§ 1. Способы и формы защиты прав предпринимателей
Понятие "защита прав" законодатель не дает, ограничиваясь перечислением возможных способов и форм защиты прав, а также указанием на лиц, управомоченных применять существующие способы защиты прав в тех или иных формах.
В доктрине существует несколько теорий (теория функций, теория мер, теория деятельности), пытающихся объяснить феномен защиты прав <1>. При этом защита прав рассматривается в литературе с позиций регулятивных либо преимущественно охранительных правоотношений <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер: Учеб. пособие. Свердловск, 1980. С. 39; Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984; Сулейменов М.К. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2006. С. 147; Тужилова-Орданская Е.М. Понятие и способы защиты прав на недвижимое имущество. М., 2007. С. 15.
<2> См. подробнее: Мотовиловкер Е.А. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж, 1990; Яковлев В.Ф. Структура гражданских правоотношений // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М., 2001.
Вне зависимости от существующих подходов целью защиты является разрешение возникающих конфликтов между субъектами различными путями (посредством пресечения правонарушения, устранения нарушения права, восстановления нарушенного имущественного положения потерпевшего и др.).
Под способом защиты права понимают закрепленную законом совокупность мер (приемов), посредством которых достигается поставленная цель защиты (предупреждение правонарушения, устранение отрицательных последствий правонарушения, восстановление нарушенных прав, компенсация понесенных потерь и др.) <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб., 2000. С. 35 - 36; Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 14; Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 17.
Способы защиты права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Исходя из цели защиты можно выделить восстановительные, пресекательные, штрафные способы защиты.
По отраслевой принадлежности можно различать гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и иные способы защиты прав <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996.
Субъекты предпринимательской деятельности в основном активно пользуются гражданско-правовыми способами защиты своих прав, неисчерпывающий каталог которых перечислен в ст. 12 ГК РФ (признание права, пресечение действий, нарушающих право, возмещение убытков и др.). Административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты прав предпринимателей, как правило, являются дополнительными (по отношению к гражданско-правовым способам).
Возможные способы защиты нарушенного права, как правило, определены законом либо вытекают из существа спорного правоотношения.
Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Этот порядок именуется формой защиты гражданского права.
Под формой защиты права понимают регламентированную законом совокупность процедур, мероприятий по защите права <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Воложанин В.П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров. С. 8; Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 12 - 14; Шакарян М.С. Соотношение судебной формы с иными формами защиты субъективных прав граждан // Актуальные проблемы защиты субъективных прав граждан и организаций. М., 1985. С. 7; Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 53.
В юридической литературе можно встретить указание на различное число форм защиты субъективных прав, выделяемых по различным основаниям.
В зависимости от правового положения субъекта защиты можно различать государственную и негосударственную защиту прав предпринимателей.
В зависимости от наличия либо отсутствия специального органа по разрешению определенных категорий дел, можно различать юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты гражданских прав.
Юрисдикционная форма защиты в соответствии с действующим законодательством допускает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке.
Неюрисдикционная форма защиты гражданского права - это защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным государством органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав.
Наибольшее распространение получило выделение судебной, внесудебной (в первую очередь административной) защиты прав, а также самозащиты гражданских прав <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Шакарян М.С. Соотношение судебной формы с иными формами защиты субъективных прав граждан. С. 7 - 8; Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав. С. 17 - 19; Белых В.С. Формы и способы защиты прав хозяйственных организаций: Учеб. пособие. М., 1985. С. 5.
Судебная защита прав предпринимателей - одна из самых распространенных форм защиты в силу ее универсальности, наличия строгой процессуальной формы, призванной обеспечить целевые установки деятельности по отправлению правосудия (вынесение законного, обоснованного, мотивированного постановления по делу), исключить возможный произвол как со стороны тяжущихся, так и со стороны суда.
Деятельность судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских, административных и др.) детально урегулирована нормами процессуального законодательства.
При применении судебной формы защиты активно используются иски (возражения на иски), жалобы, представления и др.
