— Надоело волку быть вредным и злым. Пришел волк к волшебнице и просит ее: «Добрая волшебница, забери всю мою злость. Сделай гак, чтобы я стал вежливым, внимательным, воспитанным, веселым. Чтобы все звери меня уважали».
в) — Назовите слова со звуком [в] и [вь] в просьбе волка.
— Волшебница волку отвечает:
В поле во ржи
Растут васильки.
В это поле, волк, ступай,
Васильков насобирай,
Васильки в венок сплети,
Вот тогда и приходи.
Но чтобы василек сорвать,
Надо очень много знать.
3. Формирование фонематического восприятия.
— Отправился волк в поле. Васильки его встречают, головой кивают. Хочет волк сорвать василек, но василек не дается: сначала выполни задания — покажи свои знания.
Васильки расположены в групповой комнате . Дети передвигаются от василька к васильку , выполняя задания .
а) Задание первого василька.
«Замените первый звук в слове на звук [в], [вь]
полк — ... пить — ...
мыть — ... пеликан — ...
голос — ... Митя — ...
пой — ... лесть — ...
б) Задание второго василька.
«Составьте предложение, чтобы каждое слово в нем начиналось со звука [в] или [вь]».
Даны слова , называющие действия : варит ; вяжет ; ведет .
4. Упражнение в образовании слов с помощью приставок. Задание третьего василька.
«К началу слова, называющему действие, добавь звук [в]; слог вы. Как изменилось слово?»
бежал — вбежал — выбежал
лез — влез — вылез
летел — влетел — вылетел
нес — внес — вынес
ехал — въехал — выехал
Звуко-слоговой анализ. Задание четвертого василька.
Выставлены картинки : ромашка , василек , колокольчик , лимон , апельсин , киви .
— Назовите предметы, изображенные на картинках. Назовите слово со звуком [в], [вь]. Составьте слоговую схему слова. Найдите слог со звуком [в] или [вь]. Обозначьте его звуки фишками.
6. Знакомство со сложными словами. Задание пятого василька.
Работа по пособию ( с . 48).
— Вы умеете складывать числа? Слова тоже можно складывать.
Машины перевозят грузы. Для некоторых грузов человек создал специальные машины. Рассмотрите картинку. Молоко везет машина. Это машина с большим баком. Но как ее назвать? Сложили два слова: молоко и возит. Получилось слово молоковоз.
Сложите два слова:
рыбу возит — ... хлеб возит — ...
воду возит — ... лес возит — ... .
панели возит — ...
7. Итог занятия.
— Собрал волк васильки, принес волшебнице. Волшебница сплела из них венок, надела волку на голову.
Каким стал волк? Назовите слова на звуки [в], [вь].
ЗАНЯТИЕ № 33
Тема: Буквы В, в.
Цель: закрепить звуки [в], [вь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу, чтению слогов, односложных и двусложных слов; познакомить с написанием большой буквы в именах людей; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: схемы, индивидуальные предметные картинки, кассы, карандаши, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание рассчитано на каждого ребенка (12 слов ).
— Из каких двух слов образовано слово молоковоз (водовоз, лесовоз, рыбовоз, панелевоз, бензовоз)?
Сложите два слова. Какое сложное слово получится?
воду возит рыбу возит панели возит
хлеб возит лес возит бензин возит
2. Повторение.
а) Характеристика звуков [в], [вь].
б) Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.
У детей индивидуальные предметные картинки . Дети работают самостоятельно : называют слово , выделяют звук [ в ] или [ вь ] и определяют его место в слове на схеме .
3. Знакомство с буквами В, в (с. 49).
— Какой сказочный герой нарисован в рамке в верхнем левом углу страницы? Он любитель меда и сочинитель Шумелок и Вопилок. Его имя начинается со звука [вь].
