Дети работают с индивидуальными схемами или в тетрадях .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У Наташи мак

У Иры малина.

7. Итог занятия.

— Напишите, какие гласные образовали каждый слог в слове.

Дети вписывают ( или вставляют ) буквы в перфокарты .

 

ЗАНЯТИЕ № 26

Тема: Ударение.

Цель: дать понятие о словесном ударении; учить выделять голосом ударный гласный звук; показать смыслоразличительную роль ударения; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.

Оборудование: картинки, схемы, тетради, ручки, предме­ты посуды, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Задание: выделить последний слог в слове.

Логопед показывает картинки, ребенок называет слог.

2. Знакомство с ударением.

а) Загадка:

Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то громко плачет

От досады и стыда.

— Кто громко плачет? Почему?

б) Работа по пособию (с. 41).

Мы видим — из темного бора

Идет-ковыляет Федора.

Она тихо-тихо идет —

Посуду Федора зовет.

— Поможем Федоре ее позвать. Позовем вилку: вииилка. Какой слог звучит сильнее? Какой гласный звучит дольше?

Мы ударяем голосом по звуку [и]. Делаем ударение. Звук [и] — ударный звук. Позовем чайник: чааайник . Ка­кой слог звучит сильнее? Назовите ударный гласный звук.

Аналогично анализируются остальные слова : ножи , ложка , вед­ро , чашка , корыто , самовар , сито .

Логопед делает вывод : в каждом слове есть ударный слог , в ко­тором гласный звук произносится сильнее и дольше . На этот глас­ный звук падает ударение . Ударение обозначается черточкой над гласной буквой .

3. Работа со слоговой схемой.

а) — Ударение, как невидимый молоточек, ударяет по сло­ву.

Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром ...

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЕТко речь моя звуЧИТ.

А. Шибаев

б) — Юпик услышал Федору, взял молоточек и решил по­ставить ударение в слове вилка. Ударил молоточком. Рассмотрите схему. На какой слог упало ударение? На какую гласную? Проверим, правильно ли Юпик поста­вил ударение. Произнесем слово с ударением.

Дети упражняются в постановке ударения в слове и обозначе­нии его на схеме слова стакан .

Физминутка .

а) Пальчиковая гимнастика

Варись, кашка, в голубой чашке,

Варись побыстрей, булькай веселей.

Одна рука делает «чашку» . Указательным пальцем другой руки выполнять круговые движения в «чашке» .

б) «Гном».

 

— Кто живет под потолком? Руки вытянуты вверх.
— Гном. Руки «колпачком» над головой.
— У него есть борода? —Да. Руки в стороны. Кисти рук у под­бородка.

 

 

— И манишка, и жилет? — Нет. Руки в стороны, руки к груди.  
— Как встает он по утрам? Руки вытянуты вверх.
— Сам. Руки на поясе.

в) — В лесу гномик выложил дорожку из плит. Дорожка не простая, а слоговая. Каждая плита — слог (с. 42).

Добрый гномик в башмачках

На высоких каблучках

По кирпичикам шагает,

По слогам стишок читает:

 

Ска-чет си-то, по по-лям,

А ко-ры-то по лу-гам.

— Прошагаем по плитам вместе с гномиком, проговари­вая его стишок. На плиту с ударным слогом гномик ударял каблучками сильнее. Найдем плиты, по которым он ударял сильнее, поставим на них ударение.

г) — Ударение может передвигаться с одного слога на дру­гой. Тогда оно, как волшебник, один предмет превраща­ет в другой.

Дети рассматривают картинку «кружки и кружки» . Сравнива­ют звучание слова , наблюдают перенос ударения и изменение зна­чения слова .

— Ударение помогает различать слова. Поняла Федора, что без посуды горе. Стала Федора добрей. Пообещала посу­ду мыть, не бить.

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко».

И сказали утюги:

«Мы Федоре не враги».

Дети рассматривают картинки скалки , утюги . Произносят слова с ударением . Рассматривают схемы и соотносят слова со схемой .

Итог занятия.

Логопед демонстрирует предметы посуды. Дети произно­сят слово с ударением, выделяют ударный гласный в слове.

 

ЗАНЯТИЕ № 27

Тема: звук [м].

Цель: уточнить произношение звука [м]; дать понятие о со­гласном звуке, звонком; учить интонированию звука [м]; обучать выделению звука [м] из состава слова; поз­накомить с анализом и синтезом обратного слога; разви­вать логическое мышление, внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фо­нарики, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.