Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационная культура может стать решающим фактором для повышения эффективности управления системой, если она согласуется со стратегией организации. Сила воздействия организационной культуры на деятельность организации определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы и др.

Для оценки указанного воздействия принято различать внутреннюю и внешнюю составляющие организационной культуры. Внешнюю сторону организационной культуры представляют история организации, символика, традиции церемонии. Они помогают работнику быстрее войти в коллектив, понять миссию организации, особенности взаимоотношения в коллективе, оценить возможности продвижения по службе и т.п. К внутренним составляющим относятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации и общая управленческая концепция.

В зависимости от организационной культуры различают следующие типы организаций:

· Реагирующая организация – характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей цели и жёсткой централизацией. Главная задача руководителя – сохранить достигнутое положение. Устойчивая негативная среда.

· Отзывчивая организация – поддержка инициативы работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, материальное поощрение работников за результаты.

· Активная организация – серьёзная постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания.

· Высоко эффективная организация – высокий уровень сознания работников, используется желание постоянного самосовершенствования. Главная задача руководителя – регулирование и направление энергии работников.

  При всём многообразии, характеризующих организации с высокой культурой, выделяются их общие черты как показатели эффективности деятельности:

§ динамичность, ярко выраженная склонность к действиям, быстрому реагированию на изменение окружающей среды;

§ стремление быть как можно ближе к потребителям, максимальное использование их идей относительно улучшения качества продукции и обслуживания;

§ предоставление большой самостоятельности работникам в решении производственных задач, поощрение предпринимательства, новаторства и разумного риска на рабочих местах;

§ создание атмосферы творческого сотрудничества и доброжелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства;

§ использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле над деятельностью работников, а на делегировании функций и самоконтроле;

§ повышение качества трудовой жизни, обеспечивающееся инвестициями в человеческий фактор: в обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возможностей использования внерабочего времени;

§ культ учёбы и повышения квалификации работников;

§ простая система управления и скромный по численности управленческий персонал.

Обобщённым показателем организационной культуры является имидж организации, как её качественный показатель. Имиджэто целенаправленно сформированный образ организации, репутация организация на рынке и в обществе. Имидж складывается из системы взаимоотношений организации с внешним окружением и характеризует его соответствие индивидуальным особенностям организации. Главными составляющими имиджа организации являются:

· коммуникации – использование всех видов связей с общественностью;

· поведение – позиция организации по отношению к обществу, в т.ч. взаимоотношения между людьми, манера работы с клиентами и др.;

· дизайн, включающий символику, одежду сотрудников, помещения и территорию и др.

В тесной взаимосвязи с профессиональной компетентностью сотрудников, поведением членов организации, факторами внешней среды, эффективностью и технологичностью системы управления, имиджем организации организационная культура оказывает решающее влияние на повышение (или снижение) эффективности деятельности организации.

Ценности и убеждения      
Профессиональная компетентность персонала      
  Поведение членов организации   Организационная культура   Имидж организации Эффективность деятельности организации
Эффективность управления      
Факторы внешней среды      

Рис. 15 Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации

Проверочная работа

8.5.1. Продолжите определение:

1) Организационная культура как теория – это …

2) Организационная культура как методология – это …

3) Организационная культура как практика – это …

4) Организационная культура как явление – это …

5) Организационная культура как процесс – это…

6) Организационная культура – это …

8.5.2. Отметьте буквой «В» верное, на Ваш взгляд, высказывание, буквой «О» - ошибочное. Если высказывание ошибочно, дайте правильный вариант ответа.