Посмотрите на буквы В в в голубой рамочке. Буквы похожи? Чем отличаются? Сколько элементов у буквы В? Какие это элементы? Прочитайте буквы. Посмотрите, в правом верхнем углу построена буква В с помощью пальцев рук. Постройте букву В. На что похожа буква В? (Варежки, очки, телефонная трубка,...)
4. Работа с кассой букв.
а) Определение места буквы В, в в настенной и индивидуальных кассах.
б) Звуко-буквенный анализ прямых слогов:
Дружат гласная с согласной,
Образуя вместе слог.
— Послушайте слог: вввааа . Какой первый звук? Какой второй звук?
Составьте слог ва . Дополните его до целого слова.
Дети называют слова , начинающиеся со слога ва .
«Превратите» слог ва в слог во. Дополните его до целого слова.
Аналогичная работа проводится со слогами ву , вы , ви .
5. Физминутка.
«Медвежата» (см. занятие 23).
6. Чтение по пособию.
а) Чтение слогов.
— Винни-Пух пошел по дорожке, читая слоги. Около каждого слога он встречался с кем-нибудь из животных.
Дети читают слог , называют тех , кого встретил Винни - Пух .
б) Чтение слов.
Дети читают слово , выделяя ударный гласный . Объясняют значение слова , составляют предложение с этим словом . Логопед обращает внимание на написание большой буквы В имени .
в) «Слово спряталось» (с. 50).
— Зачеркните одинаковые буквы. Прочитайте слово из оставшихся букв.
7. Звуко-буквенный анализ.
а) Решение кроссворда.
— Рассмотрите звуко-буквенный домик. Буква В показывает, на каком этаже живет сова, волк, на каком этаже пьют квас.
Дети произносят слово , выделяют звук [В] и определяют этаж .
б) Ребусы: ворота, вышка, имя мальчика («Как зовут мальчика?»)
8. Итог занятия.
— Какую букву мы сегодня изучали? В каком домике она живет? Почему?
ЗАНЯТИЕ №34
Тема: Буквы В, в (закрепление).
Цель: закрепить звуки [в], [вь]; формировать навык письма букв В в, слогов с ними; уточнить употребление предлога в; обучать составлению предложения по схеме и объединению предложений в рассказ, составлению схемы предложения с предлогом е.
Оборудование: конверты, цепочки, шнурки, тетради, ручки, индивидуальные сюжетные картинки, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Почта».
Дети берут конверт с наклеенной начальной буквой своего имени. В конверте слоги: ва , во, ву, ви, вы. Ребенок читает слог и дополняет его до целого слова.
Письмо.
а) Графический анализ букв.
б) Построение буквы с помощью цепочки, шнурка.
в) Письмо букв В в.
г) Письмо прямых слогов.
Предлог в (с. 51).
а) — Посмотрите, на картине в левом верхнем углу нарисована бочка. А в бочку спрятался гном. Этот гном любит прятаться в бочку, в корзину, в коробку и сидеть в бочке, в корзине, в коробке. Его зовут В. Почему его так зовут?
У Юпика антенны изогнулись вопросительными знаками. Он не понимает, зачем нужно это маленькое слово в. Маленькое слово в употребляют тогда, когда предмет движется, прячется внутрь чего-либо: идет в школу, в аптеку; прячется в бочку, в корзину.
Маленькое слово в называют и тогда, когда предмет находится внутри чего-либо: сидит в бочке, в машине.
б) «Заяц в городе».
— Приехал заяц в город, увидел разные виды транспорта, которым пользуются люди, чтобы быстрее передвигаться по городу. Назовите виды городского пассажирского транспорта. Куда сел заяц? (В троллейбус, в автобус, в трамвай.)
Посмотрите на картинки. Куда приехал заяц? (В цирк, в театр, в библиотеку.)
Где побывал заяц? (В цирке, в театре, в библиотеке.)
Логопед предлагает детям выделять голосом предлог в .
в) Составление схемы предложения «Заяц побывал в цирке».
Логопед показывает , что маленькое слово в — предлог , стоит отдельно от других слов .
