Знать: понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности; понятие, признаки и виды банковского кредитования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уметь: отграничивать финансирование от инвестирования; "читать" условия кредитного договора, ориентироваться в видах обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.

Владеть: навыками оформления заявки на получение субсидии, анализа законодательства и судебной практики в сфере субсидирования, государственного кредитования; навыками оспаривания положений кредитного договора, влекущих неосновательное обогащение кредитора.

 

§ 1. Понятие и виды финансирования

предпринимательской деятельности

 

Для нормального функционирования хозяйствующего субъекта ему нужны средства для закупки сырья, материалов комплектующих, оплаты за электроэнергию, водоснабжение, расчетов по заработной плате и прочих подобных расходов для обеспечения его текущих потребностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Как показывает практика, из-за отсутствия оборотных средств (особенно это проявляется в годы кризиса) многие организации вынуждены сокращать работников, переходить на неполную рабочую неделю, а то и вовсе прекращать свою основную производственную деятельность.

Нормальная производственная деятельность невозможна без ее финансирования. Финансирование - это обеспечение предпринимательской деятельности денежными средствами. В более узком значении этого понятия о финансировании говорят, когда сравнивают условия предоставления средств хозяйствующим субъектам третьими лицами. Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление средств <1> (в отличие от кредитования).

--------------------------------

<1> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2009. С. 499; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2001. С. 357.

 

Необходимо различать внутреннее и внешнее финансирование. Внутреннее финансирование - это получение средств за счет собственных источников и их использование. Внешнее финансирование - это предоставление средств в распоряжение хозяйствующего субъекта другими лицами, например, в виде субсидии от государства.

Кредитование обеспечивает как текущие потребности хозяйствующих субъектов (например, кредит выдается на пополнение оборотных средств), так инвестиционные (например, кредит для реализации инвестиционного проекта). Кредитные правоотношения можно рассматривать как самостоятельное звено в системе финансовых правоотношений. Финансирование - более широкое понятие, кредитование - внешнее финансирование, отличающееся совокупностью признаков (такими, например, как возвратность, возмездность).

Финансирование необходимо отличать от инвестирования, особенно в случаях инвестирования в денежной форме.

При инвестировании средства от третьих лиц поступают в виде вклада в уставный (складочный капитал) организации, в обмен на акции, доли участия в уставном капитале (объекты инвестиционной деятельности). Цель инвестора - получить прибыль на вложенный капитал.

Финансирование не создает и не увеличивает уставный (складочный) капитал, средства передаются в распоряжение хозяйствующего субъекта от третьих лиц безвозмездно, цель получения прибыли у передающего средства отсутствует.

При внутреннем финансировании средства могут направляться как на текущие потребности (например, на оплату за пользование электроэнергией), так и на инвестиционные цели (например, на строительство цеха, на приобретение нового оборудования). В последнем случае мы говорим об инвестиционном финансировании.

Итак, различаются следующие виды финансирования:

1) в зависимости от цели - финансирование текущее и инвестиционное;

2) в зависимости от источника финансирования - внутреннее и внешнее финансирование;

3) в свою очередь, внешнее финансирование в зависимости от субъекта, предоставляющего средства, может быть государственным (за счет средств государственного бюджета), муниципальным (за счет средств бюджетов муниципальных образований), благотворительным (за счет средств частных собственников);

4) в зависимости от условий предоставления средств - кредитование и финансирование.

Кредитование может быть государственным, банковским и коммерческим.

Отметим, что в условиях рынка основным видом финансирования является самофинансирование. Важнейший источник самофинансирования - прибыль. Именно она обеспечивает возможность расширенного воспроизводства, использования для производства товаров современных технологий, поставки на рынок новых товаров.

 

§ 2. Правовые основы государственного финансирования

и кредитования предпринимательской деятельности

 

2.1. Финансирование предпринимательской деятельности

в форме субсидий

 

В рыночных условиях хозяйствующие субъекты, не обеспечивающие финансирование за счет собственных и заемных средств, чаще всего прекращают свою деятельность, в том числе путем банкротства. Лишь в определенных, предусмотренных законом случаях, они могут получить финансовую поддержку от государства. Одной из форм такой поддержки является предоставление субсидий.

Субсидии - денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ).

