—Я услышала: «Наш теплоход находится в ти..., ти...».
Дети составляют схему слога ти.
—Слышу, где находится теплоход. В Тихом океане.
—Слышу: «...ать, ...ать, ...ать».
Дети составляют схему слога ать .
— Просим прислать ... Что прислать?
По водной глади мчится он, Н
а водных крыльях... (метеор).
— Какой это вид транспорта? Метеор отправляется в Тихий океан спасать пассажиров с тонущего теплохода.
Звонок 5.
— Звонят дети. Они опаздывают в школу. Рассмотрите картинку «На улице» (с. 60). Дети стоят на остановке. Отгадайте, какой вид транспорта они ждут?
Что за чудо этот дом —
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины .
И питается бензином.
(Автобус)
— Автобус подойдет, как только выполните задание. Рассматривая картинку, назовите слова со звуком [т] и [тъ] в начале слова, в середине и в конце слова.
Автобус подошел и быстро довез детей до школы.
5. Итог занятия.
— Звонков больше нет. Работа диспетчера закончена.
Логопед дает словесную оценку работе детей — помощниковдиспетчера .
— Сейчас посмотрим, как вы научились слышать и различать звуки [т] и [тъ] в словах.
У детей индивидуальные картинки с изображением видов транспорта .
— Поднимите картинки, в названиях которых звук [т] ([тъ]) в начале слова (в середине, в конце слова).
Логопед обращает внимание детей на слово «транспорт» , в котором звук [ т ] стоит и в начале и в конце слова ( как и в словах «торт» , «топот» ).
ЗАНЯТИЕ №44
Тема: Звуки [т], [тъ] (закрепление).
Цель: закрепить звуки [т], [ть]; учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со схемой слова; упражнять в согласовании существительных с числительным «пять», в образовании глаголов множественного числа настоящего времени, в образовании глаголов с приставкой от-; развивать память и мышление.
Оборудование: индивидуальные схемы, предметные картинки «Что находится в доме», альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
—В названии каких видов транспорта есть звуки [т],[ть]?
2. Закрепление звуков [т], [тъ] (с. 61).
а) Повторение характеристик звуков [т], [ть].
—В тихой деревне Трюфельки жили два друга. Жили, не тужили, потому что очень дружили. Дома у них были похожи. Посмотрите на их дома. Найдите, чем они отличаются? (Цветом окон.) И имена у них были похожи. Одного звали Том, а другого Тим.
—Посмотрите на них. Кто из них Том? А кто Тим? Как вы догадались?
—Назовите первый звук в слове Том? Тим?
—Расскажите о звуках [т], [ть].
б) Дифференциация звуков [т]-[ть].
— Друзья перекликаются друг с другом: Если один говорит: та, то другой отвечает: тя.
то — ... ать — ...
ту — ... уть — ...
ты — ... ить — ...
— В доме у Тома и Тима есть мебель и разные вещи со звуками [т] и [ть] в названии. Назовите их. (Стол, кровать, стул, тумбочка, телефон, картина, телевизор.) У Тома — предметы со звуком [т], а у Тима — со звуком [ть]. Скажите, что находится в доме у Тома? А что у Тима?
в) Упражнение в произношении звуков [т], [ть].
—Том и Тим любят трудиться. Они всегда говорят: «Труд кормит, а лень портит». Почему они так говорят? Это короткое мудрое высказывание, придуманное народом, называется пословицей. Повторите и запомните эту пословицу.
—Назовите слова со звуками [т], [ть].
—Вот еще пословица:
Кто хочет много знать,
Тому меньше надо спать.
— Почему так говорят?
Дети заучивают пословицу и выделяют слова со звуками [ т ] и [ ть ].
3. Звуковой анализ.
а) — На Дверях домов Тома и Тима висели таблички — схемы их имен.
— Составим схему слова Том (см. памятку звуко-слогового анализа слова. Приложение 1):
слово
слог
звуки
Логопед , привлекая детей , составляет схему . Дети работают с индивидуальными схемами .
— А как выглядела схема на дверях дома Тима?
Дети преобразуют составленную схему : Том → Тим .
б) — Юпик увидел схемы и задумался; «Где живет Том? А где — Тим?» Объясните Юпику. Назовите звуки по порядку в каждом слове.
4. Физминутка.
На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.
— Как живешь? — Вот так! | Большой палец вверх. |
— Как идешь? — Вот так! | Два пальца шагают по другой ладони. |
— А бежишь? — Вот так! | Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. |
— Ночью спишь? — Вот так! | Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову. |
— Как берешь? — Вот так! | Хватательные движения. |
— А даешь? — Вот гак! | Руки перед собой, ладони вверх. |
— Как грозишь? — Вот так1 | Грозить указательным пальчиком. |
— А шалишь? — Вот так! | Надуть щеки и разом стукнуть по ним. |
5. Формирование грамматического строя речи (с. 61).
а) — В доме у Тима висели картины, изображающие любимых животных и птиц. Картины назывались «Мама и пять ее детенышей». Кто нарисован на картинах? Назовите. Выделите голосом звуки [т] и [тъ]. (Утка и пять ее утят.)
б) «Кто как голос подает?» (с. 62).
— Корова мычит. А коровы ... .
в) «Скажи наоборот».
—Посмотрите на картинку. Цыпленок бежал, бежал и к маме-курице... (Подбежал.) К слову бежал приставили часть под, чтобы показать, что цыпленок приблизился к маме.
—Посмотрите на вторую картинку. Здесь цыпленок, наоборот, от мамы отбежал. Часть слова от- показывает, что цыпленок отдалился от мамы!
—Скажи наоборот:
подлетел — ...
подошел — ...
подплыл — ...
6. Итог занятия.
Игра « Чья команда больше назовет слов? ». Дети делятся на команды «Том» и «Тим». Команда «Том» называет слова со звуком [т], а команда «Тим» — со звуком [тъ].
ЗАНЯТИЕ №45
Тема: Буквы Т,т .
Цель: закрепить звуки [т], [тъ]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу односложных слов, чтению закрытых слогов, слов; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: фланелеграф, разрезная картинка с изображением топора, кассы букв, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Назовите по порядку звуки в словах «Том» и «Тим».
Дети друг за другом , по цепочке , называют по одному звуку .
2. Повторение характеристики звуков [т], [тъ].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.