г) Составление предложения по схеме. Объединение предложений в рассказ.
— Досмотрите на схемы предложения. В схемах есть картинки. Они показывают, о чем говорится в предложении. Назовите, что изображено на картинках (Лес, ежик,
дом, шкаф.)
Какой предлог используется в каждом предложении? Рассмотрите схему первого предложения. Посчитайте, сколько слов в предложении. Составьте предложение.
Аналогично работа проводится по другим схемам .
— Прочитайте весь рассказ. Придумайте название рассказу.
д) Упражнение в составлении схем.
— Где учатся дети? (Дети учатся в школе.) Куда кладут учебные вещи? (Учебные вещи кладут в ранец.)
Дети отвечают на вопросы и составляют в тетрадях схему предложения .
Итог занятия.
Дети по индивидуальным сюжетным картинкам составляют предложения с предлогом в.
ЗАНЯТИЕ №35
Тема: Звуки [н], [нь].
Цель: уточнить произношение звуков [н], [нь]; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.
Оборудование: сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Подобрать слова к слоговым схемам»:
2. Артикуляционная гимнастика.
«Покусать кончик языка».
«Качели».
«Надавить кончиком языка за верхними зубами».
3. Знакомство со звуками [н], [нь] (с. 52).
а) — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произношение звуков:
[н]. Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь]. Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.
б) Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.
Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его : звук [ н ] — согласный , твердый , звонкий ; [ нь ] — согласный , мягкий , звонкий .
— Юпик показывает Несмеяне фишки. Какую фишку показал Юпик на звук [н]? А какую — на звук [нь]? Но Несмеяна на него даже не смотрит, а пуще прежнего ревет.
в) Дифференциация звуков [н]-[нь ].
— Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.
Царевна деньги
крикунья конец
улыбнуться Несмеяна
принц нянька
невеста ноет
г) «Укачивание».
— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:
Поукачиваем ее и мы.
Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса .
Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки.
4. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.
— Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Ночь на дворе. Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.
Пока Несмеяна ноет, послушайте, что произошло в саду. Об этом нам расскажет Юпик.
Нам не нужны такие шутки.
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног!
Наверно, это — носорог?
Дети находят слова со звуками [ н ], [ нь ]. Упражняются в отчетливом произношении стихотворения с соблюдением интонации .
5. Физминутка.
На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.
— Как живешь? — Вот так! | Большой палец вверх. |
— Как идешь? — Вот так! | Два пальца шагают по другой ладони. |
— А бежишь? — Вот так! | Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. |
— Ночью спишь? — Вот так! | Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову. |
— Как берешь? — Вот так! | Хватательные движения. |
— А даешь? — Вот так! | Руки перед собой, ладони вверх. |
— Как грозишь? — Вот так! | Грозить указательным пальчиком. |
— А шалишь? — Вот так! | Надуть щеки и разом стукнуть по ним. |
6. Звуковой анализ (с. 53).
а) — Сидит Несмеяна вся опухшая, в слезах, капризничает, предложения не договаривает: «Я несу ...». По картинкам (небо, пень, носки, дыня, сарафан, корзина) догадайтесь, что она хочет дальше сказать? Что может Несмеяна нести?
Аналогично проводится работа с предложениями «Я надену ... » , «Янарисую ... » .
— Понаехали принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Подберите схемы к названиям картинок». Они отгадать не могут. А вы сможете выполнить ее задание?
Дети подбирают к каждой схеме слово — название картинки .
б) Второе задание: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, он, ун, ын, ин, эн, на, но, ну, ны, ни, нэ).
Дети составляют схему слога ан и преобразовывают его в слоги он , ун , ын , ин ; составляют схему слога на и преобразовывают его в слоги но , ну , ны , ни .
— Принцы заморские подумают-подумают, отгадать не могут — да и уезжают.
в) — Несмеяна продолжает ныть: н-н-н ... Юпик решил ее развеселить, с ней пошутить. Он подставляет гласные звуки к звуку [н]. Какие слоги у них получились?
