Уметь: разграничивать приватизацию и отношения по отчуждению государственного и муниципального имущества, на которые Закон о приватизации не распространяется.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Владеть: навыками оформления и представления документов, в том числе в случае проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, необходимых для участия в приватизации в качестве покупателей.

 

§ 1. Понятие приватизации

 

Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы.

К середине 80-х гг. прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий. Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление было возможно реализовать двумя способами - преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.

Приватизация означала один из способов преобразования государственных предприятий в частные. Был избран второй из указанных путей преобразований.

Поскольку к началу 90-х гг. XX века наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" <1> касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.

--------------------------------

<1> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основных началах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" утратил силу.

 

В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника), долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 Закона).

С позиций дня сегодняшнего несовершенства этого понятия очевидны:

а) на момент принятия Закона не существовало еще понятия предприятия как объекта права собственности (оно появилось в ст. 132 ГК РФ 1994 г.), поэтому в указанной статье 1 Закона о приватизации речь идет не только о приватизации имущества (вещей), но и передаче в частную собственность предприятий как субъектов, юридических лиц, что, конечно, некорректно;

б) ограничен круг покупателей - не указаны, например, производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР;

в) смешаны организационно-правовые формы (общества, товарищества), где учредители (участники) имеют долю в уставном (складочном) капитале, с организациями, в которых уставный капитал не формируется (ассоциации, союзы). В последнем случае нет долей предприятий в имуществе ассоциаций, союзов как объектов приватизации.

Из определения приватизации следует, что она не обязательно должна быть возмездной. Допускалась безвозмездная передача части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.

Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.

Приватизация инициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом государственному органу.

В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации как ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной. Государство, таким образом, гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность.

Закон о приватизации, принятый в 2001 г., существенно изменил понятие приватизации. В соответствии со ст. 1 этого Закона приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Из указанного определения следует, что:

а) приватизация носит возмездный характер;

б) приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленная на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Отметим, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял заявочную систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений о приватизации.

В действующем Законе о приватизации сохранилось понимание приватизации как процесса возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества.

Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации.

Законы о приватизации 1997 и 2001 гг. (в отличие от Закона 1991 г.) в определении приватизации не раскрывают, какие виды имущества являются объектами приватизации. Сфера действия Закона о приватизации (как и его предшественника - Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда, имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России и другие случаи отчуждения, указанные в ст. 3 Закона о приватизации.

 

§ 2. Субъекты приватизации

 

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели - с другой.

Собственниками государственного имущества является РФ, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, края, области, автономные округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом. Государство сочетает законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты (они указаны в п. 4 ст. 7 Закона о приватизации) могут быть приватизированы на основе специального закона. На основе Закона о приватизации Правительство РФ принимает постановления - подзаконные акты в целях реализации Закона.

В порядке, предусмотренном законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации.

До недавнего времени функции продавца имущества РФ выполняло специализированное учреждение - Российский фонд федерального имущества. После его упразднения функции по организации продажи имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <1>. Указанное агентство, в свою очередь, имеет право привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества <2>. Правительство РФ вправе своим решением поручить юридическим лицам организовывать от имени РФ продажу федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. утвержден перечень таких юридических лиц <3>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

<2> Пункт 6.6 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

<3> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5870.

 

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по принятию решений о приватизации и организации продажи имущества определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Покупателями могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25%.

В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 г. и 1997 г.), действующий Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

Однако согласно ст. 43 Закона о приватизации (она называется "Переходные положения"), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются.

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами, также и иностранные.

В соответствии со ст. 14 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством РФ о приватизации. Закон о приватизации непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. В установленных законом случаях может быть предусмотрено преимущественное право лица на приобретение приватизируемого имущества. Суть этого права заключается в возможности выкупа имущества по рыночной стоимости без конкурса и аукциона. Такое право имеет, например, концессионер по окончании срока действия концессионного соглашения, если объект концессионного соглашения включен в прогнозный план (программу) приватизации (ст. 30.2 Закона о приватизации).

Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой - до преобразования в хозяйственное общество оно сохраняет статус субъекта - государственного предприятия как юридического лица.

В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника его имущества:

- сокращать численность работников предприятия;

- получать кредиты;

- осуществлять выпуск ценных бумаг, выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ или обществ;

- ограничивается также возможность в совершении других сделок, в частности, совершать без согласия собственника сделки, цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия.

 

§ 3. Объекты приватизации

 

Объекты приватизации - это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Как уже отмечалось, ряд объектов выведен из сферы действия данного Закона. Закон перечисляет объекты, подлежащие отчуждению по другим федеральным законам (например, государственный и муниципальный жилищный фонд), но не содержит перечня объектов, подпадающих под действие Закона о приватизации. Не содержал такого перечня и Закон о приватизации 1997 г.

Анализ норм о приватизации все же позволяет сделать вывод, что основными объектами приватизации являются предприятия как имущественные комплексы и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ.

Объектами приватизации являются, прежде всего, сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права - юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права. Предприятие как объект - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также исключительные права (на коммерческое обозначение, товарный знак и др.).

Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие как объект признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ).

Другим объектом приватизации являются принадлежащие государству акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В Законе отражены особенности приватизации других объектов. Например, земельных участков, на которых предприятия находятся, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе унитарного предприятия, объектов культурного наследия. Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются ими либо на праве аренды либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются при приватизации в состав имущественного комплекса предприятия.

Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов.

Объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) (ст. 30.1 Закона о приватизации).

Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона о приватизации).

Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более 5 лет с момента приватизации.

В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.

Как объекты культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения, могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.

В зависимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое:

а) может находиться только в государственной собственности;

б) приватизируемое в общем порядке;

в) приватизация которого ограничена. К нему относятся унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ.

Закон о приватизации ввел понятие "стратегические предприятия и акционерные общества". К таковым относятся федеральные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства.

Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Правительство РФ вправе выходить с предложением к Президенту РФ об изменении указанного перечня, уменьшении степени участия РФ в стратегических акционерных обществах. После внесения таких изменений, исключенные из числа стратегических предприятия и акции стратегических акционерных обществ могут быть объектами приватизации (ч. 3 ст. 7 Закона о приватизации). В настоящее время по данному вопросу действует Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

 

Указанные стратегические объекты включаются в Прогнозный план приватизации только после принятия решения Президентом РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществ.

Акции акционерных обществ "Газпром", "Атомный энерго-промышленный комплекс" могут быть включены в прогнозный план приватизации на основании федерального закона.

 

§ 4. Планирование приватизации.

Решение об условиях приватизации

 

Общий порядок приватизации заключается в преобразовании отношений государственной и муниципальной собственности в частную собственность на основе прогнозного плана (программы) приватизации. Специального закона или указа Президента РФ для этого не требуется.

Подготовку проекта прогнозного плана приватизации осуществляет Росимущество. Подготовленный им проект передается Министерству экономического развития. Указанный проект прогнозного плана (программы) приватизации после согласования его с Минфином РФ, Федеральной антимонопольной службой, представляется Министерством экономического развития на утверждение Правительству РФ.

Прогнозный план (программа) приватизации утверждается на срок от одного года до трех лет <1>. Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 1111-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 гг. <2>.

--------------------------------

<1> Закон в первоначальной редакции предусматривал утверждение прогнозного плана (программы) приватизации на один год.

<2> СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3842.

 

После утверждения прогнозного плана (программы) приватизации наступает этап подготовки имущества, в частности предприятия к приватизации.

Решение об условиях приватизации принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или по его поручению его территориальное подразделение. Прогнозным планом может быть предусмотрено, что решение принимает само Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. утверждены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона о приватизации).

Решение об условиях приватизации - это, по сути, план приватизации конкретного объекта.

