Энергоэффективность – лишь один из элементов комплексного решения проблем, связанных с изменением климата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Невзирая на все сложности, нет никаких сомнений в том, что реализация амбициозной программы повышения энергоэффективности принесет России существенные экономические выгоды. Как уже отмечалось, воплощение в жизнь такой программы поможет стране значительно сократить объем выбросов. Тем не менее, как отметил сам Медведев в своей февральской речи 2010 года, ключевым элементом в решении этой задачи могут стать структурные изменения экономики. В самом деле, увеличение доли сектора услуг в структуре экономики и уменьшение удельного веса тяжелой промышленности советского образца (эти процессы начались в конце 1990 годов) уже существенно способствовали снижению выбросов парниковых газов. Осуществление планов Медведева по модернизации будет и дальше укреплять эту тенденцию.

Российское правительство могло бы принять более агрессивную программу. Исследование McKinsey показало, что потенциал снижения общего объема выбросов к 2030 году в России составляет около 45 процентов от уровня 1990 года (рис. 6.6). Из них треть приходится на экономически выгодные меры, а остальное – 20‑летние агрессивные инвестиционные программы общей стоимостью 410 миллиардов евро, которые позволят сэкономить 90 миллиардов евро. Из конкретных мер можно назвать улавливание и хранение двуокиси углерода; изменение структуры топливного баланса в отрасли электроэнергетики и теплоснабжения; инвестиции в сельское хозяйство и лесоводство. Не все эти меры обеспечивают прямые экономические выгоды, однако в перспективе они обусловливают очень значительные косвенные выгоды (в том числе «зеленые» рабочие места и развитие новых технологий, о которых говорил Медведев все в той же февральской речи). Результаты множества недавно проведенных исследований доказывают, что в других странах эти меры уже с лихвой компенсируют расходы{226}. Так, согласно одному из них, инвестировав 150 миллиардов долларов в экологически чистую энергетику, США могли бы получить приблизительно 1,7 миллиона новых рабочих мест{227}.

 

Рис. 6.6 Потенциал снижения объема выбросов парниковых газов к 2030 г.

* Меры по повышению энергоэффективности и снижению объема выбросов.

** Меры по снижению объема выбросов.

Примечание: В 2007 г. объем выбросов России составил около 2 200 млн тонн угольного эквивалента. Для сравнения: в 1990 г. этот показатель равнялся 3 300 млн тонн.

Источник: McKinsey & Company. Энергоэффективная Россия. Москва. 2009. www.mckinsey.com (последний доступ: 31 января 2010 года).

 

 

Перспективы американо‑российского сотрудничества

 

Демонстрируемый в последнее время Москвой интерес к проблемам энергоэффективности и роль России в формировании международной климатической политики открывают новые возможности для американо‑российского сотрудничества. Сферы энергоэффективности это касается в особенности – по нескольким причинам. Во‑первых, и Медведев, и президент США Барак Обама считают этот вопрос приоритетным в рамках внутренней политики своих стран. А приоритеты внутренней политики обеих стран сходятся не так уж часто, стало быть, их лидерам представляется редкая возможность вступить в плодотворное сотрудничество. Налицо не только благоприятные условия для совместной работы, но и шанс для обоих президентов реализовать собственные конструктивные инициативы, преодолев имеющиеся в обеих странах бюрократические препоны, погубившие или задержавшие уже не одно многообещающее начинание. Во‑вторых, это беспроигрышный проект. Есть вопросы (например, проблема Ирана), при решении которых одна сторона вынуждена склонять другую к действиям в интересах собственной политики; в случае с энергоэффективностью дело обстоит иначе. И наконец, перед обеими странами открывается возможность привлекать частный сектор и создавать предприятия со смешанным государственно‑частным капиталом, что выгодно с экономической точки зрения и позволит укрепить основы для плодотворного сотрудничества. Без надежных деловых связей фактически нет буфера, способного смягчить политические разногласия между двумя странами.

Некоторые европейские страны уже активно сотрудничают с Россией в вопросах энергоэффективности. Скажем, появилось Российско‑немецкое энергетическое агентство. Соединенные Штаты в этой области сильно отстают от своих европейских партнеров. Министры энергетики США и России подписали протокол о намерениях в сфере сотрудничества по вопросам энергоэффективности, однако этот документ предусматривает лишь стандартное взаимодействие между двумя бюрократическими аппаратами – амбициозным его не назовешь. В рамках Двусторонней российско‑американской президентской комиссии функционирует рабочая группа по энергетике, но пока она не может похвастаться сколько‑нибудь значимыми результатами своей деятельности.

Для того чтобы поставить энергосбережение во главу угла американо‑российских отношений, необходим значительно более творческий подход. Соединенные Штаты могли бы обратиться к собственному опыту сотрудничества с Китаем в области эффективности промышленного энергопотребления. К примеру, Национальная лаборатория Лоуренса в Беркли в сотрудничестве с китайскими учеными и правительством разрабатывает программу повышения эффективности промышленного энергопотребления, проводя аттестацию 1000 ведущих китайских промышленных потребителей энергии на предмет их соответствия международным стандартам. США и Россия могут, пользуясь преимуществами государственно‑частной формы собственности, делиться друг с другом всеми новинками в области энергосберегающих технологий, возникающими в результате такого сотрудничества{228}. У Америки нет общенациональной системы квотирования и торговли, зато имеется много исключительно эффективных отдельных торговых механизмов – например, система торговли квотами на выбросы сернистого ангидрида, введенная в действие в 1990‑е годы, или региональные (Западная климатическая инициатива, Региональная инициатива по парниковым газам и Среднезападная инициатива) и добровольные (Чикагская климатическая биржа) системы торговли квотами на выбросы углеродсодержащих газов. Соединенные Штаты могли бы стимулировать заинтересованность этих систем в сотрудничестве с российскими партнерами, чтобы те могли «обкатать» у них собственные механизмы торговли квотами. Расширение собственной торговли квотами обеспечило бы России более прочные позиции при присоединении к международной торговой системе в качестве полноправного участника – если и когда она сочтет возможным приступить к кардинальному сокращению своих выбросов{229}.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 174.