Организационная культура может стать решающим фактором для повышения эффективности управления системой, если она согласуется со стратегией организации. Сила воздействия организационной культуры на деятельность организации определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы и др.
Для оценки указанного воздействия принято различать внутреннюю и внешнюю составляющие организационной культуры. Внешнюю сторону организационной культуры представляют история организации, символика, традиции церемонии. Они помогают работнику быстрее войти в коллектив, понять миссию организации, особенности взаимоотношения в коллективе, оценить возможности продвижения по службе и т.п. К внутренним составляющим относятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации и общая управленческая концепция.
В зависимости от организационной культуры различают следующие типы организаций:
· Реагирующая организация – характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей цели и жёсткой централизацией. Главная задача руководителя – сохранить достигнутое положение. Устойчивая негативная среда.
· Отзывчивая организация – поддержка инициативы работников, организация коллективной работы, неформальные коммуникативные связи, материальное поощрение работников за результаты.
· Активная организация – серьёзная постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания.
· Высоко эффективная организация – высокий уровень сознания работников, используется желание постоянного самосовершенствования. Главная задача руководителя – регулирование и направление энергии работников.
При всём многообразии, характеризующих организации с высокой культурой, выделяются их общие черты как показатели эффективности деятельности:
§ динамичность, ярко выраженная склонность к действиям, быстрому реагированию на изменение окружающей среды;
§ стремление быть как можно ближе к потребителям, максимальное использование их идей относительно улучшения качества продукции и обслуживания;
§ предоставление большой самостоятельности работникам в решении производственных задач, поощрение предпринимательства, новаторства и разумного риска на рабочих местах;
§ создание атмосферы творческого сотрудничества и доброжелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства;
§ использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле над деятельностью работников, а на делегировании функций и самоконтроле;
§ повышение качества трудовой жизни, обеспечивающееся инвестициями в человеческий фактор: в обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возможностей использования внерабочего времени;
§ культ учёбы и повышения квалификации работников;
§ простая система управления и скромный по численности управленческий персонал.
Обобщённым показателем организационной культуры является имидж организации, как её качественный показатель. Имидж – это целенаправленно сформированный образ организации, репутация организация на рынке и в обществе. Имидж складывается из системы взаимоотношений организации с внешним окружением и характеризует его соответствие индивидуальным особенностям организации. Главными составляющими имиджа организации являются:
· коммуникации – использование всех видов связей с общественностью;
· поведение – позиция организации по отношению к обществу, в т.ч. взаимоотношения между людьми, манера работы с клиентами и др.;
· дизайн, включающий символику, одежду сотрудников, помещения и территорию и др.
В тесной взаимосвязи с профессиональной компетентностью сотрудников, поведением членов организации, факторами внешней среды, эффективностью и технологичностью системы управления, имиджем организации организационная культура оказывает решающее влияние на повышение (или снижение) эффективности деятельности организации.
Ценности и убеждения | |||
Профессиональная компетентность персонала | |||
Поведение членов организации | Организационная культура | Имидж организации | Эффективность деятельности организации |
Эффективность управления | |||
Факторы внешней среды |
Рис. 15 Взаимосвязь организационной культуры и эффективности деятельности организации
Проверочная работа
8.5.1. Продолжите определение:
1) Организационная культура как теория – это …
2) Организационная культура как методология – это …
3) Организационная культура как практика – это …
4) Организационная культура как явление – это …
5) Организационная культура как процесс – это…
6) Организационная культура – это …
8.5.2. Отметьте буквой «В» верное, на Ваш взгляд, высказывание, буквой «О» - ошибочное. Если высказывание ошибочно, дайте правильный вариант ответа.
