Объект, предмет, задачи, продукт процесса организации. Понятие и содержание организационной деятельности. Организация и управление как процессы. Субъекты и объекты организационной деятельности. Классификация и оценка эффективности организационных решений.
Тема 10. Эволюция организационно-управленческой мысли
Основные этапы развития и основополагающие идеи теории организации. Развитие различных научных направлений теории организации и менеджмента. Классическая теория организации. Организационная концепция человеческих отношений. Концепции организации как открытой системы. Теория организационного потенциала. Современная теория организации. «Тектология» А.А.Богданова.
Тема 11. Перспективы развития организации
Характерные черты управления современными организациями. Основные направления развития организаций. Основные черты сетевых организаций, виртуальных корпораций, многомерных организаций, интеллектуальных организаций, обучающих организаций.
Приложение 3
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
«Теория организация»
1. Объект, предмет, задачи, методы теории организации.
2. Понятие «организация». Организация как предмет междисциплинарного изучения.
3. Система смежных наук об организации. Связь теории организации со смежными дисциплинами
4. Понятие системы. Классификация систем. Фундаментальные и производные свойства систем.
5. Социально-экономическая система, её системные признаки и подсистемы.
6. Понятие «социальная организация», признаки социальной организации.
7. Модель социальной организации.
8. Классификация социальных организаций.
9. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.
10. Специфические законы социальной организации.
11. Внешняя среда организации, факторы влияния внешней среды на эффективность деятельности организации.
12. Организация как управляемая система.
13. Основные понятия: управление, принципы, подходы, функции, методы, стили управления.
14. Сущность и методы организационного проектирования.
15. Этапы организационного проектирования.
16. Влияние факторов внешней среды на деятельность организации.
17. Организационная структура: понятие, структурно-организационные связи, характеристики, основные типы, принципы структуризации.
18. Организационные структуры бюрократического типа.
19. Организационные структуры органического типа.
20. Жизненный цикл организации. Статика и динамика систем.
21. Статические и динамические организации: понятия, принципы.
22. Объективные признаки динамической организации.
23. Рационализация организационной деятельности.
24. Организационная культура: понятие и содержание, характеристики, свойства, функции.
25. Основные модели организационной культуры.
26. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.
27. Влияние организационной культуры на эффективность организации.
28. Объект, предмет, задачи, продукт процесса организации.
29. Понятие и содержание организационной деятельности. Организация и управление как процессы.
30. Субъекты и объекты организационной деятельности.
31. Классификация и оценка эффективности организационных решений.
32. Основные этапы развития и основополагающие идеи теории организации.
33. Классическая теория организации.
34. Организационная концепция человеческих отношений.
35. Концепции организации как открытой системы.
36. Теория организационного потенциала.
37. Современная теория организации.
38. «Тектология» А.А.Богданова.
39. Характерные черты управления современными организациями. Основные направления развития организаций.
40. Основные черты сетевых, виртуальных, многомерных, интеллектуальных, обучающих организаций.
Приложение 4
Контрольная работа к курсу «Теория организации»
Выберите правильный ответ.
1. Теория организации:
А. Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества.
Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций.
В. Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.
2.Организационная система:
А. Коллектив сотрудников, выполняющих общую работу в строгом соответствии с полученным от руководителя заданием.
Б. Единое образование из взаимодействующих между собой звеньев, предназначенное для целенаправленной деятельности.
В. Сложный механизм, состоящий из различных частей и элементов и выполняющий различные функции.
3.Организация как социальное явление:
А. Группа людей, объединившихся для достижения определённой цели в области производства товаров, услуг, информации и знаний.
Б. Большая группа разных людей, собравшихся для чего-либо в определённое время в каком-нибудь одном месте.
В. Частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность.
4. Признаки социальной организации:
А. Наличие целей, организационная культура, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, язык общения.
Б. Наличие целей, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, границы существования, язык общения.
В. Наличие целей, организационная культура, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, границы существования.
5.Объекты внешней среды организации:
А. Люди и организации, с которыми взаимодействует рассматриваемая организация.
Б. Всё то, что находится за пределами данной организации.
В. Природные и климатические условия, в которых функционирует рассматриваемая организация.