В решении об условиях приватизации должны содержаться следующие сведения:

- наименование и место нахождения приватизируемого объекта;

- способ приватизации;

- начальная цена имущества;

- рассрочка платежа (если она предоставляется);

- иные необходимые для приватизации сведения.

В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждаются:

- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

- размер уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;

- количество, категории и номинальная стоимость акций акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью - РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Документом, где указан состав имущественного комплекса предприятия, является передаточный акт. Согласно ст. 11 Закона о приватизации передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации имущества унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных предприятию как юридическому лицу, и о правах на них.

Инвентаризация имущества и обязательств федерального унитарного предприятия должна осуществляться самим предприятием в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.

По своей юридической природе решение об условиях приватизации является актом органа исполнительной власти, детализирующим и конкретизирующим прогнозный план (программу) приватизации.

 

§ 5. Способы приватизации

 

Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Большинство способов приватизации (семь из указанных в ст. 13 Закона о приватизации 9 способов) - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации - это различные способы продажи государственного имущества.

Способы продажи отличаются друг от друга по совокупности признаков, в зависимости:

- от места совершения сделки (например, продажа находящихся в государственной собственности акций на территории России или за ее пределами);

- особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе, например, имущество продается тому, кто больше за него заплатит, а вот на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за одну акцию). Начальная цена продажи на аукционе имущества определяется на основании отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком, действующим на основании лицензии на право осуществления оценочной деятельности. При продаже имущества на аукционе фактические цены могут быть выше рыночных (установленных на основе заключения оценщика о рыночной стоимости объекта): ведь побеждает на аукционе тот, кто заплатит больше первоначальной (рыночной) цены;

- выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);

- способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления акциями, продажа имущества любому покупателю, кто первым откликнется на публичное предложение о продаже государственного имущества);

- момента возникновения права собственности (так, при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя конкурса возникает после выполнения им условий конкурса).

От продажи следует отличать такой способ приватизации как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. Такая передача имущества в уставные капиталы может осуществляться как при учреждении акционерных обществ, так и в порядке оплаты дополнительно размещаемых акций при увеличении уставных капиталов обществ (ст. 25 Закона о приватизации).

Внесение принадлежащих государству акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в уставные капиталы акционерных обществ - холдингов достаточно широко применялся в России с самого начала процесса приватизации. В результате были созданы вертикально интегрированные холдинги в топливно-энергетическом комплексе, сфере металлургии и других сферах экономики.

В зависимости от вида собственности, федеральное имущество вносится в уставный капитал акционерных обществ с долей участия государства - по решению Правительства РФ, в субъектах РФ - по решению органа исполнительной власти, в муниципальных образованиях - по решению органа местного самоуправления.

Закон устанавливает минимум участия государства в уставных капиталах - доля государства в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества не может составлять менее чем 25% акций плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

При передаче государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал не происходит акта продажи этого имущества. Вместе с тем законодатель считает внесение имущества в уставный капитал возмездным отчуждением государственного имущества, когда в качестве эквивалента государству передаются в собственность акции акционерных обществ либо доли в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 2 Закона о приватизации).

В отличие от продажи государственного имущества, где государство выступает в качестве продавца, внесение вклада в уставный капитал акционерного общества является формой оплаты за акции неденежными средствами. То есть государство здесь выступает в качестве покупателя.

К купле-продаже ценных бумаг применяются нормы ГК РФ о купле-продаже, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи (п. 2 ст. 454 ГК РФ).

От способа приватизации путем внесения государством своего имущества в уставный капитал акционерного общества следует отличать передачу имущественного комплекса государственного предприятия хозяйственному обществу, создаваемому в результате преобразования в него этого предприятия - юридического лица. В качестве способа приватизации законодатель здесь признает само преобразование государственного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Однако это не совсем корректно. Преобразование государственного предприятия в другую организационно-правовую форму является видом реорганизации предприятия как юридического лица. Если осуществляется преобразование государственного предприятия в некоммерческую организацию, которой передается в собственность государственное или муниципальное имущество, действие Закона о приватизации на эти отношения в сфере реорганизации не распространяется (п. 8 ст. 3 Закона о приватизации).

