Стратегия «Газпрома» основана, во‑первых, на традиции советских министерств. Подобно некоторым другим отраслевым гигантам страны, прежде всего «Российским железным дорогам» и «Росатому», «Газпром» был образован из советского министерства, а именно – из Министерства газовой промышленности. Так получилось, что большинство других советских министерств, ведавших энергоресурсами (нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики), разделились на отдельные предприятия, которые вскоре были приватизированы и волей‑неволей вступили в конкурентную борьбу как на внутреннем, так и на внешнем рынках. А вот «Газпром» и «Росатом» (Российская государственная корпорация по атомной энергии) так и остались монополистами. Как и «РЖД», они сохранили в своем укладе очень многое от советских министерств былых времен.
Вторая традиция «Газпрома», являющегося, по сути, государственной нефтегазовой корпорацией, характерна для аналогичных компаний большинства стран, входящих в состав Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Каждая из них представляет собой государство внутри государства, доминируя как в экономике, так и в политике своей страны. «Газпром», правда, имеет несколько особенностей, отличающих его от других национальных чемпионов. Несмотря на весьма внушительные нефтедобывающие и электро‑энергетические активы, «Газпром» все же преимущественно газовая компания. Кроме того, большая доля акций «Газпрома» принадлежит частным инвесторам.
Первым главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин – молодой и энергичный человек, по образованию инженер‑технолог, в 1985 году назначенный на должность министра газовой промышленности. Министерство было преобразовано в государственный газодобывающий концерн еще до развала Советского Союза. Черномырдин, с декабря 1992‑го по март 1998 года занимавший пост премьер‑министра России, обеспечил своему детищу особые привилегии. В конце 1993 года компания получила широчайшие монопольные права и массу налоговых льгот, а в 1994 году началась ее приватизация (акции продавались преимущественно сотрудникам компании). На тот момент корпорацию отличали обеспеченность богатейшими ресурсами, практически неограниченная монополия, льготные условия налогообложения и то, что ее акции были распределены среди инсайдеров{230}. Кроме того, «Газпрому» присуще множество и других характерных особенностей.
Во‑первых, «Газпром» – очень большая компания. На ее долю приходится 8 процентов российского ВВП, одна пятая всего объема экспорта и одна пятая рыночной капитализации страны. По этим трем показателям, а также по суммам налоговых платежей это самая крупная российская корпорация, хотя по числу сотрудников (330 тысяч) он все же значительно уступает «РЖД».
Во‑вторых, «Газпром» сохраняет монополию на экспорт и транспортировку газа по магистральным трубопроводам, а также на разработку новых крупных месторождений. Россия обладает крупнейшими в мире месторождениями газа, и самое большое преимущество «Газпрома» – принадлежащие ему государственные лицензии на разработку четверти общемировых газовых запасов. Протекция со стороны государства – его самая сильная сторона.
В‑третьих, внутренние цены на газ удерживаются на уровне, значительно более низком, чем рыночный. В течение последних нескольких лет цены на внутреннем рынке постепенно повышались; предполагается, что они достигнут экспортного уровня в 2014 году{231}, однако разрыв между внутренними и мировыми ценами варьируется в зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Бывали случаи, когда внутренние цены оказывались ниже мировых ни много ни мало – в пять раз.
В‑четвертых, «Газпром» платит значительно меньшие налоги, чем остальные компании в нефтегазовой отрасли. В 2007 году налог для «Газпрома» составлял 7,3 доллара за баррель добытого топлива в нефтяном эквиваленте, частные же компании платили 31–34 доллара, то есть почти в пять раз больше{232}. Низкие налоговые ставки обосновываются низкими ценами на газ на внутреннем рынке (которые искусственно регулируются), и «Газпром» может в открытую торговаться с государством относительно размера своих налогов. Едва ли компания получает какую‑то прибыль от продаж на внутреннем рынке – чего не скажешь о независимых производителях (самый заметный из них – «Новатэк»), извлекающих огромные прибыли из продаж внутри страны за счет своей более высокой эффективности{233}.
