Главные усилия современного менеджмента направлены на формирование сильной культуры организации, определяющие её успех в изменяющихся условиях. В парадигме менеджмента сформулированы два главных принципа современного поведения организации:
· Обеспечение качества продукции и услуг, повышение организационной ответственности за это посредством возрастания гибкости, непрерывных инноваций и улучшений в производимых продуктах и услугах.
· Осознание того, что только люди являются «главной машиной» любой компании. Только люди могут сделать её преуспевающей.
Становление организационной культуры отражено в её логике:
Поведение руководителей | ||||||
Философия организации | Критерии отбора кадров | Культура организации | ||||
Социализация персонала | ||||||
Рис. 14 Логика становления организационной культуры
Философия организации конкретизирует основные ценности, которые служат для сотрудников и руководителей всех уровней образом жизни и направляют всю их деятельность. Философия получает своё развитие в формировании миссии организации, которая отвечает на вопросы: Кто мы? Чего мы хотим? Как мы это делаем? Жизнеспособность организации зависит не только от организационной формы или административных умений, но и от совокупности ценностей и убеждений, а также их привлекательности для всего коллектива. Любая организация, чтобы выжить и добиться успеха, должна обладать солидной системой ценностей и убеждений, из которой она исходит во всей своей политике и деятельности.
Организация с высокой культурой, как правило, имеет строгие критерии отбора кадров. Отбор кадров – это процесс, когда организация выискивает нужных себе людей, и люди среди множества организаций выбирают для себя одну. Отбор кадров – это процесс обеспечения соответствия между человеком и работой, а также между личностью и организацией. При найме на работу важен интерес не только к образованию и квалификации кандидата, но и к соответствию ценностям и принципам кандидата ценностям и принципам организации.
Социализация персонала – это процесс адаптации работников к условиям культуры организации. Это процесс становления личности работника путём присвоения ему элементов культуры организации и усвоения её ценностей. Процесс социализации состоит из последовательных стадий: 1) предварительная (предварительное ознакомление работника с организацией до официального оформления его на работу); 2) контактная (знакомство работников с организацией в процессе трудовой деятельности); 3) преобразовательная (овладение работником квалификацией и своей ролью, коррекция его поведения согласно ценностям и нормам организации); 4) завершение адаптации ( наличие у работника чувства удовлетворённости организацией и работой).
Поведение руководства оказывает сильнейшее воздействие на формирование организационной культуры. Самое главное в деятельности руководителей – формирование системы ценностей организации и наполнение её реальными делами – собственными и подчинённых работников. Характерными чертами поведения руководства в организациях с высокой культурой являются постоянная нацеленность на стремление воодушевить людей, выявление главных противоречий в системе ценностных ориентаций и нацеленность на их устранение, лидерство в области идей и мастерство в некоторой сфере деятельности, использование различных стилей и методов управления и др.
8.2.2. Организационная культура в своём развитии проходит несколько этапов:
1. Формирование.
2. Поддержание и закрепление.
3. Изменение.
Формирование организационной культуры начинается с возникновения организации. В период формирования культура организации подвержена двум процессам: процессу внешней адаптации (поиск ниши) и процессу внутренней организационной культуры (поиск способов наиболее эффективных коммуникаций между сотрудниками). Составными частями процесса внутренней интеграции считаются:
§ формирование общего языка организации;
§ определение групп (профессиональных, возрастных, по статусу и т.п.);
§ власть (принципы её получения, возможности поддержания и потери власти);
§ личностные отношения между сотрудниками организации;
§ система наград и стимулов.
Традиционно культура закладывается руководителем. В период зарождения организационной культуры основополагающими являются документы, отражающие устанавливаемые нормы и правила. Одновременно происходит декларация ценностей и убеждений.
Поддержание организационной культуры осуществляется на основе
§ критериев поощрения и наказания сотрудников;
§ решений руководства организации;
§ моделирования ролей и обучения сотрудников;
§ критериев наград и статусов;
§ критериев подбора персонала и руководителей;
§ символики и обрядов.
Закрепление культуры организации совершается через различные формы воздействия на работников, в частности, через легенды, ритуалы, материальные символы. Легенды отражают историю. Легенда – это вид устного предания о каких-либо замечательных событиях из жизни организации. Позитивные факторы положительно воздействуют на укрепление организационной культуры, отрицательные – отрицательно. Ритуалы – это совокупность последовательно повторяющихся действий, церемоний, сопровождающих реализацию ключевых ценностей организации и составляющих внешнее оформление этой реализации. Ритуалы символизируют убеждения. Материальные символы культуры – внешний вид и обустройство территории, здания, мебель, одежда сотрудников – помогают усилить организационную культуру.
Изменение внешних условий вызывает необходимость разработки новой стратегии развития организации, которая, в свою очередь, требует изменения культуры организации. Работа по совершенствованию организационной культуры предполагает последовательное решение трёх задач в следующей последовательности:
· комплексный анализ сложившейся организационной культуры по всем её структурным элементам, что позволит выявить сильные и слабые стороны культуры, определяющие их факторы и степень соответствия культуры современным требованиям;
· разработка эталонной модели организационной культуры, основанной на ценностях, нормах и принципах, вытекающих из требований новой стратегии организации;
· создание механизма практической реализации эталонной модели.
8.2.3. Понятие «организационная культура» тесно связана с понятиями «корпоративная культура» и «гражданская культура». В современной науке принято считать корпоративную и гражданскую культуру двумя стадиями развития организации.
Таблица 3
Характеристики типов организационной культуры
Индикаторы развития культуры | Тип организационной культуры | |
Корпоративная культура | Гражданская культура | |
Ориентация | Регламентируется и регулируется внутренняя жизнь организации | Направлена на включение организации в более широкое гражданское общество |
Степень открытости | Закрытая система, ограничивающая доступ в организацию посторонних участников | Открытая система, доступная для других участников, не принадлежащих формально к организации |
Степень автономности | Личная и групповая зависимость членов организации от её руководства | Личностная автономия при условии соблюдения организационно-правовых рамок |
Уровень разнообразия | Однообразие организационных норм и принимаемых решений | Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене (при наличии общей стратегии) |
Стиль руководства | Директивный стиль руководства и взаимоотношений | Демократичность в управлении |
Механизм принятия решений | Декларируемая свыше или принятая формальным большинством членов организации система представлений о приоритетах её развития | Выработка приоритетных решений происходит «снизу вверх» и во многом независимо от мнения формального руководства |
Роль личности | Доминирование групповых (коллективистских) идеалов и ценностей организации над индивидуальными | Преобладание индивидуально-личностных начал, стремление к их гармонизации с общественными интересами |
Традиции | Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традиции | Развитие иных ценностных начал организации в противовес или в дополнение существующим традиционным устоям |
Инновационные процессы | Дозированное использование нововведений при сохранении и развитии наиболее жизнеспособных образцов | Сфера распространения инноваций определяется в зависимости от меры и объёма возможностей свободного развития работников. |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 261.