Влияние факторов внешней среды на деятельность организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проектирование организационных структур, как указывалось выше, не будет эффективных без установления перечня факторов внешней среды и степени их влияния, которые, в свою очередь, зависят от типа деятельности и стратегии действия организации. К факторам внешней среды относятся неподвластные прямому воздействию со стороны системы управления объективные факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на деятельность организации. Такими факторами принято считать:

· Политические:

§ международная обстановка;

§ государственный строй;

§ формы собственности.

· Правовые:

§ законодательная система;

§ нормативные документы;

§ ограничения на экспортно-импортные операции.

· Социально-экономические:

§ развитие объектов инфраструктуры;

§ жизненный уровень населения;

§ платёжеспособность юридических и физических лиц;

§ инфляция;

§ стабильность финансовой системы;

§ конкуренция;

§ криминальная обстановка.

· Научно-технические:

§ уровень использования новых информационных технологий;

§ информационные компьютерные системы;

§ телекоммуникационные связи.

· Природные:

§ географические особенности;

§ климатические и сезонные условия;

§ требования экологической безопасности.

· Культурные:

§ уровень культуры населения;

§ традиции и обычаи;

§ нормы общественной жизни;

§ языковые барьеры.

· Форс-мажорные обстоятельства.

Проверочная работа

5.5.1.Вставьте пропущенное слово (словосочетание):

1) ___________ - система организации производства, труда и управления в организации в целом, в её подразделениях или отдельных видах деятельности.

2) ________________ включает официальные, оперативные, операционные цели.

3) ___________ - разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем.

4) ____________ - комплект технической, организационной и плановой документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной системы.

5) _______________ принято считать политические, правовые, социально-экономические, научно-технические, природные, культурные, а также форс-мажорные обстоятельства.

6) _____________ - нормативно-функциональный, функционально-технологический, организационного моделирования, экспертно-аналитический, структуризации целей.

7) ___________ - процесс упорядочения организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.

8) ________________ - характеризующие эффективность, содержание и организацию процесса управления, рациональность организационной структуры.

9) ______________ - сбор информации и определение проблем, формирование системы целей и функций, разработка стратегической концепции, оценка функций, организационно-техническое проектирование, социальное проектирование, завершение модели деятельности.

10) ________________ включает учёт влияния внутренней и внешней среды.

5.5.2. Постройте модель организации, которую вы хотели бы создать или усовершенствовать, на основе алгоритма организационного проектирования с учётом характеристик согласно классификации организаций В.А.Абчука (см. 3.3.2.):   

· по характеру деятельности;

· по сфере деятельности;

· по отраслевой принадлежности;

· по отношению к власти;

· по государственной принадлежности;

· по степени самостоятельности;

· по формам собственности;

· по организационно-правовой форме;

· по наличию юридического лица;

· по численности работающих;

· по времени функционирования;

· по отношению к коммерческой деятельности;

· по степени формализации;

· по отношению к бюджету;

· по организационной структуре.

Организационная структура

Понятие организационной структуры и структуры управления организацией. Структурно-организационные связи. Органиграмма. Характеристики организационных структур. Принципы структуризации. Основные типы организационных структур.

6.1. Структураэто организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчинённость и пропорциональность её элементов.

Таким образом, организация как система может быть представлена в виде совокупности взаимосвязанных подсистем (элементов), которые образуют единое целое. Состав, расположение и характер отношений между ними определяют структуру организации. Элементами структуры являются отдельные работники, функциональные подразделения, службы и звенья аппарата управления. Отношения между ними осуществляются благодаря наличию устойчивых взаимосвязей.

Структура организации – это совокупность фиксированных взаимосвязей, отношений и коммуникаций между подразделениями и отдельными работниками организации. Организационная структура понимается как установленная схема взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов и представляет собой определённую упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создавая условия для достижения организацией поставленных целей и осуществления её деятельности. При этом на эффективность деятельности организации влияют следующие факторы:

1) политика руководства и методы воздействия на поведение персонала;

2) взаимосвязи между людьми и их работой, которые, прежде всего, отражаются в их должностных обязанностях;

3) полномочия и функции работников на различных уровнях управления.