№ | Высказывание | |
1. | Характеристики организационной культуры подразделяются на три уровня: внешние факторы, ценности и идеалы, базовые предположения. | |
2. | Содержание о.к. не влияет на организационное поведение. | |
3. | К основным свойствам о.к. относятся всеобщность, формализация, устойчивость. | |
4. | К основным функциям о.к. относятся охранная, интегрирующая, регулирующая, заменяющая, адаптивная, образовательная и развивающая. | |
5. | Познание работниками организационной культуры характеризуется тремя уровнями. | |
6. | Организационная культура однородна. | |
7. | Главными принципами современного менеджмента являются обеспечение качества продукции и услуг на основе информационных технологий. | |
8. | Составляющими логики становления о.к. являются философия организации, принципы отбора кадров, поведение руководителей, социализация персонала, культура. | |
9.. | Развитие о.к. проходит в несколько этапа | |
10. | В период формирования о.к. подвержена процессу внешней адаптации и влиянию внешней среды. | |
11. | Поддержание о.к. осуществляется на основе критериев поощрения и наказания сотрудников, решений руководства, символики и обрядов. | |
12. | Закрепление о.к. совершается через различные формы воздействия на работников. | |
13. | Совершенствование о.к. предполагает выработку эталонной модели о.к. и выработку механизма её реализации. | |
14. | Гражданская культура считается первой стадией развития организации, корпоративную – второй. | |
15. | Из всех путей влияния о.к. на деятельность организации возможен только один: культура влияет на формирование поведения. | |
16. | Принято различать внутреннюю, внешнюю и нулевую составляющие организационной культуры. | |
17. | В зависимости от о.к. различают: реагирующие, отзывчивые, активные, высоко эффективные организации. | |
18. | Показателями эффективности деятельности (с точки зрения о.к.) организаций являются динамичность, использование стиля управления, качество условий труда, простая система управления, культу учёбы и повышения квалификации сотрудников. | |
19. | Количественным показателем о.к. является имидж организации. | |
20. | О.к. оказывает влияние на эффективность деятельности организации без взаимосвязи с другими факторами и условиями. |
Примечание: о.к. – организационная культура
Организация как процесс
Объект, предмет, задачи, продукт процесса организации. Понятие и содержание организационной деятельности. Организация и управление как процессы. Субъекты и объекты организационной деятельности. Классификация и оценка эффективности организационных решений.
9.1. Объектом процесса организации является объективная закономерность подготовки и принятия организационных решений при формировании сознательной целесообразной человеческой деятельности и её продукта.
Предметом процесса организации являются проблемы, связанные с формированием этой деятельности. К ним могут относиться:
· разработка программ, планов, проектов и т.п., связанных с организацией деятельности;
· решение различного рода организационных задач;
· совершенствование действующей системы в целом или её частей;
· ликвидация нежелательных ситуаций и т.п.
Основной задачей процесса организации заключается в выявлении проблем, возникающих при подготовке и в процессе деятельности, а также в поиске оптимальных путей и средств решения этих проблем.
Продуктом процесса организации является целесообразное устройство системы (процесса, состояния или вещи), которому присущи такие организационные признаки как целостность, упорядоченность, организованность.
Таким образом, содержание организационной деятельности включает:
· осознание потребности в создании системы (процесса, дела) на основе выявленных проблем;
· формулировку конечной цели и задач, связанных с подготовкой и осуществлением дела с учётом его последствий и рисков;
· разработку плана действий, поэтапно реализуя сформулированные задачи;
· определение и целесообразное размещение материально-технических ресурсов;
· изыскание и обеспечение энергетическими ресурсами;
· подбор и расстановку ведущих руководителей;
· разъяснение исполнителям задачи каждого этапа на всех направлениях достижения цели, при необходимости – обучение новым приёмам исполнения;
· объединение усилий людей для совместных согласованных действий единой системой стимулирования;
· обеспечение взаимосвязи и единства идей, вещей и людей в конкретных условиях достижения цели.
Процесс организации имеет ряд этапов:
· организация идей;
· организация людей и вещей;
· организация их взаимосвязи и взаимодействия.
Для каждого этапа характерны специфические способы организационной деятельности.
Организация деятельности предшествует самой деятельности, т.е. осуществляется до начала достижения её целей. Процесс организации определяет структуру, способы и средства достижения цели, без которых невозможна целесообразная, целенаправленная деятельность. Управление осуществляется в процессе достижения цели, т.е. является процессом, производным от продукта организаторской деятельности. При этом организация и управление как процессы логически взаимосвязаны.
9.2. Таким образом, можно определить организационную деятельность как создание механизма управления организацией согласно их целям, задачам, структурам и способам функционирования. Организационная деятельность в социальной организации предполагает, прежде всего, интеграцию деятельности членов коллектива и интеграцию целей всех членов коллектива.
В зависимости от функциональных обязанностей члены коллектива могут быть субъектами или объектами организационной деятельности. Однако, понятия «субъект» и «объект» только характеризуют роль работников в разработке и принятии управленческих решений и поэтому не являются абсолютными.
Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления. Это может быть один человек или группа людей, которые принимают решение или осуществляют воздействие на объект управления. Объект управления – это управляемая подсистема, т.е. исполнитель управляющего воздействия. В роли объекта могут выступать человек, группа людей или машина. При этом в зависимости от функциональных обязанностей и роли в принятии и реализации управленческого решения один и тот же человек может выступать в роли как субъекта, так и объекта управления.
9.3. Принятие управленческого решения – главная обязанность руководителя и задача субъекта управления. Существует несколько возможных вариантов выбора субъекта принятия решения: руководитель принимает решение самостоятельно; руководитель принимает решение после консультации с другими людьми; руководитель выступает как член группы, принимающей решение.
Существует следующая процедура принятия решений:
Этапы | Процедуры |
· Постановка задачи решения проблемы | 1.Возникновение новой ситуации. 2.Выявление проблемы. 3.Сбор информации по проблеме. 4.Описание проблемы. |
· Разработка вариантов решения | 5.Формулировка требований. 6.Сбор необходимой информации. 7.Разработка возможных вариантов решения. |
· Выбор решения | 8.Определение критериев выбора решения. 9.Выбор решений согласно критериям. 10. Оценка возможных последствий. 11.выбор оптимального решения. |
· Организация выполнения решения и его оценка. | 12.План реализации решения. 13.Контроль над ходом реализации. 14. Оценка эффективности решения. |
Решения, как правило, оцениваются по следующим критериям:
· действенность и прагматичность;
· чёткость определения задач, сроков, исполнителей и т.п.;
· поддержка интересов достижения целей организации;
· эффективность осуществления (получение определённой выгоды согласно целям организации).
Принято различать следующие способы принятия управленческих решений:
· Рациональный способ. Процесс обоснования решения направлен на получение максимального результата.
· Административный способ. Руководитель принимает решение, удовлетворяющее минимальные требования или даже снижает их в случае отсутствия альтернатив.
· Интуитивный способ. При принятии решений руководитель руководствуется аналогиями, предвидением и т.п. Системный подход в выборе альтернатив отсутствует.
Существуют различные классификации решений.
· Классификация организационных решений (М.В.Колокнева):
Таблица 4
Критерии | Классы решений |
Степень структурирования | Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные) |
Содержание | Экономические Социальные Организационные Технические Научные |
Количество целей | Одноцелевые Многоцелевые |
Длительность действия | Стратегические (долгосрочные) Тактические (среднесрочные) Оперативные (краткосрочные) |
Субъект | Индивидуальные Групповые |
Уровень принятия решений | Организации в целом Структурных подразделений Функциональных служб Отдельных работников |
Глубина воздействия | Одноуровневые Многоуровневые |
Направление решения | Внутри организации как системы Выходящие за её пределы |
· Классификация управленческих решений (С.В.Рогожин):
Таблица 5
Признаки решения | Характеристики решения |
Функциональная направленность: | Планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие. |
Форма принятия: | Индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные. |
Побудительные причины: | Ситуационные, сезонные, предписанные, программные, инициативные. |
Повторяемость выполнения: | Регулярные, периодические, разнотипные, типовые. |
Масштабы воздействия: | Общие и частные. |
Способ действия: | Стратегические, тактические, оперативные, операционные. |
Ожидаемые результаты: | С определенным результатом, с вероятностным исходом. |
Характер разработки и реализации: | Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные, взвешенные, скоропалительные. |
Методы обработки информации: | Алгоритмические, эвристические (логические приёмы отыскания истины). |
Число критериев: | Однокритериальные, многокритериальные. |
Направление воздействия: | Внутренние и внешние. |
Глубина воздействия: | Одноуровневые, многоуровневые. |
Ресурсы: | С ограничениями, без ограничений. |
Способ фиксации: | Устные, письменные, на носителях |
Объект воздействия: | Один исполнитель, группа, машина, социотехническая система. |
Новизна: | Традиционные, аналогичные, перспективные, поисковые, фундаментальные, инновационные. |
Проверочная работа
1). Назовите объект, предмет, основную задачу, продукт процесса организации.
2). Каковы этапы процесса организации?
3). Что такое организационная деятельность? Что включает в себя содержание организационной деятельности?
4).Какие подсистемы относятся к субъектам управления, какие – к объектам управления?
5). Какова процедура принятия управленческих решений?
6). Назовите критерии оценки управленческих решений.
7). Какие способы принятия управленческих решений Вы знаете?
8).Проанализируйте представленные в параграфе классификации. Определите их сходства и различия.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 244.