Дети по схемам читают обратные слоги (с. 53).
г) — Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нъ]. Произнесите их отчетливо. Юпик сочинил стишки с этими слогами:
Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!
На, на, на — светит нам луна.
Но, но, но — на луне идет кино.
Ну, ну, ну — ждут тебя одну.
Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.
7. Итог занятия.
Обрадовалась Несмеяна предложению Юпика, заулыбалась. Согласилась полететь с ним на Луну. Посмотрела там кино, расхохоталась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу.
ЗАНЯТИЕ №36
Тема: Звуки [н], [нъ] (закрепление).
Цель: закрепить знания о звуках [н], [нъ]; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа; упражнять в подборе слов-антонимов.
Оборудование: картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, крапивы, канавы, дома; схемы, сигнальные фонарики.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Назвать слово со звуком [н] или [нъ]».
Введение в тему.
а) — Жили-были три брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них похожи. Как их зовут? Какими звуками отличаются их имена? Какой первый звук в их именах?
б) Повторение характеристики звуков [н], [нъ].
в) «Запомнить и повторить». Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов:
Наф —Нуф —Ниф
Нуф — Ниф — Наф
Ниф —Наф —Нуф
Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят.
3. Дифференциация звуков [н], [нъ].
— Весело жили поросята, резвились на поляне и весело напевали:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Поросята испугались и со всех ног пустились наутек. Волк — за ними.
а) — Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их».
зеле... апельси... коре...
осе... бана... сокастака...
Дети добавляют звуки [ н ], [ нь ] и поднимают сигнальные фонарики .
— Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.
б) — Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. Перед ними встала стеной колючая крапива.
Ну-ка, стойте, поросятки!
Куда бежите без оглядки?
Скажите слог наоборот,
И пропущу я вас вперед,
на — ня ан — ань
но — ... он — ...
ну — ... ун — ...
ны — ... ын — ...
нэ — ... эн — ...
— Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Еще сильнее разозлился волк.
4. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением. «Поросята»:
Три пухлых поросенка
Купаются в пруду.
Три ловких поросенка
Играют в чехарду.
Три сильных поросенка
Играют в баскетбол.
Три самых быстроногих
Забивают гол.
Три маленьких веселых
Танцуют и поют.
Как наши поросята
Весело живут!
5. Звуковой анализ.
— Бегут поросятки, от страха тонкие хвостики мелко дрожат. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Мостик через канаву построите, если обозначите на схеме звуки [н], [нь]'.
У детей индивидуальные картинки . Дети называют картинку , обозначают на схеме место звуков в слове.
— Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.
6. Формирование лексико-грамматического строя речи.
— Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
А замок им говорит:
«Поросята, дом закрыт.
«Слова наоборот» подберите.
Меня разомкните».
— Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н],[нъ].
Дети подбирают антонимы к словам :
день — ... земля — ...
высоко — ... верхний — ...
налево—... вылить—...
Пальчиковая гимнастика. «Замок»
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? | Соединение пальцев рук в замок. |
Потянули, | Сцепленные пальцы тянутся в разные стороны. |
Покрутили, | Движение сцепленными пальцами от себя, к себе. |
Постучали | Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. |
И открыли! | Пальцы расцепляются, ладони в сторону. |
— Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом, царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернется к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
7. Итог занятия.
— Назовите слова со звуками [н], [нь] из песенки поросят.
ЗАНЯТИЕ №37
Тема: Буквы Н,н .
Цель: закрепить знания о звуках [н], [нь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу; чтению слогов и двусложных слов; упражнять в подборе слов-антонимов.
Оборудование: кассы букв, клубок с заданиями и с сюрпризом, индивидуальные клубочки, Юпик с буквами, индивидуальные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
высоко — ... спрятать — ...
налево — ... вылить — ...
верхний — ... снять — ...
вперед — ... земля — ...
аккуратный — ... день — ...
старый — ... конец — ...
2. Повторение характеристики звуков [н], [нь].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.