Пальчиковые упражнения. Построение гласных букв с помощью пальцев рук.
д) Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду опять и опять
Меня окружают загадки.
— Гласные буквы спрятались в траву, и видны только половинки букв. Какие это буквы?
Вот и добрался Винни-Пух до бочки с медом и радостно запел.
Хорошо быть медведем, ура!
Победю я и жару, и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос.
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапы в меду!
— Винни-Пух считает, что ничего нет слаще меда. Но люди говорят, что красивая речь слаще меда.
5. Итог занятия.
— Что вы знаете о гласных звуках? Раскройте все «секреты» гласных звуков.
ЗАНЯТИЕ №24
Тема: Слог.
Цель: дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ.
Оборудование: предметные картинки, карандаши, три обруча, кубики, игрушки, схемы, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание: Выделить гласный звук в слове. "У детей предметные картинки (мак, кит, стол, ...). Дети называют предмет, выделяют гласный звук.
2. Знакомство со слоговым составом слова.
а) « Доскажи Словечко ».
Папа, мама, брат и я —
Вместе дружная ... (семья).
— Однажды папа и дети поехали на лодке за грибами.
Дети открывают альбомы . Рассматривают картинки ( с . 39).
— Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а девочек — Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.
б)— Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого.
Дети хором произносят имена детей группы по слогам .
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом —
Получаются слова:
Ты- и -ква-, а вместе тыква,
Со- и -ва — итак, сова.
В. Берестов.
3. Слоговый анализ.
а) — Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку.
па-па
ре-бя-та
лес
— Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.
4. Физминутка.
Только в лес зашли, Появились комары. Руки вверх — хлопок над головой, Руки вниз — хлопок другой. | Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки. |
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. | Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. |
Вдруг мы видим у куста — Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем. | Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх. |
б) «Дятел — телеграфист» (с. 39).
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Раздается чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
— На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий.
в) Игра «Куда пойдет слово?»
В разных местах групповой комнаты три обруча. В каждом разное количество кубиков (один, два, три). У каждого ребенка игрушка. Ребенок должен разделить слово — название игрушки на слоги, определить количество слогов и занять тот «обруч — домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в слове.
г) «Дружная семья».
— Посмотрите на картинки внизу страницы (с. 39). У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, кошачья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша?
Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной короткой линией:——.
Аналогично разбираются слова лиса , лисенок . Слоговые схемы слов кот , кошка , котенок дети составляют на индивидуальных схемах .
5. Итог занятия.
— Определите, сколько слогов в названии вашей фамилии.
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: Слог.
Цель: закрепление умения делить слова на слоги; дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков; научить составлению слоговых схем.
Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением овощей, монеты, мяч, схемы, кассы букв, перфокарты, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Назвать первый слог в слове». Логопед поднимает картинку, ребенок называет только первый слог.
2. Повторение.
— Из чего складываются слова? Назовите слово, состоящее из одного слога (из двух слогов, из трех слогов.)
3. Упражнение в слоговом анализе.
а) — Вчера Юпик, опускаясь на землю, приземлился в саду. Встретил его садовод. Кто это такой?
Показал садовод ему свой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
— Юпик задумался. Что за чудо-овощи росли на грядках? У садовода перемешались семена, вот и получились такие чудеса. Названия овощей рассыпались на слоги и смешались друг с другом. Прислушайтесь к названиям чудо- овощей и скажите, какие овощи хотел вырастить садовод.
Дети называют слова , логопед на доске выставляет картинки с изображением овощей . Затем дети упражняются в определении количества слогов . Можно использовать игру «Магазин» — дети выбирают монету в один ( два , три ) рубля и « покупают» овощи с соответствующим количеством слогов .
б) — Побывал Юпик и в саду. Увидел разные фрукты. Отгадайте, какие?
Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги надо так поставить,
Чтобы слово получить.
Логопед мячом отстукивает слоги , бросает мяч ребенку , отгадавшему слово . Назвав слово , ребенок возвращает мяч логопеду . Слоги : ши - гру ; мон - ли ; ва - сли ; бло - я - ко ; ман - рин - да ; пель - а - син ....
в) — Пошел Юпик в лес. Чтобы попасть туда, надо составить дорожку, но не простую, а слоговую дорожку, используя картинки.
У детей предметные картинки : лиса ; сапоги ; гитара ; радуга ; газеты ; тыква ; валенки ; кирпичи ; Чиполлино ; нота ; тарелка ; капуста .
— Первое слово лиса. Следующее слово начинается с последнего слога слова лиса. С какого слога начинается следующее слово? Какое это слово? и т. д.
Откройте книгу на с. 40, рассмотрите, что Юпик там увидел? Кого он там увидел?
Юпик все слова зашифровал тремя слоговыми схемами. Узнайте, какие слова зашифрованы в каждой схеме. Проведите «дорожки» от картинок к схемам слов.
4. Физминутка.
а) См. предыдущее занятие.
б) Пальчиковая гимнастика.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Про грибы
Раз, два , три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот Нальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
б. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков (с. 40).
— Встретил Юпик в лесу детей. Вспомните, как их зовут.
Дети делят имена детей на слоги , читают слоговые схемы , называют гласный звук в каждом слоге . Соотносят количество гласных с количеством слогов .
Логопед делает вывод : В каждом слоге обязательно есть гласный звук , он образует слог . Слог даже может состоять из одного гласного звука ( И - ра ). Но чаще гласный звук дружит с согласными ( Во - ва ). Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов .
6. Упражнение в составлении слоговых схем, слов «У кого что?»
— У Вовы в корзинке грибы. Составьте слоговую схему слова грибы. В каждом слоге обозначьте буквой гласный звук.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.