Организационная структура управления представляет собой взаимосвязь и соподчинённость самостоятельных звеньев управления и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Звеном управления является обособленное подразделение со строго определёнными функциями. При этом звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее всю функцию управления, её часть или совокупность функций. К звену управления относятся и руководители. Отношения между звеньями управления поддерживаются на основе взаимосвязей, отношений и коммуникаций.

6.2. По содержанию и функциональному назначению структурно-организационные связи можно разделить на следующие группы:

· связи непосредственного взаимодействия;

· отношения соподчинённости;

· соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

§ Горизонтальные связи носят характер согласования и выражают отношения между равными по положению в иерархии компонентами организации, взаимодействие которых обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей.

§ Вертикальные связи – это связи подчинения, которые соединяют иерархические уровни и служат каналами распорядительской и отчётной информации. Вертикальные связи носят функциональный или линейный характер:

- линейные связи – это связи подчинения по всему кругу вопросов, осуществляемые при полной и единоличной реализации руководителем властных полномочий по всем функциям управления;

- функциональные связи – это связи подчинения в пределах реализации определённой функции управления. Они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

По способности к изменению организационные связи подразделяются на инвариантные и вариабельные:

§ Инвариантные связи – это связи, которые остаются практически неизменными при любых условиях, что обусловлено целевой ориентацией и функциональным назначением организации, а также спецификой реализации в ней взаимосвязей.

§ Вариабельные связи – это связи, которые при изменении ситуации могут изменить свои характеристики.

6.3. То, как устроена организация, графически отображает организационная схема, которую иногда называют органиграммой. Как правило, органиграмма представляется в виде начертания горизонтальных и вертикальных линий и боксов. Боксы определяют виды деятельности, линии указывают на связи между ними.

 

 

     
 

 

 

         

Рис. 7 Пример организационной схемы

6.4. Одна и та же структура не может в равной степени подходить для всех типов организаций, но каждое предприятие или учреждение обладает той или иной структурой. Любая структура оценивается с помощью следующих характеристик:

· Объём структуры характеризует её количественный состав: число уровней, элементов, связей между ними.

· Надёжность структуры показывает её способность выполнять свои функции в различных условиях.

· Размещение структуры описывает положение её элементов в пространстве и времени: соответствующие взаимосвязи, подчинённость, отведённые роли.

· Упорядоченность структуры показывает степень формализации её построения и функционирования, возможности и механизмы изменения структуры.

· Централизация структуры говорит о распределении функций между центром и периферией системы и объёмами соответствующих полномочий.

· Оперативность структуры означает возможность реакции системы на изменения обстановки, временные показатели этой реакции и её цену.

6.5. Организационная структура не возникает спонтанно. Существуют общепризнанные принципы структуризации:

· целеполагание;

· приоритет функций над составом звеньев;

· приоритет объекта над субъектом;

· первичность миссии, целей, комплекса функций;

· положение во внешней среде;

· адаптивность;

· полная координация;

· минимум сложности.

 6.5. К основным типам организационных структур относятся бюрократическая и органическая структуры.

6.5.1. Бюрократическая (пирамидальная) структура. Основные характеристики:

· чёткое разделение труда;

· иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему;

· наличие взаимосвязанной системы обобщённых формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность задач;

· формальная обезличенность выполнения должностных обязанностей;

· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

К бюрократическим структурам относятся следующие:

· Линейная структура. Основные особенности:

§ реализует принцип единоначалия и централизма в руководстве (прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства);

§ предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления и подчинение ему всех нижестоящих подразделений.