6.Хозяйственные организации:
А. Группа людей, объединившихся между собой на основе взаимной симпатии и привязанности.
Б. Союзы, партии, группы, сформированные по интересам.
В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров, услуг или информации.
7.Общественные организации:
А. Группа друзей, отправившихся во время отпуска в туристический поход.
Б. Объединение людей, выработавших определённую, общественно значимую цель.
В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления.
8.Ассоциативные организации:
А. Религиозные организации.
Б. Потребительские кооперативы.
В. Семья, неформальные группы.
9. Неформальные организации:
А. Кооперативные организации с небольшой численностью персонала.
Б. Не зарегистрированные в государственном порядке организации.
В. Государственные и муниципальные организации.
10.Формальные организации:
А. Зарегистрированные в установленном порядке организации.
Б. Организации, не ведущие хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
В. Группа людей внутри организации, объединённых общими интересами и стремящихся к достижению единой цели.
11. Закон теории организации:
А. Устойчивая связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций.
Б. Правила поведения, принятые в конкретной организации и отражённые во внутренней документации.
В. Конкретные и договорные обязательства членов организации, регламентирующие их деятельность.
12.Закон синергии:
А. Сохранение энергии в замкнутых материальных системах при любых возмущающих воздействиях со стороны окружающей среды.
Б. Прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий, затраченных членами коллектива.
В. Общая сумма материальных ресурсов, необходимых для решения организацией поставленных задач.
13.Закон самосохранения:
А. Стремление организации к получению любыми способами максимальной прибыли.
Б. Поддержание жизнедеятельности организации путём получения заёмных средств.
В. Обеспечение выживаемости организации с максимальным использованием ресурсов.
14.Закон развития:
А. Реализация выпущенной продукции с целью получения максимальной прибыли.
Б. Обеспечение наибольшего суммарного потенциала на всех этапах жизненного цикла организации.
В. Повышение производительности труда для обеспечения жизнедеятельности организации.
15.Закон информированности и упорядоченности:
А. В условиях глобального информационного пространства выживают только очень крупные организации.
Б. Наибольшими возможностями устойчивого, поступательного развития обладает организация, обеспеченная полной, достоверной, структурированной информацией.
В. В конкурентной борьбе побеждает организация, обладающая максимальными денежными средствами, которые она может тратить на рекламу и создание положительного имиджа.
16.Закон единства анализа и синтеза:
А. Научно обоснованный метод перехода от общего к частному и от частному к общему.
Б. Метод, основанный на изучении экономической деятельности организации на всех этапах её развития.
В. Методика описания работы подразделений организации с учётом их функциональной направленности.
17.Закон композиции:
А. С целью получения максимальной прибыли организации должны стремиться к полной самостоятельности.
Б. На всех этапах своего развития организации должны придерживаться стратегии минимизации расходов и накопления ресурсов.
В. В рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к объединению.
18.Система управления организацией:
А. Сотрудники организации, дающие поручения подчинённым и контролирующие своевременной выполнение задания.
Б. Набор взаимодействующих между собой звеньев и подразделений, обеспечивающих решение задач управления.
В. Руководитель организации и его заместители.
19.Управление организацией:
А. Выдача чётких распоряжений и приказов непосредственным исполнителям задания.
Б. Обеспечение согласованных действий членов организации, направленных на достижение общей цели.
В. Неукоснительное выполнение исполнителями распоряжений и приказов дирекции и вышестоящих начальников.
20. Процесс управления организацией:
А. Непрерывная последовательность действий субъекта управления, в результате которого формируется и изменяется образ управляемого объекта.
Б. Непрерывный процесс организации производственной деятельности объектов управления.
В. Непрерывный процесс взаимодействия субъектов и объектов управления.
21. Основные группы функций управления:
А. Функции функционирования и функции контроля.
Б. Функции функционирования и функции развития.
В. Функции планирования и функции развития.
22. основные группы методов управления:
А. Методы экономического и опосредованного воздействия.
Б. Методы социально-психологического и непосредственного воздействия.
В. методы «жёсткого» и «мягкого» воздействия.
23. Главная черта эффективного управления организацией:
А. Строгий учёт и контроль.
Б. всесторонний анализ деятельности.
В. Гибкость и вариативность стилей руководства.
