Подведомственность дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления ими предпринимательской или иной экономической деятельности арбитражными судами установлена с момента вступления в законную силу КоАП РФ.
Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершении правонарушений, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, ст. 14.7, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности регулируется нормами АПК РФ и КоАП РФ. Указанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ.
Если в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, а не нормами КоАП РФ (например, по результатам рассмотрения такого дела арбитражный суд принимает решение. По правилам КоАП РФ принимается постановление).
Заявителями являются должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3, 28.4 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 204 АПК РФ устанавливаются требования к заявлению о привлечении к административной ответственности.
Пленум ВАС РФ в п. 15 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушения" разъяснил, что при возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору (его заместителю) право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. В силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
По данной категории дел предусмотрена альтернативная подсудность. Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. В случае если протокол об административном правонарушении составлен вне места нахождения или места жительства индивидуального предпринимателя, то заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
В случае совершения административного правонарушения обособленными юридическими лицами заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения (ст. 29.5 КоАП РФ).
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Формой обращений в суд признается заявление. Содержание и форма заявления должны соответствовать общим требованиям ст. 125 АПК РФ. Кроме того, ст. 204 АПК РФ установлены специальные требования к заявлению, к которым относятся указание в нем сведений об обстоятельствах и положениях закона, послуживших основаниями составления протокола, о лице, его составившем, и лице, в отношении которого он составлен, требованиях заявления о привлечении лица к административной ответственности.
Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, т.е. оставление искового заявления без движения или его возвращение.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судом заявления.
Судом по делу об административном правонарушении подлежат выявлению:
- наличие события административного правонарушения;
- виновность лиц в совершении административного правонарушения. При этом следует учесть особое понятие "вина" для юридического лица. Так, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
- основания для составления протокола об административном правонарушении;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и факты, ее отягчающие;
- полномочия административного органа, составляющего протокол;
- предусмотрена ли законом альтернативная ответственность за совершение установленного судом деяния.
На основании выявленных обстоятельств суд определяет меры административной ответственности.
Обязанность доказывания возлагается на административный орган и дополнительных лиц, уполномоченных составлять протокол.
Пленум ВАС РФ в п. 8 Постановления от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что, если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждается дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений: о привлечении к административной ответственности; об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении данной категории дел суд связан требованиями административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности объявляется немедленно по окончании рассмотрения и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия судом апелляционной инстанции постановления. Копии решения по делам об административных правонарушениях направляются арбитражным судом в трехдневный срок со дня их принятия лицам, участвующим в деле (ч. 5 ст. 206, ч. 6 ст. 211 АПК РФ).
В кассационную инстанцию может быть обжаловано решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей 5 тыс. рублей. После обжалования таких решений в суде апелляционной инстанции они могут быть обжалованы в кассационную инстанцию только по безусловным процессуальным основаниям отмены судебных актов (ч. 4 ст. 288 АПК РФ).
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. В случае привлечения организаций, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности указанные лица имеют право оспорить в арбитражном суде постановление (решение) соответствующего органа, должностного лица.
Лицо, признанное потерпевшем в соответствии со ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ, вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном организацией или предпринимателем, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы согласно ст. 25.11 КоАП РФ.
Такие дела рассматриваются арбитражный судом по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями.
Имеет особенности и срок обращения в суд, а также сроки рассмотрения дел.
Сроки обращения в суд и сроки рассмотрения дел об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности:
Заявление подается | Рассмотрение заявления осуществляется | Решение вступает в силу |
-> в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого постановления | -> в течение 2 месяцев со дня поступления заявления в суд | -> по истечении 10 дней со дня его принятия; копии решения направляются сторонам в течение трех дней |
! | Заявитель имеет право подать заявление об оспаривании решения административного органа по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности. |
Срок подачи заявления - 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, который в случае пропуска может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Подача заявления с пропуском срока подачи заявления или отказ в восстановлении этого срока являются основанием для отказа в удовлетворении заявления.
! | Государственная пошлина при подаче заявления по данной категории дел не уплачивается. |
Арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить исполнение оспариваемого постановления об административном взыскании не только на тех стадиях арбитражного процесса, но и на стадии принятия дела к производству.
Заявление должно соответствовать не только общим требованиям, предъявляемым ст. 125, 126 АПК РФ к содержанию и форме, но и специальными требованиями, указанными в ст. 209 АПК РФ, а именно в нем необходимо указывать сведения об административном органе и оспариваемом решении, о правах и законных интересах, которые, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым решением административного органа, а также обоснованные требования заявителя.
Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет оставление искового заявления без движения или возвращение искового заявления.
Срок судебного разбирательства составляет 2 месяца со дня поступления в арбитражный суд заявления. Неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд по своей инициативе может истребовать доказательства от административных органов, признать обязательной явку органа, должностного лица, принявшего оспариваемое решение, а также лица, обратившегося с заявлением, для дачи объяснений.
Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, которые установлены гл. 11 АПК РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении арбитражным судом заявления суд устанавливает: законность и обоснованность оспариваемого решения; полномочия административного органа; наличие законных оснований и соблюдение порядка привлечения к административной ответственности; истек ли срок давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет решение (постановление) в полном объеме, что обусловлено публично-правовым характером этих дел.
По результатам рассмотрения заявления суд принимает следующие решения: об отказе в удовлетворении заявления; о признании решения (постановления) административного органа незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части или об изменении решения.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и отменено в случае, когда арбитражным судом установлено, что согласно ст. 4.2 КоАП РФ имеются основания для снижения мер ответственности в пределах соответствующих санкций, а также если при составлении протокола у представителя юридического лица имелась только общая доверенность на представление интересов лица без указания на участие в конкретном административном деле.
Это является безусловным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей 5 тыс. руб., может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч. 4.1 ст. 206 АПК РФ).
Указанные решения могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по безусловным процессуальным основаниям для отмены судебных актов, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном ст. 181 АПК РФ.
Арбитражный суд в трехдневный срок со дня принятия решения направляет его копию лицам, участвующим в деле. Копия решения может быть также направлена арбитражным судом в вышестоящий орган.
Исполнение решения происходит на основании судебного акта, исполнительный лист по этой категории дел не выдается.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 188.