За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете и принимаются в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В таких правовых актах должны быть определены:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, за исключением государственных (муниципальных) учреждений;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При предоставлении субъектам деятельности в сфере промышленности финансовой поддержки в форме предоставления субсидий могут устанавливаться дополнительные особенности предоставления субсидий, в частности, использование конкурсных механизмов предоставления субсидий с включением в число критериев отбора их получателей показателей эффективности использования субсидий; установление штрафов в сумме, эквивалентной предоставляемой субсидии, при недостижении субъектом деятельности в сфере промышленности - получателем субсидии показателей эффективности, установленных при ее предоставлении (ст. 10 Закона о промышленной политике).

Выделим юридически значимые факты для получения субсидии хозяйствующим субъектом:

а) субсидии и их размеры должны быть предусмотрены законом о бюджете;

б) принятие постановления Правительства РФ (или акта уполномоченного им федерального государственного органа) о порядке предоставления субсидий;

в) заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии;

г) представление получателем субсидии главному распорядителю средств заявки на предоставление субсидии с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы или неполученные доходы, для компенсации которых предназначена субсидия или отчета со ссылкой на соответствующие документы;

д) рассмотрение распорядителем средств документов заявителя и принятие решения о выплате субсидии либо о возврате документов заявителю с указанием причин возврата;

е) поручение распорядителя средств Федеральному казначейству о перечислении средств - субсидии с лицевого счета распорядителя средств в Федеральном казначействе на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.

Субсидии носят строго целевой характер. В случае нецелевого использования бюджетной субсидии предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению (ст. 289 БК РФ).

Отметим, что международные договоры расширяют понятие субсидий. Например, согласно Протоколу о единых правилах предоставления промышленных субсидий, являющемуся приложением N 28 к Договору о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), субсидия:

а) финансовое содействие, которое оказывается субсидирующим органом (или уполномоченной государством-членом структурой), в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества и которое осуществляется посредством:

- прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов), или приобретения доли в уставном капитале, или его увеличения, или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам);

- полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства-члена (например, налоговые льготы, списание долга). При этом освобождение экспортируемого промышленного товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо уменьшение таких пошлин и налогов, либо возврат таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия;

- предоставления товаров или услуг (за исключением промышленных товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры);

- приобретения промышленных товаров;

б) любая другая форма поддержки доходов или цен, которая действует (прямо или косвенно) на сокращение ввоза промышленного товара с территории любого государства-члена или на увеличение вывоза промышленного товара на территорию любого государства-члена, в результате чего предоставляется преимущество.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) также дает широкое понятие субсидии. Она определяется как финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, т.е. когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций); или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы); правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары.

Полагаем, что следует в БК РФ, иных нормативных правовых актах РФ, а также в научных и учебных целях сохранить сложившееся понятие субсидии, как наиболее отвечающее сущности этого вида поддержки предпринимательства. А вот формы государственной поддержки следует рассматривать как более широкое понятие, включающее как субсидии, так и другие меры государственной поддержки (налоговые льготы, государственные гарантии и пр.).

 

2.2. Финансирование государственных и муниципальных нужд

 

Государство, муниципальные образования в целях финансового обеспечения выполнения своих функций, в частности в социальной сфере, в сфере обороны и безопасности, планируют и используют бюджетные средства и средства из внебюджетных источников в установленном законодательством порядке.

Публично-правовое образование, осуществляя финансирование государственных и муниципальных нужд, обеспечивает тем самым нормальное функционирование институтов власти, собственной деятельности. В этом смысле можно говорить о государственном самофинансировании. В целом же деятельность государства в сфере финансирования закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных нужд является хозяйственной деятельностью.

БК РФ в его первоначальной редакции давал понятие капитальных расходов бюджетов <1> и текущих расходов. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики <2>.

--------------------------------

<1> О государственных инвестициях см. главу 32.

<2> Капитальные и текущие расходы бюджетов были предусмотрены ст. ст. 67 - 68 БК РФ. Эти статьи утратили силу на основании Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.

 

Хотя в настоящее время БК РФ таких понятий не содержит, однако сущность финансирования и инвестирования остается прежней - инвестирование (инвестиционное финансирование) приводит к созданию или увеличению государственного имущества в виде основных средств, а финансирование обеспечивает выполнение государственных полномочий, функций (например, затраты на оплату труда служащих, на закупку продовольствия, одежды, обуви для нужд вооруженных сил).

Выразителями государственных интересов в обеспечении государственных нужд при подборе поставщиков на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг являются государственные заказчики - органы государственной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени РФ или субъекта РФ.