§ каждое подразделение и каждый работник имеют только одного руководителя: каждый подчинённый имеет своего начальника, а каждый начальник – несколько подчинённых;

§ руководитель подразделения выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным подразделением, несёт личную ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Основные достоинства:

- единство распорядительства;

- простота и чёткость подчинения;

- полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчинённых ему подразделений;

- оперативность в принятии решений;

- согласованность действий исполнителей;

- получение исполнителями согласованных распоряжений и заданий.

Основные недостатки:

- большая информационная перегрузка руководителей, огромный поток      документов, множественность контактов с подчинёнными и вышестоящими лицами;

- высокие требования к руководителю – его квалификации, опыту, знаниям;

- структура пригодна к решению только оперативных (тактических) задач.

Линейные структуры в чистом виде применяются только в низовых производственных звеньях, а также на малых предприятиях, особенно в период их становления.

 

 

Руководитель

 

Линейный руководитель 1   Линейный руководитель 2

И1   И2   И3   И4   И5

 

Рис. 8 Фрагмент линейной структуры

В небольших организациях с чётким распределением функциональных обязанностей получили также распространение кольцевая и звёздная структуры как разновидность линейной. Основные отличительные черты кольцевой структуры:

§ Прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

§ Каждый элемент системы (подразделения) связан с двумя смежными.

§ Проходящая через систему информация становится достоянием всей системы.

§ Все связи – равноценны.

§ Крайние элементы связаны друг с другом.

§ Взаимосвязь крайних элементов даёт возможность вести управление в двух противоположных направлениях и тем самым повысить надёжность структуры.

§ Иерархические отношения отсутствуют.

Звёздная структура представляет собой развитие кольцевой. Основные отличительные черты:

§ Появляется центральное подразделение, через которое информация может быстро передаваться в любое другое.

§ Центральный элемент системы, как правило, является иерархически выше остальных.

· Функциональная структура. Основные особенности:

§ реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями;

§ каждое линейное подразделение нижнего уровня подчиняется нескольким руководителям вышестоящего уровня;

§ выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов;

§ каждый орган управления (или исполнитель) специализируется на выполнении конкретных видов деятельности;

§ специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения;

§ функциональные подразделения наделены полномочиями и ответственностью за результаты деятельности.

Основные достоинства:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

специализация подразделения на выполнении определённого вида управленческой деятельности;

ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами.

Основные недостатки:

- нарушение принципа единоначалия при использовании принципов полноправного распорядительства;

- длительная процедура принятия решений;

- трудности в поддержании связей между различными функциональными службами;

- снижение уровня ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает распоряжения от нескольких руководителей;

- снижение уровня ответственности функциональных руководителей за работу организации в целом.

 

 

Руководитель

Зам.директора по учебной работе   Зам.директора по воспитательной работе   Зам. директора по административно-хозяйственной работе   Зам. директора по методической работе

Учитель   Воспитатель

Рис. 9 Фрагмент функциональной структуры

· Линейно-функциональная структура.

В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на подчинённости низшего звена высшему

Основные особенности:

§ сочетает реализацию принципов единоначалия, линейного построения структурных подразделений и демократического централизма;

§ всю власть и ответственность принимает на себя линейный руководитель, которому помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (функциональные руководители). Данные функциональные структурные подразделения (функциональные руководители) находятся в подчинении главного линейного руководителя;

§ специализация управленческого процесса строится в зависимости от обязанностей функциональных руководителей;

§ подчинённость исполнителей осуществляется в зависимости от связей по их должности и специализации.

Основные преимущества:

- улучшение координации деятельности в функциональных областях;

- адекватная и эффективная производственная реакция организации;

- уменьшение дублирования в функциональных областях.

Основные недостатки:

- возможность отсутствия тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне;

- возможность размывания единой стратегии развития организации.

