Пертурбации, которые претерпела российская экономика, существенно влияли на общественное мнение. Имеются убедительные подтверждения тому, что экономические процессы серьезно отразились на популярности каждого из президентов.
В 1988 году несколько российских социологов, близких к диссидентским кругам и пользующихся большим авторитетом, основали в Москве Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Центр быстро завоевал репутацию высокопрофессиональной и независимой организации. (Многие полагают, что именно по этой причине в 2003 году путинская администрация вновь взяла под контроль изначально государственную компанию и сменила ее директора, Юрия Леваду. Вместе с ним ВЦИОМ покинули большинство его коллег. Они основали «Левада‑центр», который продолжил социологические исследования в духе прежнего ВЦИОМ.) С 1989 года Центр проводил социологические опросы, выясняя, как россияне относятся к политике руководства, – сначала от случая к случаю, а с конца 1996 года более регулярно.
На рис. 2.1 мы видим резкое падение поддержки политики Горбачева в 1989–1991 годах на фоне роста популярности Ельцина, достигшей пика в декабре 1990‑го (почти 90 процентов). Затем последовало снижение рейтинга Ельцина – до 6 процентов в конце 1999 года. Поддержка Владимира Путина, в августе 1999‑го назначенного премьер‑министром, взмыла до 84 процентов к середине января 2000 года, когда он принял полномочия действующего президента, и в течение следующих восьми лет колебалась в диапазоне между 61 и 87 процентами. В 2008 году преемник Путина Дмитрий Медведев вступил в должность с рейтингом, немного не дотягивавшим до уровня «позднего Путина».
Рис. 2.1 Рейтинги поддержки руководителей СССР и России, 1989–2009 гг.
Примечание: В 1990‑х гг. формулировки вопросов социологических исследований слегка варьировались, но по сути все они сводились к одному: «одобряет» ли респондент политику, действия или методы правления действующего президента. В случае с Путиным в график включен период исполнения им обязанностей премьер‑министра. Отсутствующие показатели были интерполированы.
Источники: опросы общественного мнения, проводившиеся ВЦИОМ и «Левада‑центром», данные представлены на интернет‑порталах: sofist.socpol.ru и www.russiavotes.org.
Эти данные тесно взаимосвязаны с тем, как общество воспринимает состояние российской экономики{39}. Начиная с 1993 года (а затем уже на более регулярной основе – с середины 1994‑го) специалисты ВЦИОМ спрашивали у россиян, как они оценивают экономическую ситуацию в стране и материальное положение собственных семей, а также как они видят будущее российской экономики в ближайшие несколько месяцев (см. рис. 2.2). Пунктирная линия – это график динамики индекса позитивных экономических ожиданий (он включает в себя суммарную долю респондентов, считавших экономическую ситуацию в России «очень хорошей», «хорошей» или «средней» и ожидавших в течение ближайших месяцев «значительных» или «некоторых улучшений»). Вторая кривая – усредненный рейтинг действующих президентов, полученный на основе оценок, выставленных респондентами по десятибалльной шкале (1 балл – худшая оценка, 10 баллов – лучшая).
Рис. 2.2 Восприятие экономической ситуации и одобрение политики президента в России, 1993–2008 гг.
Примечание: Под восприятием экономической ситуации в данном случае понимается процентная доля людей, назвавших ее «очень хорошей», «хорошей» и «средней» в ответ на вопрос: «Как вы оцениваете российскую экономическую ситуацию?», плюс процентная доля респондентов, отметивших «значительные сдвиги к лучшему» или «некоторые сдвиги к лучшему» в ответ на вопрос «Что ожидает российскую экономику в течение нескольких ближайших месяцев?». Отсутствующие показатели были интерполированы.
Источники: ВЦИОМ; «Левада‑центр»; подсчеты выполнены автором.
В другой – технической – работе я привожу в подтверждение этой связи результаты более сложных статистических тестов{40}. В общем, хотя не так‑то просто определить, что именно больше всего влияет на восприятие экономической ситуации (оценка состояния экономики, материальное положение семьи, прогнозы относительно грядущей экономической ситуации), влияние этого восприятия на рейтинги очевидно.
Разумеется, дело не только в экономике. Значительной доли популярности стоило Ельцину его скандальное поведение. Когда в августе 1994 года в Берлине, переусердствовав с шампанским, он схватил дирижерскую палочку и под прицелом бесчисленных телекамер принялся энергично дирижировать оркестром, его рейтинг упал примерно на четверть балла. Решительный ответ Путина на вторжение чеченских боевиков в Дагестан и на взрывы четырех жилых домов в конце 1999 года, возможно, повлиял на рост его рейтингов (впрочем, скорее всего, экономические успехи привели бы к тому же результату – просто на несколько месяцев позднее). Обе чеченские войны, судя по всему, снизили популярность действующих президентов. И все же восприятие населением экономической ситуации играло куда более значительную роль. Статистические модели показывают, что если бы при Ельцине экономические механизмы работали так же хорошо, как при Путине, то первый президент России оставил бы свой пост на пике популярности.
Не исключено, впрочем, что на отношение россиян к своему экономическому положению так или иначе влияет сам режим, который при Путине все в большей и большей степени стал контролировать средства массовой информации. Если это так, то не экономика влияет на политику, а политика формирует оценку текущего состояния экономики. Я пришел к выводу, что изменения во взглядах россиян на экономику можно отчасти объяснить влиянием средств массовой информации: в частности, во время президентских выборов 1996‑го и 2004 годов рост оптимизма россиян превзошел обеспеченные экономическими реалиями пределы – что, естественно, привело к их скорому стремительному снижению.
Готовность населения смотреть на свое положение сквозь розовые очки лишь отчасти определялась его доверием к президенту. В целом же более важными оставались такие факторы, как средний уровень реальной зарплаты и пенсий, реальные задолженности по зарплате, уровень безработицы, количество открытых вакансий для тех, кто ищет работу. Мало кого из россиян обмануло необъективное освещение средствами массовой информации экономической ситуации в стране, так что на популярность президента оно почти не повлияло. Напротив, люди очень точно почувствовали экономический спад в начале и середине 1990‑х и стремительное возрождение после 1998 года. По мере ухудшения экономической ситуации антиельцинские настроения росли; когда же экономика продемонстрировала тенденции к возрождению, народная поддержка Путина достигла небывалых высот.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 199.