В практике отечественного мостостроения достаточно примеров строительства железобетонных арочных мостов в городских условиях В Москве, например, в 1930-е годы были построены железнодорожный арочный мост через канал им. Москвы пролетом 116 м с ездой посередине, а в 1938 году Москворецкий мост. В Ленинграде в 1937 году по проекту академика Г.П. Передерия был построен Володарский мост с железобетонными пролетными строениями пролетами по 101 м с использованием системы «гибкая арка - жесткая затяжка». Город Нижний Новгород с полным правом может характеризоваться как город арочных мостов.
Арочные мосты в последние годы находят все большее распространение в силу большой перекрывающей способности арочных пролетных строений и высоких архитектурных достоинств. Недостаток арочных мостов в сложности технологии их возведения.
Арочные конструкции могут быть выполнены в виде сводов и отдельных арок (рис. 6.1).
Рисунок 6.1. Поперечные сечения арочных конструкций
Технологии строительства арочных пролетных строений из монолитного и сборного железобетона предусматривает выполнение комплекса работ, приведенных в таблице 6.1.
Т а б л и ц а 6.1
Монолитные конструкции | Сборные конструкции |
1. Устройство кружал | |
2. Устройство опалубки арок | 2. Сборка арок из блоков |
3. Сборка монолитных каркасов | 3. Омоноличивание стыков блоков с предварительной сваркой арматурных выпусков |
4. Бетонирование арок | 4. Раскружаливание арок |
5. После набора бетоном необходимой прочности снятие опалубки и раскружаливание арок | |
6. Устройство надарочного строения и мостового полотна |
Конструкция кружал
Для сооружения арочных пролетных строений применяются стоечные, башенные и арочные кружала (рис. 6.1).
Стоечные кружала (рис. 6.1,а) – конструкции жесткие. Но они требуют большого расхода материалов и загромождают в процессе строительства русло реки (подмостовое пространство).
Башенные кружала (рис. 6.1,б), реализованные, например, на строительстве моста пролетом 228 м через Старый Днепр у Запорожья, позволяют обеспечить достаточно высокую жесткость и экономичность конструкций, однако требуют устройства (в случае преодоления водного потока) в русле реки достаточно материалоемких опор на мощных свайных фундаментах.
Арочные кружала (рис. 6.1,в) могут быть инвентарными, как, например, ИАК–60, или индивидуальной проектировки. Они выполняются из дерева (например, в виде жестких дисков) или из металла, причем могут быть трехшарнирными, двухшарнирными и бесшарнирными. Последние более жесткие, проще при монтаже (в случае, например, их навесной сборки), но требуют учета возникающих в них температурных напряжений.
Арочные кружала менее материалоемки, чем стоечные и башенные, но имеют меньшую вертикальную жесткость (более деформативны), что требуется учитывать при бетонировании путем определенной последовательности работ по бетонированию арок.
Монтаж арочных кружал (рис. 6.3) является сложной инженерной задачей, решение которой сходно с монтажом арочных пролетных строений металлических мостов
Способы монтажа арочных кружал:
а) навесной монтаж односторонний;
б) монтаж на временных опорах (полунавесной);
в) уравновешенный навесной монтаж;
г) наплавной монтаж (с доставкой в пролет кружальных арочных конструкций на плавучих опорах).
Рисунок 6.2. Кружала для бетонирования арочных пролетных строений:
а –стоечные, б – башенные, в – арочные
При навесном и полунавесном встречном монтаже металлических кружал используются передвижные деррик-краны, опирающиеся на телескопические стойки, позволяющие обеспечить горизонтальность нижней (опорной) площадки крана.
Рисунок 6.3. Схемы монтажа кружал:
а – в навес с полиспастами, б – в полунавес (с временными опорами в пролете);
в – уравновешенный монтаж; г –наплавной монтаж; 1 – лебедки, 2 – полиспаст,
3 – монтажная рама, 4 – трос, 5 – полуарка кружал, 6 – трос, идущий к анкеру, 7 – стойка переменной высоты, 8 – монтажный кран, 9 – секция кружал, 10 – трос, идущий к лебедке
Навесной монтаж кружал может осуществляться очередями: сначала монтируются средние плоскости кружал до их замыкания, затем к ним пристраиваются параллельные крайние плоскости. Если не принять специальных мер, то крайние плоскости кружал будут загружены меньше. Для равномерного загружения всех плоскостей кружал используют гидравлические домкраты, установленные в замке по средним плоскостям, после чего замыкают крайние, а затем и средние плоскости кружал.
При бетонировании арок надо исключить вредное влияние осадок кружал. Это достигается определенным порядком бетонирования арки – секциями: арка разбивается на участки (секции), сначала бетонируются они, затем замыкающие их "клинья".
Дата: 2019-11-01, просмотров: 487.