Владеть: навыками работы с нормативными правовыми актами и материалами судебной практики в области информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Общая характеристика правового режима информации

 

Понятие информации и ее правовое регулирование. Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в законодательстве как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона об информации).

Согласно Закону об информации она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (п. 1 ст. 5). Информация - нематериальное благо, поэтому ее доступность для восприятия обеспечивается посредством внешней, объективированной формы выражения - через устную речь или путем закрепления на материальном носителе (бумаге, диске и др.). Закон (ст. 11) различает правовой режим информации и ее материальных носителей, права на которые регулируются гражданским законодательством.

Отношения по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (информационные отношения) в сфере бизнеса регулируются большим количеством нормативных правовых актов как информационного, так и предпринимательского законодательства, которые базируются на нормах Конституции РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования и защиты информации (ст. ст. 23, 24, 29, 71).

Основополагающим актом в рассматриваемой области выступает Закон об информации. К источникам правового регулирования информационных отношений относятся ГК РФ (гл. 37, 38, 54, 75 и др.), Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, Закон о государственной тайне, Закон о коммерческой тайне, Закон об электронной подписи" и др., а также практически все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Информация присутствует в результатах творческой деятельности, правовой режим которых определяется законодательством об интеллектуальной собственности.

Частью национальной правовой системы являются соглашения РФ, связанные с ее участием в международных объединениях (ВТО, Таможенном союзе, ЕАЭС). Например, Договор о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) содержит приложение N 3 "Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза". В целях реализации Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС и первоочередных мерах по ее реализации <1> приняты Правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли <2>.

--------------------------------

<1> См.: Решение N 60 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.).

<2> Утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. N 5.

 

В сфере осуществления предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования основную роль играет документированная информация. Согласно Закону об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель (ст. 2).

Требования к документированию информации, т.е. к форме и реквизитам документов, устанавливаются законодательством РФ или соглашением сторон. Правила и стандарты документального оформления информации, предусмотренные законодательством, прежде всего касаются документов, которые обращаются в публичной сфере, например, при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, в области статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Важное значение для упорядочения документооборота имеют акты государственных органов в области стандартизации. Так, в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) <1> входит Унифицированная система организационно-распорядительной документации, которая включает в себя формы документов по созданию, реорганизации, ликвидации, оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия.

--------------------------------

<1> Утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299 (ред. от 26.05.2015).

 

Наряду с традиционными письменными документами, выполненными на бумажном носителе, все более широкое применение находят электронные документы. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Закона об информации).

В соответствии с ГК РФ документ приобретает юридическую силу после его подписания уполномоченным лицом. Подтверждение юридической силы документа, передаваемого с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, может осуществляться электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Понятие, виды и порядок использования электронных подписей определяются Законом об электронной подписи.

Возможность оформления и передачи информации в форме электронных документов предусмотрена многими нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. В частности, НК РФ (ст. 80), Законом о бухгалтерском учете (ст. ст. 9, 10), Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (гл. 1) <1> и др.

--------------------------------

<1> Утв. Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П // Вестник Банка России. 2012. N 34.

 

Электронный документооборот все более широко применяется между предпринимателями в гражданско-правовой сфере. Обмен электронными документами в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ приравнивается к заключению договоров в простой письменной форме.

Реализация Стратегии развития информационного общества в РФ предполагает повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса на основе использования информационных технологий <1>. Одним из направлений этого процесса выступает создание и интеграция информационных систем в различных сферах государственного регулирования предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> Утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // РГ. 2008. N 34.

 

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Закона об информации). К информационным системам можно отнести информационные фонды, банки данных, библиотеки, архивы и др. Например, Федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства, учрежденный Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998. N 169 <1>, негосударственная информационно-справочная правовая система "КонсультантПлюс" и т.д. Информационные системы в различных отраслях государственного управления представлены в виде таких систем учета и регистрации информации, как реестры, регистры, кадастры и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 943.

