; Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" // САПП РФ. 1992. N 8. Ст. 506; распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-р "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией" // СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5397.

 

Охрана отдельных объектов и лиц со специальным статусом обеспечивается органами государственной охраны <1>, внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ <2>, органами внешней разведки РФ <3>, Вооруженными Силами РФ <4> и иными государственными органами обеспечения безопасности.

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 12 - 15 ФЗ от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

<2> См.: ст. ст. 2, 19 ФЗ от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

<3> См.: п. п. 6, 7 ст. 6 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 143.

<4> См.: ст. ст. 22 и 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

 

Аналитическая деятельность, основной задачей которой является обеспечение безопасности субъекта предпринимательства, включает в себя бизнес-разведку и контрразведку. Эта деятельность проявляет себя через добывание, обработку и анализ определенной информации (разведывательной и контрразведывательной информации).

Бизнес-разведка - комплекс мероприятий, осуществляемый в интересах хозяйствующего субъекта и направленных на сбор, обработку и доведение до лиц, принимающих управленческие решения, информации о планах, намерениях, возможностях, действиях участников рынка и иных субъектов, способных причинить вред деятельности хозяйствующего субъекта.

Помимо анализа внешних потоков информации, субъекты предпринимательства должны принимать определенные усилия по своевременному выявлению рисков, угроз, которые могут исходить от работников организации, в т.ч. принимать меры по противодействию разведывательной деятельности (контрразведывательная деятельность), которая может вестись либо уже ведется в организации.

Бизнес-разведка и контрразведка осуществляются на основе общих дозволений, ограничений и запретов.

Из специальных норм необходимо упомянуть запрет на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также наличие законодательно закрепленного перечня услуг, допускаемых в целях сыска.

Статьей 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности определен исчерпывающий перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а ст. 6 Закона - перечень оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, запрещается оказывать сыскные услуги, возможный каталог которых определен Законом. Поэтому сбор отдельных видов информации в интересах хозяйствующего субъекта требует привлечения частного детектива.

Частный детектив - гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший лицензию <1> на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий следующие услуги:

--------------------------------

<1> См.: ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности; Приказ МВД РФ от 29 сентября 2011 г. N 1039 "Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника" // БНА. 2012. N 3.

 

- сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

- выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

- поиск без вести пропавших граждан;

- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

- сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

- поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества.

Между частным детективом и заказчиком в письменной форме заключается договор на оказание сыскных услуг.

Большинство хозяйствующих субъектов являются обладателями юридически значимой информации, в связи с чем вправе либо обязаны принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации <1>.

--------------------------------

<1> Части 2 и 7 ст. 9 Закона об информации.

 

В основном субъекты предпринимательства должны обеспечивать безопасность информации, отнесенной к коммерческой тайне, государственной тайне, персональным данным работников и иных лиц (например, банковской тайны, налоговой тайны, врачебной тайны).

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона об информации, обладатель информации обязан принимать меры по защите информации. Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, является обязательным.

В ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне законодатель закрепил неисчерпывающий перечень мер по охране конфиденциальности информации. Наряду с этими мерами, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе также применять средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству меры.

Отдельные субъекты предпринимательства <1> в своей деятельности имеют дело со сведениями, составляющими государственную тайну <2>.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078; ч. 4 ст. 5 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

<2> См. подробнее: Закон о государственной тайне; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"; Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".

 

Такие организации обязаны: создать условия, обеспечивающие защиту сведений, отнесенных к государственной тайне (иметь в своем составе подразделение по защите государственной тайны, специально подготовленных сотрудников, сертифицированных средств защиты информации и др.) <1>; осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением работ только с разрешения уполномоченного государственного органа ограниченному кругу лиц (юридическим лицам, имеющим соответствующую лицензию; физическим лицам - имеющим соответствующий допуск) <2>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 27 Закона о государственной тайне; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1540.

<2> Статья 17 Закона о государственной тайне.

 

Субъекты предпринимательства, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом <1>. Они обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

--------------------------------

<1> Ст. 7 Закона о персональных данных.

 

Контрольные вопросы

 

1. Укажите виды угроз, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Сформулируйте понятие и назовите основные задачи, решаемые службой безопасности организации.

 

Литература

 

1. Кузнецов И.Н. Бизнес-безопасность: Учеб. пособие. М.: Дашков И.К., 2012.

2. Мохов А.А. Служба безопасности коммерческой организации: правовой аспект // Безопасность бизнеса. 2015. N 1.

3. Мохов А.А. Бизнес-разведка: понятие и источники правового регулирования // Безопасность бизнеса. 2015. N 3.

4. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

5. Семенов А.С. Основы безопасности бизнеса: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского технологического института, 2015.

 

Глава 18. ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 197.