Муниципальные заказчики действуют от имени муниципальных образований.

Государственные заказчики в установленном Законом о контрактной системе порядке определяют поставщиков, подрядчиков и заключают с ними государственные контракты.

 

2.3. Правовые основы государственного кредитования

 

В отличие от субсидий, кредиты за счет средств бюджетов (бюджетные кредиты) предоставляются на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные кредиты предоставляются хозяйствующим субъектам - российским юридическим лицам только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.2 БК РФ). Такое кредитование осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ, в которой отражаются цели, сумма, срок кредитования, конечный получатель кредита (ст. 93.5 БК РФ).

Таким образом, государство отказалось от практиковавшегося ранее прямого кредитования предпринимателей из бюджета, сформированного за счет внутренних источников, прежде всего, налоговых платежей.

Современная кредитная политика государства ориентирует на банковское кредитование, осуществляемое в том числе банками, созданными с участием государства в их уставном капитале (ПАО "Сбербанк России", ПАО "Банк ВТБ" и др.). Формами государственной поддержки предпринимателей в таких случаях являются государственные гарантии на случай невозврата кредита, субсидии на уплату части процентов за пользование кредитными ресурсами.

Как и банковское, государственное кредитование основано на таких принципах, как возмездность (заемщик обязан платить за пользование кредитными ресурсами), возвратность, срочность (кредит предоставляется на определенный срок).

В целях поддержки предприятий в сфере промышленности им могут предоставляться займы на льготных условиях государственными фондами развития промышленности, создаваемыми Российской Федерацией или субъектами РФ в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения (ст. 11 Закона о промышленной политике).

В РФ действует федеральное автономное учреждение Российский фонд технологического развития (сокращенное наименование - Государственный фонд развития промышленности).

Займы предоставляются предприятиям от имени фонда, но за счет средств федерального бюджета. Для выполнения фондом функции финансовой поддержки промышленных предприятий ему из бюджета выделяются субсидии в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ <1>. Займы на льготных условиях являются формой проектного финансирования.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1388 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" // СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7467.

 

Фондом по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством экономического развития РФ определяются условия и порядок финансового обеспечения проектов, включающие:

а) порядок отбора проектов, в том числе порядок экспертизы заявок на получение финансового обеспечения проектов;

б) условия финансового обеспечения проектов;

в) порядок обеспечения возврата займов, предоставленных в качестве финансового обеспечения проектов;

г) порядок осуществления Фондом контроля за возвратом предоставленных средств.

Высший орган управления фондом (Наблюдательный совет) утверждает порядок предоставления финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, порядок и условия финансирования проектов государственным фондом развития промышленности.

 

§ 3. Банковское кредитование

предпринимательской деятельности

 

Современный период характерен усилением роли кредита. Без него не обходятся ни государства, ни предприятия, ни население. С помощью кредита происходит перелив ресурсов, банкам кредитование приносит значительную часть процентных доходов, а заинтересованные хозяйствующие субъекты восполняют временный недостаток собственных средств.

Банковское кредитование обладает специфическими чертами, характерными только для этого вида деятельности.

1. Банковское кредитование является банковской операцией.

2. В банковском кредитовании в качестве кредитора выступает специальный субъект - банк или небанковская кредитная организация, имеющая право совершать соответствующую банковскую операцию.

3. Банковский кредит может быть предоставлен только денежными средствами - в рублях и иностранной валюте.

4. Банковское кредитование осуществляется за счет привлеченных во вклады и на банковские счета денежных средств юридических и физических лиц.

5. Правовой формой кредита служит кредитный договор, который должен быть заключен в письменной форме.

6. При банковском кредитовании наряду с частными присутствуют и публичные интересы, что находит свое отражение в необходимости образования кредитными организациями специальных резервных фондов, соблюдения установленных экономических нормативов.

Банковский кредит предоставляется при обязательном соблюдении определенных принципов - возвратности, срочности и платности, что следует из ст. 1 Закона о банках.

Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены. Подтверждением возвратности является предоставление заемщиком документов о его платежеспособности.

Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок. Срочность - установленное в договоре время, в течение которого сумма кредита может находиться в распоряжении заемщика и по истечении которого она должна быть возвращена кредитору. Срок возврата кредита устанавливается сторонами самостоятельно. Обычно он определяется календарной датой или истечением определенного периода времени. Срок возврата кредита может быть определен и моментом до востребования.