Нельзя не упомянуть досудебный порядок разрешения споров. Такой порядок может быть установлен федеральным законом <1>, а также соглашением между сторонами, которые могут использовать широкий арсенал способов досудебного разрешения конфликтов (переговоры, медиация и др.). В этих случаях соблюдение досудебного порядка обязательно до обращения стороны правового конфликта в суд <2>.
--------------------------------
<1> См., например: ч. 2 ст. 139 НК РФ; ч. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; ч. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; ч. 1 ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
<2> См., например: ч. 5 ст. 4 АПК РФ; ст. 132 ГПК РФ; ч. 3 ст. 4 КАС РФ.
Необходимость обязательного досудебного порядка разрешения спора закон устанавливает для согласования сторонами взаимных претензий и ликвидации конфликтов до обращения в суд.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Для защиты гражданских прав в административном порядке (в административной форме) характерны подача жалоб, заявлений и обращений, принятие правозащитного решения уполномоченным органом государственной власти и управления.
Защиту прав в административном порядке следует отличать от административного судопроизводства, осуществляемого судами, в порядке, предусмотренном КАС РФ. Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Самозащита гражданских прав осуществляется самим управомоченным лицом, она не связана с деятельностью юрисдикционных органов.
Самозащита является одной из первоначальных форм защиты, главным достоинством которой является оперативная результативность <1>.
--------------------------------
<1> Дернбург Г. Пандекты. М., 1906. Т. 1. Общая часть. С. 342.
Право за самозащиту гражданских прав (т.е. на защиту гражданских прав без обращения к юрисдикционному - судебному или административному органу) закреплено в ст. ст. 12 и 14 ГК РФ. Однако самозащита гражданских прав не может быть неограниченной: способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Самозащита реализуется при необходимой обороне, крайней необходимости, удержании имущества и др.
§ 2. Государственные органы, организации и лица,
осуществляющие защиту либо содействующие защите прав
и законных интересов предпринимателей
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, на основе которых осуществляется предпринимательская деятельность.
Защита прав предпринимателей осуществляется нормами гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и другого законодательства. В связи с этим в правоотношениях по защите прав и законных интересов предпринимателей принимает участие довольно большой круг субъектов.
В зависимости от правового положения субъекта защиты, как уже отмечалось, следует различать государственную и негосударственную защиту прав предпринимателей.
Государственная защита прав предпринимателей осуществляется судами, органами исполнительной власти, органами прокуратуры и др.
Негосударственная защита осуществляется органами местного самоуправления и их должностными лицами, нотариусами, третейскими судами, медиаторами, саморегулируемыми организациями, общественными организациями и др.
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории страны.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ единую систему исполнительной власти в России образуют органы исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Структура органов исполнительной власти довольно сложна, определяется рядом актов федерального <1> и регионального законодательства.
--------------------------------
<1> См., например: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2754.
Помимо решения задач по управлению в различных сферах жизнедеятельности, в т.ч. в сфере экономического развития, некоторые органы исполнительной власти и их должностные лица имеют правомочия разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере (административная юрисдикция).
Основаниями для разрешения данных споров являются обращения участников административно-правовых отношений в органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит разрешение этих споров.
С целью совершенствования механизмов разрешения споров в административном порядке в отдельных субъектах РФ создаются специальные органы, подразделения, штабы, комиссии.
Самостоятельное место среди федеральных органов власти занимает прокуратура РФ.
Организация, порядок деятельности Прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другими федеральными законами.
Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории государства.
Уполномоченные по защите прав предпринимателей - новый институт российского права. Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей" <1> была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3509.
Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В настоящее время обсуждаются предложения об учреждении института уполномоченных в отдельных сферах предпринимательской и иной экономической деятельности (например, на рынке финансовых услуг, страховом рынке).
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Более детально круг вопросов местного значения определен ст. 14 Закона о местном самоуправлении.
На органы местного самоуправления и их должностных лиц, как показывает анализ действующего законодательства, могут возлагаться правомочия по разрешению во внесудебном порядке отдельных споров.
Конституция РФ гарантирует следующее: каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В связи с этим представляется важным выделение общественной защиты прав предпринимателей как разновидности негосударственной формы защиты.
Во-первых, субъекты предпринимательской деятельности вправе объединяться для защиты своих прав и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться в т.ч. и для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.