 

Данные о субъектах предпринимательства и их деятельности отражаются в различных информационных системах, например, Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), торговом реестре, реестре государственных контрактов, государственном кадастре недвижимости и др.

В последние годы активно формируются информационные системы по обеспечению развития бизнеса в различных отраслях российской экономики - топливно-энергетическом комплексе, промышленности, торговле, в сфере госзакупок <1> и др. Так, создание информационных систем предусмотрено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" <2>, ст. 20 Закона о торговле, ст. 3 Закона о контрактной системе, ст. 14 Закона о промышленной политике и др.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Кузнецова Н.В. Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных нужд // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 1.

<2> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7060.

 

Субъектами информационных правоотношений являются физические и юридические лица, а также публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), от имени которых полномочия осуществляются государственными органами или органами местного самоуправления.

Перечисленные субъекты могут выступать в качестве обладателей или получателей информации, а также иных субъектов в установленных законом случаях.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Права и обязанности обладателя информации предусмотрены законом. В частности, он вправе определять порядок и условия доступа к информации; использовать и передавать ее другим лицам по своему усмотрению, принимать меры по защите информации (п. п. 3, 4 ст. 6 Закона об информации).

Закон об информации определяет также правовое положение специальных субъектов - участников информационных отношений с использованием сети Интернет. К ним относятся: оператор информационной системы, владелец информационно-телекоммуникационной сети, владелец сайта в сети Интернет (в том числе блогер), провайдер хостинга, организатор распространения информации в сети Интернет, оператор поисковой системы (ст. ст. 2, 6, 10, 10.1, 10.3, 15).

Государственное регулирование и контроль в информационной сфере. Основные цели и задачи государственной политики в информационной сфере, а также пути и способы их достижения определяются в Стратегии развития информационного общества в РФ <1>, Концепции правовой информатизации России <2>, Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 г. <3> и других актах долгосрочного государственного прогнозирования и планирования.

--------------------------------

<1> Утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

<2> Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966 // САПП РФ. 1993. N 27. Ст. 2521.

<3> Утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р // СЗ РФ. 2013. N 46. Ст. 5954.

 

Разработка и реализация государственных программ развития информационных технологий в РФ, а также формирование правовых основ информационного развития российского общества являются важнейшими направлениями государственного регулирования в информационной сфере. В числе других направлений можно назвать сертификацию и лицензирование, контроль за соблюдением требований, установленных законодательством, и др.

В РФ осуществляется сертификация средств защиты информационных систем, баз и банков данных, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций, в порядке, установленном ФЗ от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1>. Обязательной сертификации подлежат информационные системы государственных органов и организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

 

Государство обеспечивает лицензирование отдельных видов деятельности в области информации, информационных технологий и защиты информации <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 171 // СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1297.

 

Функции государственного регулирования и контроля в информационной сфере реализуют различные федеральные органы исполнительной власти: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в ведении которого находятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная агентство связи, Федеральная агентство по печати и массовым коммуникациям), Федеральное архивное агентство (в ведении Министерства культуры РФ), Федеральная служба государственной статистики (под руководством Правительства РФ) и др.

Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, а также по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 // СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1431.

 

§ 2. Правовой режим отдельных видов информации,

используемой в предпринимательской деятельности

 

2.1. Виды информации и их правовой режим

 

Информацию можно классифицировать на виды по множеству различных оснований: сфере использования (экономическая, правовая, экологическая и т.д.); видам носителя (на бумаге, дисках и др.). В зависимости от предоставления или распространения информация подразделяется: на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц; информацию, которая подлежит предоставлению или распространению; распространение которой в РФ ограничивается или запрещается (п. п. 2, 3 ст. 5 Закона об информации).

Законодательством могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. Так, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, называется официальной (п. 9 ст. 14 Закона об информации).

 Статус официальной информации дает право субъектам на нее ссылаться, поскольку предполагается ее абсолютная публичная достоверность <1>.

--------------------------------

<1> Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. N 5. С. 73.

