ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (административные дела), регулируется АПК РФ (разд. III, гл. 22 - 26).

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29 АПК РФ):

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, отнесенные к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций;

- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является специальным видом арбитражного судопроизводства. Вместе с тем административные дела в целом рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, но с теми особенностями, которые установлены гл. 22 - 26 АПК РФ.

Специфика данного вида судопроизводства обусловлена прежде всего тем, что в его рамках разрешаются дела (споры), имеющие публично-правовой характер, участниками которых, с одной стороны, являются субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности (организации и граждане), а с другой - властные субъекты: государственные и муниципальные органы, должностные лица и т.д. Очевидно, в правовом конфликте с органами власти организации и граждане являются слабой стороной. В связи с этим порядок рассмотрения и разрешения такого рода дел (споров) должен строиться таким образом, чтобы создать дополнительные гарантии защиты прав и интересов слабой стороны и тем самым обеспечить процессуальное равенство всех участников правового конфликта.

В отличие от искового производства, по административным делам между участниками правового конфликта отсутствует спор о праве гражданском. Задача арбитражного суда в данном случае заключается в том, чтобы проверить законность правовых актов (нормативных или индивидуальных), действий (бездействия) властных органов и должностных лиц либо оценить наличие правовых оснований для ограничения прав субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.

Административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (схема 25).

 

Схема 25. Административные дела, возникающие

из административных и иных публичных правоотношений

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                     АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА                     │

└──────────────────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┘

             \│/                            \│/

┌──────────────────┴────────────────┐ ┌────────────────┴──────────────────┐

│ Осуществление судебного контроля │ │ Осуществление судебного контроля │

│ за законностью правовых актов │ │ за законностью ограничения прав │

│ и действий властных субъектов │ │  организаций и граждан  │

└────────┬───────────────┬──────────┘ └───────┬─────────────────┬─────────┘

   \│/        \│/             \│/          \│/

┌────────┴───────┬─┬─────┴──────────┐ ┌───────┴────────┬─┬──────┴─────────┐

│ Дела об │ │ Дела об │ │ Дела об │ │Дела о взыскании│

│  оспаривании │ │ оспаривании │ │административных│ │ обязательных │

│ нормативных │ │ ненормативных │ │ правонарушениях│ │ платежей и │

│ правовых актов │ │ правовых актов │ │           │ │ санкций │

└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘

 

Разрешая административные дела, арбитражный суд осуществляет контроль законности правовых актов, действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и иных субъектов, обладающих властными полномочиями по отношению к организациям и гражданам.

Отсутствие гражданского правового спора и необходимость осуществления судебного контроля законности властных правовых актов или действий обусловливают особенности данного вида судопроизводства. При разрешении административных дел в большей мере проявляется процессуальная активность арбитражного суда. Так, по отдельным категориям административных споров арбитражный суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 5 ст. 194, ч. 7 ст. 210 АПК РФ). Рассматривая административные дела, арбитражный суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 6 ст. 200, ч. 5 ст. 205, ч. 5 ст. 210, ч. 5 ст. 215 АПК РФ).

Обязанность доказывания законности оспариваемых правовых актов и действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц возлагается на органы и лица, которые их приняли (ст. 189 АПК РФ).

В делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, затрагиваются публичные интересы. В связи с этим при их разрешении ограничены диспозитивные (распорядительные) полномочия лиц, участвующих в деле. Так, по административным делам имеются определенные ограничения по заключению мирового соглашения (ст. 190 АПК РФ и п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе"). Отказ лица, обратившегося в арбитражный суд, от заявленного требования или признание требования другой стороны не носят для суда обязательного характера (ч. 8 ст. 194 АПК РФ).

По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд может признать явку сторон в судебное заседание обязательной, а за нарушение обязательства по явке применить меры процессуального принуждения в виде принудительного привода или штрафа (ч. 3 ст. 200, ч. 3 ст. 205, ч. 3 ст. 215 АПК РФ).

Лица, участвующие в административных делах, - заявители и иные заинтересованные лица, а также прокурор и субъекты, обращающиеся в арбитражный суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Обращение в арбитражный суд именуется заявлением.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 205.