В иных случаях реорганизация путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Сравним: в результате преобразования негосударственного юридического лица, например полного товарищества в общество с ограниченной ответственностью, общество становится правопреемником товарищества, к нему переходит право собственности на имущество реорганизованного товарищества, а также иные права и обязанности в соответствии с передаточным актом.

Государственному предприятию закрепленное за ним имущество принадлежит не на праве собственности, а на ограниченном вещном праве хозяйственного ведения (казенному предприятию - оперативного управления). Решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество принимает не само государственное предприятие как юридическое лицо, а орган государственной власти.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество к акционерному обществу не переходят, эти права прекращаются с утратой государственным предприятием своего статуса юридического лица.

Государство в лице Правительства РФ в соответствии с Законом о приватизации принимает решение о прекращении государственного предприятия путем его реорганизации - преобразования в хозяйственное общество и передаче обществу права собственности на имущественный комплекс предприятия.

Государство в результате утрачивает право собственности на имущественный комплекс - предприятие и приобретает право собственности на акции созданного акционерного общества, долю участия в обществе с ограниченной ответственностью и корпоративные права по отношению к нему как юридическому лицу.

При преобразовании государственного предприятия приватизацией правильнее было бы считать не само преобразование, а передачу государственного имущества по передаточному акту хозяйственному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Обратим внимание, что единственным способом приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий закон признает преобразование их в хозяйственное общество.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если стоимость чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством РФ, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

При этом если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Законом о МСП, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае если имущества унитарного предприятия недостаточно для формирования уставного капитала акционерного общества, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Процесс приватизации с преобразованием предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью этим не завершается. Следующий этап приватизации - продажа акций акционерного общества, долей в уставном капитале, принадлежащих РФ, например, на аукционе, конкурсе.

Продажа на аукционе регулируется, помимо Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 <1>. Порядок продажи на конкурсе определен Законом о приватизации, Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 <2>. При этом отношения государства - продавца с приобретателями его имущества строятся на основе следующих принципов:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3229.

<2> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3228.

 

- открытость в деятельности органов государственной власти в сфере приватизации. Прогнозный план (программа приватизации), решение об условиях приватизации публикуются в официальных изданиях;

- информационное обеспечение приватизации. Информационное сообщение о продаже государственного имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее 30 дней до дня продажи;

- равенство покупателей в приобретении государственного имущества. Претенденты на приобретение государственного имущества конкурируют между собой по заранее известным и доведенным до них сведениям - "правилам игры";

- перечень документов, представляемых покупателями государственного имущества, указан непосредственно в законе;

- перечень оснований отказа претенденту в его участии в конкурсе, аукционе указан непосредственно в законе и является исчерпывающим;

- перечень возможных условий конкурса указан непосредственно в законе и является исчерпывающим;

- аукцион и конкурс являются открытыми по составу участников.

Максимальный срок выполнения условий конкурса - 1 год.

На конкурсе могут продаваться контрольные пакеты акций либо доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (если эти доли составляют более 50% уставного капитала), либо объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия (ст. 20 Закона о приватизации).

Если в конкурсе принял участие только один претендент на приобретение государственного имущества, такой конкурс признается несостоявшимся.

В заключаемом с победителем конкурса договоре продажи имущества обязательно предусматривается порядок подтверждения выполнения условий конкурса и порядок осуществления контроля за выполнением этих условий.

В случае невыполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается, соответственно, имущество остается в государственной собственности. Подчеркнем, что право собственности к покупателю не переходит до тех пор, пока он не исполнит условия конкурса. Следовательно, в течение всего периода времени исполнения условий конкурса собственником продолжает оставаться государство.