Высказывание  
1. Характеристики организационной культуры подразделяются на три уровня: внешние факторы, ценности и идеалы, базовые предположения.  
2. Содержание о.к. не влияет на организационное поведение.  
3. К основным свойствам о.к. относятся всеобщность, формализация, устойчивость.  
4. К основным функциям о.к. относятся охранная, интегрирующая, регулирующая, заменяющая, адаптивная, образовательная и развивающая.  
5. Познание работниками организационной культуры характеризуется тремя уровнями.  
6. Организационная культура однородна.  
7. Главными принципами современного менеджмента являются обеспечение качества продукции и услуг на основе информационных технологий.  
8. Составляющими логики становления о.к. являются философия организации, принципы отбора кадров, поведение руководителей, социализация персонала, культура.  
9.. Развитие о.к. проходит в несколько этапа  
10. В период формирования о.к. подвержена процессу внешней адаптации и влиянию внешней среды.  
11. Поддержание о.к. осуществляется на основе критериев поощрения и наказания сотрудников, решений руководства, символики и обрядов.  
12. Закрепление о.к. совершается через различные формы воздействия на работников.  
13. Совершенствование о.к. предполагает выработку эталонной модели о.к. и выработку механизма её реализации.  
14. Гражданская культура считается первой стадией развития организации, корпоративную – второй.  
15. Из всех путей влияния о.к. на деятельность организации возможен только один: культура влияет на формирование поведения.  
16. Принято различать внутреннюю, внешнюю и нулевую составляющие организационной культуры.  
17. В зависимости от о.к. различают: реагирующие, отзывчивые, активные, высоко эффективные организации.  
18. Показателями эффективности деятельности (с точки зрения о.к.) организаций являются динамичность, использование стиля управления, качество условий труда, простая система управления, культу учёбы и повышения квалификации сотрудников.  
19. Количественным показателем о.к. является имидж организации.  
20. О.к. оказывает влияние на эффективность деятельности организации без взаимосвязи с другими факторами и условиями.  

Примечание: о.к. – организационная культура

Организация как процесс

Объект, предмет, задачи, продукт процесса организации. Понятие и содержание организационной деятельности. Организация и управление как процессы. Субъекты и объекты организационной деятельности. Классификация и оценка эффективности организационных решений.

9.1. Объектом процесса организации является объективная закономерность подготовки и принятия организационных решений при формировании сознательной целесообразной человеческой деятельности и её продукта.

Предметом процесса организации являются проблемы, связанные с формированием этой деятельности. К ним могут относиться:

· разработка программ, планов, проектов и т.п., связанных с организацией деятельности;

· решение различного рода организационных задач;

· совершенствование действующей системы в целом или её частей;

· ликвидация нежелательных ситуаций и т.п.

Основной задачей процесса организации заключается в выявлении проблем, возникающих при подготовке и в процессе деятельности, а также в поиске оптимальных путей и средств решения этих проблем.

Продуктом процесса организации является целесообразное устройство системы (процесса, состояния или вещи), которому присущи такие организационные признаки как целостность, упорядоченность, организованность.

 Таким образом, содержание организационной деятельности включает:

· осознание потребности в создании системы (процесса, дела) на основе выявленных проблем;

· формулировку конечной цели и задач, связанных с подготовкой и осуществлением дела с учётом его последствий и рисков;

· разработку плана действий, поэтапно реализуя сформулированные задачи;

· определение и целесообразное размещение материально-технических ресурсов;

· изыскание и обеспечение энергетическими ресурсами;

· подбор и расстановку ведущих руководителей;

· разъяснение исполнителям задачи каждого этапа на всех направлениях достижения цели, при необходимости – обучение новым приёмам исполнения;

· объединение усилий людей для совместных согласованных действий единой системой стимулирования;

· обеспечение взаимосвязи и единства идей, вещей и людей в конкретных условиях достижения цели.

Процесс организации имеет ряд этапов:

· организация идей;

· организация людей и вещей;

· организация их взаимосвязи и взаимодействия.

Для каждого этапа характерны специфические способы организационной деятельности.

Организация деятельности предшествует самой деятельности, т.е. осуществляется до начала достижения её целей. Процесс организации определяет структуру, способы и средства достижения цели, без которых невозможна целесообразная, целенаправленная деятельность. Управление осуществляется в процессе достижения цели, т.е. является процессом, производным от продукта организаторской деятельности. При этом организация и управление как процессы логически взаимосвязаны.

9.2. Таким образом, можно определить организационную деятельность как создание механизма управления организацией согласно их целям, задачам, структурам и способам функционирования. Организационная деятельность в социальной организации предполагает, прежде всего, интеграцию деятельности членов коллектива и интеграцию целей всех членов коллектива.

В зависимости от функциональных обязанностей члены коллектива могут быть субъектами или объектами организационной деятельности. Однако, понятия «субъект» и «объект» только характеризуют роль работников в разработке и принятии управленческих решений и поэтому не являются абсолютными.

Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления. Это может быть один человек или группа людей, которые принимают решение или осуществляют воздействие на объект управления. Объект управления – это управляемая подсистема, т.е. исполнитель управляющего воздействия. В роли объекта могут выступать человек, группа людей или машина. При этом в зависимости от функциональных обязанностей и роли в принятии и реализации управленческого решения один и тот же человек может выступать в роли как субъекта, так и объекта управления.

9.3. Принятие управленческого решения – главная обязанность руководителя и задача субъекта управления. Существует несколько возможных вариантов выбора субъекта принятия решения: руководитель принимает решение самостоятельно; руководитель принимает решение после консультации с другими людьми; руководитель выступает как член группы, принимающей решение.

Существует следующая процедура принятия решений:

Этапы Процедуры
· Постановка задачи решения проблемы 1.Возникновение новой ситуации. 2.Выявление проблемы. 3.Сбор информации по проблеме. 4.Описание проблемы.
· Разработка вариантов решения 5.Формулировка требований. 6.Сбор необходимой информации. 7.Разработка возможных вариантов решения.
· Выбор решения 8.Определение критериев выбора решения. 9.Выбор решений согласно критериям. 10. Оценка возможных последствий. 11.выбор оптимального решения.
· Организация выполнения решения и его оценка. 12.План реализации решения. 13.Контроль над ходом реализации. 14. Оценка эффективности решения.

 

Решения, как правило, оцениваются по следующим критериям:

· действенность и прагматичность;

· чёткость определения задач, сроков, исполнителей и т.п.;

· поддержка интересов достижения целей организации;

· эффективность осуществления (получение определённой выгоды согласно целям организации).

Принято различать следующие способы принятия управленческих решений:

· Рациональный способ. Процесс обоснования решения направлен на получение максимального результата.

· Административный способ. Руководитель принимает решение, удовлетворяющее минимальные требования или даже снижает их в случае отсутствия альтернатив.

· Интуитивный способ. При принятии решений руководитель руководствуется аналогиями, предвидением и т.п. Системный подход в выборе альтернатив отсутствует.

Существуют различные классификации решений.

· Классификация организационных решений (М.В.Колокнева):

Таблица 4

Критерии Классы решений
Степень структурирования Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные)
Содержание Экономические Социальные Организационные Технические Научные
Количество целей Одноцелевые Многоцелевые
Длительность действия Стратегические (долгосрочные) Тактические (среднесрочные) Оперативные (краткосрочные)
Субъект Индивидуальные Групповые
Уровень принятия решений Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников
Глубина воздействия Одноуровневые Многоуровневые
Направление решения Внутри организации как системы Выходящие за её пределы

· Классификация управленческих решений (С.В.Рогожин):

Таблица 5

Признаки решения Характеристики решения
Функциональная направленность: Планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие.
Форма принятия: Индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные.
Побудительные причины: Ситуационные, сезонные, предписанные, программные, инициативные.
Повторяемость выполнения: Регулярные, периодические, разнотипные, типовые.
Масштабы воздействия: Общие и частные.
Способ действия: Стратегические, тактические, оперативные, операционные.
Ожидаемые результаты: С определенным результатом, с вероятностным исходом.
Характер разработки и реализации: Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные, взвешенные, скоропалительные.
Методы обработки информации: Алгоритмические, эвристические (логические приёмы отыскания истины).
Число критериев: Однокритериальные, многокритериальные.
Направление воздействия: Внутренние и внешние.
Глубина воздействия: Одноуровневые, многоуровневые.
Ресурсы: С ограничениями, без ограничений.
Способ фиксации: Устные, письменные, на носителях
Объект воздействия: Один исполнитель, группа, машина, социотехническая система.
Новизна: Традиционные, аналогичные, перспективные, поисковые, фундаментальные, инновационные.

 

Проверочная работа

1). Назовите объект, предмет, основную задачу, продукт процесса организации.

2). Каковы этапы процесса организации?

3). Что такое организационная деятельность? Что включает в себя содержание организационной деятельности?

4).Какие подсистемы относятся к субъектам управления, какие – к объектам управления?

5). Какова процедура принятия управленческих решений?

6). Назовите критерии оценки управленческих решений.

7). Какие способы принятия управленческих решений Вы знаете?

8).Проанализируйте представленные в параграфе классификации. Определите их сходства и различия.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.