Директор школы

Зам. по учебно-воспитательной работе   Зам. по воспитательной работе   Зам. по административно-хозяйственной работе

 

Учителя   Воспитатели и классные руководители   Технический персонал

Рис. 10 Фрагмент линейно-функциональной структуры

· Линейно-штабная структура (разновидность линейно-функциональной). Основные особенности:

§ сочетает свойства линейных и линейно-функциональных структур;

§ предусматривает создание специальных подразделений (штабов) на каждом иерархическом уровне для решения тех или иных задач;

§ штабы готовят проекты решений по соответствующим вопросам;

§ руководитель принимает решение и доводит его до подразделений.

Основные преимущества:

- эффективность поисков наиболее рациональных вариантов решения производственных задач;

- демократизация управления (вовлечение в процесс управления рядовых работников организации);

- мотивация деятельности работников на основе демократизации управления.

Основные недостатки:

- множественность подсистем управления;

- высокие требования к уровню управленческой компетентности функциональных руководителей.

 

Директор школы

 

Заместитель по методической работе   Заместитель по учебно-воспитательной работе   Заместитель по воспитательной работе   Административный совет

 

Руководитель методического объединения 1   Руководитель методического объединения 1   Руководитель методического объединения 1   Методический совет

Рис. 11 Фрагмент линейно-штабной структуры

6.5.2. Органическая структура.

· Проектная структура. Основные особенности:

§ формируется при разработке проектов, как процессов целенаправленных изменений в системе управления или организации в целом;

§ формируется специальное подразделение – проектная команда, которая работает на временной основе;

§ управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий;

§ руководитель проекта наделяется полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта или какой-то его части;

§ по завершении работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру, возвращается к своим прежним обязанностям либо увольняется.

Основные преимущества:

- концентрации всех усилий организации на решении одной задачи;

- гибкость проектных структур (проектную команду можно создать за короткое время);

усиление личной ответственности конкретного руководителя за конкретный проект.

Основные недостатки:

- проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и усложняют развитие организации как единого целого;

- проектные группы не представляют собой устойчивых образований, что лишает членов команд своего места в организации и развития деловой карьеры.

· Матричная структура. Основные особенности:

§ отражает закрепление в организационном построении организации двух направлений руководства:

- вертикальное направление – это управление функциональными и линейными подразделениями;

- горизонтальное направление – это управление отдельными проектами, для реализации которых привлекаются человеческие ресурсы из различных подразделений;

§ предполагает разделение прав менеджеров-руководителей подразделений и менеджеров-руководителей проектов;

§ наличие у работников одновременно двух руководителей;

§ основополагающим принципом является не совершенствование организационных структур или отдельно взятых подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации проектов, принципиально важных для развития организации;

§ применяется при сложном наукоёмком производстве товаров, информации, услуг.

Основные достоинства:

- интеграция различных видов деятельности организации;

- получение высоких результатов по большому количеству проектов, реализуемых одновременно;

- вовлечение руководителей всех уровней в сферу активной инновационной деятельности.

Основные недостатки:

- сложность реализации матричных структур;

-необходимость специальной подготовки и учёта уровня организационной культуры;

- функции организации частично дублируются;

- неэффективность в кризисные периоды.

Руководитель

Л 1   Л 2   Ф 1
             

РП 1

                                                        исполнители      исполнители  

РП 2

                                                        исполнители       исполнители

РП 3

 

Рис. 12 Фрагмент матричной структуры

Л1 – линейный руководитель, Ф 1 – функциональный руководитель, РП 1 – руководитель проекта


Проверочная работа

6.6.1.Ответьте на вопросы:

1) Что такое структура организации?

2) Что такое организационная структура управления?

3) Что является звеном организации?

4) Какие связи являются структурно-организационными?

5) Какова классификация структурно-организационных связей?

6) Что такое органиграмма?

7) Назовите основные достоинства бюрократических структур.

8) Назовите основные недостатки бюрократических структур.

9) Назовите основные достоинства органических структур.

10) Назовите основные недостатки органических структур.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.