Во-вторых, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе вступить в саморегулируемую организацию, а отдельные субъекты предпринимательской либо профессиональной деятельности обязаны быть членами таких организаций.
Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
Кроме того, одной из функций саморегулируемой организации является образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).
Следует также упомянуть ч. 2 ст. 24 Закона о государственном контроле, согласно которой объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:
- обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
В настоящее время получили известность следующие организации, осуществляющие защиту прав и интересов предпринимателей, а также созданию благоприятных условий хозяйствования в стране в целом и регионах:
- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- Межрегиональная общественная организация "Московская Ассоциация Предпринимателей";
- Региональная общественная организация содействия защите прав предпринимателей и гражданских инициатив "Содействие" (г. Москва).
Важную роль в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей играет организация своевременного и эффективного правового обеспечения их деятельности.
Для этого субъекты предпринимательской деятельности, в зависимости от особенностей ведения бизнеса, масштаба и сложности решаемых задач могут привлекать адвокатов и иных юристов на договорной основе, вводить в штат юрисконсультов, создавать правовые подразделения (юридическую службу), передавать функции по правовому сопровождению деятельности организации на аутсорсинг.
§ 3. Судебная защита прав предпринимателей
Судебная власть (правосудие) в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).
Право на судебную защиту гарантируется каждому (ст. 46 Конституции РФ).
Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе.
Судебную систему в настоящее время составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
В той или иной степени рассмотрение споров с участием предпринимателей и защиту прав предпринимателей осуществляют все ветви судебной власти в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством. Главная нагрузка по разрешению споров с участием предпринимателей лежит на арбитражных судах.
Согласно ст. ст. 1 и 3 АПК РФ, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и иные дела, отнесенные к их подведомственности федеральным законом (ст. ст. 27 - 29 АПК РФ).
Систему арбитражных судов в соответствии с Законом об арбитражных судах составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; (арбитражные суды субъектов РФ); специализированные арбитражные суды.
Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
- обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- формирование уважительного отношения к закону и суду;
- содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Суды общей юрисдикции также рассматривают некоторые категории гражданских дел с участием предпринимателей. Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
В соответствии с КАС РФ рассматриваются некоторые категории дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Например, речь идет о делах об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций и некоторых других категориях административных дел.
Предприниматели также вправе отстаивать свои права и путем использования механизма конституционно-правовой защиты. Юридические лица и индивидуальные предприниматели довольно часто пользуются данным механизмом, отстаивая свои права и охраняемые законом интересы.
В случае если предприниматель полагает, что его права нарушаются конкретным законом, ограничивающим его права, он вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке. При этом жалоба должна быть мотивирована, т.е. содержать указания на то, в чем не соответствуют Конституции РФ конкретные законы в целом или в части, а также каким именно конституционным положениям они не соответствуют.
КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты либо их отдельные положения, признанные КС РФ неконституционными, утрачивают свою юридическую силу. Решение, принятое КС РФ, является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
Решения КС РФ обязательны на всей территории государства для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
§ 4. Внесудебная защита прав предпринимателей
Предприниматель в силу требований действующего законодательства постоянно вступает в различные отношения с органами власти и управления. В ряде случаев предпринимать сталкивается с нарушениями отдельными должностными лицами требований действующего законодательства, вольной трактовкой норм права, волокитой.
Закон предусматривает юридические механизмы защиты прав и законных интересов предпринимателей в административном порядке.
Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В соответствии с ч. 1 ст. 138 НК РФ предприниматель вправе обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в других законах <1>.
--------------------------------
<1> См., например: ст. 22 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; ст. ст. 36 и 37 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Определенную роль в регулировании отношений, возникающих при осуществлении проверок субъектов предпринимательской деятельности, играет Закон о государственном контроле. Он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
Законом закреплен перечень прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Органы прокуратуры, как отмечалось, могут принимать участие в защите прав и законных интересов предпринимателей.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокуроры вправе приносить протесты на противоречащие закону правовые акты в органы или должностным лицам, которые издали соответствующие акты, либо в вышестоящие органы или вышестоящим должностным лицам.