 

С точки зрения информационного обеспечения предпринимательской деятельности особое значение имеет деление информации по категории доступа на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа (ч. 2 ст. 5 Закона об информации).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных законами ограничений. При этом законодательством определяются виды информации, к которым доступ не может быть ограничен (п. 4 ст. 8 Закона об информации).

Выделение информации ограниченного доступа обусловлено необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами. Перечни подобной информации содержатся, в частности, в Законе об информации, а также Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

 

Особенностью правового режима информации ограниченного доступа является соблюдение ее конфиденциальности, под которой понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (ст. 2 Закона об информации).

В деятельности субъектов предпринимательства могут использоваться различные виды конфиденциальной информации:

1) информация, отнесенная к государственной тайне. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Правовой режим этой информации и перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются Законом о государственной тайне (ст. 5), Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" <1> и др.;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

2) персональные данные, т.е. любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Порядок доступа к ней определяются Конституцией РФ (ст. 24), Законом об информации (п. п. 8, 9 ст. 9, ст. ст. 15.5, 16), Законом о персональных данных и др. <1>.

--------------------------------

<1> ТК РФ (ст. ст. 85 - 90), Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" (п. 5 ст. 14) и др.

 

Предоставление и обработка сведений о личности гражданина могут осуществляться с его согласия, кроме случаев, установленных законом (п. 8 ст. 9 Закона об информации, ст. 9 Закона о персональных данных);

3) информация, составляющая профессиональную тайну. Закон об информации определяет ее как сведения, полученные физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9). Это так называемая врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, страховая тайна и др. Данная информация подлежит защите, если обязанности по соблюдению ее конфиденциальности возложены на указанных лиц законами, например, ГК РФ (ст. ст. 946, 1123), НК РФ (ст. 102), Законом об аудите (ст. 9), Законом об организации страхового дела (ст. 33) и др.

 К информации, связанной с профессиональной деятельностью, часто относят сведения, составляющие налоговую и банковскую тайну. В юридической литературе нет единства мнений об их принадлежности. Информация, составляющая налоговую тайну, может быть отнесена к служебной тайне, поскольку она связана с деятельностью государственных органов. Оба указанных вида информации могут также рассматриваться как разновидность коммерческой тайны, используемой в профессиональной деятельности банка или налоговых органов <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Лебедева Н., Еремеев М. Налоговая тайна как объект защиты // Юрист. 2004. N 1. С. 56; Гизатуллин Ф. О режиме банковской тайны // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 75.

 

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением некоторых сведений, в частности, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях налогового законодательства и др. (ч. 1 ст. 102 НК РФ).

Законодательное понятие банковской тайны можно определить исходя из анализа норм ст. 857 ГК РФ, ст. 57 Закона о Банке России и ст. 26 Закона о банках как сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, иные сведения о клиентах и корреспондентах, установленные кредитной организацией в процессе осуществления ее деятельности.

Указ Президента N 188 относит к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, также информацию, составляющую тайну связи. Запрет на свободный доступ к сведениям, составляющим тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передающихся по средствам почтовой и электронной связи, устанавливается ст. 23 Конституции РФ, законодательством о связи (например, ст. ст. 53, 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

 

4) информация, относящаяся к служебной тайне.

 Юридическая природа этой информации, ее содержание и соотношение с другими видами информации являются дискуссионными в юридической науке <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Бачило И., Гаврилов А. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 28; Волчинская Е. Информационная безопасность бизнеса: правовые аспекты // Закон. 2002. N 12. С. 5.

 

Выделяя служебную тайну в качестве самостоятельного вида информации, Указ Президента РФ N 188 определяет ее как "служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна)" (п. 3).

