а) — Какой суп варится в котелке? Прочитайте букву, добавьте к ней слово уха. Какое слово получилось?
б) — Рассмотрите картинки, которые помогут решить кроссворд. Прочитайте слоги. Сколько букв надо добавить к слогу ма , чтобы получилось слово? Соедините линиями каждое слово кроссворда с соответствующей картинкой.
Итог занятия.
— Какие слова с буквой М вы научились читать?
ЗАНЯТИЕ №31
Тема: Звуки [в], [вь].
Цель: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, схемы, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Задание «Разложи слог на ладошках».
Руки в замке, логопед называет слог, а ребенок анализирует его: ам — [а], [м]; ма — [м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки.
Артикуляционная гимнастика.
«Показать верхние зубы». «Покусать нижнюю губу». «Забор» (поставить верхние зубы на нижнюю губу).
3. Знакомство со звуками [в], [вь].
а) У мороза есть подруга —
Хмурая седая вьюга.
Вьюга воет, завывает,
Все дороги заметает: в-в-в; вь-вь-вь.
— Покажем, как воет вьюга: верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу.
Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале .
—Как воет вьюга в трубе? Вращаем указательный палец правой руки в кулаке левой и произносим: в-в-в! вь-вь-вь!
б) Анализ артикуляции и звуковая характеристика звуков.
Дети по схеме делают анализ артикуляции и характеризуют звуки [в], [вь].
4. Закрепление звуков [в], [вь] по пособию (с. 47).
— Посмотрите, как мчится вьюга по лесу. Как она воет?
Правильно ли Юпик выбрал фишки для звуков [в] и [въ]? Объясните его выбор.
5. Дифференциация звуков [в] и [вь].
Игра «Сигнальщики».
У детей сигнальные фонарики .
— Посигнальте, каким звуком выла вьюга: [в] или [вь]?
вечер зовет
воет деревья
ветер свернул
сова волк
6. Упражнение в произношении звуков [в], [въ].
а) — Мчится вьюга по лесу. Видит впереди шесть дорожек к гласным звукам. Забежала она к каждому гласному звуку и спела с ним свою песенку. Что у них получилось?
— Потом вдохнула поглубже и завыла на одном выдохе: ва-во-ву-вы-ви-вэ ;
— Покажите, как выла вьюга.
б) — Закончите чистоговорки про сову и повторите их.
ва, ва, ва — на дереве ... (сова).
во, во, во — большое ... (дерево).
ву, ву, ву — мы видели ... (сову).
вы, вы , вы — сидели две ... (совы).
ви, ви, ви — сову ... (лови).
7. Физминутка.
Имитация движений с речевым сопровождением.
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит.
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова.
8. Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.
а) —Улетела вьюга в холодные края, а звуки [в] и [вь] оставила в словах. Рассмотрите картинку «Ну, погоди». Назовите слова со звуком [в] ([вь]). Определите место звука [в] ([вь]) в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинки, подберите рифмы к словам:
полк — ... (волк)
корона—...(ворона)
слон — ... (вагон)
дрова — ... (трава)
боровик — ... (снеговик)
б) — А сейчас, ребятки,
Загадаю вам загадки.
Вы картинки рассмотрите
И отгадки в них найдите,
Схему к слову подберите (с. 48).
Не сеют, не сажают —
Сами вырастают. (Волосы)
Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся — чистый пол. (Веник)
Кто приходит, кто уходит —
Все ее за руку водят. (Дверь)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
9. Звуковой анализ.
— Выделите второй слог в слове и составьте его схему:
сова заводы
ловушка сливы
клавиши.
10. Итог занятия.
— Отгадайте, что у меня в кармане со звуком [в] в начале слова. (Воздух.)
ЗАНЯТИЕ №32
Тема: Звуки [в], [вь] (закрепление).
Цель: закрепить знания о звуках [в], [вь]; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа; обучать образованию слов с помощью приставок; дать понятие о сложных словах.
Оборудование: игрушки — волк, пять васильков, предметные картинки с изображением цветов и фруктов, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Подбери рифму».
У детей индивидуальные картинки. Логопед произносит слово, а ребенок по картинке произносит рифму — слово со звуком [в], [вь].
Самолет —... (вертолет) | сетка — ... (ветка) |
Грач — ... (врач) | щенок — ... (венок) |
Часы — ... (весы) | грива — ...(слива) |
Слон — ... (вагон) | денек — ... (василек) |
Корона — ..; (ворона) | муравей — ... (воробей) |
Слова —... (сова) | пилка — ... (вилка) |
2. Закрепление звуков [в], [вь].
а) — Кто у мороза подруга? Как она выла? Расскажите о звуках [в],[вь].
б) Загадка.
На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.