Об устранении нарушений закона прокурором может вноситься представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокуроры также могут участвовать в судебном процессе по отдельным категориям дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Участие прокуроров в арбитражном процессе является одним из действенных средств укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.
Нельзя также не упомянуть нотариат как орган негосударственной бесспорной гражданской юрисдикции.
Нотариусы, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года <1>, совершают целый ряд нотариальных действий: удостоверяют сделки; налагают и снимают запрещения отчуждения имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершают исполнительные надписи; совершают протесты векселей; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков; принимают на хранение документы; обеспечивают доказательства и др.
--------------------------------
<1> РГ. 1993. 13 марта.
Перечень возможных нотариальных действий является открытым, поскольку законом могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. Так, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", было введено новое нотариальное действие - удостоверение нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.
В последние десятилетия во всем мире активно развивается практика применения альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. Большое внимание развитию альтернативных способов разрешения споров уделяется в последние годы и в России <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление VIII Всероссийского съезда судей "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития" // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 40.
Существует много различных способов разрешения тех или иных правовых конфликтов (переговоры, посредничество, передача спора на разрешение третейского суда и др.).
Самым простым с технико-юридических позиций способом разрешения возникающих между сторонами конфликтов являются переговоры. Формализация здесь сведена к минимуму. Главное - наличие воли и желания разрешить возникший конфликт, не доводя его до суда и не тратя значительные финансовые средства, время и силы. Во взаимоотношениях между людьми существует большое разнообразие переговоров, которые могут вестись с различных позиций - силы, права, интересов. Они могут происходить непосредственно между участниками, вовлеченными в проблему, или между представляющими их интересы посредниками.
Процедура урегулирования споров с участием посредника - медиатора в настоящее время регулируется Законом о медиации.
Процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.
Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.
Деятельность третейских судов регулируется Законом о третейских судах.
Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
В третейских судах по соглашению сторон рассматриваются любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Правовой спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Такое соглашение обязательно должно быть в письменной форме. Это может быть отдельный документ, подписанный сторонами, либо оно может быть заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, и в нем обязательно должно содержаться полное наименование третейского суда.
Ссылка в гражданско-правовом договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. В науке эти два способа соглашения называют третейской записью и третейской оговоркой.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. В случае если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Действующее законодательство допускает образование двух видов третейских судов - постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (разовые).
Постоянно действующие суды, как правило, образуются общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о СРО, саморегулируемая организация образует третейский суд для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами.
Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами (регламентами, положениями и т.п.) постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства.
Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.
Третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.
Третейский судья должен быть независим от сторон спорного правоотношения, не иметь какой-либо заинтересованности в исходе дела. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Следует отметить, что действие Закона о третейских судах не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
Деятельность международного коммерческого арбитража регулируется Законом о международном коммерческом арбитраже.
В Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:
- споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.
В России в настоящее время действует два постоянно действующих третейских суда - Международный арбитражный коммерческий суд (МАКС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.
Дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту и свободную реализацию прав и законных интересов предпринимателей, стало создание в соответствии с Законом об уполномоченных по защите прав предпринимателей нового правозащитного института.
В России действуют Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Основными задачами Уполномоченного являются:
- защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом;
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, обращается в суды и исками о защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Законом.
Контрольные вопросы
1. Каковы возможные способы и формы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности?
2. Перечислите государственные органы, должностных лиц, общественные организации, которые вправе осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
3. В чем состоят преимущества и недостатки судебной защиты прав предпринимателей?
Литература
КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Арбитражный процесс" (отв. ред. В.В. Ярков) включен в информационный банк согласно публикации - Инфотропик Медиа, 2010 (4-е издание, переработанное и дополненное). |
1. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Инфотропик Медиа, 2014.
2. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Волтерс Клувер, 2009.
3. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и организаций. М.: Городец, 1997.
4. Мохов А.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (постатейный, научно-практический). М.: Контракт, 2014.
5. Мохов А.А. О третейских судах саморегулируемых организаций // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 10.
6. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.
Глава 17. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Знать: понятие и виды безопасности; виды угроз, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности; источники права, регулирующие общественные отношения по обеспечению безопасности деятельности субъектов предпринимательства; понятие и сущность службы безопасности организации.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 225.