Предприниматель, желающий участвовать в конкурсе, должен серьезно взвесить свои возможности в выполнении условий конкурса.

В противном случае он:

- объект приватизации в собственность не приобретает;

- обязан заплатить продавцу неустойку и возместить убытки в части, не покрытой неустойкой (п. п. 15, 23 ст. 20 Закона о приватизации).

Закон о приватизации предусматривает ряд способов приватизации, которые ранее законодательству о приватизации известны не были, а именно:

1) продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ;

2) продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления ими. Здесь сначала проводится конкурс по подбору доверительного управляющего акциями. Условия конкурса публикуются в информационном сообщении. Одновременно с договором доверительного управления имуществом с доверительным управляющим уже в качестве покупателя заключается договор купли-продажи акций. В случае исполнения условий договора доверительного управления лицо, в срок и надлежащим образом исполнившее обязательства в качестве доверительного управляющего, приобретает на акции право собственности. И напротив, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора доверительного управления является основанием для расторжения в судебном порядке как договора доверительного управления, так и купли-продажи (ст. 26 Закона о приватизации);

3) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Данный способ применяется, если аукцион признан несостоявшимся (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации). Первоначальная цена устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Подчеркнем, что начальная цена продажи имущества на аукционе, это рыночная цена, указываемая продавцом в информационном сообщении на основе отчета независимого оценщика, эту цену определившего. Продажа осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При отсутствии предложения о покупке по первоначальной цене, проводится последовательное снижение этой цены на "шаг понижения" до цены отсечения. Цена отсечения - минимальная цена по которой имущество может продано - она не может быть меньше 50% начальной цены.

Имущество продается покупателю, который первый подтвердил цену первоначального предложения или цену, сложившуюся при соответствующем "шаге понижения" при отсутствии других предложений о приобретении по этой цене. Если будет несколько таких предложений, со всеми участниками продажи проводится аукцион с использованием открытой формы подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой аукциона является цена первоначального предложения или цена, сложившаяся на данном "шаге понижения";

4) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Данный способ применяется, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась (п. 1 ст. 24 Закона о приватизации). Минимальная, нормативная цена не объявляется. При поступлении предложений о покупке от нескольких претендентов, покупателем признается лицо, предложившее за государственное имущество наивысшую цену. При принятии к рассмотрению одного предложения о цене покупателем признается претендент, подавший это единственное предложение.

Способы приватизации применяются в определенной законом последовательности.

Если речь идет о приватизации государственного унитарного предприятия, чистые активы по балансу которого и кадастровая стоимость земельного участка превышают минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством для акционерных обществ, такое предприятие приватизируется только путем преобразования в хозяйственное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

При несостоявшемся аукционе имущество продается путем публичного предложения, а если объект и тогда не продан - предлагается к продаже без объявления цены.

Способ приватизации указывается в решении об условиях приватизации. Если аукцион, конкурс признаны несостоявшимися, в решение об условиях приватизации вносится изменение.

В заключение отметим, что одни способы приватизации касаются только акций: продажа акций за пределами территории России, на специализированном аукционе, продажа акций по результатам доверительного управления ими. Понятно, что преобразование унитарного предприятия в хозяйственное общество касается только предприятий. Есть объекты, например, здания, принадлежащие государству исключительные права, по отношению к которым в равной мере могут применяться такие же способы приватизации, как для отчуждения государством акций: продажа на аукционе, на конкурсе, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое приватизация?

2. Укажите, кто выполняет функции продавца федерального имущества.

3. Как классифицируются объекты по возможности их приватизации?

4. Укажите способы приватизации государственного и муниципального имущества.

 

Литература

 

1. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М., 2007.

2. Андреев В.К. Право государственной собственности в России: Учеб. пособие. М., 2004.

3. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. 2010. N 3.

4. Федорова Л.В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Монография. М., 2012.

 

Глава 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 231.