Дети произносят слово ( кот , жук , тигр , эму , рыба ), выделяют гласные звуки и обозначают их в схеме буквами .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пальчиковые упражнения. Построение гласных букв с помощью пальцев рук.

д)   Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду опять и опять
Меня окружают загадки.

— Гласные буквы спрятались в траву, и видны только по­ловинки букв. Какие это буквы?

Вот и добрался Винни-Пух до бочки с медом и радостно запел.

Хорошо быть медведем, ура!

Победю я и жару, и мороз,

Лишь бы медом был вымазан нос.

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапы в меду!

— Винни-Пух считает, что ничего нет слаще меда. Но лю­ди говорят, что красивая речь слаще меда.

5. Итог занятия.

— Что вы знаете о гласных звуках? Раскройте все «секре­ты» гласных звуков.

 




ЗАНЯТИЕ №24

Тема: Слог.

Цель: дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ.

Оборудование: предметные картинки, карандаши, три об­руча, кубики, игрушки, схемы, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Задание: Выделить гласный звук в слове. "У детей предметные картинки (мак, кит, стол, ...). Дети называют предмет, выделяют гласный звук.

2. Знакомство со слоговым составом слова.

а) « Доскажи Словечко ».

Папа, мама, брат и я —

Вместе дружная ... (семья).

—  Однажды папа и дети поехали на лодке за грибами.

Дети открывают альбомы . Рассматривают картинки ( с . 39).

— Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а дево­чек — Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, произносит име­на громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.

б)— Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого.

Дети хором произносят имена детей группы по слогам .

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом —

Получаются слова:

Ты- и -ква-, а вместе тыква,

Со- и -ва — итак, сова.

В. Берестов.

3. Слоговый анализ.

а) — Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на ка­ждый слог; «укладываю» слово на ладошку.

па-па

ре-бя-та

лес

— Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.

4. Физминутка.

 

Только в лес зашли, Появились комары. Руки вверх — хлопок над головой, Руки вниз — хлопок другой. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Ходьба на внешней сто­роне ступни с покачивани­ем влево, вправо.
Вдруг мы видим у куста — Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпря­миться, поднять руки вверх.

б) «Дятел — телеграфист» (с. 39).

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Раздается чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

— На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий.

в) Игра «Куда пойдет слово?»

В разных местах групповой комнаты три обруча. В каж­дом разное количество кубиков (один, два, три). У каждого ребенка игрушка. Ребенок должен разделить слово — название игрушки на слоги, определить количество слогов и занять тот «обруч — домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в слове.

г) «Дружная семья».

— Посмотрите на картинки внизу страницы (с. 39). У жи­вотных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, коша­чья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша?

Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной корот­кой линией:——.

Аналогично разбираются слова лиса , лисенок . Слоговые схемы слов кот , кошка , котенок дети составляют на индивидуальных схемах .

5. Итог занятия.

Определите, сколько слогов в названии вашей фами­лии.

 

ЗАНЯТИЕ № 25

Тема: Слог.

Цель: закрепление умения делить слова на слоги; дать по­нятие о слогообразующей роли гласных звуков; научить составлению слоговых схем.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изобра­жением овощей, монеты, мяч, схемы, кассы букв, перфо­карты, альбом 1.

Ход занятия.

1.    Организационный момент.

Задание «Назвать первый слог в слове». Логопед поднимает картинку, ребенок называет только первый слог.

2.    Повторение.

— Из чего складываются слова? Назовите слово, состоя­щее из одного слога (из двух слогов, из трех слогов.)

3.   Упражнение в слоговом анализе.

а) — Вчера Юпик, опускаясь на землю, приземлился в саду. Встретил его садовод. Кто это такой?

Показал садовод ему свой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

— Юпик задумался. Что за чудо-овощи росли на гряд­ках? У садовода перемешались семена, вот и получились та­кие чудеса. Названия овощей рассыпались на слоги и сме­шались друг с другом. Прислушайтесь к названиям чудо- овощей и скажите, какие овощи хотел вырастить садовод.

Дети называют слова , логопед на доске выставляет картинки с изображением овощей . Затем дети упражняются в определении количества слогов . Можно использовать игру «Магазин» дети выбирают монету в один ( два , три ) рубля и « покупают» овощи с соответствующим количеством слогов .

б) — Побывал Юпик и в саду. Увидел разные фрукты. Отга­дайте, какие?

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги надо так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед мячом отстукивает слоги , бросает мяч ребенку , отга­давшему слово . Назвав слово , ребенок возвращает мяч логопеду . Слоги : ши - гру ; мон - ли ; ва - сли ; бло - я - ко ; ман - рин - да ; пель - а - син ....

в) — Пошел Юпик в лес. Чтобы попасть туда, надо составить дорожку, но не простую, а слоговую дорожку, используя картинки.

У детей предметные картинки : лиса ; сапоги ; гитара ; радуга ; га­зеты ; тыква ; валенки ; кирпичи ; Чиполлино ; нота ; тарелка ; капуста .

— Первое слово лиса. Следующее слово начинается с по­следнего слога слова лиса. С какого слога начинается сле­дующее слово? Какое это слово? и т. д.

Откройте книгу на с. 40, рассмотрите, что Юпик там уви­дел? Кого он там увидел?

Юпик все слова зашифровал тремя слоговыми схемами. Узнайте, какие слова зашифрованы в каждой схеме. Прове­дите «дорожки» от картинок к схемам слов.

4. Физминутка.

а) См. предыдущее занятие.

б) Пальчиковая гимнастика.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Про грибы

Раз, два , три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот Нальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

б. Знакомство со слогообразующей ролью гласных зву­ков (с. 40).

— Встретил Юпик в лесу детей. Вспомните, как их зовут.

Дети делят имена детей на слоги , читают слоговые схемы , на­зывают гласный звук в каждом слоге . Соотносят количество глас­ных с количеством слогов .

Логопед делает вывод : В каждом слоге обязательно есть глас­ный звук , он образует слог . Слог даже может состоять из одного гласного звука ( И - ра ). Но чаще гласный звук дружит с согласными ( Во - ва ). Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов .

6. Упражнение в составлении слоговых схем, слов «У ко­го что?»

— У Вовы в корзинке грибы. Составьте слоговую схему слова грибы. В каждом слоге обозначьте буквой гласный звук.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.