Логопед демонстрирует картинку коровы .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ты куда идешь корова —

Длинные рога?

— М-м-м! — Мычит корова, —

Иду я на луга.

— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Логопед произносит звук [ м ]. Указывает , что губы надо сомк­нуть , но не выдвигать и не поджимать .

— Произнесите звук [м].

Дети хором и индивидуально произносят звук [ м ], наблюдая за артикуляцией в зеркало .

— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Гу­бы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выхо­дит через нос.

Логопед делает вывод : Если при произнесении звука воздух встречает преграду , то такие звуки называются согласными .

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

4. Анализ артикуляции звука [м].
—Расскажите о звуке [м] по схеме.

Губы сомкнуты , но без напряжения . Воздушная струя идет через нос . Голос работает . Дети тыльной стороной ладони ощущают на­пряжение гортани .

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участву­ет голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [ м ].

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

5. Закрепление по пособию (с. 43).

—Посмотрите на картинку коровы в левом верхнем углу страницы. Как она мычит?

—Какую фишку поднял Юпик? Какой звук она обозна­чает?

6. Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигналь­щики» (с фонариками).

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услы­шать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

Среди слогов: ам , оп, ну, мы, пэ, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (ка­ша), копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.  

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит коро­ва на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, мали­на, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

7. Физминутка.

Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послу­шайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчика­ми.

Стоит на кухне, за столом,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом: — Ой-ой-ой!

Ай-я-й! Застряла голова!

Побежала во двор,

Натолкнулась на забор.

— Бумс-бац! Ток-ток-ток!

Раскололся горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за свежим молоком.

8. Звуковой анализ.

Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед де­монстрирует работу на доске.

а) Определение места звука в слове:

— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

б) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Коровушка домой идет.

Молочко нам несет.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фиш­кой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему?

Чтение составленной схемы .

в) Преобразование схем обратных слогов: ам ом ум им ым эм .

Дети преобразуют схему и прочитывают,

г) Подружи звук [м] с гласными звуками (с. 43).

9. Итог занятия.

— Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье.


ЗАНЯТИЕ №28

Тема: Звук [мь]; дифференциация звуков [м] [мь].

Цель: уточнить произношение звука [мь]; дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; учить дифференциро­вать звуки по твердости-мягкости; познакомить с анализом и синтезом прямого слога.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фо­нарики, схемы, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Назовите слова, начинающиеся со звука [м], выделяя его голосом.

2. Повторение характеристики звука [м].

3. Знакомство со звуком [мь].

— М-м-м — корова замычала,

Она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь...

Корова мычит строго: м-м-м. Звук [м] — твердый. А те­леночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь . Звук [мъ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку, спинка языка поднимается к небу.

Дети совместно с логопедом , наблюдая за артикуляцией в зер­кале , анализируют звук [ мь ] по схеме и делают вывод . Звук [ мь ] согласный , звонкий , мягкий .

Логопед демонстрирует условное обозначение звуков :

Звук [ м ] согласный твердый , обозначается синей фишкой .

Звук [ мь ] согласный мягкий , обозначается зеленой фишкой .

Колокольчики на фишках говорят , что звуки [ м ] и [ мь ] — звонкие .

4. Закрепление звука [мь] по пособию (с. 44).

— Посмотрите на картинку коровы и теленка. Как они мычат? Какие фишки поднял Юпик? Какие звуки они обоз­начают?

5. Дифференциация звуков [м] [мь].

— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает мо­локо. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Рассмотрите их на странице книги. Эти продукты называются молочными.

Жили-были два гномика. Они очень любили молочные продукты. Одного звали Мук, а другого Мик. Найдите их на странице книги. Догадайтесь, кто из них Мук, а кто Мик? Почему? В магазине каждый из них покупал свои любимые молочные продукты: Мук — продукты со звуком [м] в на­звании, а Мик — со звуком [мь].

Какие продукты купит Мук? А какие Мик?

Логопед называет продукт ( молоко , эскимо , масло , сметана , Milky Way ), выделяя в слове голосом звук [ м ] ([ мь ]), а дети пока­зывают фишку , называют звук [ м ] ([ мь ]) и имя гнома .

Работа со схемой.

— По дороге домой повстречали гномы Юпика и предло­жили ему отгадать по схемам, какие продукты со звуками [м] и [мь] они купили. Юпик задумался над схемами слов. Попробуйте вы определить название, какого продукта пока­зывает схема.

Физминутка.

«Лакомка» — См. конспект № 27.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.