Особенности защиты информации, относящейся к данной категории, установлены в нормативных актах, регулирующих отношения в различных сферах государственной деятельности. Например, в Законе о защите конкуренции (ст. 26), Законе о государственной гражданской службе (п. 9 ч. 1 ст. 17);

5) инсайдерская информация. Она представляет собой конфиденциальную информацию (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и др.), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах ст. 2 Закона об инсайдерской информации);

6) сведения об объектах интеллектуальной собственности, т.е. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (п. 6 Указа Президента РФ N 188). Правовой режим охраны таких сведений регулируется Законом об информации (ст. ст. 15.2, 15.6, 15.7) и законодательством об интеллектуальной собственности;

7) сведения, составляющие коммерческую тайну (ч. 4 ст. 9 Закона об информации, п. 5 Указа Президента РФ N 188);

8) иные сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами. Например, сведения, относящиеся к процедуре медиации; информация, предоставляемая профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также участниками торгов и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 5 Закона о медиации, ст. 8.1 Закона о РЦБ, ст. 23 Закона о торгах и др.

 

2.2. Правовой режим коммерческой тайны

 

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Исходя из определения информации, составляющей коммерческую тайну, можно выделить признаки данной информации:

- коммерческая ценность;

- неизвестность третьим лицам;

- отсутствие свободного доступа к такой информации на законном основании;

- принятие мер обладателем этой информации к охране ее конфиденциальности (введение режима коммерческой тайны).

Сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие указанные признаки, признаются секретом производства (ноу-хау) (ст. 1465 ГК РФ).

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, помимо ноу-хау может включать в себя разнообразные сведения, представляющие коммерческий интерес и охраняемые субъектом предпринимательской деятельности (о составе имущества, банковских счетах, контрагентах и др.). Секрет производства (ноу-хау) охраняется в режиме коммерческой тайны и в то же время выступает объектом исключительных прав (гл. 75 ГК РФ).

Вместе с тем режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, предусмотренных ст. 5 Закона о коммерческой тайне (например, содержащиеся в учредительных документах юридического лица или данных о нем в государственных реестрах и др.).

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет этой информацией на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем мер, которые должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, предусмотренные п. п. 3 и 5 (ст. 10 Закона о коммерческой тайне).

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается локальными актами юридического лица (положениями о коммерческой тайне).

Режим конфиденциальности в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, может быть также предусмотрен гражданско-правовым договором.

 

§ 3. Право на доступ к информации и его реализация

в сфере предпринимательской деятельности

 

В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важнейшая составляющая конституционного права на информацию - право на доступ к информации. Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования (ст. 2 Закона об информации).

Порядок и условия доступа к информации определяются законом или - в установленных законом случаях - ее обладателем.

Законными способами получения информации являются ее создание при осуществлении собственной деятельности (например, сведения о финансовых показателях юридического лица), получение при исполнении субъектами трудовых или служебных обязанностей, в процессе ее распространения и предоставления.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Распространение информации может осуществляться путем ее публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет и др. Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, например, по запросу государственного органа, посредством ее передачи по гражданско-правовому договору и др.

Нормы о распространении и предоставлении информации содержатся во многих законодательных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность. Например, НК РФ (ст. 32), Закон о государственной регистрации (ст. ст. 6 - 7.1), Закон о приватизации (ст. 15) определяют правила предоставления соответствующих сведений и документов.

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создают официальные сайты в сети Интернет с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов). Например, сведения о государственной регистрации юридических лиц подлежат размещению в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355 "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации" // БНА. 2006. N 28.

 

Право субъектов предпринимательства на доступ к информации неразрывно связано с их обязанностью предоставлять информацию компетентным государственным органам. Перечни представляемых в обязательном порядке видов информации устанавливаются федеральными законами, а порядок и условия такого представления - уполномоченными государственными органами. Так, согласно ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации, индивидуальные предприниматели обязаны представлять антимонопольному органу по его мотивированному требованию документы и иную информацию. Законом предусмотрены обязанности предпринимателей по представлению документированной информации в форме бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности (например, ст. 23 НК РФ, ст. ст. 28, 30 Закона об организации страхового дела и др.).