Быстрый рост советской газовой отрасли пришелся на 1970–1980 годы, когда разрабатывались крупные газовые месторождения Западной Сибири. Поскольку их начали осваивать позже, чем нефтяные, и в 1990‑е годы газовому сектору удалось достичь практически стабильного уровня добычи, в то время как добыча нефти упала вдвое. Зато в 1999–2004 годах добыча нефти резко возросла, а добыча газа оставалась на том же уровне. В период между 2003 и 2008 годами уровень добычи «Газпрома» почти достиг отметки в 550 миллиардов кубометров, что составляло без малого 85 процентов всего объема добытого в России газа (рис. 7.1).
Рис. 7.1 Добыча газа: Россия и «Газпром», 2000–2009 гг.
Источники: Gazprom Databook‑2007, June 2009, www.gazprom.ru; Федеральная служба государственной статистики; kremlin.ru; Международное энергетическое агентство.
Общий уровень добычи газа в России продолжал расти за счет независимых производителей. Собственная же добыча «Газпрома» давно падает, однако корпорации удается удерживать стабильный уровень производства за счет поглощения активов независимых производителей. В России ежегодно сгорает в факелах около 40 миллионов кубометров попутного газа по той причине, что «Газпром» не дает независимым добывающим компаниям доступ к своей трубопроводной сети{234}.
По мере роста газодобычи в 1970–1980‑х годах Советский Союз сначала удовлетворял собственные потребности в этом сырье, затем начал снабжать им восточноевропейские государства‑сателлиты. В начале 1980‑х годов СССР предпринял смелый и неоднозначный политический шаг – построил газопровод в Западную Европу и начал продавать (главным образом Германии и Италии) значительные объемы газа. Торговля велась на основе долгосрочных контрактов, цены корректировались ежеквартально, в соответствии с ценами на нефть с полугодовой задержкой.
После того как советская империя в широком смысле слова и сам Советский Союз перестали существовать, Россия изменила географию своих продаж. Уровень промпроизводства и энергопотребления в посткоммунистических странах сократился, и это позволило «Газпрому» перенаправить продажи из стран СНГ и Восточной Европы в Западную Европу. В течение продолжительного периода экономического подъема, начавшегося в 2000 году, «Газпром» процветал благодаря постоянному росту спроса на газ в странах Западной Европы и одновременному снижению добычи этого топлива в Европейском cоюзе. Газ стал предпочтительным источником энергии, поскольку при сжигании он дает значительно меньший выброс парниковых газов, чем нефть и уголь. Россия пользовалась репутацией исключительно надежного поставщика. Себестоимость добычи на западносибирских месторождениях была низкой, и «Газпром» получал баснословные прибыли.
Компания всегда пользовалась монопольным правом продавать за границу газ, транспортируемый по трубопроводам, допуская, правда, время от времени тех или иных посредников к участию в сделках. За период с 2002‑го по 2006 год росли цены на нефть и газ, и объем ее экспорта в денежном выражении утроился. При этом количество экспортируемого газа оставалось приблизительно постоянным – около 195 миллиардов кубометров. А вот объем чистого экспорта резко упал со 164 миллиардов (2000 год) до 131 миллиарда кубометров (2008 год), поскольку Россия стала ввозить газ из Средней Азии (рис. 7.2){235}.
Рис. 7.2 Россия: экспорт и импорт газа, 2000–2008 гг.
*= включая природный газ, экспортируемый из подземных газохранилищ Украины.
Источники: Центральный банк РФ, www.cbr.ru; Gazprom Databook, June 2009, www.gazprom.ru; UN Comtrade Database (последний доступ: 28 ноября 2009 года и 16 февраля 2010 года)
Объем российского экспорта в страны СНГ сократился с 60 миллиардов кубометров (2000 год) до 37 миллиардов (2008 год) – на фоне постоянного роста экспорта в Европу: в 2002 году его объем составлял 129 миллиардов кубометров, а в 2008‑м – уже 184 миллиарда (рис. 7.3). Таким образом, по балансу экспорта‑импорта Россия является импортером газа из стран СНГ.
Рис. 7.3 Российский экспорт газа в СНГ и Европу, 2000–2009 гг.
