а) — Доскажи словечко.
Хвост деревянный, носик остер.
Ловко дрова нам нарубит ... (топор ).
— Какой первый звук в слове топор?
б) — Рассмотрите буквы в голубой рамочке. Прочитайте их. Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы? Похожи ли эти буквы? Чем они отличаются?
— Посмотрите, как руками построили букву Т. Постройте ее так же. Рассмотрите картинку с изображением топора в правом верхнем углу.
Я по полену бью звеня,
Дровами на зиму снабжаю.
Как только встану прямо я,
Так букву вам напоминаю.
— Какую букву напоминает топор?
в) — В сказке Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» рассказывается о Железном Дровосеке. У Железного Дровосека был топор, которым он рубил дрова, зарабатывая себе на хлеб. Злая волшебница сломала топор. Заплакал Железный Дровосек, но плакать ему нельзя— он заржавеет. Надо помочь Дровосеку «собрать» топор. Но сделать это не просто, так как на каждой части сломанного топора есть задание-испытание.
По мере выполнения задания на фланелеграфе из 7 разрезанных частей составляется топор .
Первое задание.
—Сколько букв Т спрятано злой волшебницей в этом квадрате?
—Найдите место буквам Т, т в кассе букв.
На фланелеграфе устанавливается первая часть топора .
Звуко - буквенный анализ .
а) Второе задание.
— Я назову по два слова из сказки «Волшебник Изумрудного города». Найдите в них одинаковый слог со звуком [т] ([тъ]). Составьте этот слог в кассе букв.
Логопед называет слова и объясняет их значение . Например : таинственная — темнота .)- Дети выделяют одинаковый слог та и составляют его в кассе букв .
Тотошка (звали собачку у Элли) | затопал |
Бастинда (звали злую волшебницу) | тигры (саблезубые тигры напали на друзей по дороге в Изумрудный город) |
туловище (было железное у Железного Дровосека) | летучие (летучие обезьяны служили Бастинде) |
солдаты (стояли на страже у Изумрудного города) | комнаты (были во дворце Изумрудного города) |
На фланелеграфе устанавливается вторая часть топора .
б ) Третье задание . «Превращение слов» .
Дети изменяют по одной букве , начиная с первого слова .
Том →Тим →там;
тут →тот →вот.
На фланелеграфе устанавливается третья часть топора .
5. Чтение ( с . 63) .
а) Четвертое задание.
—«Подружите» букву Т с гласными буквами.
—Злая волшебница поставила гласные буквы между буквами Т. «Подружите» их между собой и добавится еще одна часть к топору Дровосека.
Дети читают прямые и обратные слоги . А затем закрытые слоги : тот , .... На фланелеграфе устанавливается четвертая часть топора .
б) Пятое задание. «Дополни слог до целого слова».
— На воротах в Изумрудный город было написано два слова. Злая волшебница похитила некоторые буквы, оставив вместо них точки: ты..., тан.... Отгадайте эти слова.
На фланелеграфе устанавливается пятая часть топора .
в) Шестое задание.
На колоннах дворца были написаны столбиками слова.
Прочитайте эти столбики слов. У каждого столбика слов свое задание.
Первый столбик К каждому слову подберите слово,
называющее предмет.
Второй столбик Почему первая буква в словах большая?
Третий столбик Объясните значение слов.
На фланелеграфе устанавливается шестая часть топора . Седьмое задание .
6. «Заселение» буквы Т в «Домик букв».
—В каком домике поселилась буква Т?
—Объясните, почему буква Т выбрала этот домик.
Устанавливается последняя часть топора .
7. Итог занятия.
— Топор составлен. Дровосек доволен. И колдовство злой волшебницы разрушено.
Лесорубы. (Имитация движений с речевым сопровождением).
Топоры мы в руки взяли,
Лесорубами мы стали.
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.
ЗАНЯТИЕ № 46
Тема: Буквы Т, т (закрепление).
Цель: закрепить звуки [т], [ть], буквы Т, т; совершенствовать звуко-буквенный анализ, формировать навык письма букв, слогов, односложных слов; обучать чтению текста; упражнять в словообразовании.