Сумма кредита с согласия кредитора может быть возвращена досрочно. По общему правилу банк не обязан давать такого согласия. Ведь в отличие от договора беспроцентного займа, где заимодавец не имеет интереса в передаче займа, в кредитном договоре складывается иная ситуация. Предоставляя кредит, банк рассчитывает на получение заранее определенной прибыли в виде процентов. Он заинтересован в том, чтобы кредит был возвращен своевременно, т.е. не только не позже, но и не раньше срока возврата, предусмотренного договором. В связи с этим банки, как правило, при досрочном погашении кредита осуществляли взыскание с заемщиков процентов за пользование кредитными средствами, начисленных до конца срока действия договора, первоначально определенного сторонами.

 Однако, как указал Президиум ВАС РФ, взыскание с заемщика причитающихся процентов за период, в течение которого заемщик уже не пользуется денежными средствами вследствие их досрочного возврата, влечет неосновательное обогащение банка, поскольку эти денежные средства могут быть размещены в виде предоставления кредита иному лицу на рыночных условиях. Причитающиеся проценты подлежат начислению до момента фактического возврата основной задолженности по кредиту, а также исходя из соотношения необходимости компенсации банку упущенной выгоды, и за период, соразмерный разумному сроку, требующемуся банку на размещение иным заемщикам полученных от должника денежных средств при наличии соответствующих доказательств возникновения убытков у кредитора <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. N 8983/12 по делу N А40-102819/11-46-900 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 2.

 

Принцип платности банковского кредитования предполагает возмездное предоставление кредита и выражается в процентах, которые устанавливаются по договору. При установлении платы за кредит кредитные организации учитывают следующие факторы:

- ставку рефинансирования Банка России;

- среднюю процентную ставку по межбанковским кредитам;

- спрос на кредит со стороны хозяйствующих субъектов;

- срок, на который испрашивается кредит;

- репутацию заемщика и наличие обеспечения.

Порядок начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, регулируется Положением Банка России от 26 июня 1998 г. N 39-П <1>.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 26 июня 1998 г. N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками" // Вестник Банка России. 1998. N 53 - 54; N 61.

 

Принципы срочности, возвратности и платности схватывают сущность всевозможных форм и видов кредита. Именно эта триада принципов банковского кредитования не вызывает сомнений и находит свое отражение как в законодательстве, так и в юридической литературе.

 Следует отметить, однако, что ряд авторов <1> к обязательным принципам кредитования присоединяют еще несколько принципов, среди которых считаем необходимым упомянуть принципы добровольности и резервности банковского кредитования.

--------------------------------

<1> См., например: Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 245.

 

Добровольность как обязательный признак банковского кредитования требует выделения в силу того, что в юридической литературе иногда предпринимаются попытки квалификации договора банковского кредитования как публичного либо обязательного к заключению.

 Так, по мнению Н.Н. Захаровой, если банк путем рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, приглашает заключить кредитный договор, то речь может идти о заключении публичного договора <1>. Указанная позиция была подвергнута критике В.В. Витрянским, который справедливо отметил, что, напротив, общепризнанные принципы кредитования - срочность, возвратность, платность - означают, что банковские кредиты могут предоставляться только тем заемщикам, чье финансовое положение и, стало быть, возможности своевременного возврата полученных денежных сумм не вызывают сомнений <2>.

--------------------------------

<1> Захарова Н.Н. Кредитный договор. М., 1996. С. 11.

<2> См.: Витрянский В.В. Кредитный договор: понятие, порядок заключения и исполнения. М., 2005. С. 82 - 85.

 

Принцип резервности обусловлен спецификой кредитования, как высокорискового вида деятельности. В целях снижения рисков кредитные организации обязаны формировать специальный резерв на возможные потери по ссудам. Для формирования резервов они осуществляют классификацию выданных кредитов в пять категорий качества по уровню риска их невозврата с учетом обеспечения кредита и качества обслуживания долга. Размер резерва пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком принятых на себя обязательств и варьируется от 0% (стандартные кредиты с хорошим обслуживанием долга и хорошим финансовым положением заемщика) до 100% (безнадежные ссуды с плохим обслуживанием долга и неудовлетворительным положением заемщика) <1>. Указанный резерв обеспечивает создание стабильных условий банковской деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам.

--------------------------------

<1> Алексеева Д.Г., Пыхтим С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 366.