Частным случаем распространения информации является раскрытие информации - обязательное обеспечение доступа к информации о субъектах предпринимательства путем публикации установленных законом сведений в средствах массовой информации в сети Интернет. Раскрытие информации направлено на обеспечение не только публичных интересов, но и интересов самих предпринимателей в получении необходимой коммерческой информации. Обязанности по раскрытию информации содержатся в правовых нормах, регулирующих предпринимательскую деятельность: ст. 30 Закона о РЦБ, ст. 8 Закона о банках, ст. 7 Закона о СРО, ст. 6 Закона о защите прав инвесторов и др. Так, ст. 92 Закона об АО предусматривает, что публичное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и другие сведения, определяемые в соответствии с законом.

Отсутствие свободного доступа к информации конфиденциального характера, обладателями которой выступают субъекты предпринимательской деятельности, не исключает возможности доступа к ней государственных органов. Его основания и порядок, а также перечень органов, имеющих на это право, предусматриваются нормами банковского, налогового, валютного, таможенного и других отраслей законодательства, а также законами, определяющими правовое положение различных государственных органов (Счетной палаты, правоохранительных органов, суда и др.). Например, в ст. 6 Закона о коммерческой тайне предусмотрено, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, предоставляет ее по мотивированному требованию государственного (муниципального) органа.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее государственному (муниципальному) органу данный орган вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

 Так, арбитражный суд отклонил доводы банка о незаконности требований антимонопольного органа представить сведения об обслуживании клиента, содержащие банковскую тайну, указав при этом, что в Законе о защите конкуренции прямо говорится об обязанности коммерческих организаций представлять информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2013 г. N 09АП-26120/2013 по делу N А40-26909/2013.

 

В современных условиях информация все более приобретает товарный характер, выступая объектом гражданского оборота, опосредуемого гражданско-правовыми договорами. Общие правила передачи информации ее обладателем контрагенту по договору и охраны ее конфиденциальности, а также специальные нормы о передаче информации по отдельным видам договоров содержатся в гражданском законодательстве (ст. ст. 727, 760, 769, 771, 1027, гл. 75 ГК РФ и др.).

Широкое распространение в предпринимательской деятельности получили не урегулированные гражданским законодательством договоры по оказанию различных информационных услуг (маркетинговых, рекламных, консультационных и др.), в том числе связанные с использованием сети Интернет (по предоставлению доступа к сети Интернет, базам данных, по размещению сайтов и др.).

 

§ 4. Право на информацию в корпоративных отношениях

 

Право на информацию о деятельности корпоративных организаций является составной частью правового статуса их участников <1>, одним из видов корпоративных прав, обеспечивающих возможность участия в управлении. В соответствии со ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.

--------------------------------

<1> Пункт 3 Определения КС РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П // СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 1202.

 

Наиболее детально право на информацию регламентируется федеральными законами о хозяйственных обществах. Так, в Законе об АО и Законе об ООО устанавливаются порядок и сроки предоставления корпоративной организацией информации своим участникам (акционерам), а также перечень документов, к которым корпорация обязана обеспечить доступ.

Субъектами права на информацию выступают участники корпоративной организации с момента приобретения ими статуса участника хозяйственного общества. В связи с этим общество вправе запросить у лица доказательства, подтверждающие наличие указанного статуса, кроме случаев, когда общество осуществляет ведение реестра акционеров или списка участников самостоятельно.

С правом на информацию как субъективным правом участника корреспондирует обязанность хозяйственного общества предоставить эту информацию (ст. 91 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО).

Состав документации, которую вправе требовать для ознакомления участник, определяется законом. К ней относятся учредительные документы юридического лица, документы о его государственной регистрации, о правах на имущество, документы, связанные с эмиссией ценных бумаг, протоколы общих собраний, внутренние документы и др. (ст. ст. 89, 91 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО). Вместе с тем согласно п. 1 ст. 91 Закона об АО к документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры, имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

 Поскольку Закон об ООО не содержит ограничений на предоставление документов бухгалтерского учета, то к ним имеют доступ все участники общества (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", далее - Информационное письмо ВАС РФ N 144) <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2011. N 3.

 

Если истребуемые документы содержат коммерческую тайну, общество может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.

Порядок предоставления информации участникам хозяйственного общества устанавливается законами, а также уставом общества.

