Логопед показывает маленькое слово на — предлог , который стоит отдельно от других слов .
в) «Что где растет?»
Дети рассматривают и называют картинки, соединяют их дорожками, составляют предложения по схеме.
роза ёлка
смородина дуб
шишки грядка
морковь клумба
опята куст
желуди пень
4. Физминутка.
а) Имитация движений с речевым сопровождением «Летит пчелка на лужок» (см. стихотворение в п. 36)
б) Пальчиковая гимнастика. «Цветок»
Нежно дует ветерок. Будет пчел качать цветок. | Руки в вертикальном положении, ладонями друг к другу, наклоняются вправо-влево. |
Закрывают лепестки — Будут спать всю ночь цветки. | Пальцы собираются в горстку. |
г) Чтение предложения по схеме.
Дети читают слова, называют картинку, подбирают слово, называющее действие. Читают предложение.
5. Итог занятия.
Упражнение в составлении предложений и схем с предлогом на по индивидуальным картинкам.
ЗАНЯТИЕ № 39
Тема: Звуки [п], [пь].
Цель: уточнить произношение звуков [п], [пь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; познакомить с многозначностью слова плита, пила; развивать артикуляционную моторику, высоту и силу голоса.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, предметные картинки и картинки с изображением двух кастрюль, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Выделить первый звук в слове».
небо вата мак
носорог василек муха
нитки ветка мел
ночь велосипед мишка
— Какие звуки выделили? (звуки [н], [нь], [м], [мь], [в], [вь]) Что у них общего?
2. Артикуляционная гимнастика.
« Покусать верхнюю (нижнюю) губу». «Сильно сжать губы и разомкнуть». «Посидеть в тишине (без напряжения сомкнуть губы, удерживать позу 5-10 сек)».
3. Знакомство со звуками [п], [пь].
а) Из кастрюли лезет тесто,
Ему мало стало места.
Только тесто не молчит,
А пыхтит, пыхтит, пыхтит:
[п]-[п]-[п]
[пь]-[пь]-[пь]
— Покажем, как пыхтит тесто: губы спокойно сомкните, вдохните через нос и быстро выдохните через рот, воздушная струя легко разомкнет ваши губы.
Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале .
б) Характеристика звуков (по схеме).
4. Закрепление звуков [п], [пь] (с. 56).
а) — Посмотрите на тесто. Про него говорят: «Без рук, без ног, а в гору лезет». Как оно при этом пыхтит?
б) Произношение слогов с изменением силы голоса «Как лопаются воздушные пузырьки в тесте».
Шепотом с умеренной громко
Силой
в) — Какие фишки на звук [п], [пь] выбрал Юпик? Почему?
г) Дифференциация звуков [п], [пъ].-Игра. «Сигнальщики».
пироги пончики
пирожное запеканка
пышка печенье
пудинг
— Что готовят из теста? Назовите слова со звуком [п], [пь]
д) Запеканку и печенье,
Пудинг всем на удивленье
Приготовят мастера —
Это наши ... (повара).
— На картинке мы видим повара. Его зовут Петя. Петя получил письмо-приглашение.
Логопед открывает конверт и зачитывает текст .
— «Петр Петрович!. Приглашаем Вас принять участие в конкурсе поваров. Приезжайте в Пермь пятого апреля в пятницу. Победители получат призы.
Председатель Поварешкин».
— Назовите слова со звуками [п], [пь].
Поможем Пете победить. Будем группой поддержки. Нам надо набрать для него пять очков.
Первое задание для Пети.
— Рассмотрите картинку «На кухне». Назовите слова со звуками [п], [пь]. Определите место этих звуков в слове.
После выполнения задания логопед ставит очко - цифру один ( два , три , четыре , пять ).
Второе задание для Пети. «Произнеси быстро».
Петя пробует компот,
С повидлом пироги печет.
— Назовите слова из скороговорки со звуком [п], [пь].
Третье задание для Пети.
— Петя получил задание: испечь из теста два изделия.
Прочитайте схемы со звуком [п], [пь]. Дополнив их до целого слова, вы узнаете, что испек Петя. (Пончики, пирог.)
5. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Быстро вертится крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испек пекарь пироги.
Колобки и сушки,
Крендель для Танюшки.
Четвертое задание для Пети.
— На плите две кастрюли. В первой кастрюле надо сварить суп, а во второй — компот. Но условие одно: положить в кастрюли овощи и фрукты, в названии которых есть звуки [п], [пь].
У детей картинки : капуста , помидор , горох , перец , укроп , петрушка , апельсин , слива , персик и т . д . Дети отбирают картинки со звуками [ п ], [ пь ], определяют их место в слове и раскладывают картинки по «кастрюлям» .
Пятое задание для Пети.
— На чем готовят еду? Что еще называют словом плита?
(Строительная плита.)
Павел пил компот, а Полина компот ... (Пила.) Что еще называют словом пила? (Инструмент, рыбу.)
Вот плита и пила —
Интересные слова.
Одинаково звучат,
Но о разном говорят.
6. Итог занятия.
— Мы помогли Пете заработать пять очков. Петя — победитель. Юпик пригласил победителя в путешествие по планетам: Нептун, Плутон, Юпитер.
7. Домашнее задание.
Подобрать профессии, в названии которых есть звук [п], [пь].
ЗАНЯТИЕ №40
Тема: Звуки [п], [пь] (закрепление).
Цель: закрепить знания о звуках [п], [пь]; развивать фонематический слух; формировать навык звукового анализа; упражнять в употреблении несклоняемых существительных; развивать логическое мышление, высоту голоса.
Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки, предметы для игры в магазин по количеству детей, индивидуальные схемы, картинки с изображением деталей пальто, картинка с изображением огня, полоски бумаги, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Назовите профессии с начальным звуком [п], [пь].
2. Закрепление звуков [п], [пь] (с. 57).
а) — Какие первые звуки в названиях профессий? (Звуки [п], [пь].) Расскажите о звуках [п], [пь].
б) Письма нам приносит он.
Кто же это?
(Почтальон)
— Почтальон принес письмо. В нем зашифрованы слова. Вместо буквы П стоят точки. Помогите «прочитать» слова, подскажите звук [п] или [пь].
су. сто. .енек
це. .олка .ила
ка.итан .уговица ка.уста
в) Сочиняет он поэмы,
Песни и стихи.
Рифму к слову «дуэт»
Подберет нам ... (поэт).
— Поэт сочинил стихи.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте:
Слово быстро добавляйте,
К нему схему подбирайте.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней ... (помидора)
Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Адрес перепутали
Маленькие кони.
Вместо Лилипутии
К нам попали ... (пони).
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе ... (пять).
Для задания логопед выставляет картинки ( петушок , помидор , пони , пять ). Дети договаривают слово и подбирают к слову звуко - слоговую схему .
Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.