 

В настоящее время формирование резерва осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2004. N 28.

 

Факультативными принципами банковского кредитования являются обеспеченность и целевой характер. Эти принципы используются, если такова воля сторон, и не должны применяться, если не включены в кредитный договор.

Требование об обеспечении кредита не носит императивный характер, а является экономически стимулируемым, обусловленным необходимостью избежания неблагоприятных последствий со стороны банка условием. ГК РФ называет следующие способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание вещи должника, поручительство, независимая гарантия, задаток, обеспечительный платеж. Для кредитных правоотношений наиболее характерно использование в качестве обеспечения залога, поручительства, независимой гарантии. Задаток и удержание вещи должника нетипичны для обеспечения кредитного договора, поэтому к ним прибегают крайне редко. Отметим, что обеспечительный платеж, как способ обеспечения исполнения обязательств, введен Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Эта новелла сняла жаркие дискуссии относительно возможности использования обеспечительного платежа в качестве способа обеспечения обязательств и устранила явное противоречие между действовавшим законодательством, правоприменительной практикой и деловым оборотом <1>. Что же касается неустойки, то этот способ обеспечения обязательств не может в современный период удовлетворить интересы банков, так как она представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. На практике же, однако, чаще всего увеличение самой суммы долга не приводит к реальному возврату кредита и, как правило, не покрывается имуществом должника, т.е. наличие в договоре условия о неустойки не создает реальной возможности возврата суммы кредита <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее об этом: Оськина И., Лупу А. Могут ли деньги быть залогом? // ЭЖ-Юрист. 2013. N 2. С. 9.

<2> Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М.: Юристъ, 2002. Т. 2. С. 132.

 

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 329 ГК РФ предусматривается, что исполнение обязательств может обеспечиваться и другими способами, предусмотренными законом или договором. Помимо названных выше способов, банки для гарантирования реального возврата кредитных средств, используют и такие средства обеспечения, как договор об отступном, перевод долга, уступка права требования т.д.

В качестве примера установления способа обеспечения исполнения обязательств, который закреплен иным законом, можно упомянуть ч. 5 ст. 29 Закона об НПС, предусматривающую, что гарантийный фонд платежной системы используется оператором платежной системы либо по его поручению центральным платежным клиринговым контрагентом или расчетным центром в целях обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы.

Обеспеченность кредита проверяется кредитной организацией на протяжении всего срока пользования кредитом. В случае утраты обеспечения либо ухудшении его условий, кредитная организация имеет право потребовать от заемщика досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов (если иное не предусмотрено договором).

Целевой характер банковского кредитования подразумевает, что кредитный договор может быть заключен с условием использования предоставленного заемщику кредита на определенную цель (реконструкцию предприятия, покрытие недостатка оборотных средств и т.п.). Заемщик, приобретая право распоряжения заемным капиталом по целевым кредитным договорам, подвергается дополнительному ограничению в его использовании: он обязан обеспечить целевое использование суммы кредита. Помимо этого, заемщик обязан обеспечить кредитной организации возможность осуществления контроля (как документально, так и фактического) за целевым использованием кредита. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору и потребовать досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов (если иное не предусмотрено договором).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что банковское кредитование представляет собой банковскую операцию кредитной организации, состоящую в размещении привлеченных во вклады и на банковские счета денежных средств клиентов от своего имени и за свой счет на условиях добровольности, возвратности, платности и срочности в соответствии с кредитным договором, заключаемым между кредитной организацией и заемщиком.

Кредитные организации предоставляют хозяйствующим субъектам разнообразные виды кредитов, которые можно классифицировать по различным основаниям.

По срокам погашения кредиты подразделяются на кредиты до востребования (онкольные) и срочные.

Ссуда до востребования это такая ссуда, погашение которой банк может потребовать в любое время. В этом случае для определения момента возврата заемщиком кредита, если иное не установлено кредитным договором, подлежат применению правила абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК РФ.

Срочные кредиты подразделяются на краткосрочные (от одного дня до одного года), среднесрочные (от года до трех-пяти лет) и долгосрочные - на более продолжительные сроки. Сроки средне- и долгосрочных кредитов в разных странах различны. В зарубежной практике на долю краткосрочных кредитов приходится меньше половины всех кредитов и больше половины на среднесрочные (от года до пяти лет). В России чаще используются краткосрочные кредиты. Отсутствие сравнительно "длинных" и дешевых ресурсов является главной трудностью для работы российских банков на ипотечном рынке. Прежде всего, это вызвано экономической нестабильностью в стране, отсутствием соответствующих ресурсов для кредитования и высоким кредитным риском. Сегодня рынок ссуд со сроками более трех лет практически полностью контролируется кредитными организациями с участием государства или нерезидентов, обладающими заведомым преимуществом в стоимости фондирования.