 Судебная практика исходит из того, что при обращении в хозяйственное общество с требованием о предоставлении информации участники должны определять предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемой информации п. 4 Информационного письма ВАС РФ N 144).

Законом предусмотрены две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение их копий. В процессе ознакомления с документами участник может самостоятельно производить их копирование. Если копии предоставляются обществом, то плата, взимаемая обществом за это, не может превышать затраты на их изготовление.

Хозяйственное общество обязано исполнить требование участника о предоставлении документов (их копий) в срок, который указан в его требовании, но не менее сроков, установленных законом (ст. 91 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО).

Законодательством не предусмотрены основания отказа общества в предоставлении документов его участникам. Судебная практика признает возможность ограничения прав участников, исходя из общих принципов гражданского законодательства (ст. 10 ГК РФ).

 Например, при наличии признаков злоупотребления правом со стороны акционера, или иных фактов, указывающих на его недобросовестность <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 3.5 Определения КС РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П.

 

 Участнику может быть отказано также, если обстоятельства свидетельствуют, что его право на информацию не нарушено. Например, предъявлено требование о предоставлении документов, относящихся к прошлым периодам деятельности общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа ( п. 1 информационного письма ВАС РФ N 144).

Если общество необоснованно отказало участнику в предоставлении информации либо в течение установленного срока не ответило на его требование, участник может обратиться в суд.

Специальные правила предусмотрены законодательством относительно информации, связанной с деятельностью высшего органа корпоративной организации - общего собрания. Это касается как информации о проведении общего собрания (о сроках, содержании, порядке и адресатах сообщения), так и информации, подлежащей предоставлению имеющим право на участие в нем лицам, в частности годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сведений о кандидатах в исполнительные органы общества, проектов внутренних документов общества и др. (ст. 52 Закона об АО, ст. 36 Закона об ООО).

 

§ 5. Защита информации и прав субъектов

информационных отношений

 

Защита информации от несанкционированного доступа может осуществляться с помощью организационных, экономических, технических, правовых и других средств. Правовая защита представляет собой реализацию предусмотренных законом мер, направленных на предотвращение, пресечение нарушения и восстановление прав субъектов информационных отношений.

Согласно Закону об информации обладатель информации вправе защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами. Принимать меры по защите информации является одновременно и его обязанностью (ст. ст. 6, 16).

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган либо в суд (ст. 8 Закона об информации).

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее обладателю, пользователю и иному лицу, в том числе конфиденциальная. Так, Закон о коммерческой тайне регулирует защиту коммерческой тайны от разглашения или незаконного получения в рамках трудовых отношений и при ее предоставлении государственным органам (ст. ст. 11, 13). Специальные правила установлены для защиты государственных информационных систем, а также информации, распространяемой в сети Интернет (ст. ст. 13, 14, 15.1 - 15.7 Закона об информации).

За нарушение информационных прав субъектов и правового режима охраны информации с ограниченным доступом установлена ответственность, предусмотренная нормами трудового <1>, административного <2> или уголовного законодательства <3>. Убытки, причиненные такими нарушениями, подлежат возмещению в соответствии с ГК РФ.

--------------------------------

<1> Ст. ст. 81, 90, 243 ТК РФ.

<2> Ст. ст. 15.6, 15.11, 15.19, 15.21, 13.19, 13.23, 19.8 и др. КоАП РФ.

<3> Ст. ст. 137, 138, 183, 283, гл. 28 УК РФ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие нормативные правовые акты регулируют отношения в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности?

2. Каковы основания обязательного предоставления и раскрытия информации субъектами предпринимательской деятельности?

3. Каково соотношение информации, составляющей коммерческую тайну, с другими видами конфиденциальной информации?

4. Каково содержание и порядок реализации права на информацию участниками корпоративных организаций?

 

Литература

 

1. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014.

2. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

3. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М.: Статут, 2014.

4. Северин В.А. Коммерческая тайна России. М.: Зерцало, 2007.

5. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2013.

 

Глава 13. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 244.