Примечание: на диаграмме СНГ показатель 2005 г. включает природный газ, экспортируемый из подземных газохранилищ Украины.
Источники: Центральный банк РФ, www.cbr.ru; «Газпром», www.gazprom.ru (последний доступ: 16 февраля 2010 года).
Объем продаж, казалось, вышел на стабильный уровень; между 2006 и 2015 годами Россия, согласно прогнозам, должна была удвоить объем продаж газа в Западную Европу. Правда, оставался вопрос: где «Газпром» найдет дополнительные источники сырья? В долгосрочной перспективе планировалась дальнейшая разработка некоторых разведанных гигантских месторождений на территории России. Основное внимание в этом плане уделялось полуострову Ямал и Штокмановскому месторождению в Баренцевом море, однако их разработка обещает быть очень дорогостоящим предприятием. Руководство «Газпрома» сравнивало прогнозируемые затраты с низкими внутренними ценами на газ – и неоднократно откладывало реализацию этих планов.
Наращивание экспорта в европейские страны «Газпром» осуществил за счет увеличения объема закупок газа в странах Средней Азии – Туркменистане, Казахстане и Узбекистане. В течение многих лет «Газпром» при поддержке государства навязывал им собственные цены, не позволяя им даже приблизиться к европейским (с учетом стоимости транспортировки) и получая огромные прибыли от перепродажи.
Примерно в 2005 году «Газпром» начал разрабатывать альтернативные сценарии. Основная концепция заключалась в диверсификации продаж, чтобы снизить зависимость от европейского рынка за счет поставок газа в США, Китай и Японию. Речь шла в основном о производстве СПГ на Штокмановском месторождении (для экспорта в США) и на Сахалине (для экспорта в Китай и Японию). Вторая идея предполагала строительство новых газопроводов в Европу: прежде всего «Северного потока» (по дну Балтийского моря – из России в Германию) и «Южного потока» (по дну Черного моря и Балканам – в Италию и Австрию). Вопрос о целесообразности строительства газопровода в Китай обсуждался более осторожно. Руководители компании совершили ряд поездок по всему миру, обсуждая перспективы разработки месторождений в Нигерии и других странах, однако подавляющая часть этих проектов так и остались планами на неопределенное будущее. Первую установку по сжижению природного газа «Газпром» запустил лишь в 2009 году в рамках консорциума Sakhalin Energy, созданного по инициативе Royal Dutch Shell и других иностранных компаний, которые в 2006 году «Газпром» вынудил продать ему контрольный пакет акций.
«Газпром» напоминал станок, печатающий деньги. В 2006 году российское правительство наконец решилось либерализовать торговлю акциями «Газпрома». В мае 2008 года благодаря высокому зарубежному спросу на газ рыночная капитализация компании достигла пикового значения – 350 миллиардов долларов, и «Газпром» стал третьей по стоимости корпорацией мира. В июне 2008 года председатель правления корпорации Алексей Миллер обнародовал дерзкий прогноз, согласно которому цена на нефть «в обозримом будущем» должна была подняться до 250 долларов за баррель. В следующем месяце цена на нефть достигла максимума – 147 долларов за баррель. Инвестиционные банки и консультанты в области энергетики наперегонки писали восторженные анализы, сулящие «Газпрому» блестящее будущее. Руководители компании уверяли, что цена корпорации скоро достигнет триллиона долларов и «Газпром» станет крупнейшей компанией мира. У компании не было своей внятной стратегии, но всем казалось, что она может себе это позволить.
Не все блага, как из рога изобилия сыпавшиеся на «Газпром», шли на пользу государству и акционерам, но руководство компании неизменно оказывалось в выигрыше. Управление всегда осуществлялось из рук вон плохо, причем делалось это сознательно. В блестящем докладе Бориса Немцова и Владимира Милова «Путин и "Газпром"» утверждается, что истинная цель «Газпрома» – обогатить высших руководителей за счет «откатов» при строительстве газопроводов и вывода активов, незаконной передачи газпромовских акций, а также трансфертного ценообразования при реализации продукции на международных рынках{236}.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.