24.Статический режим работы организации:
А. Режим работы организации при освоении нового сектора рынка.
Б. Неизменность во времени показателей организации.
В. Стадия сворачивания деятельности организации.
25. Жизненный цикл организации:
А. Время от момента зарождения организации до её ликвидации.
Б. Подготовительный этап, предшествующий созданию организации.
В. Период стабильной и эффективной работы организации.
26.Проектирование организаций:
А. Процесс создания прообраза будущей организации.
Б. Проектирование служебных помещений в создаваемой организации.
В. Подбор персонала для создаваемой вновь организации.
27. Основные подходы и методы организационного проектирования:
А. Нормативно-функциональный, функционально-технологический, экспертно-аналитический, организационное моделирование, структуризации целей.
Б. Нормативно-функциональный, функционально-технологический, экспертно-аналитический, организационное моделирование, структуризации этапов.
В. Нормативно-функциональный, функционально-технологический, экспертно-аналитический, организационно-техническое проектирование, структуризации целей.
28. Факторы влияния внешней среды на организацию:
А. Политические, правовые, социально-экономические, научно-технические, природные, культурные.
Б. Политические, правовые, социально-экономические, ресурсные, природные, культурные.
В. Политические, правовые, социально-экономические, научно-технические, природные, культурные, форс-мажорные обстоятельства.
29. Организационная структура:
А. Совокупность взаимосвязей, отношений и коммуникаций между подразделениями и отдельными работниками организации.
Б. Совокупность фиксированных взаимосвязей, отношений и коммуникаций между подразделениями и отдельными работниками организации.
В. Совокупность взаимосвязей, отношений и коммуникаций между подразделениями организации.
30. Основой классификации структурно-организациооных связей являются:
А. Содержание и функциональное назначение, ориентация, способность к изменению.
Б. Содержание и функциональное назначение, ориентация, способность к вариативности.
В. Содержание и функциональное назначение, ориентация, гибкость.
31. Основные типы организационных структур:
А. Бюрократическая и органическая структуры.
Б. Пирамидальная и линейная структуры.
В. Матричная и кольцевая структуры.
32. Организационная культура:
А. Исторически определённый уровень развития общества и человека, сформировавшийся к настоящему времени.
Б. Система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.
В. Образовательный и профессиональный уровень членов производственного коллектива организации.
33.Имидж организации:
А. Известность организации во внешней среде.
Б. Отношения между членами коллектива и её руководителем.
В. Целенаправленно сформированный образ организации.
34. Этапы развития организационной культуры:
А. Формирование, становление, закрепление.
Б. Формирование, поддержание и закрепление, изменение.
В. Формирование, поддержание, закрепление.
35. В зависимости от организационной культуры организации бывают:
А. Реагирующими, отзывчивыми, активными, высоко эффективными, развитыми.
Б. Реагирующими, отзывчивыми, активными, высоко эффективными.
В. Развивающимися, отзывчивыми, активными, высоко эффективными.
36. Коллектив организации:
А. Группа лиц, являющихся учредителями организации и вложивших значительные материальные средства в её создание и развитие.
Б. Группа лиц, с которыми непосредственно контактирует администрация организации при решении практических задач.
В. Объединение сотрудников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность для достижения общих целей.
37.Объект организационной деятельности в организации:
А. Администрация.
Б. Управленческий аппарат организации.
В. Исполнители.
38.Обобщённый субъект организационной деятельности:
А. Трудовой коллектив социальной организации.
Б. Административно-управленческий аппарат.
В. Непосредственные исполнители.
39. Способы принятия управленческих решений:
А. Рациональный, административный, интуитивный.
Б. Административный, либеральный, демократический.
В. Интуитивный, системный, аналитический.
40.Причины возрастания роли организационной науки в современных условиях России:
А. Уменьшение размеров предприятий, ориентированных на узкую специализацию.
Б. Расширение информационного пространства и необходимость работы в условиях острой конкуренции.
В. Увеличение размеров предприятий и создание объёдинений из предприятий разного профиля, стремящихся к достижению общей цели.
Приложение 5
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
МОУ «ВОЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» НА ПЕРИОД ДО 2009 года (фрагмент, из опыта работы)
Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.