Оборудование: разрезные слоги, тетради, ручки, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Прочитайте слоги друг за другом, по цепочке:
ТОН ТАМ ТУТ ТАЛ ВОТ ВТО
ТОМ ТАН ТУМ ТОП ВИТ ПТА
После прочтения ребенком слога логопед дополняет этот слог до целого слова .
2. Повторение.
—Какая буква повторялась в каждом слоге?
— Какие звуки обозначает буква Т?
3. Письмо.
—Сегодня мы научимся писать эту букву, слоги и короткие слова с ней. А поможет нам в этом сказка.
—Однажды мельник выгнал старого осла из дома. Отправился осел по дороге в город, решил стать там музыкантом. Выстроим ему «дорогу» в тетради из букв Т.
а) Графический анализ букв Т, т.
— Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы?
б) Письмо букв Т,т .
в) Письмо слогов.
—Идет осел по дороге, тренирует голос: «Та — то — ту — ты — ти — тэ !»
—Запишите песенку осла в тетради.
Дети под диктовку пишут слоги .
г) Письмо слов там, тут, вот.
— Удивительное это дело — дальняя дорога. Кого только там не встретишь, кого не увидишь.
Дети списывают слово там с доски после объяснения его написания логопедом .
— Идет осел, видит: лежит на дороге собака. «Ты что тут делаешь?» — спросил осел.
Дети пишут слово тут с комментированием .
— Собака рассказала, как охотник выгнал ее из дома, потому что она уже не годилась для охоты. Осел позвал ее с собой: «Пойдем со мной в город. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Вот и сделаемся там уличными музыкантами».
Дети самостоятельно пишут слово вот .
— Прочитайте написанные слова, поставьте в них точку под гласными буквами.
4. Отгадывание ребусов (с. 63) .
— Пошли осел и собака вместе. Проходят мимо одного двора. Видят — сидит на воротах петух и кричит во все горло: «Помогите! Помогите!» Подходят они к петуху. Просит их петух отгадать ребусы. Задумались осел и собака, а отгадать не могут. Попробуйте вы их отгадать.
Логопед объясняет алгоритм отгадывания ребусов
а) ребус «поэт»: Если по букве написана другая буква, то их читают при помощи предлога по — по-э-т .
б) ребус «вата»: Если буква написана внутри другой буквы, то их читают с помощью предлога в — в-а-та .
в) ребус «тумбочка»,
г) ребус «тапочки».
5. Физминутка «Как в оркестре мы играли».
В руки скрипочку мы взяли, На ней нежно заиграли: Вот так. Вот так. Мы на скрипочке играли, скрипачей изображали. | Дети имитируют игру на музыкальных инструментах и произносят: «Вот так. Вот так». |
Взяли в руки барабан, Заиграли: «Там! Там! Там!» На барабане заиграли — Барабанщиками стали. | Там! Там! Там! |
Поднесем к губам трубу, Заиграем «Ту! Ту! Ту!» Громко на трубе играли — Трубачей изображали. | Ту! Ту! Ту!. |
А теперь.на балалайке: «Трень-брень, трень-брень» Вот какой веселый день. | Трень — брень, трень — брень! |
6. Чтение текста (с. 63).
— Захотел и петух пойти с ними в город. Идут они лесом. Видят — сидит кот печальный, невеселый. Рассказал им кот, что потерялся. Его хозяйка Ната живет в городе. Взяли они кота с собой и пошли в город. Пока они идут, мы с вами прочитаем рассказ о хозяйке кота — Нате.
Дети читают текст по предложению , объясняя смысл каждого предложения : «Я узнал , что ... » .
— Ната играла на пианино. Кто Ната?
7. Упражнение в словообразовании.
— Пришли в город осел, собака, кот и петух. Отыскали Нату. Стали они у нее в доме жить да поживать и в оркестре играть.
Ната играла на пианино. Она — пианистка.
Осел играл на гитаре. Он — ....
Собака играла на барабане. Она — ....
Петух играл на скрипке. Он — ....
Кот играл на балалайке. Он — ... .
Итог занятия.
—Назовите всех героев сказки.
—В каких из этих слов пишется буква Т?
Приложение 1
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.