В зависимости от наличия обеспечения кредиты делятся на необеспеченные (бланковые) и обеспеченные.

Обеспечением ссуды может служить обеспечительный платеж, залог недвижимого имущества, закладные под автомобиль и другие виды движимого имущества. Обеспечением ссуды может быть также поручительство или гарантия либо страхование риска непогашения ссуды страховой компанией.

Бланковые кредиты, как правило, предоставляются только первоклассным по кредитоспособности клиентам, с которыми банк имеет давние связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам. Кредит им выдается в ходе осуществления производственного процесса для удовлетворения потребности в дополнительных денежных средствах, носящих преимущественно кратковременный характер (от одного до трех месяцев). Поскольку ссуда выдается без обеспечения ее возврата соответствующими обязательствами, то процентная ставка устанавливается на более высоком уровне, чем по другим кредитам.

По размерам ссуды бывают:

- мелкие (величиной менее 1% собственных средств банка);

- средние (величиной от 1 до 5% собственных средств банка);

- крупные (величиной более 5% собственных средств банка).

Банковское кредитование предпринимательской деятельности можно классифицировать и по основным группам заемщиков. Здесь, прежде всего, различают корпоративное кредитование и кредитование малого и среднего предпринимательства.

Корпоративное кредитование осуществляется в отношении крупных хозяйствующих субъектов: экспортно-ориентированных предприятий, компаний нефтепереработчиков, предприятий недропользователей, крупных сельскохозяйственных, промышленных и торговых компаний. Широко распространенными разновидностями корпоративного кредитования являются факторинг, проектное финансирование, секьюритизация активов и др. <1>.

--------------------------------

<1> Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. М.: Проспект, 2012. С. 306.

 

Кредитование малого и среднего предпринимательства распространено в меньшей степени. Несмотря на то что потребность малых и средних предприятий в заемных средствах постоянно растет, реально кредиты выдаются в гораздо меньшем объеме. По оценкам экспертов, объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России смогут догнать объемы аналогичного кредитования в развитых странах не ранее чем через 15 лет. Однако, несмотря на отсутствие финансирования инвестиционных проектов с большим горизонтом инвестирования, кредитные ресурсы банков в ряде случаев служат поддержкой амбициозных проектов малого и среднего бизнеса. Успешные проекты, направленные на предоставление разнообразных услуг (оценочных, аудиторских, медицинских и т.д.) обычно находят развитие в построении сетей под своим брендом (как пример, "Лаборатория Инвитро"). Проекты в сфере торговли товарами народного потребления, как правило, следуют по пути увеличения объемов торговли товарами выбранной группы. Зачастую их успешное развитие связано с превращением субъекта в крупное оптовое предприятие дилера какой-либо производственной компании, одновременно приоритетной задачей становится вхождение со своим товаром в торговые сети в качестве поставщика (как пример, "Элэвел"). Реже, на базе торговли каким-либо одним видом продукции строится торговое предприятие, работающее по системе "супермаркета", т.е. организуется оптовый склад, предлагающий сразу множество торговых позиций необходимых для кого-то одновременно (например, "Славянка") <1>.

--------------------------------

<1> Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 182 - 186.

 

В завершение отметим, что, изучая банковское кредитование, необходимо обращать самое пристальное внимание на судебную практику.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое субсидия?

2. Кому и на каких условиях предоставляются государственные кредиты?

3. Раскройте понятие и основные принципы банковского кредитования.

4. Назовите основные виды банковских кредитов.

 

Литература

 

1. Витрянский В.В. Кредитный договор: понятие, порядок заключения и исполнения. М., 2005.

2. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М., 2006.

3. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Финансы: Учеб. пособие: В 2 т. М., 2012.

4. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.

5. Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016.

6. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: Монография. М., 2011.

 

Глава 14. СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Знать: правовую природу страхования, интересы предпринимателей, подлежащие страховой защите, риски предпринимателей, подлежащие минимизации при помощи страхования, виды и особенности отдельных видов страхования имущественных интересов предпринимателей.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 277.